Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционально-должностная инструкция специалиста по приему рецептов и отпуску лекарств.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
График работы Студента 501 группы фармацевтического факультета ДВГМУ в период производственной практики по управлению и экономике фармации в Аптеке №78 г.Томска пр.Фрунзе 174.
Подпись руководителя: Марченко Н.И.
Печать организации:
I. Общее знакомство с работой аптечного предприятия. Аптека №78 - является структурным подразделением (филиалом), муниципального учреждения «Томскфармация», которая находится по адресу: г. Томск, пр. Фрунзе 174. Аптека расположена на первом этаже девятиэтажного здания, имеет подвальные помещения. Внешнее оформление аптеки содержит вывеску с указанием наименования учреждения, часов работы (с 8 00 до 20 00), адреса и телефона дежурной аптеки. В настоящее время Аптека №78 является аптекой 1 категории. Общая площадь аптеки составляет 486,2 м2 (в том числе площадь помещений подвала - 114.2 м2, площадь помещений 1 этажа – 372.0 м2). В состав помещений аптеки входят: торговый зал площадью приблизительно 95 м2, в котором расположены рецептурно-производственный отдел (РПО), непосредственно сообщающийся с ассистентской комнатой, и отдел безрецептурного отпуска (ОБРО). В торговом зале, имеется различная рекламная информация: информационные плакаты, брошюры. Помимо этого аптека включает в себя: асептический бокс, бухгалтерию, кабинет заведующей, а также материальную комнату.В подвале расположены материальные, комната отдыха сотрудников, гардероб. Все помещения данной аптеки по площади и взаиморасположению соответствует требованиям СНиП 11-69-78. Санитарное состояние аптеки удовлетворительное и отвечает требованиям санитарного режима (Приказ № 309 от 21.10.97 «Инструкция по санитарному режиму»). Рабочие места оснащены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Оснащение аптеки полностью удовлетворяет объёму работы и достаточно для выполнения основных функций. Аптека осуществляет свою деятельность в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан»; нормативными актами Министерства Здравоохранения РФ; положением о муниципальном учреждении, утверждённым решением Совета народных депутатов г. Томска. Устав разрабатывается в соответствии с законом РФ «О собственности и предпринимательской деятельности», законодательными актами, регулирующими лекарственное обеспечение, а также с учётом рекомендаций местных органов здравоохранения о желаемом профиле деятельности аптеки. В настоящее время персонал аптеки формируется администрацией, которая сама определяет его состав и численность, исходя из производственной необходимости. Штатное расписание составляется заведующей аптекой каждый год. Штат персонала аптеки - 15 человек. Весь персонал аптеки делится на 2 группы: ü работники аппарата управления; ü фармацевтический и другой персонал; Из штатного расписания следует, что работников с высшим и средним фармацевтическим образованием 12 человек, кроме того, другой персонал составляет 3 человека: · руководитель филиала – 1; · заместитель руководителя – 1; · провизор – технолог – 3; · провизор – аналитик – 1; · фармацевты – 6; · уборщицы производственных помещений – 2; · санитарка мойщица – 1;
Такое количество сотрудников является достаточным для выполнения аптекой основных торгово-производственных функций. МУ «Аптека №78» осуществляет лекарственное обслуживание населения Советского района г.Томска, а также лечебно-профилактических учреждений. В своей деятельности аптека нацелена на следующие задачи: 1. Обеспечение населения и прикрепленных ЛПУ лекарственными, лечебно-профилактическими средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукцией, разрешенных к применению в РФ; 2. Изготовление лекарственных средств по индивидуальным прописям врачей и требованиям ЛПУ; 3. Проведение мероприятий по контролю качества лекарственных средств, обеспечивающих гарантию качества отпускаемых медикаментов; 4. Получение, хранение и отпуск наркотических, психотропных веществ, ядовитых средств, препаратов Списка ПККН и этилового спирта; 5. Проведение профилактических мер, направленных на исключение брака при приготовлении лекарственных средств; 6. поддержание соответствующих условий хранения лекарственных средств, обеспечивающих их сохранность, эффективность и безопасность; 7. оптимизация процесса обслуживания населения в торговом зале.
