Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания разграничения НП по отраслям и институтам

Поиск

В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.

Предмет ПР – это общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права. Это сфера, на которую распространяется действие права и которая находится под его юрисдикцией.

Пределы действия права образуют юр поле, за пределами – неправовое пространство

Предмет ПР – это сложная многоаспектная категория, которая включает в себя следующие элементы:

· субъект

· его поведение, деятельность, поступки

· объект

· юр факты – события, обстоятельства, которые служат причинами возникновения, изменения или прекращения правоотношений

Предмет имеет объективное содержание, он предопределен самим характером общ отношений

Общ отношения могут стать предметом правового регулирования, если:

· они отличаются устойчивостью, повторяемостью

· государство и общество заинтересованы в придании этим общ отношениям правовой формы (значит, заинтересованы в их защите и охране)

· отличаются способностью к внешнему контролю (судебному, административному, со стороны государства)

Предмет диктует выделение той или иной отрасли права, а затем эта отрасль приобретает специфический метод ПР

Метод ПР – это определенные приемы, способы, средства воздействия права на общ отношения. Отвечаем на вопрос: как осуществляется регулятивная роль норм права?

Если предмет имеет объективное содержание, то метод в значительной степени зависит от законодателя, который может выбирать тот или иной метод регулирования данной совокупности общ отношений или использовать различные комбинации методов.

Специфика метода зависит:

· от порядка установления прав и юр обязанностей

· от характера субъектов правоотношений (если субъект – народ, то это публичное право, которое имеет свои методы ПР)

· от характера и взаимосвязи прав и обязанностей (отношения субординации ® админ право)

· от путей и средств обеспечения субъективных прав (например, таким средством может выступать установление мер ответственности)

 

2 основных метода:

1) метод властных полномочий (авторитарный)

НП точно устанавливает порядок возникновения, содержание правоотношения, объем прав и обязанностей его участников, т.е. не предоставляет возможности выбора варианта поведения

Санкции – карательные (штрафные)

Этот метод широко используется в отраслях публичного права (в уголовном, админ, налоговом), в которых одной из сторон выступает гос орган с властными полномочиями

2) метод автономии

Гос-во устанавливает пределы, в камках которых участники могут сами определять свои права и обязанности. Субъекты равны между собой. Санкции – правовосстановительные. Например, с помощью этого метода регулируются гражданско-правовые, семейные отношения.

В ряде отраслей права могут действовать и другие методы (например, в трудовом праве – метод поощрений).

 


 

Систематизация законодательства и ее виды

Систематизация НПА – это приведение их в единую систему, упорядочение. Систематизация позволяет:

· быстро отыскать нужный акт

· проследить его изменение, дополнение или отмену

· выявить пробелы, коллизии

· совершенствовать действующую сис-музак-ва

Существует 4 способа систематизации НПА:

1. Учет – состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА, которые необходимы для деят-ти данной организации, предприятия, фирмы, гос органа и т.д. Осн цель – возможность оперативно находить нужную правовую инф. Виды учета:

· картотечный – на карточке фиксир-ся либо реквизиты, либо весь текст НРА

· автоматизированный

· ведение контрольных текстов НПА

· фиксация реквизитов вспец журнале

2. Инкорпорация – подготовка и издание сборников НПА с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Акты публикуются в сборниках и собраниях с учетом последующих дополнений и изменений, но нормативное содержание акта остается неизменным. Виды инкорпорации:

· официальная – сам правотворческий орган подготовил и издал сборник или же утвердил собрание, подготовленное другим органом

· полуофициальная – собрания готовятся по поручению правотворческого органа, но потом издаются без его официально выраженного одобрения

· неофициальная – проводится научными учреждениями, коллективами, издательствами, отдельными учеными

3. Консолидация – сведение множества НПА в один укрупненный акт. Акты объединяются в новом акте без изменения, объединенные акты теряют силу. Консолидация осущ-ся только правотворческим органом и только в отношении ими принятых актов

4. Кодификация – систематизация действующего зак-ва, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Это один из видов правотворческой работы, тк предполагается принятие новых НП, совершенствование зак-ва по существу, изменение правового регулирования о.о и т.д.

