Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благо в одном лишь боге и ни в чем ином

Поиск

Благо, о Асклепий, нигде, кроме единого Бога, или, вернее, благо — всегда сам Бог. Итак, это естество не­преложное, несотворенное, вездесущее, в себе облада-


ющнее деятельностью постоянною, совершенною, полною и неистощимою. Единство — начало всего, благо — ис­точник всего. Говоря: благо, я разумею то, что всецело и всегда добро. Такое же совершенное благо нигде не нахо­дится, кроме как в одном Боге, ибо нет в Нем порока, ни желания, могущего сделать Его дурным; Он ничего не может утратить и скорбеть об утрате: печаль один из ви­дов зла. Нет ничего сильнее Его и что могло бы Его одо­леть; нет ничего Ему равного и что могло бы Ему повре­дить или внушить желание. Ничто, при ослушании, не могло бы возбудить Его гнева, ничему наимудрому не мог бы Он позавидовать.

Так как все это чуждо Его естеству, остается Ему только благо, и так как в естестве этом нет ничего дурного, благо не может оказаться ни в чем ином. Разность пребьшает во всех отдельных существах, малых или великих, даже в наибольшем и сильнейшем из всех живущих. Всякая тварь подвержена страсти, даже рождение от страсти. Где же страсть, там не бы­вает блага, и где благо — нет страсти, как день не бывает ночью и ночь днем. И благо не может пребывать в твари, но лишь в нетварном. Суть всех вещей участвует в благе как в бытии, в этом смысл, и мир благ, ибо производит все сущее; он благ, пока творит, в остальном он не благ, ибо подлежит страсти, колебанию и производит страстных существ.

В человеке благо — лишь сравнительное зло, здесь все не слишком дурное благо и благо есть лишь наименьшее зло. Но земное благо не может быть всецело чистым от зла; оскверненное примесью зла, оно перестает быть благом и становится злом.


36


Книга Магов


Гермес Трисмегист и Соломон


37


 


Итак, благо существует в одном лишь Боге, или Бог есть благо. Среди людей, о Асклепий, благо существует лишь по имени, но ничуть на деле. Благо несовместимо с веществен­ным телом, одержимым отовсюду сквернами, муками, же­ланьями, гневом, заблуждениями, суевериями. Но самое худшее, о Асклепий, в том, что благом считается любое из зол, которых надлежало бы избегать, излишества чрева, порок, влекущий за собою всякое зло и удаляющий нас от блага.

Я же воздаю благодарение Богу, вложившему в мой разум познание блага, ибо самое благо не может пребы­вать в мир; ибо мир исполнен зла, Бог же — исполнение блага, или благо исполнено Бога. Прекрасное сияет вкруг естества, и так, быть может, является оно в своем самом прозрачном и чистейшем облике. Не убоимся сказать, о Асклепий: естество Божие, если, однако, Бог имеет есте­ство, — это красота. Прекрасное и благое не могут быть в мире все видимые предметы — лишь отражения, и как бы тени. Помимо доступного чувству нужно искать пре­красное и благое, и око не может увидеть их, ибо не может зреть Бога; они — Его неотъемлемые части, присущие свойства, неразлучимые и многожеланные, возлюбленные Им или любящие Его.

Если можешь ты постигнуть Бога, постигнешь ты пре­красное и благое, чистое сияние Бога, несравненную красо­ту, благо бесподобное, как сам Бог. Сколько ты понимаешь Бога, столько понимаешь прекрасное и благое; они не могут сообщаться другим существам, ибо неотделимы от Бога. Взыскуя Бога, взыскуешь ты красоту. Единый путь, веду-


щий туда, — благочестие купно с Ведением. Невежды, не идущие путем благочестия, дерзают называть человека пре­красным и благим, его, не видевшего, даже в грезе, что та­кое благо, окутанного скверною отовсюду; зло он считает добром, злом питается неутолимо, боится его утраты и си­лится не только сохранить его, но и увеличить. Того, что люди считают благим и прекрасным, о Асклепий, не можем мы ни избежать, ни ненавидеть, ибо, что тяжелее всего, мы нуждаемся в нем и не можем без него жить.

НАИБОЛЬШЕЕ ЗЛО ДЛЯ ЛЮДЕЙ — НЕВЕДЕНИЕ БОГА

Куда стремитесь вы, опьяненные люди? Вы упивались вином неведения и не можете его стерпеть, уже извергаете вон. Отрезвитесь и откройте очи вашего сердца, если не все из вас, то хоть те, что могут. Ибо бедствие неведения затоп­ляет всю землю, сквернит душу, замкнутую в теле, и пре­пятствует ей войти в пристань спасения. Не допускайте по­току унести вас; вернитесь, если можете, в пристань спасе­ния. Ищите кормчего, да поведет вас к вратам Ведения, где блещет сверкающий неомраченный свет, где никто не пьяне­ет, где все трезвы и обращают очи сердца к Тому, Кто хочет быть созерцаемым, неслыханный, неисповедимый, незримый очам, видимый разуму и сердцу.