Для получения права осуществлять лекарственное обеспечение населения и ЛПУ каждое аптечное учреждение должно в обязательном порядке пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность. Один раз в пять лет аптека проходит лицензирование, получает лицензию на все перечисленные в ней виды деятельности. Лицензирование является формой государственного регулирования фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством РФ, приказами и распоряжениями Министерства Здравоохранения РФ, а также способом контроля государства за соблюдением аптечными учреждениями требований нормативных актов, предъявляемых к деятельности, связанной с оказанием лекарственной помощи населению. Порядок лицензирования регламентируется “Постановлением правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности” 11.02.02г. Аптечное управление мэрии города Томска, осуществляющее организационно-методическое руководство аптечного учреждения (по Уставу), заключает контракт с руководителем аптечного учреждения Аптеки №78, в котором оговариваются обязанности обеих сторон, функции и права руководителя, его оплата труда, условия работы и отдыха. Срок действия контракта - 3 года, по истечении срока действия контракт заключается вновь с учётом возможных изменений и дополнений. МУ «Томскфармация» имеет лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности и копии протокола к лицензии на филиал (с указанием исполнительного адреса). Лицензию на право работы с наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в список 2, в соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», лицензию на право работы с психотропными веществами, внесенными в список 3, согласно ФЗ «О наркотических и психотропных веществах». В протоколе к лицензии на филиал указан вид деятельности. Существует определенный перечень документов, который необходимо представить в лицензирующий орган, требования других документов является незаконным. К числу требуемых документов относятся: 1. свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 2. свидетельство присвоения ИНН; 3. санитарно – эпидемиологическое заключение; 4. технический паспорт на занимаемое помещение; 5. документы, подтверждающие законное использование помещения (договор аренды, свидетельство о собственности и т. д.); 6. дипломы специалистов (в случае изменения фамилии, документы подтверждающие это); 7. сертификаты специалистов; 8. письмо о постановке на учет в Комитете государственной статистики; 9. заключение пожарной инспекции; 10. квитанция об оплате лицензионного сбора. Последние два документа, согласно ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не являются обязательными, но требуются лицензионной палатой Томской области со ссылкой на требования Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития МЗ и СР РФ. Все документы, предоставляемые в лицензионную палату, должны быть нотариально заверены, либо копии подаются вместе с оригиналами. Для работы с препаратами списков ПККН, необходимо оборудование специальной комнаты хранения препаратов. При этом помещения должны быть оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, а в лицензионную палату необходимо предоставить заключение УВД о соответствии укрепленности объекта предъявляемым требованиям (см. приказы №80 от 04.03.03, №330 от 12.11.97, №377 от 13.11.96, №454 от 21.06.02, №277 от 18.12.03, №681 от 30.06.98).
