Глава сорок вторая Об удивительных свойствах некоторых видов колдовства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава сорок вторая Об удивительных свойствах некоторых видов колдовства



Теперь я расскажу о некоторых видах колдовства, на примере которых можно будет приступить к детальному рассмотрению этого предмета. И начну с менструальной женской крови. Мы рассмотрим, какую силу она имеет в колдовстве, ибо говорят, что если женщина, у которой менструации, пройдет над молодым вином, оно скисает, а если лишь коснется виноградной лозы, та навсегда испор­тится, и любое другое растение и дерево также станут бес­плодными, а только что посаженные погибнут. Она сжига­ет всю траву в саду и заставляет осыпаться фрукты с дере­вьев; блеск зеркал блекнет и исчезает, ножи и бритвы тупеют, тускнеет красота слоновой кости; железо тотчас ржавеет; бронза покрывается налетом и сильно пахнет; со­баки становятся бешеными, если пробуют ее, и тех, кого они кусают, нельзя вылечить. Погибает весь пчелиный улей, и пчелы покидают ульи, которых коснулась такая женщина; лен чернеет, когда его варят; кобылы при касании их выкидывают и менструальная кровь мешает им зачать; и ослицы не могут рожать до тех пор, пока не перестанут есть корм, приготовленный женщиной в период месячных.


 

204

Книга Магов

Пепел от менструальных повязок, помещенный на пурпур­ные одежды при их стирке, меняет их цвет, а цветы лишает красок. Говорят, что она лечит трехдневную и четырехднев­ную лихорадку, будучи нанесенной на шерсть черного бара­на и подвязанной на серебряный браслет, а также если ей намазать подошвы стоп больного, особенно если это сдела­ет сама женщина, а больной не будет знать об этом. Кроме того, она помогает при начале болезни. Но лучше всего она лечит от водобоязни1, или укушенных бешеной собакой, если только менструальная повязка будет помещена под чашу с питьем.

Говорят также, что если женщина во время менструаций прогуляется голой вокруг зернохранилища, погибнут все пло­дожорки, черви, жуки, мухи и все прочее, что может повре­дить зерну, но женщина должна это сделать непременно до восхода солнца, иначе засохнет зерно. Еще утверждают, что она способна останавливать град, гром и молнии, о многом из этого упоминал Плиний2.

1 Иное название бешенства.

2 Ср.: «Трудно найти что-либо, обладающее более пагубным воз­
действием, чем менструальная кровь женщины. Если женщина во
время менструации имеет дело с молодым вином, то вино закисает. От
женских прикосновений в этот период растения в поле перестают пло­
доносить, привитые и обрезанные растения увядают, семена в саду
засыхают, и фрукты осыпаются с того дерева, под которым сидела
менструирующая женщина. Если она смотрится в зеркало, то оно
тускнеет, а лезвие стального ножа становится тупым. Слоновая кость
теряет свой блеск, даже бронза и железо ржавеют и начинают изда­
вать неприятный запах. Собаки, полакав менструальной крови, впа­
дают в бешенство, а их укус становится таким ядовитым, что нет от
него лечения» (Плиний Старший. Естественная история. Кн. 7, 13
и далее).


Агриппа Неттесгеймский. О тайной фи лософии _____________ 205

Уместно знать, что менструальная кровь очень ядовита, особенно если появляется на ущербе Луны, и куда более опасна — на переходе от ущерба к новолунию. Но если она появляется при затмении Луны или Солнца, то ядовита чрез­вычайно. Наибольшую же силу менструальная кровь имеет, когда появляется в первый год, даже и у девственницы, но если ей только коснуться порога дома, она может отвести любой вред.

Кроме того, говорят, что нити платья, которое ею на­терто, не горят и что, если его бросить в огонь, он пере­станет распространяться. И если давать корень пиона с касторовым маслом, помазанный менструальной повяз­кой, можно предупредить начало заболевания. А если сжечь или поджарить желудок оленя, примешав туда не­что от тряпок, пропахших менструальной кровью, и затем смазать этим арбалеты, они оказываются бесполезными для охоты.

