Определенные небесные и живительные свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определенные небесные и живительные свойства



Платоники вместе с Гермесом говорят, а Жак Брахман и еврейские мудрецы подтверждают, что все подлунные вещи — это субъекты порождения и разложения. Так же


обстоит дело и в небесном мире, однако своим образом, и в интеллектуальном мире, но намного более совершенно, хотя самое совершенное сосредоточено в образце. Вслед­ствие этого, каждая низшая вещь по-своему отвечает выс­шей и через это получает с неба ту силу, которую называ­ют квинтэссенцией, или Мировым Духом, или посредству­ющей природой, а из мира интеллектуального — духовное и живительное свойство, превосходящее любые другие ка­чества, и, наконец, из образца или первоначального мира, посредством его созерцания, получает согласно их степени изначальную силу полного совершенства. Поэтому каж­дая вещь может быть доведена от низших до звездных, от звездных — до их Интеллигенций, а оттуда — к самой первой причине. Именно из этих рядов и порядка и вы­текает полная магия и вся тайная философия. Ибо ежеднев­но какая-нибудь естественная вещь производится с помо­щью искусства и какая-либо божественная вещь произво­дится природой, которую египтяне называли Природой Магов, видя саму по себе магическую силу в привлечении подобного к подобному и соответствующего к соответству­ющему.

Такое влечение вещей друг к другу, низших и высших, путем взаимного соответствия, греки называли симпати­ей. Земля согласуется с холодной водой, вода — с влаж­ным воздухом, воздух — с огнем; огонь — с небом в воде, огонь не смешивается с водой, только воздух, но воздух не смешивается с землей, только посредством воды. Также душа объединяется с телом только посредством духа, а по­нимание — с духом только посредством души. Именно


7 № 2685


 

194

Книга Магов

это мы видим, когда природа, оформляя тело младенца, благодаря этому приготовлению привносит дух из универ­сума. Этот дух есть инструмент для понимания Бога, а ра­зум скрыт в душе, и тело как в дереве сухость для впитыва­ния масла: поглощенное масло является пищей огню, огонь же — разносчик света. Благодаря этим примерам мы ви­дим, как посредством некоторых естественных и искус­ственных приготовлений мы можем обрести определенные небесные дары свыше. Ибо камни и металлы соотносятся с травами, травы с животными, а животные с небесами; небеса с Интеллигенциями, а те с божественными свой­ствами и атрибутами Бога и с самим Богом, по чьему об­разу и подобию сотворены все вещи. Итак, первым обра­зом Бога является мир, образом мира — человек, образом человека — животное, образом животного — зоофит, т. е. полурастение-полуживотное; его образом является расте­ние, образом растения — металлы, металлов — камни. Среди одушевленных вещей растение сходно с животным способностью к росту, животное с человеком — чувства­ми, люди с Ангелами — пониманием, Ангелы с Богом — бессмертием. Божественность прилагается к разуму, ра­зум — к интеллекту; интеллект — к намерению, намере­ние — к представлению, представление — к чувствам, и, наконец, чувства — к вещам. Ибо это непрерывное про­текание всех высших свойств, распространяемых повсюду лучами, через все низшие вещи, вплоть до самой послед­ней, служит связью и непрерывностью природы, благода­ря чему низшие вещи через свои высшие восходят к тому, что превыше всего, к самому Верховному. Таким образом,


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 195

низшие вещи успешно соединяются с высшими, отчего по­лучают влияния, которые исходят от их главы, от первой причины, как по некой струне, натянутой вплоть до ни­жайших вещей мира. При их касании одним своим концом эта струна тотчас вздрагивает и тем самым передает от­звук другому концу, и это исходящее от низшей вещи дви­жение затрагивает также и высшую, за нее отвечающую, подобно струнам в хорошо настроенной лютне.

Глава тридцать восьмая О том, каким образом мы можем получать сверху

Не только небесные и живительные, но также интеллектуальные и божественные дары

Маги учат, что благодаря согласованности низших и высших тел и посредством соответствующих небесных влияний мы можем обрести небесные дары, а через них привлечь небесных духов, являющихся слугами звезд. Ямвлих, Прокл, Синезий и все платоники утверждают, что при помощи неких определенных материй, имеющих естественную силу божественного, могут быть получены свыше не только небесные и живительные, но также опре­деленные интеллектуальные, ангелические и божествен­ные дары; здесь имеются в виду материи, имеющие есте­ственное соответствие вещам высшим, надлежащим об­разом обретенные и своевременно собранные в полном согласии с правилами естественной философии и астроно­мии. И Гермес Трисмегист уверяет, что идол тотчас будет


 

196

Книга Магов

оживлен небесным духом, если он будет создан надлежа­щим образом из тех предметов, которые этому духу соот­ветствуют. Об этом же и Августин упоминает в своей восьмой книге «О граде Божием»1. В том и заключает­ся гармония мира, что вещи сверхнебесные привлекают­ся через небесные, сверхъестественные — через естествен­ные, поскольку все вещи пронизывает некое действенное свойство, производящее явные вещи посредством тайных причин.