Процесс лицензирования является очень трудоемким процессом и имеет ряд этапов: 1 этап: Подготовительный. ü подготовка объекта к лицензированию; ü оформление необходимых документов. 2 этап: Представление документов в лицензирующий орган. ü подача пакета документов в лицензионную палату Томской области. 3 этап: Обследование объекта. ü обследование объекта лицензирования специалистами лицензионной палаты и центра по сертификации и контролю качества ЛС Томской области. 4 этап: Вынесение вопроса на заседание территориальной лицензионной комиссии. ü принимается решение о соответствии/несоответствии объекта лицензионным требованиям и условиям, даются рекомендации по устранению выявленных недостатков; (на данном этапе все решения носят только рекомендательный характер). ü Отправка документов в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития МЗ и СР РФ на рассмотрение. 5 этап: Принятие окончательного решения. ü принятие решения о возможности/невозможности осуществления заявленных видов деятельности; в случае соответствия – вручение лиценциату лицензии и протокола к лицензии с указанием видов деятельности, в случае несоответствия – обоснование принятого решения. На подготовительном этапе готовится объект лицензирования на соответствие набору помещений и площадям, заказывается вывеска, устанавливается торговое оборудование, регистрируется кассовый аппарат, размещается холодильное оборудование, термометры, гигрометры, заводятся соответствующие журналы, размещается информационный стенд в торговом зале, подписываются шкафы и т. д. (подробно см. приказ №80 от 04.03.03.). Выдаче лицензии предшествуют процессы аккредитации и сертификации, которые предполагают проверку квалификационного состава учреждения, собственной или арендованной МТБ; соблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, прав охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации продукции; наличие сертификатов качества на товар. По итогам проверки составляется акт экспертизы с заключением: “подлежит лицензированию”, и учреждению выдаётся сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам. Кроме сертификата аптечного учреждения, необходимыми документами для получения лицензии на фармацевтическую деятельность являются сертификаты специалистов этого учреждения. Сертификат специалиста - документ, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Этот документ выдаётся каждому специалисту в результате сертификации и подтверждает, что его обладатель имеет определённый уровень теоретических знаний и практических навыков, достаточный для самостоятельной фармацевтической деятельности на территории РФ. Сертификат специалиста подтверждается каждые 5 лет. Аккредитация, сертификация и лицензирование в Томской области проводится Государственным Центром лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области. Вместе с лицензией выдаётся протокол, который содержит сведения о профиле или специализации вида фармацевтической деятельности аптечного учреждения, а также перечень оказываемых услуг населению по лекарственному обеспечению. Лицензия без протокола или протокол без лицензии недействительны. Срок действия лицензии – 5 лет. Все перечисленные документы (лицензия, протокол к лицензии, сертификат, свидетельство о регистрации) находятся в кабинете заведующей аптеки и хранятся в сейфе. По общепринятой классификации аптека №78 в зависимости от специфики работы является аптекой общего типа, а в зависимости от обслуживаемого контингента - аптекой открытого типа, реализующей лекарственные средства населению за наличный расчёт и осуществляющей лекарственное обеспечение ЛПУ за безналичный расчёт. К ЛПУ, находящимся на обеспечении аптеки №78, относятся: 1. МЛПМУ «Поликлиника №1»; 2. МЛПУ «Поликлиника №2»; 3. Поликлиническое отделение №2 детской больницы №3; 4. МЛПУ «Поликлиника №6»; 5. Поликлиника ТНЦ СО РАН; 6. МЛПУ «Поликлиника № 8»; 7. Межвузовская больница; 8. Стоматологическая клиника «Томдент», «Мэтр».
Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности и специфической мерой материального воздействия. Материальная ответственность работников предусмотрена и определена Трудовым кодексом РФ и Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причинённый предприятию, организации, учреждению (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.07.76). В соответствии с действующим законодательством материальную ответственность несут все без исключения работники, т.е. лица, состоящие в трудовых отношениях с организацией, в т.ч. внештатные и временные. Материальная ответственность возникает только при причинении вреда, т.е. нанесении действительного ущерба имуществу работодателя или здоровью работника, либо его заработку. В зависимости от того, кем был нанесён ущерб, различают материальную ответственность работникаиматериальную ответственность работодателя. Если аптечной организации нанесён ущерб её работником, то работник обязан этот ущерб возместить. В свою очередь, на работодателя возлагается материальная ответственность за вред, нанесённый здоровью работника или его имуществу, либо за ущерб, причинённый незаконным увольнением. К материальной ответственности могут быть привлечены все работники, но, как правило, возмещение ущерба ограничивается по отношению к заработной плате работника. Такая материальная ответственность называется ограниченной.Эти ограничения могут быть различны. Наиболее распространена такая материальная ответственность работника, при которой он обязан возместить прямой действительный ущерб в пределах своего среднего месячного заработка. Если на работника возложена обязанность возместить ущерб в полном размере без всяких ограничений, то такая материальная ответственность называется полной. Полная материальная ответственность оформляется письменно в виде договоров и, в свою очередь, подразделяется на индивидуальную и коллективную.
