ТОП 10:

Из «хроники первых четырёх Валуа»



В то время вспыхнул бунт жаков в Бовэзи, и начался он в Сен-Ле де-Серан и в Клермоне в Бовэзи, Между ними был один человек, видавший виды и хороший говорун, статного телосложения и красивый лицом.

Имя ему было Гльом Шарль. Его-то жаки и выбрали своим вожаком, но о хорошо видел, что это – люди на малые дела, почему и отказался руководить ими. Однако жаки заставили его силой и сделали своим правителем вместе с одним человеком, бывшим госпитальером, видевшим войну. Видел войну и Гильом Шарль, и он говорил жакам, чтобы держались вместе, И когда увидели жаки, что их собалось множество, набросились они на дворян и многих из них умертвили. И ещё хуже сделали они, как люди неразумные и необузданные и с малым смыслом, ибо умертвили они также множество знатных женщин и детей, хотя Гильом Шарль и говорил им не один раз, что слишком многое они себе позволяют.

И увидел Гильом Шарль, что дело не может так оставаться, ибо, если бы они стали дествовать порознь, дворяне легко бы их одолели; поэтому он послал наиболее благоразумных и наиболее почтенных люде к купеческому старшине Парижа, написавши ему, что будет его помощником, если и тот окажет ему в случае нужды подмогу и помощь. Это очень обрадовало руководителей трёх сословий, и отписали они Гильому Шарлю, что окажут ему помощь с полной готовностью. И пришли эти жаки в Геллефонтен. Напуганая ими графиня Валуа, там проживавшая, притворно оказала им радушный приём и распорядилась снабдить их съестными припасами. Ибо взяли они в обычай, чтобы люди неукреплённых городов, по которым они проходили, мужчины или женщины, выставляли на улицах столы и угощали там жаков, которые проходили потом дальше, сжигая дома дворянства.

Тогда дворяне, прибывшие в поисках убежища к королю Наварры, просили его, чтобы соизволил он принять меры и позаботиться о том, как бы сокрушить, поразить и уничтожить этих жаков. «Государь, - говорили они ему – вы первый дворянин в мире, не потерпите же, чтобы дворянство погибло. Ведь если эти люди, именующие себя жаками, продержаться долго, а добрые города им помогут, дворянство ими будет совсем уничтожено». Тогда согласился Карл, король Наварры, оказать им подмогу против жаков…

Когда король Наварры взял с дворян клятву, что в его делах не будут они ему перечить, он выступил из Лонгвиля с рыцарями и английскими наёмниками, всего около 400 воинов, пошёл спешным маршем на жаков Бовэзи и у Клермона в Бовэзи стал перед ними лагерем. Было там два отряда французского дворянства: одим из них командовал он сам, а другим – сир пекиньи и викот де Кен. Кроме того, Роберт Серкот командовал отрядом английских наёмников.

Жаки хорошо знали, что корольНаварры и дворяне идут на них. И держал им речь Гильом Шарль: «Дорогие сеньоры, вы знаете, что дворяне идут на нас, а они – большие люди, опытные в военном деле. Если вы мне доверяете, пойдёмте к Парижу. Там займём какое-нибудь укреплённое место и будем иметь от горожан поддержку и помощь». И закричали тогда жаки, что ни в коем случае они не отступят, так они достаточно сильны для того, чтобы разбить дворянство. Видя, что ихтакое множество, слишком они были в себе уверены. Гильом Шарль и госпитальер выстроили жаков в боевой порядок, обазовавши из них два отряда по 3 тыс. человек в каждом. Тех, у кого имелись луки и арбалеты, выставили они вперёд, а перед ними поставили свои повозки. Ещё один отряд они образовали из своих кавалеристов, и было в нём 600 человек, из которых большинство имело оружие, и стояли они там, выстроенные в таком порядке, два дня.