Прежде всего разорвать нужно одежду, носимую то­бою, это одеяние неведения, начало всякой злобы, оковы порока, облачение мрака, живую смерть, чувствующий


 

38

Книга Магов

труп, могилу, что ты носишь с собою, домашнего татя, враждебного в любви, рьяного в ненависти. Таково враж­дебное одеянье, облекающее тебя; оно влечет тебя вниз к себе, опасаясь, да не заставит тебя зрелище правды и бла­га возненавидеть злобу его, открыть построенные тебе ковы, помрачая пред тобою все, что нам кажется светлым, удушая тебя в веществе, опьяняя нечестивыми усладами, да не услышишь ты того, что должен слышать, и не уви­дишь того, что должен видеть.

НИЧТО НЕ ИСЧЕЗАЕТ,

ЛИШЬ ПО ЗАБЛУЖДЕНИЮ,

ПЕРЕМЕНЫ ЗОВУТСЯ СМЕРТЬЮ

И УНИЧТОЖЕНИЕМ

Побеседуем теперь, о сыне, о душе и о теле, о бессмер­тии души, о составе тела и его разложении. Ибо смерти не существует; слово смертное бессмысленно, либо есть не­что иное, как слово бессмертное, утратившее первый слог. Смерть была бы уничтожением, в мире же ничто не гиб­нет. Если мир — второй Бог, душа бессмертная, то ни одна часть естества живого и бессмертного не может уме­реть. Частью же мира является все, особливо человек, душа разумная. В бытии первый — вечный, несотворен-ный всесоздатель Бог. Второй сотворен по образу Его; это мир, Им порожденный, содержимый и питаемый; он вос­принял от Отца бессмертие и, значит, навеки жив. Бес­смертие отличается от вечности: вечное не рождено никем


39

Гермес Трисмегист и Соломон

иным; оно произошло само собою, или, вернее, созидается вечно. Кто говорит — вечное, говорит — всемирное. Отец печен сам по Себе, мир воспринял от Отца непрестанную жизнь и бессмертие.

Из всего вещества, подвластного Ему, сотворил Отец тело вселенной, дал ему округлый облик, назначил ему при­сущности и сделал его бессмертным и вечно вещественным. Обладая полнотою обликов, Отец рассеял присущности в сфере и заключил их там, как в вертепе, желая украсить всячески создание свое. Он облек бессмертием тело вселен­ной, да не войдет вещество, стремясь к растворению, в свойственное ему нестроение. Ибо, в пору своей бестелес­ности, беспорядочным было вещество. Оно хранит и поны­не от этого слабый след в свойстве возрастанья и убыли, то, что люди зовут смертью. Это нестроение происходит лишь в жизни земной: тела небесные хранят единый строй, изна­чала воспринятый от Отца, сохраняемый нерушимо восста­новлением каждого из них. Восстановление хранит тела земные, распадение же таковых претворяет их в тела бес­смертные, и таким образом является лишение ощутимости, а не уничтожение тела.

Третье живущее — человек, созданный по образу мира; волею Отца, он обладает разумом больше прочих земных животных; через ощущенье он в соотношении со вторым Богом, мыслью — с Первым; одного постигает как телес­ное. Другого — как бесплотное естество, разум и благо. Т. Итак, это живущее не умирает? Г. Скажи лучше, о сын, и уразумей Бога, мир, жизнь бессмертную, жизнь, подверженную растворенью. Пойми,


 

40

Книга Магов

что мир исходит от Бога и пребывает в Боге, что человек исходит от мира и пребывает в мире. Начало, совершен­ство и постоянное пребывание всего — Бог.

О МЫСЛИ И ОЩУЩЕНИИ.

КРАСОТА И БЛАГО В ОДНОМ ЛИШЬ БОГЕ

И НИГДЕ КРОМЕ НЕГО

Вчера, о Асклепий, преподал я слово посвящения. Ныне считаю необходимым сопроводить его другим и говорить об ощущении. Между ощущением и мыслью та разница, что одно (принадлежит) веществу, другая — сущности. У про­чих животных ощущение, у человека же мысль — прирож­денны. Мысль отличается от разума, как божественность от Бога; божественность рождается от Бога, мысль — от разума; она сродна слову, и оно служит ей. Всякое слово выражает мысль, и всякая мысль проявляется в слове. Ощущение и мысль в человеке имеют взаимное влияние и связаны нерасторжимо. Невозможна мысль без ощуще­ния, ни ощущение без мысли. Можно, однако, предпо­ложить мысль без ощущения, как прихотливые образы сно­видений, но мнится мне, что оба действия происходят во сне и что возбужденное ощущение от сна переходит в яв­ность. Человек состоит из тела и души. Когда обе стороны ощущенья согласованы — выражается мысль, зачатая ра­зумом. Ибо разум зачинает все мысли, благие, если они за­рождены Богом, иные — под влиянием бесовским. Ни одна часть мира не свободна от демонов — я говорю о де-


