Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

LIII. О выкупе руки от котелка

Поиск

 

§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол., он может выкупить свою руку за 120 ден., что составляет 3 сол.

 

LIV. Об убийстве графа

 

§ 1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.

§ 2. Если кто убьет сацебарона или вице-графа – королевского раба, присуждается к уплате 12000 ден., что составляет 300 сол.

§ 3. Если кто убьет сацебарона – свободного, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.

 

LVII. О рахинбургах

 

§ 1. Если какие-либо из рахинбургов, заседая в судебном собрании и разбирая тяжбу между двумя лицами, откажутся сказать закон, следует, чтобы истец заявил им: «здесь я призываю вас постановить решение согласно Салическому закону». Если они (снова) откажутся сказать закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца присуждаются к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

§ 2. Если же они и не пожелают сказать закон, и не дадут обязательства уплатить в назначенный срок по 3 сол., они присуждаются к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

§ 3. Если же рахинбурги те будут судить не по закону, тот, против которого они вынесут решение, пусть предъявит к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что они судили не по закону, каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

 

LVIII. О горсти земли

 

§ 1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, (которые поклянутся в том), что ни на земле, ни под землею он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать чрез свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т.е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом, в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родственника по матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу, Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание, и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т.е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своею жизнью.

 

LIХ. Об аллодах

 

§ 1. Если кто умрет и не оставит сыновей, и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство.

§ 2. Если не окажется матери, и если он оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство.

§ 3. В том случае, сли их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство.

Приб. 1-е. Если не будет сестры матери, пусть сестры отца вступят в наследство.

§ 4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит во владение наследством.

§ 5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям.

 

LX. О желающем отказаться от родства

 

§ 1. Он должен явиться в судебное заседание перед лицо тунгина и там сломать над своей головою три ветки, мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну.

 

LXII. О вире за убийство

 

§ 1 Если будет лишен жизни чей-нибудь отец, половину виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину пусть разделят между собою ближайшие родственники как со сторону отца, так и со стороны матери.

§ 2. Если ни с одной стороны, ни со стороны отца, ни со стороны матери не окажется никакого родственника, эта часть пусть отбирается в пользу казны.

 

LXIII. Об убийстве свободного человека в походе

 

§ 1. Если кто лишит жизни свободного человека в походе, и убитый не состоял на королевской службе, (убийца) присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.

§ 2. Если же убитый состоял на королевской службе, уличенный в убийстве присуждается к уплате 1800 сол.

Выверено по изданию Салическая правда. М., Образц. тип.

им. Жданова, 1950. (Моск.гос.пед.ин-т им. Ленина. Ученые записки,

т.LXII). Перевод Н.П.Грацианского.


Тема 3. ПРОЦЕСС ФЕОДАЛИЗАЦИИ ФРАНКСКОГО ОБЩЕСТВА В VII – X ВВ.

 

1. Основные источники процесса феодализации франкского общества, их типы.

2. Социально-экономические и политические причины разорения аллодистов.

3. Основные пути обезземеливания крестьянства и попадания крестьян поземельную зависимость:

а) прекарные сделки;

б) залоги;

в) продажа земли;

г) захваты крестьянских аллодов крупными землевладельцами и церковью.

4. Потеря личной свободы через:

а) кабальные сделки;

б) прямое насилие.

5. Политика королевской власти в отношении крестьянства.

 

ИСТОЧНИКИ

1. История средних веков: Хрестоматия /Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко (V-XV вв.). – М., 1969 и 1980.

2. Практикум по истории средних веков. Вып.I. – М., 1981. – С.69-87.

3. Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П.Грацианского, С.Д. Сказкина. – М., 1953. Т.I. – С.144-156.

4. Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1961. Т.I.

5. Шаферова Л.А. Французская деревня и вотчина в VIII-X вв. – Красноярск, 1989. – С.19-22.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бессмертный Ю.Л. Некоторые дискуссионные вопросы генезиса феодализма на территории Франции //Средние века. – М., 1984. Вып.47.

