Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О родах смешений, О том, как они соотносятсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С элементами, а также об отношениях самих Элементов к душе, чувствам и настроению людей За четырьмя простыми элементами следуют четыре рода совершенных составных тел: камни, металлы, растения и животные. И хотя для их составления служат все элементы, каждый состав тем не менее следует одному особому доминирующему элементу и больше придерживается его свойств. Так, все камни земляные, ибо они тяжелы и стремятся вниз, и сухость столь сильно доминирует в них, что невозможно сделать их жидкими. Металлы же водные и плавятся, как это признают физики; соглас- 1 Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Кн. 1. Ст. 65—66, 107-133,264-267,283-290. Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 119 ны с ними и химики, поскольку им удавалось получать из металлов вязкую воду или жидкое живое серебро. А растения настолько близки воздуху, что в его отсутствие не могут произвести ни одной почки, ни вырасти. Так же все животные: Душ семена рождены в небесах и огненной силой...1 Огонь для них столь естествен, что без него они не могут жить. Наконец, каждый из этих родов отличается степенями элементарности. Так, среди камней темные и наиболее тяжелые называются земляными, а прозрачные — водными и составленными из воды, например горный хрусталь, берилл и жемчуга в раковинах, а те, которые плавают в воде, — воздушными, они губчаты, как камень пемзы и тура. Огненными называются камни, из которых огонь извлекается, или которые разлагаются на него, или производят огонь, — это гром-камень, огненный камень и асбест. Среди металлов также свинец и серебро — земляные, ртуть — водная; медь и олово — воздушные; а золото и железо — огненные. Например, в растениях корни содержат землю благодаря их плотности, а ростки — воду, потому что в них сок; цветы — воздух, благодаря их нежности; семена — огонь, благодаря их духу размножения. Помимо этого есть такие, которые теплы, другие холодны, третьи — влажны, а четвертые — сухи, и получают свои имена от свойств элементов. 1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 6. Ст. 730.
Книга Магов Среди животных существуют такие, в которых также доминирует земля и которые находятся внутри земли, как черви, кроты и прочие грызуны; другие сформированы водой, подобно рыбам; в третьих доминирует воздух, и они не могут жить вне его; в четвертых — огонь, как в саламандрах и кузнечиках, или жар огня (в голубях, страусах и львах), а также есть и такие, о которых говорится в книге «Премудрости Соломона»: «лютых зверей... дышащих огненным дыханием»1. Кроме того, в животных кости имеют отношение к земле, плоть — к воздуху, жизненный дух — к огню, a humors2 — к воде. Эти жидкости также подразделяются на элементы; желтые представляют огонь, красные — воздух, флегма — воду, а черные, или меланхоличные, — землю. Наконец, в душе, следуя Блаженному Августину, понимание представляет огонь, рассудок — воздух, воображение — воду, чувство — землю3. Чувства также подразделяются на элементы; так, зрение есть огонь, поскольку невозможно без огня и света; слух — воздух, так как звук есть только колебание воздуха; а обоняние и вкус считаются водой, без влажности которой нет ни вкуса, ни запаха; наконец, осязание полностью землисто и касается тел наиболее плотных4. Также управляются элементами действия 1 Прем 11:19. 2 Влага (лат.). Далее тем же словом обозначаются жидкости 3 Здесь — псевдо-Августин. 4 Ср.: «Есть и такие (философы. — В. Р.), которые пять известных Агриппа Негптесгеймский. О тайной философии 121 и операции человека. Земля означает медленное и твердое движение; страх и медлительность с ленью имеют отношение к воде; нрав веселый и приятный — к воздуху, а натура (безжалостная и гневная подобна огню. Таким образом, элементы первенствуют во всех вещах, и все вещи согласуются с ними, и элементы, присутствуя во всех вещах, распространяют на них свои свойства. Глава восьмая О том, каким образом существуют элементы В небесах, звездах, духах, ангелах и, наконец, В самом Боге . ■ Согласно мнению платоников, как в оригинальном, образцовом мире, все есть во всем, точно так же и в мире телесном все есть во всем. Таким образом, и элементы присутствуют не только в здешних, низших, телах, но и в небесных, в звездах, демонах, ангелах и самом Боге, который есть творец и создатель оригиналов всех вещей. В низшем мире элементам сопутствует более грубая материя, в то время как в небесах они существуют в своей обоняние и вкус они приписывают влажной стихии, причем обоняние относят к влажным испарениям, которыми насыщено то пространство, где летают птицы, а вкус — к текучим и плотным жидкостям, ибо все, что только мы ощущаем во рту, чтобы получилось вкусовое ощущение, должно соединиться с влагою рта, хотя бы изначально и было сухим. Впрочем, огонь проникает повсюду...» (Августин Аврелий. О книге Бытия // Августин Аврелий. Творения. Киев, 1912. Ч. 7. Кн. 3. Гл. 4).