41

Гермес Трисмегист и Соломон

монах, отпавших от Бога; вселяющийся в нас (демон) за-севает там зерно свойственной ему силы, и разум, приняв это зерно, зачинает блуд, убийства, отцеубийства, кощун­ства, нечестие, насилия, свержения в бездны и все другие деяния злых демонов1.

Семена Бога, немногочисленные, но великие, прекрас­ные и благие, — добродетель, воздержание и благочестие. Благочестие — познание Бога; обладающий им исполнен всех благ: он зачинает божественные мысли, отличные от мыслей толпы. Вот почему пребывающие в Знании не любы толпе и не люба им толпа. Их считают безумными, их осмеивают, они ненавидимы и презираемы; по возмож­ности их предают даже смерти: ибо, как сказано, зло оби­тает здесь, это его вместилище. Земля его область, но не мир, как скажут иные хулители. Но праведный человек все превышает обладанием Ведения. Все благо для него, даже то, что оказалось бы дурным для других. Его размышления все применяют к Ведению, и, о чудо, он один претворяет

зло в добро.

Возвращаюсь к моей речи об ощущении. Тесная связь ощущения и мысли свойственны человеку. Не все люди, как сказано мною, располагают разумом: одни принадле­жат веществу, другие — сущности. Злые вещественны и воспринимают от демонов семя их мысли; единосущные с благом — спасаются Богом. Бог — создатель всего и все свои созданья творит подобными Себе, но эти благие тво­ренья неплодны в действии. Движенье мира рождает разно-

1 Убеждение о вселении демонов наиболее всего свойственно зоро-астрийству, разработавшему сложнейшие ритуалы очищения.


42


Книга Магов


Гермес Трисмегист и Соломон


43


 


образные произведения, одни оскверненные злом, другие очищенные благом. Мир, о Асклепий, обладает ощущени­ем и мыслью, не сходными с человеческими, ни такими мно­гообразными, но высшими и более простыми. У мира одно лишь чувство, одна лишь мысль — творить все вещи и воз­вращать их в себя. Он — орудие Божией воли, и его удел — воспринимать божественные семена, хранить их, производить все вещи, растворять их и возобновлять. По­добно доброму оратаю жизни, он возобновляет свои произ­веденья, преображая их; он порождает всякую жизнь, вно­сит все живые естества, он одновременно и вместилище, и строитель жизни.

Тела различны по веществу: одни образованы землею, другие водою, иные воздухом, иные огнем. Все сложны, но одни в большей степени, другие же проще; первые тяжелее, вторые легче. Быстрота мирового движения производит многообразие видов; его многократное дыхание навевает те­лам многообразные свойства, при полном единообразии жизни. Бог — отец мира, мир — отец сущего в нем; мир — сын Божий, сущее в мире подвластно ему. Справедливо на­зывают мир κόσμος, от коσμέώ — украшать, ибо он краса всего и все устрояет многообразием видов, (в нем) жизнь неиссякаемая, деятельность постоянная, необходимость дви­жения, сочетание стихии и строй творения. Да наречется же он κόσμος, это имя ему подобает.

У всех животных ощущение, мысль приходят извне, из среды окружающей; мир воспринял их раз и навсегда при рождении — от Бога. Бог не лишен ни чувства, ни мысли, как думают иные: это хула суеверия. Все бытие, о Асклепий,


пребывает в Боге, произведенное и зависимое от Него; все, что действует телами, что движет душевной сущностью, что оживляет духом, что служит вместилищем мертвым тварям, нсе это в Боге. И не только говорю, что Он вседержитель, но что воистину Он есть Все. Он не извлекает ничего извне, но все из Себя производит. Чувство, мысль Божия — это вечное движение вселенной; никогда, ни в какое время не по-габнет ни одно существо, т. е. частица Бога, ибо Бог — все­держитель, нет ничего вне Его, и Он не пребывает вне чего

бы то ни было.

Все это истинно, о Асклепий, для того, кто уразумеет; не­вежда не верит этому, ибо разум — вера; не верить — значит не разуметь. Слово мое достигает истины, разум велик и мо­жет, если указать ему путь, прийти к истине. Когда размыш­ляет он над вещами, находя их согласными с толкованьями слова, он верит и покоится в этой блаженной вере. Разуме­ющие божественные слова имеют веру, не разумеющие — не веруют. Вот что имел я сказать об ощущении и мысли.