Индивидуальная материальная ответственность Индивидуальная материальная ответственность для работников, занятых в сфере здравоохранения, в настоящее время утверждена приказом МЗ СССР № 222 от 14.03.78 «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации». Письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут быть заключены не со всеми работниками, а только с теми из них, кто занимает должности или выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей, отпуском, перевозкой или перемещением в процессе производства переданных им ценностей. Договор об индивидуальной материальной ответственности составляется в 2 экземплярах: первый храниться у директора аптеки, а второй – у материально-ответственного лица (МОЛ). С директором аптеки, в случае если он является МОЛ, подобный договор заключает учредитель. Прежде чем привлекать работника к материальной ответственности необходимо провести тщательную проверку причин, повлекших за собой возникновение ущерба с учётом письменных объяснений работника (если таковые имеются), а при необходимости воспользоваться заключением экспертов и специалистов. Распоряжение администрации или учредителя должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причинённого работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Изложенный порядок относится к возмещению ущерба, не превышающего среднего месячного заработка работника (независимо от видов и пределов материальной ответственности последнего за этот ущерб). В том случае, когда нанесённый ущерб превышает средний месячный заработок виновного, и он несёт полную материальную ответственность, администрация или учредитель не вправе своим решением взыскать с работника сумму, равную средней месячной заработной плате, а все удержания производятся по решению суда. Данный порядок возмещения ущерба применяется и при коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Коллективная материальная ответственность Коллективная (бригадная) материальная ответственность для работников здравоохранения в настоящее время утверждена приказом МЗ СССР № 1283 от 18.12.81 «Об утверждении Перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий её применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности». Коллективная (бригадная) материальная ответственность является добровольной, устанавливается с согласия коллектива и оформляется приказом руководителя аптечной организации. Бригада принимает на себя материальную ответственность за все переданные ей под отчёт ценности (товар, тару и т.д.). Этот факт оформляется договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности, который заключается руководителем аптеки (если он не является МОЛ и не входит в состав бригады) или учредителем с бригадой. Договор составляется в 2 экземплярах: первый экземпляр хранится у руководителя аптеки или учредителя, второй – у бригадира. Заключение договора сопровождается инвентаризацией. Возмещение ущерба при коллективной (бригадной) материальной ответственности распределяется между членами коллектива (бригады) пропорционально должностному окладу и фактически проработанному времени.
Каждый год по результатам финансово-хозяйственной деятельности аптеки главный бухгалтер составлял справку с основными показателями, характеризующими финансово-хозяйственную деятельность аптеки, сейчас этим занимается заведующая аптеки, т.к. главного бухгалтера сократили, в связи с переходом в объединение «Томскфармация». Основные показатели, характеризующие хозяйственно-финансовую деятельность аптеки №78, представлены далее.
II. Практика в рецептурно-производственном отделе, отделе запасов и отделе безрецептурного отпуска. 1. На рабочем месте провизора-технолога по приёму рецептов и отпуску лекарственных средств (рецептара).
