ТГП и другие обществ и юр науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТГП и другие обществ и юр науки



Предмет ТГП

Теория – это сис-ма понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функц-ия и развития познаваемого предмета.

Определить предмет ТГП – установить, что изучает данная наука, каков круг о.о., явлений, институтов, учреждений, которые она исследует.

Как следует из названия ТГП, она изучает такие явления как Г и П, но эти явления изучаются и др науками (политология, социология, философия). Традиционно считается, что предмет ТГП – это наиболее общие закономерности возникновения, функц-я и развития Г и П, их сущность, структура, осн элементы, принципы, институты, а также их роль и значение в обществе.

Проф Марченко называет примерно 7 блоков о.о, исследуемых ТГП:

1) общие закономерности процесса возникновения, становления и развития Г и П

2) взаимосвязь Г и П

3) их характерные признаки, формы, сущность, содержание, черты

4) место и роль Г и П в жизни общества и в его полит сис-ме

5) право, правосознание, законность

6) законодательный процесс

7) правомерное поведение, правонарушение, юр ответственность

Наряду с предметом выделяют объект. Это более широкое понятие, предмет – это конкретизированная часть объекта. Объект практически у всех обществ наук один и тот же – Г и П. Предмет же у них разный – те или иные стороны гос-но-правовой действительности.

Предмет ТГП объективен, тк ТГП познает объективно существующую гос-правовую действительность, но одновременно и субъективен, т.к. в процессе познания участвуют субъекты, обладающие своим мировоззрением, философскими и научными предпочтениями и т.д. Поэтому исследователи всегда вносят элементы субъективности в процесс изучения ТГП.

Предмет ТГП не является застывшим, с теч времени он изменяется и развивается. Он зависит от многих факторов, в тч от исторических, социокультурных, от обстоятельств места и времени.

 


 

ТГП и другие обществ и юр науки

Прежде всего нужно подчеркнуть, что ТГП – общественная наука, тк она изучает явления, сущ-ие в обществе. Теснее всего она связ с такими науками как филос, полит, социол, эк наука, историч наука, культурология, герменевтика (наука о понимании и интерпретации текстов и др явлений культуры) и т.д. Все они изучают Г и П, но под своим углом зрения, т.е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета.

Таким образом, ТГП не обладает монополией на рассмотрение Г и П, но у нее есть свой ракурс рассмотрения этих явлений. Она делает особый акцент на изучении юр начал в функционировании Г и П.

Что касается места ТГП в сис-медр юр наук, то надо отметить, что все юр науки принято разделять на:

· общетеоретич и историко-правовые (ТГП, ИГП)

· отраслевые (гражд, уг, констит право)

· прикладные (криминалистика, криминология, судебная медицина)

· организационные (судоустройство, орг-ия прокуратуры, адвокатуры, нотариата)

· международные (МЧП, МПП)

· сравнительное правоведение – компаративистика (гл назначение – сравнение пр систем разных стран, их институтов и норм)

По отношению ко всем этим юр наукам ТГП – это наука:

1) обобщающая, межотраслевая, имеющая направляющее значение, т.к. она обобщает выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, кот используются др отраслевыми науками

2) фундаментальная, тк она формулирует основополагающие выводы, кот используются другими юр науками

3) методологическая, тк она разрабатывает идеи, концепции, используемые др юр науками

4) исходная, т.к. от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом

ТГП изучает гос-но-правовые явления в абстрактно-обобщенном плане. Она придает важное значение формулированию основополагающих понятий, категорий, принципов, общих для всех юр наук. В отличие от др юр наук задача ТГП – изучение наиболее общих закономерностей.

 


 

Методология ТГП

Свой предмет ТГП изучает при помощи опр методов, кот сформировались в процессе историч познания. Метод – это совокупность приемов, правил, принципов научнойдеят-ти, применяемых для получения истинных знаний о предмете изучения.

Методология – учение о методах познания.