Превосходный пример очищенного и просветленного разу­ма являет мудрейший из живших на земле — царь Соломон.

Соломон (от еврейского Шеломо — «мирный», «благо­датный») правил Иудейским царством в 965—928 гг. до н. э. О Соломоне написано в книгах Царств и Паралипоменон до­вольно подробно. Он был младшим сыном Вирсавии и царя Давида. После того как Соломон подавил выступление свое­го старшего брата Адония, стремившегося узурпировать власть, умирающий Давид помазал его на царство. Женитьба


 

45
 

Книга Магов

на дочери фараона помогла Соломону заключить союз с Егип­том. Затем Господь явился Соломону во сне и сказал: «Проси, что дать тебе», и он попросил разумное сердце, чтобы уметь судить людей и различать добро и зло. «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как пе­сок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше муд­рости всех сынов востока и всей мудрости египтян...» (З Цар 4:29)

Прославился он также строительством Храма в Иерусали­ме. С помощью Хирама, Тирского царя, были собраны строи­тельные материалы и средства, а также и рабочие; после семи лет упорного труда строительство завершилось, и в Храм внес­ли ковчег завета Господня. Когда церемония освящения закон­чилась, Бог вновь явился Соломону и обновил свой завет, по­обещав ему и его народу славное будущее, но предупредив при этом о наказаниях за поклонение другим богам.

Однако Соломон Не внял увещеванию, и Господь прогне­вался на него из-за его отступления от веры.

Эта история могущественного правителя, который в конце жизни стал жертвой идолопоклонства и до самой смерти был в немилости у Бога, дает богатую пищу для размышлений.

Пожалуй, найдется совсем немного персонажей столь же легендарных, как царь Соломон, которые неизменно остава­лись бы главными героями множества легенд — как на Западе, так и на Востоке. Только для того, чтобы составить каталог всех литературных источников, в которых содержатся рассказы о Соломоне, потребовалась бы, наверное, целая жизнь.

Память о нем сохранили Библия, Талмуд, Коран, сказки «Тысячи и одной ночи», персидская и турецкая поэзия, грече­ские и римские тексты — «Завет Соломона», «Gesta Romano-rum», старинные французские, немецкие и английские легенды; средневековая книга по магии «Claviculae Solomonis» («Клю-


Гермес Трисмегист и Соломон

чики Соломона»), переведенная на все европейские языки и до сих пор используемая на практике.

Соломон считается автором таких ветхозаветных книг, как «Притчи Соломона», «Экклезиаст», «Песнь песней», «Книга премудрости Соломона», и еще некоторых других, не входящих В канонический текст Ветхого Завета: «Завещание Соломона», «Псалмы Соломона» и «Пророчество Соломона о Иисусе Хри­сте», написанное на чаше царя и свидетельствовавшее о том, сколько лет пройдет от Соломона до Христа. Соломону также приписывается авторство двух библейских псалмов (71 и 126).

Некоторые отрывки из «Книги Царств», «Притчей Соло­мона» и «Книги премудрости Соломона» лишь подтверждают предположение, что он обладал знанием, недоступным прочим

смертным.

Соответствует библейскому Соломону и Сулайман сын Да-уда, о котором в Коране говорится, что он превосходил мудро­стью своего отца. Наследовав Дауду, Сулайман стал великим правителем. Ему подчинялись ветры и птицы, а перстень Су-лаймана с печатью, имевшей форму шестиконечной звезды, считался у мусульман могущественнейшим талисманом.

Во многих легендах утверждается, что Соломон получил в дар от Господа не только мудрость, богатство и славу, а еще и волшебный перстень, дававший ему власть над ветрами и си­лами природы, зверями и птицами, над людьми и всеми духами, небесными, земными или подземными. Таким образом, за одну ночь он превратился в самого могущественного мага в истории земли. И это породило неравный конфликт между мудростью и силой. С волшебным кольцом все было необычайно легко, оказалось, что с ним легко потерять голову даже мудрейшему

человеку на земле.

Здесь мы приводим один из вариантов апокрифа, известного под названием «Завещание Соломона». Полностью заголовок,


46


Книга Магов


I'ермес Грисмегист и Соломон 47


 


переведенный с греческого образца, звучит следующим образом: «Завещание Соломона, сына Давида, который был царем в Иерусалиме, подчинил себе и управлял всеми духами воздуха на земле и под землей. С их помощью он также совершал все бо­жественные работы в Храме. Здесь же говорится о той вла­сти, которой они обладают по отношению к людям, и о том, какие ангелы могут противостоять этим демонам».