Вся работа по приему рецептов и отпуску по ним лекарств осуществляется в рецептурно – производственном отделе. Этой работой занимается провизор – технолог (рецептар), для которого в торговом зале отведено отдельное рабочее место. Рабочее место оснащено типовым набором мебели, который включает: секционный рабочий стол с выдвижными ящиками; справа, отдельный стол для компьютера и кассовой машины; шкафы для хранения ГЛФ; 2 вертушки с секциями для наглядного примера имеющихся в ассортименте ГЛС и размещения приготовленных ЛФ; сейф. Также в отделе имеются 2 холодильника для хранения термолабильных медикаментов. Для защиты от прямой капельной инфекции, рецептара огораживает стеклянная перегородка. На рабочем столе имеются все необходимые предметы для работы: шариковые ручки с синими и красными чернилами, клей, ножницы, калькулятор, скрепки, жетоны с номерами, этикетки и др. По правую руку рецептара находится телефон, по которому дается необходимая информация о наличии ЛС в аптеке и их стоимости. Рабочее место провизора-технолога-рецептара оборудовано в соответствии типовым набором мебели, который включает секционный стол с внутренними ящиками, шкафы для хранения ГЛФ, 2 вертушки с секциями для наглядного примера имеющихся в ассортименте ГЛС и размещения приготовленных ЛФ. Также в отделе имеются 2 холодильника для хранения термолабильных медикаментов. Во внутренних ящиках рабочего стола рецептара находится другая справочная литература (отдельные приказы, таблицы, справочники). Данную должность занимают лица с высшим фармацевтическим образованием. В своей работе они непосредственно подчиняются зам. заведующей аптекой по РПО. По штатному расписанию в аптеке №78 установлено 3 должности провизора-рецептара. Работа осуществляется в одну смену, согласно графику с 1100 до 1800. В соответствии с действующим положением на провизора-технолога по приёму рецептов и отпуску лекарственных средств возлагаются следующие обязанности: 1. приёмрецептов и требований, проверка правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов), совместимости ингредиентов и соответствие прописанных доз возрасту больного; 2. контроль за правильностью выписывания врачами рецептов и информирование заведующей аптеки о всех случаях нарушения правил прописывания; 3. определение стоимости ЛС, т.е. проведение таксировки рецептов; 4. учёт поступающих рецептов и передача их для изготовления прописанных ЛС в ассистентскую; 5. регистрация ЛС, отсутствующих и отказываемых населению и ЛПУ, и информирование об этом заведующей аптеки; 6. отпуск по рецептам ГЛС; 7. контроль за правильностью хранения медикаментов в аптеке; 8. соблюдение санитарного режима на рабочем месте. Рабочий день провизора-рецептара начинается с уборки своего рабочего места и подготовки всего необходимого для работы. Он проверяет наличие ассортимента медикаментов в шкафах, на вертушках и в холодильнике. Затем он приступает к приёму рецептов и отпуску по ним ЛС. Рецептар является первым лицом, к которому попадает рецепт, поэтому он должен хорошо знать правила выписывания рецептов и требования к приготовлению ЛФ. Рецепт - письменное обращение врача к фармацевтическому работнику об изготовлении и выдаче ЛС, в котором подробно указываются ингредиенты, дозы и их количество, вид ЛФ и способ употребления. Это важный медицинский и юридический документ. Правила выписывания рецептов регламентированы Приказом МЗ РФ №328 от 23.08.99; на льготных условиях приказом № 257 от 22.11.04 г. Согласно двум приказам, для выписывания рецептов существуют 4 формы рецептурных бланков: ü 1 форма - 107/у - используется для выписывания ЛС взрослым и детям за полную стоимость. ü 2 форма – 148-1/у-88 – для выписывания ЛС, содержащие самые различные прописи. ü 3 форма - бланк розового цвета с водяными знаками (спецбланк) - для выписывания наркотических и психотропных ЛС в чистом виде. ü 4 форма – 148-1/у-04(л) - для выписывания ЛС на льготных условиях. Каждый бланк имеет серию и индивидуальный номер, при заполнении бланка указывается форма оплаты. На одном рецептурном бланке разрешается выписывать не более 3 ЛС, содержащих вещества общего списка и списка Б, и только 1 ЛС, содержащее вещества списка А или наркотическое средство. Рецепт выписывается четко и разборчиво, шариковой ручкой или чернилами с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф. Состав ЛС, обозначение ЛФ и обращение к рецептару пишутся на латинском языке. Способ применения - на русском или национальном языке, с указанием дозы, частоты, времени приема и его длительности. Любой рецепт должен иметь следующие основные реквизиты, подтверждающие его юридическую силу: 1) Штамп ЛПУ; 2) Отметка категории больного (детский, взрослый); 3) Дата выписки рецепта; 4) ФИО больного и возраст; 5) ФИО врача; 6) Личная печать врача; 7) Личная подпись врача; 8) Срок действия рецепта. Помимо основных реквизитов в зависимости от выписанного ЛС и формы бланка рецепт может иметь дополнительные реквизиты: 1) Печать “Для рецептов”; 2) Круглая (гербовая) печать ЛПУ; 3)Специальные указания врача: - о срочности – (“Cito”, “Statum”); - о повторяемости прописи – (“еженедельно”, “ежемесячно”); - о специальном назначении; - о назначении хроническому больному. 4)Подпись главного врача ЛПУ.