2. Гуревич А.И. Начало феодализма в Европе // Арон Гуревич. Избранные труды. В 4-х т.т. Том 1. Древние германцы. Викинги. – М. – СПб.: Университетская книга, 1999. – С. 180 – 342.

3. Данилов А.И. К вопросу о роли светской вотчины в эпоху генезиса феодализма //Средние века. – М., 1958. Вып.XII.

4. История крестьянства в Европе. – М., 1985. Т.I. Гл.6.

5. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. – М., 1963. – С.51-69.

6. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI-XV вв.). – М., 1967. – С.33-42.

7. Мильская Л.Т. Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее роль в закрепощении крестьянства. – М., 1957. Гл.2.

8. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. – М., 1956. Гл.1,2, (§2,3), 8.

9. Неусыхин А.И. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв. – М., 1964. Гл.I.

10. Романова Е.Д. Прекарий на землях Сен-Галленского аббатства в VIII-IX вв. // Средние века. – М., 1959. Вып.XV.

11. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. //Сказкин С.Д. Избр. труды по истории. – М., 1973.

12. Михайловская Н.С. Каролингский иммунитет //Там же.

13. Энгельс Ф. Франкский период //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.19.

14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. Гл.VIII.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Начавшийся у франков еще во второй половине VI в. процесс феодализации резко ускорился в VIII-IX вв.

При изучении процесса феодализации франкского общества необходимо учитывать две его стороны: 1) разорение мелких свободных земельных собственников – франков и галло-римлян – и попадание их в поземельную и личную зависимость, то есть формирование класса феодально зависимого крестьянства; 2) рост феодального землевладения, в результате чего сформировалась феодальная вотчина, и образование класса светских и духовных феодалов.

Прежде всего студенту необходимо выяснить причины, вынуждавшие самостоятельных крестьян-аллодистов вступать в поземельные сделки с крупными земельными собственниками, зачастую приводившими крестьян к полной или частичной потере земельной собственности и превращению свободных аллодистов в зависимых тяглых держателей.

Изучение условий отдельных поземельных сделок позволит студенту получить конкретные представления о складывании основ феодального строя во Франкском государстве.

Основными для изучения процесса генезиса феодализма у франков являются:

документальные источники – прекарные, пестарные, кабальные, залоговые и иммунитетные грамоты, формулы, картулярии;

законодательные источники – капитулярии и эдикты франкских королей;

нарративные источники – «История франков» Григория Турского – епископа г.Тура, жившего ок. 540-594 гг.

В документальных источниках отражены не только предпосылки обезземеливания аллодистов, но и основные пути попадания их в поземельную и личную зависимость от крупных земельных собственников – светских и церковных. Особое внимание следует уделить анализу прекарных сделок. Студент должен изучить основные виды прекариев, проанализировать последствия заключаемых сделок для обеих сторон.

Документальные источники помогут выявить методы и приемы, используемые крупными феодалами для втягивания крестьян в поземельную и личную зависимость.

Законодательные источники показывают двойственный характер политики королевской власти в отношении процесса разорения крестьянства; необходимо выяснить причины такой политики.

С достижениями современной медиевистики в изучении процесса генезиса феодализма во Франкском государстве студент может ознакомиться в рекомендуемом разделе «Истории крестьянства в Европе».

 

Тексты источников

 

Прекарий


Прекарная грамота
(Вестготская формула № 36, VII в.)

Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу... Посему настоящею моею прекарной грамотой обещаюсь никогда никакого противодействия и ущерба вам по отношению означенных земель не наносить, но во всем поступать вам на пользу... Десятины и другие платежи, свойственны колонам, ежегодно вносить обязуюсь... Если же я, забыв условия моей настоящей прекарной грамоты, что-нибудь из обещанного осмелюсь нарушить... Вы будете иметь полное право с названных земель меня изгнать и снова распоряжаться по своему праву, как должно.

