А также о трех потребностях души и о страстях воли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А также о трех потребностях души и о страстях воли



По мнению некоторых теологов, Бог создал человека не сразу, но с помощью божественных духов. Это излюб­ленная точка зрения Алкиноя и Платона. Они полагали, что Бог — Верховный Творец всего мира — создал злых и добрых духов, благодаря чему они стали бессмертными, а затем по приказанию Бога сотворили все виды смертных существ; а если бы все остальные живые существа соз­давались самим Богом, они тоже стали бы бессмертными. Духи смешали землю, огонь, воздух и воду и, сложив их воедино, создали тело, зависимое от души, и разделили его на несколько частей, подчинив каждую часть опреде­ленному чувству. Так, например, диафрагма отвечала за гнев, матка за похоть, а наиболее благородные чувства до­стались голове как главной башне тела, а также всевозмож­ных органов речи.

Они разделили чувства на внешние и внутренние. Внешних, известных всем, — пять; и им соответствуют пять органов, или субъектов; было устроено так, что все эти органы располагаются в наиболее значимой части тела и имеют высокую степень чистоты. Например, глаза, на­ходящиеся в самом важном месте, наиболее чисты и свя­заны с природой огня и света. Ниже находятся уши, они уже менее чисты и соотносятся с воздухом. Ноздри — на


 

276

Книга Магов

третьем месте; они имеют природу среднюю между водой и воздухом. Орган вкуса наиболее сходен по природе с во­дой. И, наконец, последнее ощущение распространено по всему телу и соотносится с необъятностью земли.

Наиболее чистые из чувств те, что воспринимают как можно более отдаленные предметы, — это зрение и слух. Затем идут обоняние и вкус, распознающие что-либо толь­ко с близкого расстояния. Но осязание имеет два качества, ибо чувствует тела, близкие к нему, и, подобно зрению, вы­деляющему предметы в воздушной среде, с помощью пру­та или палки чувствует вещи твердые и мягкие, и жидкие. Осязание — единственное чувство, которое является об­щим для всех живых существ. Так, ясно, что тактильные ощущения человека равнозначны ощущениям животных, но во всех остальных чувствах животные превосходят че­ловека; собака лучше слышит, видит и чувствует запахи, а рысь и орел имеют зрение более тонкое, чем у других жи­вотных и человека.

Чувства внутренние, согласно Аверроэсу, подразделя­ются на четыре, из которых первое называется здравым смыслом, потому что оно принимает и собирает все ощуще­ния, получаемые от внешних чувств. Второе — это сила воображения, роль которого удерживать образы, получен­ные от первого чувства, и предоставить их третьему — представлению, или силе суждения. Оно должно оценить собранные впечатления, рассортировать их и передать для сохранения в памяти. В целом эти свойства таковы: рассуж­дение, распределение, рассмотрение и побуждение к дей­ствию. В частности же — постижение умом, свойства, об-


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 277

раз дисциплины, совета, выбора — именно это показывает нам в снах вещи, которые должны произойти. Вот почему воображение иногда называют фантастическим умом, по­скольку тот есть последнее впечатление понимания, что, как говорит Ямвлих, принадлежит всем силам разума, фор­мам всех фигур, соответствиям видов и действий и види­мым вещам. Он посылает впечатления от одних сил к дру­гим. И то, что происходит от чувств, производит мнение, а происходящее от ума образует мнение лишь во вторую очередь, но благодаря своим свойствам формирует все дей­ствия души, приспосабливает внешнее к внутреннему и влия­ет на тело.

Итак, эти чувства имеют свои органы в голове, посколь­ку здравый смысл и воображение находятся в двух отделах мозга, хотя Аристотель и относит здравый смысл в сердце, но мыслительная сила пребывает в верхней и средней части головы, как память — в задней.

Кроме того, есть много органов голоса и речи, а именно: межреберные мышцы груди, грудь, легкие, артерии, гор­тань, мышцы языка и все те части и мышцы, которые слу­жат для дыхания. Однако основным считается рот, в кото­ром оформляются слова и речь, важны еще при этом язык, зубы, губы и нёбо.