Любой рецепт имеет определённый срок действия. Критерием для определения этого срока служит дата выписки рецепта. Рецепты на ЛС, в состав которых входят наркотические и приравненные к ним препараты, действительны в течении 5 дней. Рецепты, содержащие ядовитые ЛС списка А; кодеин основание, кодеина фосфат; этилморфина гидрохлорид, этаминал натрия в смеси с другими ЛВ; таблетки “Аналгон”, “Кодтерпин”, таблетки от кашля “Кодтермопс”; снотворные, нейролептические, антидепрессивные ЛС; стероидные гормоны; транквилизаторы; противоастматические средства (астматин, астматол); препараты, содержащие производные 8-оксихинолина; настойку заманихи; а также ЛС индивидуального изготовления, содержащие этиловый спирт, действительны в течение 10 дней. Все остальные рецепты действительны в течение 2 месяцев. Срок действия рецептов на бесплатный или льготный отпуск зависит от того, какое ЛС выписано, и может быть 10 дней и 2 месяца. Большинство рецептов, по которым отпущены ЛС из аптек, возвращают больным. Однако рецепты на многие ЛС оставляют в аптеке. В зависимости от содержания и формы оплаты отдельные рецепты хранятся в аптеке в течение следующих сроков: 5 лет - на наркотики, отпущенные по специальным розовым бланкам; 3 года - на ЛС, отпущенные на льготных условиях и бесплатно; 1 год - на ЛС, содержащие ядовитые вещества, этиловый спирт; одурманивающие и анаболические препараты; наркотические в смеси с другими препаратами; 1 месяц - на ЛС, содержащие психотропные, снотворные вещества; стероидные гормоны; препараты, содержащие производные 8-оксихинолина; клофелин в таблетках. По истечении срока хранения рецепты подвергаются уничтожению. Принимая рецепт, провизор-технолог-рецептар внимательно читает его, проверяет срок действия, правильность выписывания, совместимость ингредиентов, ВР и ВС дозы ЛВ списка А и списка Б, соответствие норме отпуска. Для привлечения внимания провизора-технолога и фармацевта по изготовлению ЛС наименования и количества ЛВ списка А, наркотиков, этилового спирта, а также одурманивающих веществ подчёркиваются в рецепте провизором-рецептаром красным карандашом. Если срок действия рецепта истёк, рецептар гасит его штампом “рецепт недействителен” и ставит на обратной стороне свою подпись, а больному предлагает вновь обратиться к врачу для оформления нового рецепта. При проверке правильности выписывания рецепта провизор-технолог РПО обращает внимание на наличие всех обязательных (основных) реквизитов, на соответствие бланка рецепта выписанной прописи. Рецепты, выписанные с нарушением правил и имеющие ошибки, например, содержащие несовместимые ЛВ должны погашаться штампом “Рецепт недействителен” и регистрироваться в “Журнале учёта неправильно выписанных рецептов”, но в настоящее время такой журнал не ведётся в связи с тем, что стало очень трудно объективно оценивать правильность выписанных рецептов. На протяжении всей практики очень часто приходится работать с рецептами, выписанными очень небрежным почерком, содержащими явные нарушения правил выписывания, несовместимые ЛС. Наиболее часто допускаемые врачами ошибки при выписывании рецепта: прописи не на латинском языке, сомнительные сокращения, неразборчивое написание ингредиентов и доз, нечёткое обозначение процентного содержания вещества в растворе, неразборчивое написание назначения, присутствие ненужного реквизита, не соответствие бланка рецепта выписанной прописи. В настоящее время самый распространённый рецептурный бланк 2 формы - 148-1/у-88, подавляющее большинство рецептуры выписано на бланках этой формы, причём рецептуры, для которой по правилам соответствует бланк 1 формы - 107/у. Таким образом, если гасить все рецепты, содержащие какие-либо ошибки, штампом “Рецепт недействителен”, то около 50% всей поступающей в аптеку рецептуры было бы