О СОЛОМОНЕ1

Соломон, сын Давидов, родился от жены Урия; произо­шло же это таким образом. Увидел царь Давид жену Урия в бане обнаженной, и вселил сатана в сердце его любовное желание соблазнить ее, и Давид не только совершил пре­любодеяние, но и побудил убить Урию, мужа соблазненной. Возлюбленный Богом великий пророк, избранный Богом, величайший из всех, псалмопевцев украшение, прославлен­ный божественный отец, составитель Ветхого и Нового За­вета претерпел от Велиара и великозлобной вражды, пре­терпел, как и прежде созданный Адам. Урия был убит, по­сланный Давидом в сражение и назначенный по желанию его и воле на передний край сражения, чтобы таким обра­зом захваченный один и не имея помощи был бы убит; так и произошло. Прежде чем все это случилось, пришел ангел Господень к Нафану пророку и сказал ему: «Отправляйся к царю Давиду пророку и научи его не делать беззаконных

1 Перевод выполнен с греческого оригинала, хранящегося в Афон­ском монастыре под № 132 и опубликованного В. М. Истриным в книге «Греческие списки Завещания Соломона» (Одесса, 1898).


дел сатаны». Выйдя же, Нафан отправился к Давиду и на-ткнулся на препятствие от Белиара. Нашел ибо дьявол чело-века непогребенного и проклятый положил его на пути На-фана. Увидя мертвого человека, Нафан пожелал похоро­нить его, и во время этих похорон и исполнил Давид беззаконные дела сатаны. Узнав это, пророк Нафан горько сетовал и говорил: «Через меня произошел этот грех». И вновь пришел к нему ангел, говоря: «Через тебя произо­шло падение, через тебя будет и исправление. Отправляйся теперь к царю и изобличи его беззаконие». И говорит На­фан ангелу: «Как я, бедняк, изобличу царя?» Ангел же ска­зал ему: «Я буду с тобой, ты оповестишь, я же наведу на пего страх». И отправился Нафан к Давиду, пал перед ним ниц и рек: «Господин царь, был я некими людьми привле­чен к суду и пришел рассказать тебе о нем». Царь же ему говорит: «Что это за суд такой?» Нафан же сказал прит­чей: «Есть у меня господин, владеющий мной, и имел он сотню ягнят и радовался на них, я же имел одного ягненоч­ка, и взял он его у меня, сотню имея, и съел его». Узнал в том Давид свое собственное дело и, встав с ложа своего, горько стеная, со слезами сказал: «Я есть подобное совер­шивший». И начал печально говорить пятидесятый псалом1. А Нафан ему: «Да отпустит наконец Господь Бог грех

твой»2.

Родил Давид Соломона от жены Урия, и тот взял цар­ство отца своего Давида и был прославлен высочайшей мудростью и разумностью, и линия рода его поднялась до

1 50-й псалом Давида.

2 См. 2 Цар 11, 12.


48 Книга Магов


Гермес Трисмегист и Соломон 49


 


божественной плоти Господа нашего Иисуса Христа, так как и Он сам из сынов божественного отца Давида, чтобы и пророческая речь исполнилась, говорящая: «...не отойдет главенство от Иуды, ни же начальствующий от чресл его, пока не приидет, Который назначен»1. Мудрость же Соло­мона была подобна мудрости первого человека Адама. Вос­питана эта мудрость мудростью удивительного Сираха2, по предусмотрению свыше. Ту же мудрость являя, Господь в Евангелиях сказал, что мудрость Соломона Он полагает наивысшей из всех3, так судил, так действительно и было. Благодаря этой мудрости набрался смелости дивный Соло­мон и решил возвести дом Господу Богу наипрекраснейший, наивеличайший и самый прославленный на земле. Получил­ся же и был возведен дом Господа Бога согласно желанию, и мудрости, и искусству Бога через мудрость и усердие Со­ломона. Итак, возвел он таковой храм после великих при­готовлений сам и дети его4.

Имел Соломон из всех детей своих одного наиболее желанного; ибо хлеб, и пищу, и одежду вдвое давал ему.

1 «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, до­
коле не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт
49:10).

2 Сир 47: 15-18.

3 Подобное высказывание в канонических текстах есть только
в Ветхом Завете: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий
разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость
Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости егип­
тян. Он был мудрее всех людей...» (3 Цар 4: 29—31).

4 Его отцу Давиду, постоянно ведшему кровопролитные войны, не
было дано построить храм, Соломону же, как величайшему миротвор­
цу, Бог повелел возвести храм в Иерусалиме (3 Цар 5, 3).


Было же это дитя неприятно видом и обликом некраси­вое1. И печалился, видя его таковым, Соломон. И в один из дней сказал ему: «Почему ты так плохо выглядишь? Что из существующих вещей печалит тебя? Или не получаешь всего вдвое от меня?» И дитя говорит царю: «Тот хлеб, господин царь, каковой мне даешь, весь потребляю, но не выгляжу от этого лучше ничуть. Нападает на меня ночью дух дурной и нечистый, подловляет и выжимает оконеч­ность пальца моего, и делает вид мой таким неприятным и неприглядным».