Книга Магов естественной, т. е. более совершенной форме. Например, прочность небесной земли не содержит грубости воды; подвижность воздуха — стремления выйти из своих границ, жар огня — жгучести, он только дает свет и все оживляет своим теплом. Среди звезд также одни являются огненными, как Марс и Солнце; другие — воздушными, подобно Юпитеру и Венере; третьи — водными, вроде Сатурна и Меркурия; наконец — земляными, это те, что расположены в восьмой сфере, и Луна, несмотря на то, что многие считают ее водной, поскольку она притягивает небесные воды, которыми она связана с нами, будучи ими наполнена благодаря своей близости. Среди созвездий есть такие, в которых доминирует огонь, в иных — воздух; в прочих — вода; в остальных — земля; элементы управляют Небесами, распределяя в них все четыре тройных соображения каждого элемента, т. е. начало, середину и конец. Так, Овен получил от огня начало, Лев — свое развитие и рост, а Стрелец — цель. Те- лец берет начало от земли, Дева от нее же — развитие, а Козерог — цель. У воздуха берут начало Близнецы, развитие — Весы, цель — Водолей. Рак обретает начало у воды, как Скорпион — развитие, а Рыбы — цель. Элементы же формируют и составляют, благодаря их смеси, все тела с планетами и знаками Зодиака, также и демонов, ибо одни похожи на огонь, другие — на землю, третьи — на воздух, четвертые — на воду. Вот почему говорят, что четыре потока преисподней принадлежат: Флеготон — огню, Коцит — воздуху, Стикс — воде и Ахеронт — земле. Агриппa Неттесгеймский. О тайной философии 123 В Евангелии сказано и об огне, который терпят осужденные, об огне вечном, мучающем тех, кто проклят. Апокалипсис» упоминает об огненном озере, а Исаак го-ворит о грешниках, которых Бог поразил испорченным воздухом; по словам Иова, «они перейдут от снежных вод к чрезвычайному жару» и «есть земля мрака и несчастий, покрытая темнотой смерти». Более того, элементы находятся также в Ангелах небесных и благословенных умах, ибо в них есть постоянство сущности, являющейся земным свойством, в котором заключается неколебимость трона Господня. Также благодаря им и набожность есть очищающее водное свойство. Поэтому псалмопевец назвал их водами, когда он, говоря о небесах, сказал о Том, Кто правит водами, которые превыше небес (Пс 148: 4), ибо в них тонкое дыхание воздуха и любовь сияющего огня. Поэтому они названы в Писании «крыльями ветра», и псалмопевец делает на них указание в другом месте, говоря: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс 103: 4). В чине Ангелов есть также те, которые берут свойства и силу у огня, каковы Серафимы; у земли — Херувимы; у воды — Престолы и Архангелы; у воздуха — Господства и Начала. Не касается ли также Создателя мира то, что земля открылась и родила Спасителя? И не называют ли Его в том же Святом Писании источником живой воды, очищающей и перерождающей? Не дышит ли тот же Дух дыханием жизни, а также, согласно свидетельству Моисея и Павла, огнем пожирающим?
Книга Магов Итак, то, что элементы есть основание всего и находятся повсюду и во всем, хотя и различным образом, Никто отрицать не может. Прежде всего они есть во всех телах низшего мира, но нечисты и грубы, а в телах небесных они чище и яснее; живущие же в сверхнебесных — превосходны, благословенны и совершенны во всех отношениях. Следовательно, элементы в образце мира суть Идеи вещей для их продуцирования; в Умах размещены силы, в Небесах — свойства, а в низших телах — грубые формы. Гл а в а девятая
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.210 (0.007 с.) |