забраковано. Все ошибки, допускаемые врачами при выписывании рецептов, перечисленные выше, как правило, исправимы. Поэтому провизор-рецептар связывается с врачом, выписавшим рецепт, по телефону и уточняет все неясности, после чего отпускает ЛС. В случае, если решить вопрос по телефону не удаётся, а ошибку можно исправить и без консультации с врачом, то рецептар обсуждает её с провизором-технологом и фармацевтами по изготовлению ЛС и вносит соответствующие коррективы в пропись. Например, так решаются вопросы о встречающихся в рецептах несовместимостях, которые можно предотвратить раздельным отпуском ЛС или замена одного из ингредиентов другим. Если ошибка в рецепте неисправима, и нет возможности связаться с врачом, то больному рекомендуется обратиться к нему вновь. При проверке доз особое внимание обращается на ЛС для детей, а также на имеющие в своём составе ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества. Если ядовитые вещества и вещества списка Б выписаны ребёнку до 14 лет или больному старше 60 лет, то рецептар проверяет ВР и ВС дозы в соответствии с возрастом больного. В случае, если доза прописанного врачом ядовитого, наркотического или сильнодействующего средства превышает высший однократный приём и рецепт не оформлен соответствующим образом, то провизор-технолог-рецептар отпускает это ЛС в половине той дозы, которая установлена как высшая разовая. При приёме рецепта, в котором выписано наркотическое или приравненное к нему ЛС, рецептар проверяет норму единовременного отпуска этого вещества по одному рецепту, если норма завышена, то он вносит исправления и отпускает это вещество в количестве, соответствующем норме отпуска. Если в рецепте выписана экстемпоральная ЛФ, рецептар проверяет правильность оформления, ВРД и ВСД, затем таксирует рецепт. Для таксировки у рецептара имеется специальная тетрадь с наклеенными штрих кодами, в которых содержится информация о наименовании ингредиента и его стоимости. Также имеются отдельные штрих коды со стоимостью на изготовление и на стоимость тары. Для занесения данных в компьютер, рецептар проводит сканером по штрих коду с нужным наименованием ингредиента, и эта же информация автоматически появляется в компьютере. Рецептар только дополняет данные о требуемом количестве ингредиента. Выбирает по объему нужный флакон, укупорочный материал, и автоматически выдается общая стоимость ЛФ. Рецептар отбивает стоимость по кассе, принимает деньги от больного, выдает ему чек. Затем он заполняет этикетку, с присвоением ей номера, который соответствует номеру жетона, выдает жетон больному и сообщает время, когда ЛФ будет готова. Все экстемпоральные рецепты в аптеке регистрируются в “Журнале учёта экстемпоральной рецептуры”, который ведётся в произвольной форме и заполняется от руки. В этот журнал заносятся номер рецепта, ФИО больного, вид ЛФ, количество ингредиентов и стоимость работы по изготовлению этой ЛФ. Чтобы не задерживать больного, записи в рецептурном журнале заносятся после оплаты стоимости ЛС и выдачи чека для его получения. В конце каждого месяца подсчитывается число рецептов и общая стоимость всех изготовленных ЛФ за месяц. После регистрации рецепта в рецептурном журнале провизор РПО представляет номер, под которым регистрируется рецепт, на самом рецепте и на ППК, который рецептар приклеивает к правой стороне рецепта. Затем провизор-технолог РПО оформляет этикетку для оформления к отпуску ЛС, на которой также проставляется номер рецепта, и краем приклеивает ее к рецепту. После всех перечисленных операций рецептар передаёт рецепт в ассистентскую фармацевтам для изготовления ЛФ. Приготовленные в аптеке ЛС после установления их качества, отвечающие требованиям НТД, оформляются в соответствии с и о
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.017 с.) |