Так, маги используют вещи явные для того, чтобы про­извести вещи тайные; а именно — используя лучи звезд, свет, звук и согласующиеся с небесными естественные вещи, в которых помимо телесных качеств есть некий род рассудка, чувств, и гармонии, и нетелесного, и божествен­ной меры, и порядка. Например, мы можем прочесть, что древние часто обретали некие божественные и удивитель­ные вещи с помощью вещей естественных; камень, взятый из глазного яблока виверры и положенный человеку под язык, позволяет ему пророчествовать. То же самое делает селенит, или лунный камень. Также говорят, что посред­ством камня [anchitide] можно призвать образ Бога и что посредством камня [synochitide] могут быть призваны и удержаны духи умерших. Нечто подобное делает трава аглаофотис, которая называется также мраморной, потому что в Аравии, как говорит Плиний, она растет из мрамо­ра, и маги ей пользуются. Также есть трава, называемая [theangelidam], выпив которую маги могут пророчество-

1 Агриппа, также как и Марсилио Фичино, умалчивает о том, что Августин пишет об этом с суровым осуждением.


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 197

вать. Кроме того, есть некие травы, которые воскрешают мертвых; вот почему историк Ксанф сообщает, что по­средством особой травы, называемой bali, был воскрешен убитый детеныш дракона. И Юба1 сообщает, что в Ара­вии с помощью некой травы возвратили жизнь одному че­ловеку.

Но происходит ли действительно такое с человеком благодаря свойствам трав или какой-либо другой есте­ственной вещи, мы рассмотрим в следующей главе. Теперь же определенно скажем, что подобное случается с живот­ными. Например, если мы поместим утонувших мух в теп­лый пепел, они оживут, а утонувшие пчелы возвращают­ся к жизни в соке котовика. Если угрей, умерших из-за отсутствия воды, поместить в грязевую ванну с уксусом, налив туда кровь грифа, они через несколько дней возвра­щаются к жизни. Говорят также, что если рыбку-прилипалу разрезать на куски и куски эти бросить в море, то они очень быстро воссоединятся и оживут. Также известно, что пеликан воскрешает своих убитых птенцов собствен­ной кровью.

1 Юба (Юба II Мавританский; около 52 г. до н. э. — 23 г. н. э.) — греческий историк и географ. Сын Юбы I, царя Нумидии. Был автором многих не сохранившихся работ по географии, в которых собрал все сведения своего времени о природе и истории Ливии, Егип­та, Западной Африки и Аравии. Его труды использовали Плутарх и Плиний Старший.


 

198

Книга Магов

Глава тридцать девятая

О том, как можно посредством определенных

Материй мира привлечь богов мира

И управляемых ими духов

Всякий знает, что посредством зла и профанного ис­кусства можно вызвать злых духов, и, как говорил Пселл, колдуны делали это, отчего происходили наиболее отвра­тительные и мерзкие вещи, сопровождавшие почитание в древние времена Приапа и поклонение идолу, называе­мому Панор, которым приносились в жертву постыдно раскрытые части тела. Но все это не идет ни в какое срав­нение с тем, что мы читали об отвратительных ересях ста­рых церковников (если все это правда, а не басни), кото­рые, впав в греховное старческое слабоумие, распоряжа­лись женщинами, объявляя их вредными злыми ведьмами. Благодаря им и им подобным восстают духи зла. Как не­кий дикий дух сказал однажды Иоанну об одном колдуне Кинопсе: в нем живет, говорил он, вся сила сатаны, и он вошел в тесное сношение со всеми принципалами, и подобным образом мы с ним, и он повинуется нам, а мы, в свою очередь, повинуемся ему. Опять же, с другой сторо­ны, всем известно, что посредством наших добрых деяний, чистым разумом, тайными молитвами, благочестивым смирением и т. п. могут быть привлечены сверхнебес­ные духи или Ангелы. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством определенных материй мира, можно привлечь божества или, по меньшей мере, управ-


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 199

ляющих духов, либо слуг этих божеств, а по словам Гер­меса — воздушных духов.

Так, мы читаем, что древние жрецы делали статуи и изображения, которые предсказывали будущее, и этими образами управляли духи звезд, которые не содержались заключенными в некой определенной материи, но присо­единялись к ней, как бы признавая таковой род мате­рии для себя подходящим; и они всегда охотно пребывали в них, и говорили и делали посредством их удивительные вещи, подобно тому, как это делают злые духи, вселяясь в тела людей.

Глава сороковая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.011 с.)