Волосы женщины, у которой месячные, будучи поло­жены в навоз, производят змей, а если их сжечь, то появ­ляющийся запах, наоборот, змей прогонит. Ядовитая сила менструальной крови столь велика, что отравляет даже мерзких тварей. Есть также гиппоман1, который у колду­нов считается далеко не последним средством. Это не­большой ядовитый кусочек мяса величиной с фигу, черно­го цвета, прилипший на лбу только что родившегося же­ребенка, если кобыла тотчас съест его, она никогда уже не будет любить своего малыша или покинет его больным.

1 От греч. iππоμαvης — беснующийся от коней.


206


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии


207


 


Но в нем есть совершенно удивительное свойство, при­зывающее любовь: если его растереть в порошок и выпить из чаши вместе с кровью того, кого любишь. Суще­ствует и другое колдовство, также называемое гиппома-ном; это ядовитая жидкость, взятая из выделений кобы­лы в то время, когда она хочет жеребца, о чем упоминает Вергилий:

Тут то тягучий течет, называемый меж пастухами Верным названьем его, «гиппоман», из кобыльей утробы, — Мачехи злые тот сок испокон веков собирали, Всяческих трав добавляя к нему и слов не безвредных1.

О том же говорит и Ювенал в «Сатирах»:

Гиппоман — это яд, который варят и заговаривают И дают сынам любви, вызывая страдание...2

1 Вергилий Марон Публий. Геооргики // Вергилий Марон Пу­блий. Указ. соч. Кн. 3. Ст. 280-283.

В русском переводе нет таких строк. У Ювенала в «Сатирах» есть следующее:

Стоит ли мне говорить о зельях, заклятьях и ядах, Пасынкам в вареве данных? В припадке страсти и хуже Делают женщины: похоти грех — у них наименьший...

(Ювенал Децим Юний. Сатиры / Перев. Д. С. Недовича, Ф. А. Петровского. М.: Academia, 1937. Сатира VI. Ст. 128-131.)

И далее:

Кто принесет заклинанья, а кто фессалийского яду Женке продаст, чтоб супруга она, совсем одурманив, Смело пинала ногой. Потому-то и стал ты безумен, Вот почему и туман в голове, и забыл ты о деле Сразу. Но это еще переносно, пока не впадешь ты


Также Аполлоний в своей «Аргонавтике» упоминает траву Прометея, которая, по его словам, выросла из ка­пель разложившейся пролитой на землю крови в то время, когда орел клевал печень Прометея в горах Кавказа. Цве­ты этой травы, говорит он, подобны цветам шафрана, имеют выступающий двойной стебель, один длиннее дру­гого, а корень глубиной в локоть; едва его разрежешь, вы­ступает черный сок, как будто это бук; если этим соком, говорит он, совершив прежде молитву Прозерпине, нама­зать тело, оно станет неуязвимым для меча и огня. И Сак-сон Грамматик пишет, что некий Фротон имел платье, ко­торого никто не мог повредить ни острием пики и никаким иным оружием.

Виверра тоже имеет в изобилии яды. Как сообщает Плиний, если натереть ее кровью порог дома около вход­ной двери, обман и колдовство становятся бессильными; никакие божества не могут быть призваны, и никто не смо­жет получить от них увещевания. Те, кто натрется пеплом кости лодыжки ее левой ноги, вываренной с кровью ласки, станет всем ненавистным. Того же эффекта достигают с от­варом из ее глаз.

Говорят также, что прямая кишка помогает при неспра­ведливостях и злоупотреблениях сильных мира сего, делая

В бешенство, вроде того опоенного дяди Нерона, Мужа Цезонии, что налила ему мозг жеребенка... Зелье такое взывает к огню и железу и мучит, Зелье терзает сенаторов кровь и всадников жилы: Вот чего стоит отродье кобылы да женщина-ведьма!

(Там же. Ст. 610-626.)


