На рабочем месте фармацевта по отпуску ЛС без рецепта.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На рабочем месте фармацевта по отпуску ЛС без рецепта.



В аптеке рабочее место ОБРО находится в одном зале с рецептурным отделом и рассчитан на одно рабочее место. Основной задачей данного отдела является реализация населению ЛС, разрешённых к отпуску без рецептов, а также реализация лекарственных растений, перевязочных материалов, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены и других изделий медицинского назначения.

В отделе БРО работают 2 провизора, один - в первую смену с 800 до 1400, а второй - во вторую смену с 1400до 2000. В обязанности этих работников входит:

1. систематическое пополнение товаров ТМЦ;

2. обеспечение правильного хранения ЛС и ИМН в соответствии с требованиями НТД.

3. разъяснение населению способов применения ЛС и правил пользования медицинскими изделиями в домашних условиях;

4. контроль за санитарным состоянием в отделе.

5. отпуск населению всех представленных в отделе медикаментов;

6. правильное взимание розничных цен в соответствии с действующими прейскурантами;

ОБРО располагается в торговом зале и оборудуется витринами, шкафами для хранения ЛС, вертушками напольными, рабочим столом для фармацевта, оснащённым всем необходимым для работы. Витрины в ОБРО стеклянные вертикальные с полками для размещения товара; семь витрин расположены в торговом зале, в них представлены различные лекарственные формы из ЛРС в заводской упаковке, различного вида товары медицинского назначения, предмета санитарии и гигиены.

Перечень ЛС отпускаемых без рецепта утвержден приказом МЗ РФ № 287 от 1999 года «О перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача».

Весь товар, выложенный на витринах должен иметь надпись на этикетке: «Отпускается без рецепта врача». Остальной товар, отпускаемый по рецептам врача, имеющийся в наличии, расположен по местам хранения.

Ассортимент групп товаров в аптеке:

- Демонстрационные вертикальные витрины.

1) Средства личной гигиены, перевязочные материалы.

2) Медицинская техника, лечебная косметика, товары по уходу за ротовой полостью, кожей, волосами.

3) Лекарственное растительное сырье, эликсиры.

4) Товары по уходу за детьми, товары для молодых мам, диабетическое питание.

- Торговые вертикальные витрины.

1) Гомеопатические ЛП, ранозаживляющие средства, средства противопедикулезные, средства контрацепции, противогрибковые и противовирусные средства.

2) Биологически – активные добавки. (Пивные дрожжи, средства при усталости глаз, и т. д.).

3) Средства лечения нарушений венозного кровообращения и средства при мышечных и суставных болях.

4) Препараты от головной боли, жаропонижающие и противогриппозные средства, препараты при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

5) Препараты от кашля, средства от ангины.

6) Противоаллергические средства и витамины.

7) Иммуностимуляторы, глазные капли, сердечные средства, средства при заболевании печени и слабительные средства.

Выкладка товаров на витринах не достаточно эффективна, не совсем соответствует правилам мерчандайзинга. Главный недостаток – торговые витрины находятся ниже уровня глаз, покупателям приходится наклоняться, чтобы найти нужный препарат. При выкладке, которая имеется в аптеке, очень трудно найти средство, которое требуется больному.

Мерчандайзинг-это совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема сбыта в месте продажи.

Мерчиндайзинг, как сбытовая политика используется не только для продвижения продуктов, но и для привлечения покупателей в аптеку. В настоящее время он превратился в одно из современных технологий оптимизации продаж, основными составляющими элементами которой являются:

· Концепция места;

· Внешний вид аптечной организации;

· Атмосфера торгового зала (интерьер, размер, планировка, распределение площадей, оборудование и оснащение рабочих мест, освещение, цвета, используемые в интерьере, температура внутри помещения, запахи и др.);

· Реализация отдельных правил и принципов торговли;

· Обучение специалистов навыкам продаж.