В наст вр все многообразие методов познания Г и П принято разделять на след группы:

1) общефилософские методы – мировоззренческие основы различных научных школ, доктрин, подходов к изучению Г и П

· метафизика – исследуются неизменные начала всего существующего в мире

· диалектика – действительность изучается во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении

· материализм – мир материален, существует объективно, материя первична, никем не сотворена и существует вечно, сознание – св-во материи

· идеализм – сознание первично по отношению к материи

· агностицизм – опровергается сама возможность познания

2) общенаучные методы – используются во всех общ науках

· исторический метод – изучение хронологии развития Г и П с учетом историч традиций отдельных народов, особенностей культуры, религии, обычаев, менталитета и т.д

· логический – основывается на использовании таких приемов как:

§ анализ

§ синтез

§ индукция

§ дедукция

· системный – исследование гос-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. В сис-ме главное не ее элементы, а качество самой системы

· функциональный – выявление функций, соц назначения гос-правовых явлений

3) частнонаучные методы – использование ТГП научных достижений технич, естеств, смежных общественных наук

· метод конкретно-социологических исследований (анализ док-тов, устные и письм опросы, изучение обществ мнения, архивных данных)

· метод моделирования

· статистический метод (получение количественных показателей гос-пр явлений)

· математический метод

· метод соц-правового эксперимента

· сравнительно-правовой метод (сопоставление различных гос и пр систем, институтов, выявление черт сходства и различия между ними)

 


 

Социальные регуляторы в условиях первобытного общества

Социальными регуляторами выступали соц нормы – правила поведения, принятые коллективом и устанавливающие границы дозволенного, обязательного и запрещенного поведения. Необходимость соц норм объяснялась необходимостью пресечения индивидуального эгоизма и необходимостью взаимозащиты и взаимопомощи.

Мононормы – единые, общие для всех правила поведения. Моно- - «единый», «цельный», т.к.:

· нет различия между правами и обязанностями

· нет дифференциации различных сфер жизни (мораль не отделена от религии)

· нет различия между личным и общественным

Первая форма норм – табу, подкреплялись религиозно-магическими санкциями

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах.

Нормативная система первобытного общества была направлена на господство общего над личным, на сплочение общины, тк вне коллектива человек не смог бы в то время выжить. Эта система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки и объективной целесообразности и не обеспечивались спец аппаратом принуждения.

Мононормы были крайне казуистичны, отсутствовали обобщающие правила.

В период перехода от присваивающей экономики к производящей происходят существенные изменения в норм системе. Мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также появляются новые позитивно-обязывающие нормы. Постепенно складывается право в виде санкционированных государством обычаев (обычное право). Появляются первые письменные источники – агрокалендари (регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения).

 


 

Понятие государства. Термины, употреблявшиеся для обозначения государства

Государство – сложное явление, существует множество определений.

Кант: общество людей, которое само распоряжается и управляет собой

Гумплович: естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать правопорядок

Марксистская теория: государство – это машина для угнетения одного класса другим, призванная удерживать в повиновении одному классу подчиненные классы

Государство – это особая политическая организация власти общества, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, представляющая общество и руководящая им при помощи издания общеобязательных правовых норм. Это составная часть общества, форма его организации.

Часто понятие государства определяется через перечисление его признаков. К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти и спец аппарата управления и принуждения (власть стоит НАД обществом; армия, суд, полиция, тюрьмы осуществляют легальное принуждение)

2) территориальная организация населения + территориальная целостность (гос границы – пределы юрисдикции гос власти; кровно-родственный принцип организации общества заменяется территориальным)

3) гос суверенитет – характеризует власть, складывается из 4 главных свойств:

a. самостоятельность – власть не испытывает давления со стороны дрсоц институтов

b. независимость – самостоятельность в отношениях с другими государствами и межд организациями

c. верховенство – полнота власти государства на своей территории, никакая другая власть не вправе присваивать себе ф-циигос власти

d. единство – гос суверенитет принадлежит гос-ву в целом, неделим между его частями и отдельными террит единицами

4) правотворчество и общеобязательный характер актов гос власти: только гос-ву и его органам принадлежит право принимать, изменять или отменять юр нормы; только гос-во может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его исполнению

5) гос казна – широкое понятие, включает в себя налоги, обязательные платежи, госкредины, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, золотой запас и т.д.

Таким образом, гос-во можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую гос суверенитетом, спец аппаратом управления и принуждения, гос казной и устанавливающую правовой порядок на опр территории.

 


 

Признаки государства

Государство – это особая политическая организация власти общества, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, представляющая общество и руководящая им при помощи издания общеобязательных правовых норм. Это составная часть общества, форма его организации.

