II-4: Налоги. Сущность, основные элементы и классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II-4: Налоги. Сущность, основные элементы и классификация



Налог – платеж, взимаемый государством с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств или имущества для формирования специального фонда денежных средств государства и выполнения им соответствующих функций.

Основные признаки налога:

1) Императивность – обязательный безвозмездный платеж, отказываться от его уплаты нельзя

2) Смена формы собственности (из частной – в государственную)

3) Безвозвратность, безвозмездность – средства, поступающие в гос. казну расходуются на те нужды, которые государство в данный период времени считает приоритетным.

Функции налогов:

1) Фискальная – пополнение гос. казны

2) Регулирующая (распределительная, контрольная) – проявляется через проведение налоговой политики, основной целью является стимулирование развития отдельных отраслей,поддержание малоимущих слоев населения через систему льготного налогообложения,

Элементы налога

1.) Налогоплательщики - те, кто уплачивает налоги (ст. 19 НК)

2.) Объект налогообложения – то, что облагается налогом (ст. 38)

3.) Налоговая база – объект налогообложения, рассчитанный определенным образом и выраженный в определенных единицах (в руб, в литрах, штуках) (ст. 53)

4.) Ставка налога – величина налога с единицей измерения налоговой базы (в % от стоимости) (руб. с тоннами) (ст. 53): м.б. Твердая (в абсол. сумме, напр акцыз), пропорциональная – в % от налоговой базы, прогрессивная (увеличив с увелич нал базы), регрессивная (уменьшается…)

5.) Налоговый период - месяц, квартал, 6 мес, 9 мес, год (период по оконч к-го опред. нал-я база и исчисляется налог)

6.) Порядок исчисления налога – устанавливает, кто и как должен рассчитывать налог (ИФНС и налоговый агент) (ст. 52)

Общие правила:

- юр. лица и ИП рассчитывают налог самостоятельно

- для физ. лиц (не ИП) налог может рассчитывать налоговая инспекция или налог. агент.

Налоговый агент – лицо, на которое возлагается обязанность исчислить, удержать и перечислить налог в бюджетную систему.

6.) Налоговые и отчетные периоды (ст.55)

Налоговый период – отрезок времени по истечении которого рассчитывается и уплачивается налог.

Отчетный период – период, по окончании которого уплачиваются авансовые платежи по налогам (например, по транспортному налогу для юр.лиц – квартал, для физ. лиц – не установлен).

7.) Порядок и сроки уплаты налога (ст. 57-58) – куда и как устанавливается налог.

По трансп. налогу ЮЛ уплачивается авансовые платежи не позднее 5 числа 2-го мес., следующего за отчетным. Полностью налог уплачивается не позднее 5 февраля. По физ.лицам налог уплачивается не позднее 01.04.

Способы взымания:

1, Кадастровый- используются реестры,описи (транспортный)

2.деклорационный- подача деклорации

3. От источника выплаты (НДФЛ)

Принципы налогообложения:

1.определенность- способ, сумма т время платежа известны плательщику

2.Справедливость- равномерность распределения сумм налога согласно доходу

3.удобства – взымаетмя в удобном мессе и удобное всемя

4. экономии- заключ. В сокращении издержек привзымании и в рациональноси системы налогообложения.

Классификация налогов:

1) По способу переложения – присуща для любой налогой системы:

- прямые – налогоплательщиком являются определенные лица, владеющие конкретным имуществом или получающие доход

- косвенные – налоги, которые включаются в цену товара и уплачиваются его приобретателем (НДС, акцизы)

2) По порядку распределения налогов между бюджетами:

- закрепленные (непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд)

- регулирующие (налог, который распределяется между бюджетами)

3) По отношению к уровню бюджета или власти (основная классификация!)

- Федеральные – налоги, установленные НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Это не означает, что эти налоги полностью зачисляются в ФБ. (Например, НДФЛ вообще не поступает в ФБ, а закрепляется следующим образом: 70% в рег. бюджет, 30% - местный бюджет, и из них – 10% - бюджеты поселений). К фед. налогам относят:

- НДС; акцизы; НДФЛ; единый социальный налог; налог на прибыль организаций;

- государственная пошлина.

- Региональные - налоги, установленные НК РФ, но вводятся на территории субъекта и уплачиваются в соответствии с законодательством субъекта.

Региональные налоги зачисляются в региональные бюджеты в размере 100%, но субъекты своими законами имеют право установить отчисления в нижестоящий бюджет.