Реализация комплекса мероприятий мерчандайзинга направлена на достижение главной цели – быструю реализацию товаров аптечной организации, увеличение товарооборота, удобство поиска товаров при запланированной покупке, их выборе, повторном приобретении, замене ранее приобретаемых товаров при постоянном улучшении качества обслуживания потребителей.

В соответствии с функциональной ролью выкладка товаров на ветринах в аптечной организации может быть:

· Товарной (если товар выкладывается одновременно для показа и отпуска)

· Декоративный (выполненной с применением средств объмно-пространственной композиции).

Как при товарном, так и при декоративном способах выкладки могут использоваться следующие виды выкладки:

1) объемная – представление товаров в больших количествах;

2) вертикальная – расположение однородных товаров в несколько рядов вертикально (например, представление средств лечебной косметики, ароматерапии и др.);

3) горизонтальная – распределение однородных товаров по всей длине оборудования;

4) фронтальная – предполагает представление в полную величину только одного образца товара, остальные, расположенные за ним, видны частично или не видны.

Определенный вид, или комбинация выкладки для ассортиментных групп неразрывно связаны с правилом представления.

Существует несколько способов представления товаров: «выкладка боком», «идейное представление», «группировка по видам и стилям», «группировка по назначению», «выравнивание цен».

При определении места, отводимого на полках, под различные виды товаров, необходимо найти оптимальное сочетание между доходностью отдельной товарной единицы с точки зрения общей прибыли товаров и индивидуальностью аптечной организации. Реализация на практике данного правила требует от специалистов эстетического воображения и интуиции.

Все запасы лекарственных средств в аптеке находятся в специальном помещении – материальной комнате.

Материальная комната аптеки №78 оборудована закрывающимися шкафами для хранения лекарственных средств по фармакологическим группам, способа применения (наружно или внутренне); изделия медицинского назначения также по группам хранятся раздельно: 1) изделия из пластмассы, 2) резиновые изделия, 3) перевязочные средства, 4) изделия медицинской техники. Также в материальной находятся два холодильника для термолабильных препаратов. В отдельном шкафу хранится ЛРС и разложено по полкам в зависимости от входящих в состав действующих веществ. В помещениях хранения поддерживается постоянная определенная температура и влажность воздуха, которые определяют по термометрам и гигрометрам, помещенных на внутренних стенах вдали от нагревательных приборов и на высоте 1.5м от пола. Температура и влажность регистрируется в специальных журналах по каждой комнате.

Хранение и учет наркотических, психотропных, ядовитых веществ, списков ПККН и этилового спирта.

Этот вид деятельности регламентирован:

· Законом об обороте наркотиков -ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.98г.;

· Приказом МЗ РФ №330 от 18.11.97г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» в редакции от 16.05.03г.;

· Постановлением Правительства РФ №681от 30.06.98г. «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»;

· Приказом МЗ РФ №328от 23.08.99г. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями);

· Приказом МЗ РФот 16.05.03г.№206«О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 23.08.99г №328»;

· Списками сильнодействующих и ядовитых веществ(утверждены на заседании ПККН) по состоянию на 25.12.02г.

Для хранения ядовитых, наркотических лекарственных средств в аптеке имеется специально оборудованная комната, имеющая 3 уровня укрепленности (железная дверь, решетка, сейфы).

Наркотические, ядовитые, сильнодействующие, психотропные лекарственные средства хранятся в сейфе, прикрепленному к полу. На внутренней стороне дверок сейфа есть надпись «А» «VENENA» и перечень лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз. Имеется таблица противоядий.

Запас препаратов сейфа ассистентской комнаты составляется на 5-дневную потребность. По мере необходимости, рецептар получает препараты у заместителя заведующего аптекой.

Требования ЛПУ на получение из аптеки ядовитых, наркотических веществ выписывается на латинском языке, на отдельных бланках со штампом, печатью ЛПУ, подписью главного врача; в требованиях указывается отделение, для которого выписывается наркотическое средство, номер истории болезни, ФИО больного.