6) наличие публичной политической власти и спец аппарата управления и принуждения (власть стоит НАД обществом; армия, суд, полиция, тюрьмы осуществляют легальное принуждение)

7) территориальная организация населения + территориальная целостность (гос границы – пределы юрисдикции гос власти; кровно-родственный принцип организации общества заменяется территориальным)

8) гос суверенитет – характеризует власть, складывается из 4 главных свойств:

a. самостоятельность – власть не испытывает давления со стороны дрсоц институтов

b. независимость – самостоятельность в отношениях с другими государствами и межд организациями

c. верховенство – полнота власти государства на своей территории, никакая другая власть не вправе присваивать себе ф-циигос власти

d. единство – гос суверенитет принадлежит гос-ву в целом, неделим между его частями и отдельными террит единицами

9) правотворчество и общеобязательный характер актов гос власти: только гос-ву и его органам принадлежит право принимать, изменять или отменять юр нормы; только гос-во может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его исполнению

10) гос казна – широкое понятие, включает в себя налоги, обязательные платежи, госкредины, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, золотой запас и т.д.

 


 

Элементы государства

«Теория 3 элементов»:

1) субстанциональный – население. Совокупность людей со своими правами и обязанностями, живущих в пределах гос территории и объединенных подчинением гос власти

2) территориальный. Под территорией государства понимается часть земной поверхности, на которую распространяется суверенная власть данного государства. К территории государства относятся:

· сухопутное пространство в пределах границ

· недра

· внутренние воды

· берега

· территориальные воды (как правило, примерно 12 морских миль)

· континентальный шельф

· воздушное пространство

· военные суда под флагом государства

· гражданские суда под флагом государства в открытом море (не в порту)

· территории посольств, миссий, консульств

· космические объекты со знаком государства

 

3) институциональный – власть. Власть – это возможность и способность оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, используя различные инструменты

Государственная власть – это разновидность соц власти. Ее особенности:

1) реализуется через государство и его органы

2) публична – осуществляется проф аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним

3) суверенна – обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне

4) универсальна – распространяется на всю территорию страны и все ее население

5) обладает монопольным правом на издание законов и др общеобязательных актов юр характера

6) призвана реализовывать общ интересы, соблюдать и защищать права и свободы человека, консолидировать общество

Компоненты гос власти:

1) субъект – непосредственный носитель гос власти. Гос-во и его органы и должностные лица, соц общности, народ, нации и т.д.

2) объект – индивиды, их объединения, соц слои, классы, общности, общество в целом. В демокр обществе субъект и объект гос власти обычно совпадают

3) содержание властеотношения – субъект осуществляет руководство объектом власти

4) средства, способы, приемы осуществления гос власти – от компромисса до принуждения

5) ресурсы власти – мат блага, меры карательного воздействия, средства воздействия на поведение человека, знания, информация, идеология, силовые ресурсы (армия, полиция, суд, прокуратура)

 


 

Форма правления и ее виды

ФП – это один из элементов формы государства. ФП раскрывает 3 главные характеристики государства:

1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании

2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением

3) компетенцию этих органов

Форма правления показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве.

Монархия – это форма правления, при которой монарх (единоличный правитель) обладает особым юридическим статусом, который проявляется в «личной не-ответственности» и осуществляет полномочия по наследству Республика – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный сроки несущим ответственность перед избирателями
Неограниченная (абсолютная) монархия: · пожизненность правления · концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх имеет право издавать законы, вершить правосудие) · отсутствие ответственности монарха за то, как он управляет страной · трансцендентный характер власти (не от народа, а от Бога)   Ограниченные монархии делятся на парламентские (конституционные) и дуалистические   Дуалистическая монархия – это первоначальная форма ограниченной монархии · монарху принадлежит только исполнительная власть, «монарх царствует, но не правит» · существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями · монарх не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето · дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха · дуалистическая монархия возникает, когда монарх уже не может удержать всю власть в своих руках (например, это происходило при зарождении буржуазии) Иордания, Кувейт, Марокко   Парламентская (конституционная) монархия · власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности · правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма · исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом · правительство формируется и представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии · законы принимаются парламентом, их подписание – это чисто формальный акт · монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция     · верховная власть осуществляется выборными органами · источников власти является народ (реализует эту власть посредством выборов) · срочность полномочий высших представительных органов · юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц · действует принцип разделения властей, развита система сдержек и противовесов   Разновидности республик: 1) парламентская 2) президентская 3) смешанная Различаются они в основном тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу, и перед кем правительство несет ответственность.   Президентская республика · президент является и главой государства, и главой правительства · выборы президента происходят на основе всеобщих выборов, президент получает свой мандат непосредственно от народа · президент самостоятельно формирует правительство · правительство несет ответственность перед президентом США, Аргентина, Мексика, Бразилия   Парламентская республика · верховная власть принадлежит парламенту · президент выбирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом · правительство формируется только парламентским путем (глава правительства – лидер правящей партии) · парламент может объявить правительству вотум недоверия, после чего правительство должно уйти в отставку Финляндия, Германия, Италия, Венгрия   Смешанная · президент – глава государства и глава правительства · парламент утверждает кандидатуры министров, представленные президентом · правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом Польша, Португалия, Болгария

