Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава тринадцатая О том, откуда происходят тайные свойства вещей

Поиск

Всем прекрасно известно, что магнит имеет особое свойство притягивать железо, но стоит только к нему под­нести алмаз, как это свойство у него исчезает; также ян­тарь и гагат, натертые и нагретые, поднимают солому; а асбест, будучи зажжен, никогда или очень редко гасит­ся. Карбункул1 светится в темноте. Аэтит2, будучи поло­жен на плод женщины или растения, усиливает их, а бу­дучи положен под — приводит к выкидышу. Яшма оста­навливает кровь. Маленькая рыбка-прилипала мешает движению судна и унимает бурю. Ревень изгоняет желчь. Сжигание печени хамелеона вызывает дождь и гром. Ка­мень гелиотроп суживает зрение окружающих и делает

1 Карбункул (от лат. «уголек») — старое название густо-красных
прозрачных минералов (рубин, пироп, альмандин). Плиний Старший
называл «карбункулом» ярко-красный гранат, полагая, что минерал
раскален: в солнечном свете он теряет свой темный оттенок и действи­
тельно нередко похож на горячий уголек. (Карбункулом называют
также рубин.) На Руси гранаты называли «вениса», «бечет», «чер­
вец» или «червчатый яхонт».

2 Орлиный камень — полая кремнистая или глинисто-
железняковая секреция размером с грецкий орех (Петрографический
словарь. М.: Недра, 1981). Этим именем в древности называли гли­
нистый бурый железняк эллипсоидальной или шарообразной формы
с пустотою внутри. Греки такие камни называли ἀετιτ — от ἀετоς,
«орел», — и предполагали, что они особенно нравятся орлам, которые
заносят их в свои гнезда. Камням этим приписывали также симпати­
ческие свойства (Вальх И. Э. И. Каменное царство / Пер. Андрея
Нартова. СПб., 1784).


 

134

Книга Магов

того, кто его носит, невидимым. Камень линкур1 отгоняет зрительные иллюзии. Липпар влечет животных. Синохи-тид заставляет объявиться чертей преисподней. Анахит делает зримым облик Бога. Ансит, положенный на спя­щих и видящих сны людей, заставляет их угадывать буду­щее. Говорят также, что в Эфиопии есть трава, которая высушивает пруды и открывает все, что закрыто. В исто­рии видим обычай царей Персии давать своим послам траву латакс, чтобы не пропустили ничего, где бы они ни прошли. Есть еще трава из Спарты или из Тартарии2, о которой говорят, что, попробовав ее или положив в рот, можно затем спокойно существовать двенадцать дней без пищи и воды; и Апулей говорит, что он узнал от Бога, что есть много видов трав и камней, с помощью которых люди могут постоянно сохранять себе жизнь, но что он не раз­решил людям узнать их, поскольку даже когда они живут мало, они не прекращают стремиться ко злу и совершать все виды преступлений, и если они станут жить дольше, то нападут на самого Бога. Но ни один из авторов, кото­рые писали толстые тома о свойствах вещей, не объяснил, откуда происходят эти свойства — ни Гермес, ни Бохус, ни Аарон, ни Орфей, ни Теофраст, ни Тебит3, ни Зено-

1 Лигуриус, согласно средневековому бестиарию, — драгоценный
камень, образовавшийся из мочи рыси (lynx urius — моча рыси).
Средневековый бестиарий. М.: Искусство, 1984. С. 120.

2 В Средние века Тартарией в Европе называли область Централь­
ной Азии.

3 Тебит бен Корат — средневековый арабский энциклопедист,
философ и астроном. Оказал заметное влияние на европейскую науку.
Его часто цитировали знаменитости тринадцатого столетия — Аль­
берт Великий, Роджер Бэкон, Чекко д' Асколи, Пьетро д' Абано; его


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 135

фем, ни Зороастр, ни Эвакс, ни Диоскориды, ни Исаак Еврей, ни Захария Вавилонянин, ни Альберт, ни Ар­нольд; и тем не менее они все говорили то же, что писал Захария Митридату, — великая мощь и человеческое предназначение заключены в свойствах камней и трав. Но чтобы знать, откуда они исходят, необходимо глубокое

умозрение.