Услышав это, Соломон обратился с увещеваниями к Господу Богу. И прислал к нему архангел Михаил мед­ный перстень с печатью и дал эту печать Соломону, и го­ворит: «Отдай отроку эту печать и пусть будет с ней на ложе его, и когда придет к нему дьявол, пусть стукнет его печатью в грудь и, связав, пусть приведет его к тебе. Должно ибо тебе подчинить всех духов с помощью его и печати Бога и построить дом Бога при посредстве мно­жества дурных духов, работающих вместе с людьми». Взяв печать, Соломон поблагодарил святого Бога за при-сланного от него ангела. И, призвав отрока, дал ему пе­чать, возвестив сказанное ангелом. Отрок, взяв перстень Бога, с наступлением вечера улегся в свою кровать. И к 1 В другом списке написано: «При постройке храма был один юноша, проявлявший особенное усердие в работе и своим примером делавший других мастеров более усердными. Слышавшие о юноше все радовались его усердию, и Соломон сильно возлюбил его и давал ему ежедневно двойную против других порцию пищи и питья. Демон же позавидовал усердию юноши и стал приходить каждый день и отни­мать у него половину порций».


50

Книга Магов

тому привыкший явился к нему дьявол, и сразу отрок ударил врага по сердцу печатью Бога. Сатана же жалост­ным голосом закричал: «Ах! Увы! Как поработился я царю Соломону?» И повязав его так, привел к царю Со­ломону. Рассматривая его, царь рек: «Скажи нам, дух дурной и нечистый, как кличут тебя и каково твое ремес­ло?» И дьявол сказал царю: «Зовут меня Орний, ремес­ло же мое ко всему способно». И говорит царь: «Какой ангел лишает тебя сил?» И дьявол: «Великим архангелом Михаилом обуздываюсь, он же и моя сила». И царь рек: «Сможешь сделать что-либо для храма Господа и для за­вершения его строительства полезное?» А дьявол: «Смо­гу с помощью печати этой созвать всех духов к тебе, и подчинить твоей воле, и закончить строительство, и воз­вести, подчинив всех духов рабам, храм Господа Вседер­жителя». Услышав это, Соломон возблагодарил Господа Бога и попросил Орния отправиться с печатью и отроком и собрать духов. И они пошли, и собрали всех, и привели к царю Соломону. Все они приблизились к царю и пали ниц перед ним. И спросил царь у каждого духа отдельно имя и ремесло и кто каким из святых ангелов обуздыва-ется. И соответственно ремеслу каждого, прозванию и обуздывающему ангелу поручил им трудиться для завер­шения храма. И содействовал каждый по отдельности рабу, к которому был приставлен по мудрости Соломона; и таким образом, было чрезвычайно удивительно видеть множество мужей и духов, которые по воле Господа мир­но возводили и вели к завершению храм Господа со всей


51

Гермеc Трисмегист и Соломон

заботой и усердием, без дерзаний духов, ни же случая соб-лазнить или обидеть людей1.

Из мужей же, имеющих особое старание к заверше­нию строительства храма, [некто] пришел к соревнованию и спору с сыном своим, и сражались друг с другом, пылая гневом, желая растерзать друг друга. Преисполненный гневом отец однажды подошел к царю Соломону и со сле­зами сказал ему: «Господин царь, или осуди смерти моего сына, поступающего так оскорбительно противозаконно со мной, отцом, или, так и знай, что более не двину я ру­кой моей к завершению строительства храма». Пока царь размышлял по поводу услышанного, пришел и сын стари­ка к царю, также обвиняя и то же говоря про отца. Царь, думая об этом и не зная, что выбрать, обратил внимание на то, что работающий Орний смеется, и сказал судящим­ся: «Отойдите-ка ненадолго от меня». И когда они ото­шли, подозвал Орния и спросил его: «Что смеешься, Ор­ний? Меня, царя, осмеиваешь или суд мой? Или храм Господа?» И Орний говорит царю: «Господин царь, мудрейший и справедливейший Соломон. Не над тобой, царем, смеюсь и не над судом твоим, ни над храмом Гос­пода, ни над этими несчастными судящимися; но не­счастны, говорю я, старик и сын его. Ибо не пройдет и трех дней, и конец придет юноше». И царь Орнию гово-

1 Есть и другое объяснение. Храм возводили десятки тысяч людей в течение семи лет, при этом работы велись совершенно бесшумно, что объяснялось тем, что для обтесывания камней Соломон использовал волшебного червя шамир, проедающего скалы, которого принес ему гриф из Эдемского сада.