Король Наварры и дворяне… всего около 1000 вооружённых людей, расположились … перед лагерем жаков, которые держались с внушительным видом, в порядке, трубили в трубы… громко кричали «Монжуа» и имели множество знамён с изображением цветка лилии…

Король Наварры попросил перемирья у вождя жаков и выразил желание переговорить с ним. Гильом Шарль пошёл к нему запросто, не потребовавши никаких заложников… так как жаки остались без вождя, Роберт Серкот ударил на них с фланга со всеми своими людьми и сломил один из отрядов силой мечей, да и горячие кони топтали и опрокидывали при этом натиске перед собою жаков. Тогда жаки совсем смешались, так как не было с ними их капитана; они сами стали давить друг друга, и множество их было убито англичанами…

Так были сокрушены и поражены жаки и в Бовэзи, и в окрестностях. В Бри граф де Руси избил их их великое множество и приказывал вешать их на их же дверях.

 

Из письма Этьена Марселя к городам Фландрии

От 11 июля 1358 г.

Дорогие сеньоры и добрые друзья! Мы полагаем, чтовы достаточно наслушались разговоров о том, как великое множество дворян из вашей области Фландрии, Артуа, Булони, … Чингур, Понтье, Геннегау, Корби, Бовэзи, Вермандуа и многих других местностей, следуя своему обычаю утеснять всех недворян… явились с оружием в руках для войны, убийства и разбоя по сю сторону Соммы и Уазы. И хотя многим их них не было сделано никакого зла, всё же они пожгли города, избили добрых людей этой местности без всякой жалости и милосердия, разгромили и разграбили всё, что попалось им под руки… И доселе всё ещё продолжают они упорствовать в своей злобе: всех встречных торговцев или убивают, или выкупом облагают, товары у них отнимают; всякого недворянина, жителя добрых городов или открытой страны, и всякого земледельца умерщвляют, грабят и обдирают до нитки… И тот, кто поможет в защите доброму народу, добрым земледельцам и добрым торговцам… против этих убийц, грабителей и злых врагов бога и веры, более заслужит у господа нашего, чем если бы он пошёл в крестовый поход на сарацинов…

Дорогие сеньоры и добрые друзья! Некоторые из дворян и приспешников их хотят оправдать неистовства, учинённые ими в Бовэзи и над нами, ссылкой на то, что некоторые люди открытой страны в Бовэзи, поднявшись против дворян, убивали их с жёнами и детьми и разрушали дома их; а также на то, что мы им в этом деле будто бы помогали и потворствовали… соблаговолите принять к сведению по этому поводу следующее: названные дела были начаты и сделаны в Бовэзи помимо нашего ведома и желания, и мы предпочли быскорее умереть, чем одобрить поступки некоторых людей открытой стран в Бовэзи. Напротив, мы послали 300 воинов из людей наших с верительными грамотами, имея целью положить конец неистовствам, ими чинимым. И так как они не пожелали прекратить то, что делали, и требованиям нашим не вняли, люди наши от низ ушли согласно приказанию нашему, оповестивши в 60 селениях, чтобы никто под страхом потерять олову, ни детей, ни жён дворян не убивал… а также ни разбоем, ни грабежом не занимался и домов не сжигал и не разрушал.


Тема 13.ВОССТАНИЕ АНГЛИЙСКОГО НАРОДА В 1381 ГОДУ

1. Англия во второй половине XIV вв. (столетняя война, Д. Виклеф, лолларды).

2. Положение английского крестьянства. Причины восстания.

3. Ход восстания. Программы восставших.

4. Причины поражения восстания. Его последствия.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Практикум по истории средних веков. Вып. II. – М., 1981. – С. 4-82; М., 1988. – С. 47-72.

2. Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. С.Д. Сказкина. Т. II. – М., 1963. - С. 308-336.

3. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. Разные изд.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева К.Д. Огораживания общинных земель в Англии в XIII в. // СВ. – М., 1955. Вып. VI.

2. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. – М., 1962.