 

 


 

18. Понятие гос-ного (политического режима)

Политический режим

совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется руководство обществом.

Характеризуется:

· правовым положением личности в государстве,

· ее фактическим положением,

· воздействием государства на политическую жизнь страны,

· юридическими формами деятельности государственных органов и их фактическими полномочиями.

Две основных разновидности режима:

· демократического

· антидемократического

Государственный (политический) режим

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим характеризуется как демократический, авторитарный или тоталитарный....

Демократический режим (демократия)

Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.

Авторитарный режим

Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

Деспотический режим

Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

 

 


 

Политический режим

совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется руководство обществом.

Демократический режим является производным от понятия демократия (народовластие).

Народовластие - это такая разновидность (форма) общественной власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти. Подобная форма общественной власти характерна подавляющему большинству современных государств, хотя еще в начале века считалось, что демократия свойственна только государствам с республиканской формой правления. В настоящее время конституциями таких, например, монархий как Япония, Великобритания, Испания, Нидерланды и др. народ также провозглашен источником власти в государстве.

От иных форм государственной власти (деспотии, автократии, тоталитаризма)

демократия отличается следующими признаками:

· построением государственного управления на основе принципа разделения властей;

· верховенством закона и господством права;

· равным правом всех граждан на участие в управлении обществом и государством; признанием прав меньшинств (языковых, национальных, религиозных) и их защитой;

· равноправием граждан и наделением их широким объемом прав и свобод;

· выборностью (на альтернативной основе) основных государственных органов и должностных лиц;

· подконтрольностью органов исполнительной власти представительным органам государственной власти;

· доминированием методов убеждения, согласования, компромисса; политическим плюрализмом и многопартийностью; гласностью работы государственных органов.

Демократия в России:

· Конституция РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

· Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст. 3). Это означает, что народу принадлежит верховенство и вся полнота власти на территории страны; он осуществляет ее независимо.

· Ст.З Конституции закрепляет также, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Это означает, что Основной Закон устанавливает две формы народовластия: непосредственную (прямую) и представительную.

·

Представительная демократия предполагает осуществление народовластия через выборные представительные органы: парламент, президента, глав администраций городов, районов, городские, районные собрания представителей.

Непосредственная демократия представляет собой прямое волеизъявление народа или его части в непосредственном решении ими конкретных вопросов общественной или государственной жизни. Институтами непосредственной демократии Конституция называет свободные выборы, референдум и другие формы прямого волеизъявления.

Демократический политический режим характеризуется тем, что органы государства неукоснительно действуют в рамках права, уважают основные права человека и гражданина, обеспечивают высокий уровень политической свободы в обществе.

Признаки:

1.Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности

2.Признание равноправия граждан.

3.Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.

4.Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях.

5.Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было.

6.Реальное разделение властей

7.Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8.Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.

9.Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10.Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.

11.Признание и осуществление на практике конституционности и законности

 


 

Внешние функции государства

1. Функция интеграции в мировую экономику – основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире

2. Функция обороны – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Вооруженные силы нужны государству для:

· защиты независимости и территориальной целостности гос-ва

· выполнения международных обязательств

НО: принципы неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности гос-в, подавления актов агрессии

3. Функция поддержания мирового порядка – выдвижение на первый план прав и интересов человека, обеспечение благополучия всех народов, борьба с организованной преступностью, деятельность по разоружению, участие мирового сообщества в регулировании межнац и межконфессиональных конфликтов

4. Функция сотрудничества – поиск взаимоприемлемых решений глобальных проблем, обмен научной информацией, согласование нац политики государств в экологической сфере, взаимодействие государств в чрезвычайной экологической обстановке.