Александр Перипатетик, не следуя далее своих чувств, а также качеств, придерживается мнения, что они проис­ходят из элементов и их качеств; это могло бы оказаться истинным, если бы таковые были бы того же вида, однако многочисленные действия камней не согласуются ни с ро­дом, ни с видом. Вот почему академики, следуя мнению Платона, присваивали эти свойства идеям, которые форми­руют вещи. Но Авиценна сводит эти виды действий к Ин-теллигенциям1, Гермес — к звездам, а Альберт — к специ­фическим формам вещей. И хотя находят разницу во мне­нии этих авторов — если правильно их понять, ее не существует и все речи относятся к одному и тому же дей­ствию во многих вещах. Так, Бог, который есть начало и ко­нец всех свойств, придавая печать своих идей подвластным ему Интеллигенциям, которые, будучи полны знаками всех вещей, утвержденных идеальным свойством, небесами и звездами, как инструментами, располагает материю по мере ее получения от тех форм, каковые исходят от Боже-перу принадлежит трактат о символах. Тебит был одним из самых пло­довитых переводчиков древности: благодаря ему арабы, а затем и ев­ропейцы смогли прочесть труды Архимеда, Аполлония, Аристотеля, Евклида, Гиппократа и Галена.

1 Божественные Интеллигенции теологи именуют Ангелами.


136


Книга Магов


Агрunna Неттесгеймский. О тайной философии 137


 


ственного Господина (как говорил Платон в «Тимее») и пе­редаются звездами. И Дающий формы распределяет их че­рез министров Интеллигенции, назначив их правителями и контролерами над своим Творением; им Он дал власть в вещах, так что все свойства камней, трав, металлов и все­го иного могут быть сообщены Интеллигенциями, прави­тельством. Таким образом, формы и свойства вещей исхо­дят сначала от идеи, затем от правящей Интеллигенции, потом от расположения небес и, наконец, от состава от­дельных элементов, отвечающих за небесное влияние, ка­ковым сами эти элементы распределяются в установленном порядке. Соответственно, виды действий представлены в этих низших вещах точными формами, в небесах — по­ложением свойств, в Интеллигенциях — правлением, в первой причине — идеями и образцами форм, и все долж­но быть необходимо согласно в совершении действия и свойстве каждой вещи.

Таким образом, есть замечательное свойство и действие у любой травы и каждого камня, но оно значительно силь­нее в звездах; сверх того, каждая вещь берет или получает много от правящей Интеллигенции, и особенно от Перво­причины, которой все законченные вещи взаимно соот­ветствуют; и те и другие, сливаясь в гармоничном согла­сии, словно в гимнах, воздают должное Верховному Твор­цу всех вещей, наподобие тому, как из пылающей печи тремя отроками были призваны все вещи славить Господа песнопениями. Благословите Господа, Творца всех вещей, что произведены на земле, и всего, что движется в водах, всех птиц небесных, зверей и животных вместе с сынами


человеческими. Ибо нет другой причины, необходимой для действий, чем связь всех вещей с первой причиной и их со­ответствие Божественным образцам и вечным идеям, ка­ковыми каждая вещь определяется и получает свое отдель­ное место в мире, благодаря чему живет и получает свое личное бытие. И любое свойство трав, камней, металлов, животных, слов, высказываний — все, что размещено здесь, — от Бога.

Итак, первая причина, являющаяся Богом, хотя и соз­дает все вещи через Интеллигенции и небеса, не прекра­щает, однако, совершать временами операции самостоя­тельно, не пользуясь средствами своих слуг, — эти Ме­диумы отстраняются или подвешиваются, и такие операции называются чудесами. Но и вторые причины, которые Платон и другие авторы называли рукотворны­ми, действуют по команде и назначению первой причины, действуют с необходимостью, вынужденные производить неизбежные следствия; и тогда, если Бог пожелает отста­вить их и подвесить, прекратив назначенное необходимое действие, происходят самые великие чудеса Бога. Именно таким образом огонь халдейской печи не сжег отроков1. Также возвратилось вспять солнце и остановилось однаж­ды, прекратив свой бег по команде Иисуса Навина; оно потом ушло вспять на десять кордонов или десять часов по молитве Езекии2. А во время страстей Христовых солнце затмилось, полностью закрытое луной. И все эти действия невозможно объяснить никакой рациональной

1 См. Дан 3.

2 См.4Цар20.


 

138

Книга Магов

причиной, ни магией, ни тайной, никакой самой глубокой наукой, ни понять; но только принять как урок, как дан­ный Божественный оракул.

Глава четырнадцатая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.231 (0.01 с.)