Понятие формы государства. Факторы, определяющие выбор формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие формы государства. Факторы, определяющие выбор формы



Когда мы рассматриваем форму государства, мы получаем представление

· об особенностях внутренней организации этого государства

· порядке образования и структуре государственных органов

· характере взаимоотношений государственных органов и населения

· о методах, способах и приемах, используемых для организующей и управленческой деятельности

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, способы и методы государственной власти, территориальное устройство. ФГ представляет собой непосредственное проявление сущности государства.

Наиболее полно раскрывают форму конкретного государства 3 ее составляющие:

1) форма правления

2) форма государственного (территориального) устройства

3) государственно-правовой (политический) режим

Факторами, влияющими на форму государства, являются, в частности:

1) сущность и исторический тип государства (феодальный тип – как правило, монархическое государство; буржуазный – республиканская форма правления)

2) соотношение политических сил в стране

3) исторические традиции

4) территориальные размеры страны (небольшие государства – как правило, унитарные)

5) национальный состав населения (мононациональные государства – как правило, унитарные)

и т.д.

Когда мы говорим о факторах, влияющих на ФГ, речь идет, прежде всего, о том, что ФГ – изменчивое явление.

 


 

16. Форма гос-ного (территориально-политического устройства), виды

Политико-территориальная организация (государственное устройство) – это система взаимоотношений между центральной властью и территориально-составными частями, а точнее – населением этих составных частей и действующими на этой территории органами государственной власти

Унитарное государство - это целостное, централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа, провинции и т.д.) не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами и политической самостоятельностью Федеративное государство - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли) являются государствами или государственными образованиями, обладающими определенной политической и юридической самостоятельностью. Федерация строится на началах децентрализации
· состоит из политико-административных или административных единиц · единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд) · одна система законодательства · единое гражданство · единая судебная система · одноканальная система налогов (налоги собираются по стране и аккумулируются в центре) · административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах   Унитарные государства делятся на: 1) централизованные(отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники) 2) децентрализованные (местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью; обладают относительной политической самостоятельностью)   · состоит из субъектов (государства и государственные образования) · определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов – например, субъекты могут иметь свои конституции · двухуровневая система органов государственной власти (федеральные органы и органы власти субъектов федерации) · две системы законодательства (общефедеральная и субъектов) · в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов · наличие двойного гражданства · двухканальная система налогов · разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов · субъекты не обладают суверенитетом, а также лишены права сецессии (права выхода из федерации)   Федерации бывают: 1) национальные- основанные на национальном признаке 2) территориальные   1) симметричные – все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями 2) асимметричные – субъекты имеют разный правовой статус  

 

Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию, но это неверно. Конфедерация не является государством, это союз суверенных государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость и свои органы управления.

Как правило, конфедерация образуется для решения каких-то конкретных задач.

Конфедерация:

· основана на международном договоре

· входящие в нее государства полностью сохраняют свой суверенитет

· государства оставляют за собой право выхода из конфедерации

 

 


 

Форма правления и ее виды

ФП – это один из элементов формы государства. ФП раскрывает 3 главные характеристики государства:

1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании

2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением

3) компетенцию этих органов

Форма правления показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве.

Монархия – это форма правления, при которой монарх (единоличный правитель) обладает особым юридическим статусом, который проявляется в «личной не-ответственности» и осуществляет полномочия по наследству Республика – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный сроки несущим ответственность перед избирателями
Неограниченная (абсолютная) монархия: · пожизненность правления · концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх имеет право издавать законы, вершить правосудие) · отсутствие ответственности монарха за то, как он управляет страной · трансцендентный характер власти (не от народа, а от Бога)   Ограниченные монархии делятся на парламентские (конституционные) и дуалистические   Дуалистическая монархия – это первоначальная форма ограниченной монархии · монарху принадлежит только исполнительная власть, «монарх царствует, но не правит» · существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями · монарх не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето · дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха · дуалистическая монархия возникает, когда монарх уже не может удержать всю власть в своих руках (например, это происходило при зарождении буржуазии) Иордания, Кувейт, Марокко   Парламентская (конституционная) монархия · власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности · правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма · исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом · правительство формируется и представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии · законы принимаются парламентом, их подписание – это чисто формальный акт · монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция     · верховная власть осуществляется выборными органами · источников власти является народ (реализует эту власть посредством выборов) · срочность полномочий высших представительных органов · юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц · действует принцип разделения властей, развита система сдержек и противовесов   Разновидности республик: 1) парламентская 2) президентская 3) смешанная Различаются они в основном тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу, и перед кем правительство несет ответственность.   Президентская республика · президент является и главой государства, и главой правительства · выборы президента происходят на основе всеобщих выборов, президент получает свой мандат непосредственно от народа · президент самостоятельно формирует правительство · правительство несет ответственность перед президентом США, Аргентина, Мексика, Бразилия   Парламентская республика · верховная власть принадлежит парламенту · президент выбирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом · правительство формируется только парламентским путем (глава правительства – лидер правящей партии) · парламент может объявить правительству вотум недоверия, после чего правительство должно уйти в отставку Финляндия, Германия, Италия, Венгрия   Смешанная · президент – глава государства и глава правительства · парламент утверждает кандидатуры министров, представленные президентом · правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом Польша, Португалия, Болгария

 

 


 

18. Понятие гос-ного (политического режима)

Политический режим

совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется руководство обществом.

Характеризуется:

· правовым положением личности в государстве,

· ее фактическим положением,

· воздействием государства на политическую жизнь страны,

· юридическими формами деятельности государственных органов и их фактическими полномочиями.

Две основных разновидности режима:

· демократического

· антидемократического

Государственный (политический) режим

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим характеризуется как демократический, авторитарный или тоталитарный....

Демократический режим (демократия)

Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.

Авторитарный режим

Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

Деспотический режим

Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.077 с.)