 

Престарная грамота
(Салическая формула Биньона № 22, конец VIII в.)

Во Христе сыну церкви такому-то, во имя божие, такой-то, аббат монастыря такого-то святого. Согласно твоей просьбе последовало наше определение: две трети принадлежавшей нам части в местечке таком-то, в округе таком-то, каковую часть ты недавно... нам продал... передать тебе, по милости нашей, в пожизненное пользование. Так мы и сделали. Посему настоящую, рукою нашею скрепленную престарную грамоту тебе дали [с условием], чтобы ежегодно в праздник означенного святого ты платил за это столько-то чинша, а также такую-то десятину со своего урожая... и землю пожизненно, по нашей милости, удержишь; на том, однако, условии, чтобы никоим образом не продавать, ни дарить, ни другим божьим домам передавать, ни в собственность заклевывать, ни наследникам своим в качестве аллода оставлять, ни расточать эту землю ты не имел права, но по смерти твоей, помимо всякого вмешательства судьи, перешла бы в собственность монастыря со всеми улучшениями и застройками.

 

Прекарная грамота
(Салическая формула Меркеля № 34, конец VIII в.)

Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, согласно нашей просьбе и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки и для пользования по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами... А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то... с землями, домами... на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.

 

(Формула из Рейхенау № 17, конец VIII в.) Прекарная грамота

Достопочтенному господину и во Христе отцу, аббату монастыря такого-то. Известно, что такой-то, ныне покойный, все, что имел в местечке таком-то, подарил такому-то монастырю, церкви такого-то святого и просил, чтобы после него сыновья его до смерти имели эти земли и чинш платили, именно, столько-то и столько-то. В настоящее время сын его такой-то обратился с просьбой, чтобы означенные земли по его смерти сыновьям его были уступлены в пожизненное пользование. На это мы изъявили свое согласие, с условием, чтобы означенный такой-то ежегодно чинш свой соответственно платил в большем размере, именно, столько-то и столько-то.

 

Письмо [о том], если кто-либо церковное имущество в пользование получит и свою собственность за это даст
(Формула Маркульфа, кн. II, № 39, около 700 г.)

Святому и апостолическому господину во Христе отцу такому-то, епископу, такой-то и супруга моя такая-то. Согласно нашей просьбе ваше милосердие и благоволение определили, чтобы некое [принадлежащее] вашей церкви местечко такое-то, находящееся там-то... вы позволили нам обрабатывать... пожизненно... мы же, как было условлено, за означенное пользование, а также для спасения души нашей, другое местечко такое-то, расположенное там-то, по смерти нас обоих вам и преемникам вашим для названной церкви пожертвовали на том, однако, условии, чтобы, пока мы живы, вышеозначенными местечками - и тем, что вы нам предоставили и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали названной церкви... владели на правах пользования; после же смерти нас обоих названные местечки, как мы сказали, без всякого возобновления прекария, каковой обычай есть у других, в силу этого письма... вы и преемники ваши или представители ваши вернете в ваше распоряжение, и наше владение никогда не должно причинять вам никакого ущерба.

 

Прекарная грамота
(Буржская формула № 2, VIII в.)

 

Господину нашему, такому-то и госпоже нашей такой-то. Известно, что родитель наш занимал эту принадлежащую нам землю и написал вам прекарную грамоту, каковую и мы возобновляем, подписями скрепляем и смиренно просим, чтобы благочестие ваше разрешило нам владеть тою же землею. А чтобы наше владение этой землею не наносило никакого ущерба ни вам, ни наследникам вашим, мы вручили вам эту прекарную грамоту с обещанием, что если когда-либо, вопреки условиям этой грамоты, не потщимся выполнить со всяким послушанием вашу службу или какие-либо данные от вашего имени управляющими вашими приказания или скажем, что земля, которую мы владеем, не ваша собственность, обязаны будем заплатить вам штраф по всей строгости законов, как бесчестные захватчики, и вы будете иметь полное право, не прибегая ни к какому суду, прогнать нас оттуда.