По окончании рабочего дня по отпущенным рецептам составляется выборочный лист израсходованных препаратов, стоящих на предметно-количественном учете. Расходы за день заносятся в «Книгу учета ядовитых препаратов, находящихся на предметно-количественном учете», которая находится в рецептурном отделе для текущего контроля. Эта книга пронумерована, прошнурована и скреплена печатью и подписью заведующего аптекой. Ежедневно сверяются остатки по книге с фактическим наличием препаратов. Выборочные листы вместе с рецептами передаются заведующей.

При инвентаризации составляется сличительная ведомость, экземпляр которой передается в Комитет по фармацевтической деятельности.

На количественном учете в аптеке стоит более 70 наименований лекарственных средств.

В настоящее время документация по учёту ТМЦ в отделе БРО не ведётся. Провизоры ОБРО составляют заявку в письменной или устной форме и подают её в отдел запасов.

Пункт проката предметов ухода за больными в аптеке не организован.

В отделе БРО имеется свой Контрольно-Кассовый Аппарат для осуществления взаиморасчётов с клиентами. Стоимость ЛС и ИМН, отпущенных без рецепта врача, выбивается по счётчику этого ККА, также отдельно от стоимости экстемпоральных ЛС.

По разницам показаний счётчика ККА в ОБРО и второго счётчика в РПО на конец и на начало смены находится общая сумма реализации товаров по безрецептурному отпуску за смену. Общий итог за месяц отражается в расходной части товарного отчёта.

 

 

IV. Организация работы аптеки в системе сертификации лекарственных средств.

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным в процессе стандартизации нормам, правилам, характеристикам.

Нормативная база процесса сертификации:

· ФЗ РФ «О защите прав потребителей»;

· Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

· Постановление Правительства РФ №1013 от 13.08.97г «Об утверждении Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;

· Постановление Правительства РФ №287 от 29.04.02г « О внесении изменений в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».

· «Правила проведении сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р» утвержденные постановлением Госстандарта России от 24.05.02г №36 и введенные в действие с 15.12.02г

Сертификат соответствия лекарственного средства – документ, удостоверяющий соответствие ЛС всем требованиям нормативных документов, выданный в системе сертификации ЛС.

На товары аптечного ассортимента: изделия из ваты, марли, резины, стекла, фарфора, фаянса; товары, соприкасающиеся с телом человека; дезинфекционные средства; косметические изделия, медицинскую технику – требуется наличие сертификата соответствия, выдаваемого Ростестстандартом.

На отдельные товары: БАДы на основе белков и аминокислот, углеводов и сахаров, пищевых и лекарственных растений, дрожжей и др.; минеральная вода; продукты детского питания; продукты лечебного и профилактического питания; парфюмерные и косметические средства, в том числе детского ассортимента; средства гигиены полости рта; медицинская техника; инструменты и гигиенические средства; дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту и ЛПУ, требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России, срок действия которого от 6 мес до 3 лет в зависимости от конкретного продукта.

Вся информация по сертификации находится в товарной накладной. Полный пакет документов предоставляется на БАДы (гигиенический сертификат или регистрационное удостоверение, паспорт на серию). Иммунобиологические препараты: для импортных - протокол анализа, регистрационное удостоверение; для отечественных – сертификат соответствия на вид продукции.

В реестре сертификатов указывается наименование препарата, доза, фирма-производитель, серия партии, количество упаковок, цена, срок годности препарата.

В аптеке реестры сертификатов хранятся отдельно по месяцам прихода, детское питание, БАДы, иммунобиологические препараты

При приеме товара сравнивается серия, указанная в реестре сертификатов и на упаковке препарата. Если в реестре не указана та серия, которая нужна, то делается запрос в отдел сертификации о выдаче сертификата на необходимую серию.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.018 с.)