208


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 209


 


успешными жалобы и способствуя завершению прошений и споров. И если у кого-нибудь была когда-либо хотя бы ничтожная малость от виверры, то, подвязав это к левой руке, он обретет настоящее волшебное средство; стоит только женщине взглянуть на него, как она тотчас после­дует за ним. Кожа со лба виверры делает бессильным лю­бое колдовство.

Еще говорят, что кровь василиска, которую также на­зывают кровью Сатурна, имеет такую большую силу в колдовстве, что позволяет тем, кто ее использует, доби­ваться успеха в жалобах у сильных мира сего, а также в молениях Богу, а еще помогает в болезнях и дарует не­кие привилегии.

Известно, что клещ, которого извлекли из левого уха собаки, и он при этом черный, имеет великое свойство в прогнозировании жизни; ибо, если больной ответит тому, кто пришел с этим клещом и встал у его ног, на вопрос о своей болезни, у него есть надежда выжить, а если не от­ветит — умрет. Еще говорят, что камень, укушенный бе­шеной собакой, имеет силу возбуждать разногласия, если положить его в питье, а на того, кто положит язык собаки под большой палец в свой ботинок, псы не будут лаять, осо­бенно если положить туда еще травку того же названия — песий язык. Перепонка же собачьего уха делает то же са­мое; убегают собаки и от тех, кто носит с собой добытое у них сердце. Плиний рассказывает, что некая красная жаба, живущая в шиповнике и ежевике, полна колдовских чар и совершает удивительные вещи: маленькая косточ­ка с ее левой стороны, будучи брошенной в холодную воду,


заставляет ее тотчас же закипеть; она сдерживает ярость собак и помогает обрести их любовь, когда помещена им в питье; а если ее привязать к кому-нибудь, она возбужда­ет похоть. Напротив, косточка, взятая с правой стороны, делает кипящую воду холодной и более неспособной на­греться до тех пор, пока эту косточку оттуда не вынут. Го­ворят также, что она лечит четырехдневную лихорадку, если ее привязать к больному в коже змеи; помогает она и от любого другого жара, в том числе от любви и от похо­ти. А селезенка и печень — от ядов этих же самых жаб. Плиний много пишет о таких свойствах.

Известно, что меч, которым убили человека, имеет в кол­довстве удивительную силу. Ибо если из него сделать трен­зель уздечки или шпоры, то нет такой дикой лошади, ко­торую нельзя было бы с их помощью укротить и сделать по­слушной, и, если бы наездник был обут в ботинки с такими шпорами, конь стал бы самым быстрым и проворным и, сколь бы долгим и тяжелым ни было путешествие, никогда бы не утомлялся. Впрочем, на них должны быть еще напи­саны некие имена и нанесены черты. Также говорят, что если кто-либо погрузит в вино меч, которым обезглавливали лю­дей, и затем даст его пить больному, то можно вылечить че­тырехдневную лихорадку. Ликер, сделанный с мозгом мед­ведя и выпитый из его черепа, наделяет человека свирепо­стью, он становится как разъяренный медведь и считает себя превратившимся в него и смотрит на все глазами мед­ведя; и это безумие будет продолжаться до тех пор, пока питье не рассосется, но зато во все это время никакая другая болезнь не пристанет к попробовавшему зелье.


210


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии


211


 


Гл а в а сорок третья Об ароматах, или воскурениях, их видах и силе

Некоторые воскурения или ароматы, подчиненные звездам, поскольку они действительно связаны с возду­хом и дыханием, весьма способствуют обретению посред­ством лучей звезд небесных даров. Ибо наше дыхание значительно меняется от такого рода испарений, особенно если они подобны чему-то иному. Воздух также легко проникает через них или принимает качества вещей низ­ших или тех же небесных, постоянно и быстро проникая в нашу грудь, и животворит, приводя нас чудесным об­разом к подобным качествам. Вот почему делают вос­курения для предсказателя, дабы воздействовать на его воображение, должным образом приспосабливая к какому-либо определенному божеству; это позволяет ему воспри­нять божественное вдохновение. Говорят, что курение се­мян льна и псиллиума (подорожник блошиный), корней фиалки и петрушки помогает увидеть будущее. И нечего удивляться тому, что благодаря воскурениям могут возни­кать великие вещи, особенно если предсказатель, согласно Порфирию, будет вдыхать надлежащие испарения — тог­да воздушные духи восстают тотчас, как гром и молния и тому подобное. Так, запах от печени хамелеона, сожжен­ной на крыше дома, и это совершенно очевидно, вызывает дожди и грозы. А его голова и глотка, будучи сожженны­ми с дубовыми дровами, становятся причиной штормов и молний.