52


Книга Магов


Гермec Трисмегист и Соломон


53


 


рит: «Иди и трудись с усердием, миром и послушанием для храма Господа Бога Вседержителя». И отошел от того ме­ста Орний и трудился. Подозвал царь двух тяжущихся и сказал им: «Идите и делайте дело ваше до пяти дней, и после этого примем решение и закончим суд над вами». И приказал царь назначить день соответственно сказанно­му. По прошествии же пяти дней пришел старик к царю унылый и угрюмый и, слезы из глаз пуская, сказал: «Царь, умер мой сын, умер, и не видно больше его, меня же оста­вил в наитяжелейшей бедности, и боли сердца, и невыноси­мом стенании. Ибо уже не увижу его, не узрю лица его. Скрылся в место бессветлое, в землю мрачную, в землю темную». Пораженный всем этим царь спросил: «В кото­рый день умер?» И сказал старик: «Спустя три дня умер после того, как мы к твоей власти приходили». И говорит царь: «Ступай с миром, старик. Господь Бог, Отец утеше­ния и успокоения обиженных, утешит твое сердце, чтобы оно больше не печалилось. Помни, что твой сын человеком был. Всякий же человек смертен. Поэтому не печалься, ибо ничего не достигнешь здесь, жалуясь». Услышав это от царя, старик ушел, успокоив сердце. И, пригласив Орния, царь спросил: «Скажи нам, как определяешь ты смерть че­ловека, дух ты нечистый?» Орний же ответил: «Мы, гос­подин, с неба изгнаны вниз, и теперь ангелы Бога и свет окружены демонами, и нечистыми духами, и мраком, как ты и видишь. И мы рождены как работники Бога, попав­шие ныне тебе в услужение, и призваны в помощь Богом. Но, низвергнутые с неба, и падшие, и брошенные в ужас­ный ад, мы снова поднимаемся к основанию неба, и сооб-


щество ангелов слушаем, и от них узнаем о смерти человека И сорок дней. И, услышав о таковых, соревнуемся и стара­емся погубить такого человека или огнем, или водой, или скалой и тем самым получить что-либо от его доли. И в этом нет нам ни грана отдохновения под небом, и мы пада­ем, словно листва с деревьев, и кажемся людям как звезды сыплющиеся, чтобы превозноситься людьми»1. А царь:. «Так падающие звезды и блуждающие звезды2 не есть на самом деле звезды?» И Орний: «Нет, царь. Ибо звезды небесные бессмертны, крепки и неподвижны». И, услышав все это, царь отпустил Орния заниматься его делом.

Закончен был храм, и все цари земли и начальники из знатных, и царица Юга, или мудрая Сивилла, также сама

1 В другом варианте «Завещания» Орний отвечает следующее:
«На небесах есть все то, что есть и на земле. Ибо там есть княжества,
администрация, мировые правители, и мы, демоны, там летаем в воз­
духе; и мы слышим голоса небесных сущностей, и обозреваем все
силы. И, поскольку не имеем никакой поверхности [основания], где
можно остановиться и отдохнуть, мы теряем силу и опадаем, словно
листья с дерева. И люди, видя нас, воображают, что это звезды пада­
ют с небес. Но на самом деле это не так, о царь; но мы падаем из-за
нашей слабости, потому что нам негде прилечь и не за что удержаться;
так что мы внезапно падаем, подобно молнии во мраке ночи. И мы
поджигаем города и поля. Ибо звезды [в отличие от нас] имеют проч­
ное основание на небесах, подобно солнцу и луне».

2 Здесь уместно вспомнить замечание, имеющееся в древнем
трактате герметического корпуса «Из диалогов Гермеса с Татом»:
«Одни звезды отличаются от других звезд; в самом деле, звездами
называются и те, которые парят в небе, и другие — которые распола­
гаются в теле неба и движутся вместе с небом; из них образуется то,
чему мы даем название „двенадцать знаков зодиака"» (Высокий гер-
метизм. С. 299). Соломон, естественно, был поражен ответом, по­
скольку он противоречил наивысшей по тем временам мудрости, пере­
данной будто бы самим Гермесом Триждывеличайшим.


 

55
54

Книга Магов

пришла увидеть храм Господа и принесла к завершению храма дерево дорогое и ценное1.