Регионом предоставлено право устанавливать 3 элемента рег. налогов:

1. Налог. ставки на:

- налог на имущество организаций (не может быть выше устан. НК – 2,2%)

- транспортный налог (может быть больше или меньше, но не больше, чем в 5 раз по отношению к базовой, уст. НК)

2. Льготы по налогам – устанавливаются по категориям налогоплательщиков, недопустимо установление льгот для отдельных налогоплательщиков

3. Сроки уплаты налогов

- Местные – налоги, уст. НК и обязательные к уплате на территории мун. образования.

Вводятся на собственной территории нормативно-правовыми актами представительных органов мун. образований.

- земельный налог

- налог на имущество физических лиц

Местные органы также устанавливают 3 элементы: - ставки, - льготы, - сроки

4.) По способам обложения:

- кадастровые; - декларационные

5.) По назначению:

- общие; - целевые

6.) По видам ставок:

- прогрессивные (средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода.

- регрессивные (средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.

- адвалорные (платежи на основе фиксированной процентной ставки, взимаемые от стоимости облагаемых товаров и услуг.

- специфические (налог, исчисляющийся путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров и др., выраженное в натуральных единицах.

 

 

II-5: Налоговая система и организация налогообложения в РФ

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взымания и отмены на территории РФ.

Структурно НС м/ представить в виде 2 основных составляющих частей: 1) установленная на территор гос-ва система налогов и сборов 2) налоговый механизм, определяющий порядок установления, взимания налогов и налогового контроля.

1) три уровня налогов: федеральный (8шт), регион (транспорт, на игор бизн, на имущ-во), местн (земельн, на имущ-во ФЛ) + в структуру системы налогов и сборов вкл. 4 спец. налог. режима. Предусматривают замену уплаты отдельных налогов единым налогом. Три из 4 применяются в отношении малого предприним-ва. Спецрежим в виде соглашения о разделе продукции применяется очень ограниченно в отношении деят-ти в обл газо-нефтедобычи (гл. 26.4 2 ч НК), т.е. там, где заключены концессионные соглашения м/д гос-ом и инвестором, производящим поиск, разведку, добычу минерального сырья.

2) система норматив актов, установленных на территории гос-ва, определяющая порядок действия налогового законод-ва и меры ответственности за его нарушение. (кодекс об администр правонаруш-ях, УК РФ, а не только НК РФ). Налоговый механизм вкл.: а) структура налог. законод-ва – Конституция, ФЗ, регион з-ны, НПА местного смоупр-я. Минфин издает НПА (приказы) и правит-во. ФНС – контрольный орган. Действие актов о налогах и сборах ст. 5. Налог законы вступают в силу ч/з месяц после опубликования, а новый налог вводится с нового налогового периода. Улучшение есть обрат сила, ухудшение нет. б) участники налоговых отношений – го-во, налогоплательщ-ки.

* налогоплательщики: основ обяз-ть – своевременно и в полной мере платить налоги. НК предусматривает возможность принудительного взыскания налога (счет в банке) (гл. 8 ст. 46). Налоговые органы имеют право приостановить операции по счету, наложить арест на имущество ЮЛ. По ФЛ взимание налога за счет имущества м/б только ч/з суд.

* налоговые агенты (ст. 24): обязаны исчислить и уплатить налог за налогоплательщика. Они посредники в перечислении, обяз-ть уплатить налог остается за налогопл-ом.

* банки – особые участники н/ отношений, т.к. они выполняют функции не только налогопл-ов/ налог агентов, но и функции посредников в перечислении платежей + выступают роли информаторов для налог органов. (гл. 18)

* регулирующие участники – Минфин, правит-во. Минфин является основ органом по выработке налогов политики, на него возлаг-ся обяз-ть утверждать формы налог деклараций, правила их заполнения и порядок расчета налогов. Наделен правом разъяснения налог законод-ва.

* контрольные органы – Федерал налог служба. Находится в подчинении Минфина, исполняет функции администрирования и контроля за поступлением налогов. (ст. 31,32).

в) система налогового контроля – регистрация налогоп-ов, регистрац объектов учета, проведение проверок (текущий контроль – камеральные, выездные). Основ ограничения по проверкам – нельзя проверять 2 один и тот же налог, проверены м/б три года предшествующих проверке + операции текущего года.

г) ответственность за налог правонаруш-я – за задержку уплаты пени, за налог правонаруш-я основная санкция – штраф (гл. 16). Кроме налогов ответ-ти м/б административная и уголовная ответ-ть

 

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

 

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ (13 % - для всех, 35 % - на выигрыши и призы более 4000 руб, 30 % для нерезидентов, 9 % - на дивиденты.)для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

 

Упрощённая с истема налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть "традиционных" налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

 

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определяется статьей 346.5 Налогового Кодекса РФ.Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.017 с.)