Также производимые под соответствующим влиянием звезд воскурения заставляют тотчас появиться в воздухе или каком-либо другом месте изображения духов. Кроме того, курение кориандра и сельдерея или белены с цику­той заставляет явиться духов всех вместе; поэтому эти травы называются травами духов. Говорят также, что ку­рения корня трубчатого камыша с соком цикуты и белены, травы tassi barbassi, красного сандала и черного мака за­ставляют обозначиться духов и странные фигуры, а если туда добавить сельдерей, то можно прогонять духов из лю­бых мест и разрушать их облик. То же самое делают куре­ния из сладкого камыша, пиона, мяты и клещевины, про­гоняя всех злых духов и пустые фантазии. Более того, го­ворят, что с помощью определенных курений собирают определенных животных и обращают в бегство; как Пли­ний заметил относительно липарского камня1, на дым от которого приходят все звери. Если сжечь кости от перед­ней части горла оленя, соберутся все змеи; но дым от сжи­гания оленьего рога прогоняет их. То же самое совершает дым при сжигании перьев павлина. Когда сжигают легкие осла, то дым обращает в бегство всех ядовитых тварей; дым же от горящих копыт оленя прогоняет мышей. По­добное же происходит при сжигании копыт мула, а если только с левой ноги, то улетают мухи. А еще, если дом или какое-либо другое место окурить сжиганием желчи кара­катицы с добавлением красного стиракса, розовых лепест­ков и древовидного алоэ и если затем в это место прине-

1 Согласно трактату Феофраста «О камнях», написанному в 306 г. до н. э., добывался на Липарских островах.


212 Книга Магов

сти немного морской воды или крови, то весь дом будет казаться заполненным водой или кровью; и если туда бро­сить некоторое количество земли с пашни, то покажется, будто земля дрожит.

Теперь нам следует усвоить, что подобного рода испаре­ния заражают тело, вливают в него некие свойства и имеют довольно продолжительное действие, подобно тому, как это происходит от заразных или ядовитых испарений при эпи­демиях. Они могут удерживаться до двух лет в стенах дома, заражать его обитателей и, как чума или проказа, скры­ваться глубоко в одеждах и приводить к болезни того, кто их носит. Поэтому маги использовали воскурения вместе с изображениями, кольцами и другими магическими ин­струментами, благодаря чему, по словам Порфирия, успеш­но прятали сокровища. Так, если кто-нибудь станет прятать золото, серебро или какую-нибудь другую ценную вещь, когда Луна в соединении с Солнцем, и окурит место кори­андром, шафраном, беленой, сельдереем и черным маком, истолченными вместе в равных долях и политыми соком цикуты, то сокровище никогда не обнаружат другие и не унесут и духи будут постоянно стеречь его; а если кто-либо попытается взять сокровище, то доведут лихоимца до бе­зумия. И Гермес говорил, что для вызывания духов нет ни­чего действеннее дыма от горения спермацета; и если куре­ние сделано из него с добавлением древовидного алоэ, мар-силия, мускуса, шафрана и красного стиракса с кровью чибиса, то все воздушные духи тотчас соберутся, но если курение производится у могил мертвецов, появляются маны и тени усопших. И так же всякий раз, как мы адресуем


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 213

какую-либо работу Солнцу, нам следует производить ку­рения с солнечными вещами, а если к Луне, то с лунными, и подобным образом проделывать с остальными. Нужно знать, что те же противоположности и враждебность, кото­рые существуют в звездах и духах, есть и в воскурениях. Так, имеется противоречие между древовидным алоэ и се­рой, ладаном и ртутью; и духи, вызываемые при курении древовидного алоэ, скрываются при курении серой. Напри­мер, Прокл свидетельствует о духе, обыкновенно появляв­шемся в образе льва, но, если перед ним возникает образ петуха, лев исчезает прочь, потому что между петухом и львом существует противоречие. Вот мы и рассмотрели подобные соображения и практику.