Внутренний разум превосходит чувствительную душу; у него двойственная природа. Одна расследует причины, соответствия и расположение вещей в естественном по­рядке и поэтому называется умом созерцательным. Дру­гая— это сила разума, распознающая то, что следует и что не следует делать; она полностью занята рассуж-


278 Книга Магов

дениями и действиями и потому называется умом дея­тельным. Такой порядок вложен в человека самой при­родой; благодаря внешним чувствам мы распознаем телес­ные вещи, а внутренним — представления тел и вещи абстрактные, которые суть ни тела, ни что-либо на них похожее.

В соответствии с тройственностью природы души у нее есть три потребности: первая — естественная, склоняющая природу к ее цели, подобно силе, заставляющей все камни падать; вторая — животная, за которой следуют чувства, она делится на раздражительность и похоть; третья — ин­теллектуальная, она называется волей и отличается от чувств тем, что принимает только те желания или чувства, которые каким-либо образом понимает. Однако, будучи связана всем вышеперечисленным, воля все-таки свободна по своей сути и может простираться на невозможное, подобно желанию дьявола быть равным Богу. Вот почему она постоянно ис­кажается или извращается удовольствиями и гневом, при­сущими низшим силам.

Эта извращенная потребность порождает четыре стра­сти, которыми подчас одержимо тело. Первая из них — чувственное наслаждение, которое напрочь заглушает ра­зум и волю, в результате чего они вынуждены подчиниться удовольствию, тем самым и обнаруживается склонность разума к удовольствию. Вторая называется излиянием — умалением или распылением силы: когда вся сила духа и стремление к благу расплавляются под влиянием чув­ственных утех, служа их удовлетворению. Третья — хва­стовство или высокомерие, при этом человек полагает себя


Агриппа. О тайной философии ___________________________ 279

причастным великому и гордится этим. Четвертая и по­следняя — зависть, определенный род удовольствия от причинения вреда другому безо всякой выгоды для себя. Если кто-либо радуется несчастью ближнего из корыстных побуждений, это происходит, скорее от отсутствия любви к себе, чем из-за наличия злой воли по отношению к другому. Четыре страсти происходят от искаженной потребности к удовольствию и порождают в иных людях такие противо­положные чувства, как ужас, тоску, страх и печаль; и все это также называется завистью.

Гл а в а шестьдесят вторая

О страстях разума, их происхождении,

Различии и видах

Страсти разума суть определенные движения или склонности, происходящие от того, как рассматривают определенную вещь — хорошую или плохую, подходящую или неподходящую. Существует три вида восприятия — чувственное, рассудочное и интеллектуальное; и отсюда выводят три вида страстей души. Когда они следуют чув­ственному восприятию, то оценивают временные понятия добра или зла, под чем подразумеваются выгодное или не­выгодное, приятное или оскорбительное, и это называется естественными, или животными, страстями. Когда они следуют рассудочному восприятию, то оценивают добро и зло как добродетели и пророки, похвалы и порицания, по­лезное и бесполезное, честное и бесчестное и называются


280


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 281


 


страстями рассудочными, или умышленными. Если же следуют интеллектуальному восприятию, то оценивают доб­ро и зло по признаку справедливого и несправедливого, истинного и ложного, и тогда они суть страсти интеллекту­альные или синайресис1.

Итак, субъектом страстей души выступает ее похотливая сила, разделяющаяся на похоть и раздражительность. И то и Другое также оценивает добро и зло, но различно. По­хоть — в абсолютном измерении: либо любовь и влечение, либо их отсутствие. Если же оценивается как отсутству­ющее добро, порождается желание, а если как зло — страх, ужас, бегство или отвращение. Если же они оценивают доб­ро как присутствие, возникают наслаждение, удовольствие или радость, если же присутствием опознается зло — пе­чаль, тревога, скорбь.

Раздражительность оценивает добро и зло в неотчетли­вых величинах. Например, при уверенности в себе [возни­кает стремление] заполучить одно или избежать другого, в результате чего рождаются надежда или храбрость, а при неуверенности в себе — отчаяние и страх. Если же раздра­жительность перерастает в мстительность, она влечет за со­бой причинение вреда или увечье и вызывает гнев. Всего мы находим одиннадцать страстей разума: любовь, ненависть, желание, отторжение, радость, скорбь, надежда, отчаяние, храбрость, страх и гнев.

1 От греч. σuvaipεω — воспринимать вместе. Понятие, вероятно, восходит к другому философскому термину, применявшемуся в антич­ной философии, — диайресис (выбор, осуществляемый посредством размышления, — от греч. βιαιpεις).


Г л ава шестьдесят третья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.024 с.)