3. Гутнова Е.В. Изменения в социальной структуре английской деревни в XI-XV вв. // Классы и сословия средневекового общества. – М., 1988. – С. 88-98.

4. Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.). – М., 1984. – С. 25-41, 121-148 и гл.3.

5. Гутнова Е.В. Крестьянство и налоговая политика английского феодального государства в XIII-XIV вв. //Из истории средневековой Европы. – М., 1957. – С.19-45.

6. История Европы. Т. 2. – М., 1992.

7. История крестьянства в Европе. – М., 1986. Т. 2. - Гл. 5, 16.

8. Косминский Е.А. Исследования по аграрной истории Англии XIII века. – М.; Л., 1947. Гл. IV, V.

9. Косминский Е.А. Эволюция форм феодальной ренты в Англии в XI-XV вв. // Проблемы английского феодализма в историографии средних веков. – М., 1963.

10. Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950.

11. Очерки истории Англии. Средние века и новое время: Пособие для учителей/ Под ред. Г.Р.Левина. – М., 1959.

12. Петрушевский Д.М. Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феодального строя в Англии. – М., 1937.

13. Сапрыкин Ю.М. Взгляду Джона Уиклифа на общность имущества и равенство //СВ. – 1971. – Вып. 34.

14. Семёнов В.Ф. Восстание Уота Тайлера в исторической литературе и концепции Д.М.Петрушевского //СВ. – 1946. – Вып. II.

15. Семёнов В.Ф. Рецензия на книгу Р. Хилтона и Г. Фагана “Восстание английского народа в 1381 г.” //СВ. – 1954. – Вып. V.

16. Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории. – 1959. Гл.1,2.

17. Фаган Г. Обнажённый меч. Эпизоды из истории Англии. – М., 1962.

18. Хилтон Р., Фаган Г. Восстание английского народа в 1381 году. – М., 1952.

19. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. – С. 435-437.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

В развитии аграрных отношений в Европе XIII-XIV вв. определяющими стали: 1) освобождение крестьянства от личной зависимости и 2) усиление феодальной эксплуатации.

В источниках, приводимых в практикуме и хрестоматиях, необходимо найти данные об изменениях, происшедших в связи с этими процессами в имущественном и правовом положении английского крестьянства XIII-XIV вв. О политике феодального государства в отношении крестьянства можно получить представление из трактата английского юриста Генри Брайтона «О законах и обычаях Англии» (середина XIII в.) и «Ордонанса о рабочих и слугах» (1349 г.) (положившего начало рабочему законодательству).

Причины, повод и ход восстания 1381 г. под предводительством Уота Тайлера нашли отражение в различных нарративных и документальных источниках.

Так, петиция, представленная палатой общин в 1377 г., позволяет проанализировать социальную ситуацию в Англии накануне восстания.

Ход восстания 1381 г. подробно освещён в «Анонимной хронике», неизвестный автор которой был, вероятно, монахом и очевидцем описываемых событий, и в «Английской истории» Томаса Уолсингема. Эти источники дают возможность студенту выяснить требования восставших, отражённые в Майл-Эндской и Смитфилдской программах; определить, как в них отразились интересы различных социальных слоев, принимавших участие в восстании, выявить различия в интересах отдельных слоев крестьянства. Программные требования наиболее радикальной части восставших приводятся в «Исповеди Джека Строу», изложенной Уолсингемом в «Истории Англии».

Следует обратить внимание на отношение восставших к королю, иговникам, представителям других сословий, иностранцам.

Источники позволяют получить представление и о характерных чертах идеологии английского крестьянства того времени.

Разобраться в предложенных студенту вопросах поможет рекомендованная к теме литература. Кроме специальных монографий о восстании английского народа 1381 г., большое внимание этому восстанию уделено в монографии Е.В. Гутновой «Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.)». – М., 1984 (восстанию 1381 г. посвящены гл. 2 и 3 первой части книги. – С.95-179).

 

Тексты источников

Генри Брактон







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)