Глава сорок четвертая О составлении курений в соответствии с планетами

Воскурения для Солнца делают особым способом, а именно: из шафрана, серой амбры, мускуса, древовидного алоэ, древесного бальзама, плодов лавровишни, гвоздики, мирры и ладана. Все это должно быть истолчено и переме­шано в такой пропорции, чтобы запах оказался как можно нежнее, соединено с мозгом орла или кровью белого петуха в виде пилюль.

Воскурения для Луны осуществляют из головы высу­шенной лягушки, глаз буйвола, семян белого мака с ладаном и камфарой, соединив их с менструальной кровью женщины или кровью гуся.


214

Книга Магов

Для Сатурна берут семена черного мака, белены, ко­рень мандрагоры, магнит и мирру и смешивают с мозгом кошки или кровью летучей мыши.

Для Юпитера подходят семена ясеня, древовидный алоэ, стиракс, бензойная смола, камень лазурит, верх кры­льев павлина; все это смешивают с кровью аиста или ла­сточки или мозгом оленя.

Для Марса надо взять молочай, ароматическую смолу, армоньяк, корень чемерицы и морозника, магнит, немного серы и смешать с мозгом оленя, кровью мужчины и кро­вью черного кота.

Для Венеры берут мускус, серую амбру, древовидный алоэ, красные розы и красный коралл и смешивают с моз­гом воробьев и кровью голубей.

Для Меркурия требуются мастиковое дерево, ладан, гвоздика, трава пятилистника, камень агат; и делают смесь с мозгом лисы или ласки и кровью сороки.

Помимо того, для Сатурна готовят курения из все­возможных видов пахучих корней, таких как корень мар-силия и ладанного дерева.

Для Юпитера — из душистых фруктов, таких как мускатный орех, гвоздика.

Для Марса — все душистые деревья: сандал, кипарис, древесный бальзам, древовидный алоэ.

Для Солнца — все смолы: ладан, мастика, бензойная смола, стиракс, зеленая камедь, серая амбра и мускус.

Для Венеры — цветы: розы, фиалки, шафран и т. п.

Для Меркурия — все виды коры деревьев и кожуры фруктов — корицы, дерева кассия (китайская корица),


Агрunna Неттесгеймский. О тайной философии 215

кожура цитрона, восковницы и всевозможные благоуха­ющие зерна.

Для Луны — листья всякой зелени: индума1, мирта

и благородного лавра.

Кроме того, нужно знать, что, по мнению магов, для всякой благой материи, каковы любовь, благосклонность и тому подобное, и курения должны быть с хорошим за­пахом, душистые и благородные, а для злых материй (не­нависть, гнев, страдание и прочее) — отвратительные

и вульгарные.

Для двенадцати знаков Зодиака делают также особые курения. Для Овна курят мирру, для Тельца — марсилию, для Близнецов — мастику, для Рака — камфару, для Льва — ладан, для Девы — сандал, для Весов — гальбан, для Скорпиона — опопанакс (сладкая мирра), для Стрель­ца — древовидный алоэ, для Козерога — бензойн, для Во­долея — молочай, для Рыб — стиракс.

Однако Гермес описывает наиболее мощное воскуре­ние, составленное из семи ароматов, согласно силе семи планет, и имеющее от Сатурна — марсилию, от Юпи­тера — мускатный орех, от Марса — древовидный алоэ, от Солнца — мастику, от Венеры — шафран, от Мерку­рия — корицу и от Луны — мирт.

1 Кост (ароматическое растение).


216


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 217


 


Г л ава сорок пятая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.053 с.)