 


 

Регулятивная (нормативная)

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание

2) корпоративные нормы политического характера – принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений и регулирующие внутриорганизационные отношения в данных объединениях. (устав партии)

3) политические традиции и политические обычаи (существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др.)

4) правила политической этики – отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений

Функциональная

включает основные направления и формы деятельности ПС, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны

Функционирование ПС выражается в политическом процессе. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием ПС

Коммуникативная

предполагает как отношения внутри ПС, так и вовне

включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями

Функции политической системы:

1) функция политической социализации – приобретение политических знаний, приобщение к политическим ценностям

2) регулирующая ф-я – управление, координация деятельности социальных групп

3) интеграционная ф-я – объединяет различные структурные элементы ПС в единое целое

4) политико-идеологическая – призвана проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги

5) ф-я реагирования –быстрая адаптация к изменяющимся условиям

6) экстракционная – аккумулирование ресурсов

7) дистрибутивная – справедливое распределение ресурсов в обществе

8) информационная – возложена в первую очередь на СМИ

 


 

Принцип разделения властей

- относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти, каждая из которых служит противовесом другой – система сдержек и противовесов

+ развитое гражданское общество, признание суверенитета народа, который делегирует свою власть на выборах представительному органу

 


 

Понятие и сущность права

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-вом.

2 подхода к пониманию сущности права:

1) классовый: право выражает волю эк-ки господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления

2) общесоциальный: право – это средство достижения компромисса, поиска договоренности, средство согласия и взаимных уступок

Сущность права – это выраженная и обеспеченная гос-вом сбалансированная воля общества, установленная в форме общеобязательных предписаний

Соц назначение права – урегулирование, упорядочение о.о, придание им опр стабильности, направленности, создание необх условий для реализации прав и свобод личности и норм условий для развития общества

· Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юр норм, установленных и обеспеченных гос-вом и направленных на регулирование о.о. Объективное право не зависит непосредственно от воли и создания отдельного человека и не принадлежит ему. Человек должен с этим правом считаться и соизмерять с ним свои поступки.

· Субъективное право – это мера юридически возможного поведения лица, призванная удовлетворить его собственные интересы (право на жизнь, на ч/с). Субъективное право непосредственно связано с субъектом, принадлежит ему. Это конкретная юр возможность, которая возникает на основе и в пределах объективного права.

 


 

36. Основные подходы к правопониманию (осн школы права)

3 подхода к правопониманию (раскрыть + и -):

1. Нормативный (этатистский, юридический позитивизм): право – это система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от гос-ва и регулируемых им. Отождествление права и закона. Право – это волевой акт гос-ва. Ганс КЕльзен

2. Нравственный (философский, естественно-правовой, юснатурализм): основывается на теории естественного права. Право – это идеологическое явление, отражающее идеи справедливости, свободы человека, формального равенства людей. Право и закон могут не совпадать. Люди от природы наделены естественными правами, а гос-во должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать. Кант, Гегель

3. Социологический: право – это то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правоотношениях. Право – это то, что реально сложилось в жизни, на практике. Большое значение придается судебной и арбитражной практике, действиям гос аппарата и должностных лиц. Юр наука должна изучать не только НПА, но и практику их применения и те отношения, кот этим правом регулируются. Оливер Холмс

 


 

Функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия на о.о. в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. Функции права выражают его наиболее существенные черты и направлены на решение коренных задач, стоящих перед правом.

1. Регулятивная функция права – это обусловленная его соц значением направление социального воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъектам прав и возложении на них юр обязанностей

a. динамическая - воздействие права на общественные отношения путем оформления движения

b. статистическая - путем закрепления тех или иных правовых институтов (закрепление компетенции гос органов)

 

2. Охранительная функция права – это обусловленная его соц значением направление социального воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных эк, полит, соц, нац, личных и других отношений, а также на вытеснение явлений, чуждых данному обществу. Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное действие. Ее назначение – предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Кроме этих функций выделяют также:

· культурно-историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры

· воспитательную – способность права выражать опр идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей

· функ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.141 с.)