Царь же аравитян прислал послание царю Соломону, в котором было написано следующее: «Царь Соломон, да радуешься. Да узнает твоя царская власть, что в наших землях обитает тяжелый сильный дух и в течение трех дней наводит ветер крепкий и срывает дома, и деревья, и холмы и людей губит, бросая их на скалы, и в воду, и в огонь. Если только желает твоя власть послать и изгнать, и совершенно истребить его от тех земель, и, если только это сделает царская власть твоя, мы бы пожертвовали тог­да к завершению храма 125 талантов золота, серебра и меди». Ознакомившись с посланием, царь приказал от­року, имеющему печать, тотчас захватить ее и в напут­ствие говорит: «Немедленно отправляйся к царю аравитян и возьми с собой печать и верблюда одного из быстрей­ших, и мех кожаный, новый, и пусть укажет тебе место, где обитает дух дурной. И, заняв место то самое, набрось мех пастью его, через которую он дышит, вкруг отверстия норы, и наблюдай день, когда исходит дурной дух. И ког­да увидишь мех наполненным по обыкновению ветром, запечатай перстнем и приторочь его к верблюду, и доставь тотчас нам». И ушел отрок, и сделал все по воле царя Со­ломона. На обратном пути говорит дух отроку: «Отпусти меня, отрок, и я укажу тебе место, где спрятан ценный

1 Все цари и мудрецы земли приходили к Соломону с дарами, что­бы послушать его премудрости. Пришла к нему однажды с дарами и легендарная царица Савская, дабы испытать его всякими мудреными загадками (3 Цар 10: 1-13; 4: 34; 10: 24).


Гермес Трисмегист и Соломон

камень и золото». Отрок же говорит: «Сходим прежде к царю и это после по его распоряжению сделаем». Когда же путь закончили и достигли места, в котором был царь, мех, повалившись с верблюда, пал наземь, вверх и вниз скача перед Соломоном. Царь же сказал: «Кто ты есть и каково имя твое?» Он же говорит: «Я прозываюсь духом Ефиппой». И говорит ему царь: «Можешь сделать для меня что-нибудь полезное?» И Ефиппа ответил: «Могу поднять камень краеугольный, который отвергли люди и демоны, и положить его во главу угла». И царь поощрил Ефиппу сделать это1.

И он сделал это на виду у всех, и царя, и стоящих во­круг мужей. Изумленный же происшедшим царь сказал Ефиппе: «Знаешь ли еще какого духа, подобного тебе?» И говорит Ефиппа: «Есть, царь, и другой дух, в Эритрей-ском море лежащий и имеющий в самом себе пурпурный столб». И говорит царь: «Отправляйся с печатью и при­веди мне его сюда». Ефиппа, уйдя с печатью, вытащил его и привел, и оба духа, подняв столб, несли его по воздуху. Увидев это, царь пришел в изумление, велел им поднять

1 В другом источнике есть следующая преамбула: «И Иерусалим был отстроен, и храм был почти возведен. И лежал камень, послед­ний, краеугольный, камень, огромный, [специально] подобранный, именно такой, как я хотел, чтобы поместить его точно в угол для за­вершения храма. И все рабочие, и все демоны, которые им помогали, пришли, чтобы поднять камень и установить его во главу угла святого храма, но сил не хватило, чтобы сдвинуть его и положить в нужное место. А этот камень был очень большой, и он был необходим для завершения строительства храма».


56


Книга Магов


Гермес Трисмегист и Соломон



 


столб и повесить его в воздухе вплоть до свершения вре­мен (вечности) и не бросать его на землю никогда, чтобы каким-нибудь образом род людей не осквернили бы1.

Затем царь спросил Орния: «Есть ли еще какой дух?» И Орний ответил: «Есть многие2, о царь, управляет же ими один, величайший владетель силы». «И кто же это, — спрашивает царь, — кто величайшую силу име­ет, и каково его имя?» И Орний говорит: «Его зовут Са-маэль, начальник сонма демонов, он ими управляет и со­бранными тобой управляет, о царь, оставаясь невиди­мым». Но Соломон приказал: «Нечего тебе об этом заботиться, дурной и нечистый дух, но, взяв печать, при­веди мне его сюда вскорости». И, взяв печать Бога, Ор­ний ушел, исполняя волю царя. Соломон же, опустившись на свой трон, был в своей царской власти украшен венком и диадемой и, Орния с Самаэлем ожидая, держал в руке царский скипетр. Когда же пришли Самаэль и Орний к Соломону, спросил царь Самаэля: «Кто ты есть и как тебе имя?» Тот же говорит: «Самаэлем я назван, Я начальник, я управляю сонмом демонов». А царь: «Можешь сделать что-либо для меня?» Тот же говорит: «Могу сцепиться с тобой и унести тебя на край земли». И вместе с этими словами схватил его и унес на край земли. Разгласилась же слава царя во все концы земли. И пали ниц перед ним

1 В другом тексте: «И они оба поклялись, сказав: „Твоим живым
Господом Богом [клянемся] не отпускать эту колонну до конца света.
Но в тот день, когда этот камень упадет, это и будет концом света"».

2 В других списках «Завещания» называются тридцать шесть ду­
хов и каждому дается характеристика.


все цари земли и начальники и организовали хор к завер­шению строительства храма1.

В это время слагал он Песн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.253 (0.023 с.)