 

Прекарная грамота
(Грамота Сен-Галленского монастыря, 838 г.)

Бернвик, милостью Христа аббат монастыря святого Галла. С согласия нашей братии и фогта нашего Паутона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар в поименованных местах [далее следует семь названий], все то, что имеется в тех местах с домами, строениями, рабами, лесами, всем движимым и недвижимым, возделанными и невозделанными, всем, что можно назвать и поименовать и что содержится в дарственной грамоте; так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш, то есть два денария. Пусть же так поступает и его законный наследник, если удостоится от бога иметь такового. Если же сам [прекарист] захочет выкупить это [имущество], может это сделать за один солид; если же выкупить захочет его наследник, выкупает за два солида...

 

Грамота о том, кто передает куда-либо свое наследственное достояние с условием предоставления ему там пищи и одежды
(Сен-Галленская формула № 15, вторая половина IX в.)

 

Я, такой-то, ввиду приближения старости и того, что за нею обычно следует, - бедности, дарю такому-то святому месту или какому-либо сильному мужу все, чем владею, доставшееся по наследству и приобретенное куплей, на том, однако, условии, чтобы означенный муж, или епископ, или настоятели этого места тотчас же мое имущество себе взяли, но взамен меня приняли под свою заботу и попечение и до дня смерти моей ежегодно неукоснительно давали мне по две одежды полотняные, столько же шерстяных, а также в довольном количестве съестных припасов - хлеба, пива, овощей, молока, а по праздникам мяса. А на третий год пусть снабдят меня плащом и, по мере надобности предоставляют рукавицы, обувь, онучи, мыло и баню, в особенности необходимую для немощных, также солому, ибо не сыну своему и не кому-нибудь из родных, но только им оставил я все свое имущество. Буде же чего из вышеупомянутого меня лишат, имущество мое пусть мне вернут, при том, впрочем, условии, если не обратят внимания на мои просьбы и нижайшие мольбы обращаться со мной мягче и человечнее; если же, как думаю, по добру захотят со мной обращаться, тогда властною рукою, без всякого противодействия сонаследников и родственников моих, настоятели этого места пусть владеют всем [имуществом] навеки.

 

II. Залог земли


(Турская формула № 13, VIII в.)

 

Высокому брату такому-то я, такой-то. По моей просьбе вы изъявили свое согласие предоставить мне в пользование такие-то ваши вещи и на столько лет. Так мы и сделали. Я же за это пользование закладываю вам местечко, мою собственность, называемую так-то, в таком-то округе, во всей ее целости, на том условии, чтобы, когда истечет положенное число лет и ты соберешь с названной земли столько-то урожая, я означенный долг тебе уплатил и имущество мое вместе с моим обеспечением из твоих рук принял. Если же пренебрегу или замедлю [с уплатой], означенный долг вдвойне уплатить тебе обязуюсь.

 

III. Кабала


1) Из формул
Вот продажа, если кто продает себя
(Анжерская формула, конец VI в.)

 

Господину моему такому-то и супруге его такой-то я, такой-то. Так как попутал меня грех и я совершил кражу ваших вещей и не иначе, как закабаливши мою свободу к вам в рабство, могу дать вам удовлетворение, - вот я без всякого принуждения и приказания, но вполне добровольно, закабаляю себя за этот грех в рабство, Я должен получить от вас цену, как мною установленную, столько-то солидов, а вы отныне будете иметь полную власть делать со мной все, что угодно, как с прочими подвластными вам рабами. Если же я сам, или кто из моих родственников, или же кто из посторонних решит противодействовать этой продаже, которая совершена по моей просьбе, добровольно, пусть внесет тебе и казне штраф столько-то солидов... а эта продажа пусть останется неизменной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.009 с.)