Самый распространенный вид кодификационных актов – кодексы (крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных о.о)

 


 

Понятие и признаки правового отношения. Виды правоотношений

ПО – возникающая непосредственно из закона или из фактических действий субъектов юр связь, на основании которой стороны приобретают субъективные права и юр обязанности. Это о.о., кот складываются между людьми на основе и в соответствии с НП.

Признаки ПО:

1. Возникают на основе НП или из фактических действий участников отношений (из договоров, сделок и иных фактических действий, не противоречащих закону)

2. ПО – это всегда двусторонняя связь (покупатель-продавец, супруги, работодатель-работник, налогоплательщик-налоговый орган, гражданин-гос орган). НП предоставляет право одной стороне и одновременно возлагает обязанность на другую сторону. В действительности юр связи могут быть сложнее и иметь не только 2 стороны: при продаже могут привлекаться посредники; по договору подряда может выступать значительное число субподрядчиков

3. ПО характеризуются наличием у сторон взаимных прав и юр обязанностей.. Если законом некто наделяется правом, то обязательно должно быть лицо, на которое закон возлагает обязанность. Всегда есть управомоченное лицо и обязанное лицо

4. ПО – это индивидуальная связь конкретных лиц. ПО всегда имеют конкретного адресата, стороны всегда точно определены

5. ПО обеспечиваются госмеханизмом, в частности может применяться принуждение

Классификация ПО

В зависимости от предмета ПО (отраслевой признак):

· Конституционные

· Уголовные

· Гражданско-правовые

В зависимости от характера:

· Материальные

· Процессуальные

В зависимости от функциональной роли:

· Регулятивные – возникают на основе норм права, договора или иных действий участников

· Охранительные – связаны с реализацией юр ответственности, с гос принуждением

В зависимости от природы юр обязанности:

· Пассивные – не требуют совершения действий (отношения собственности)

· Активные (выплата долга по договору займа)

В зависимости от состава участников:

· Простые – между 2 субъектами

· Сложные – между несколькими субъектами (отношения подряда)

По продолжительности действия:

· Кратковременные (купля-продажа, мена)

· Долговременные (брак, гражданство)

В зависимости от степени определенности сторон:

· Относительные – конкретно, поименно определены все участники, управомоченные и обязанные субъекты

· Абсолютные – известна только управомоченная сторона (авторские, собственные отношения)

· Общие – выражают юр связи высокого уровня (между государством и гражданами) и связанные с осуществлением основных прав, свобод и обязанностей; возникают на основе норм конституции и являются базовыми для отраслевых ПО

 


 

Содержание правовых отношений: субъективное право и юр обязанность

Юр содержание ПО – это субъективные права и юр обязанности, которые выражают то специфическое, что свойственно ПО как особой форме о.о.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения лица, предоставленные ему нормой права. Мера означает, что закрепленные за лицом юр возможности небезграничны, они четко обозначены по содержанию, и только в этих границах лицо может строить свое поведение.

Субъективное право включает в себя 3 правомочия:

1) Правомочие на собственное действие (собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться)

2) Правомочие на чужие действия – если субъективное право может быть осуществлено только после осуществления обязанным лицом соответствующих действий

3) Притязание – возможность обращения к компетентным гос органам с целью обеспечения принудительного исполнения определенной обязанности

Юр обязанность – это вид и мера должного поведения, определенные нормой права. Юр обязанность может выражаться:

· В воздержании от совершения запрещенных действий (требуется пассивное поведение обязанного лица, чтобы не мешать реализации субъективного права других участников ПО)

· В совершении определенных действий (требуется активное поведение)

Юр обязанность должностных лиц имеет определенные особенности. Эта обязанность одновременно является и правом этого должностного лица. Права и обязанности должностного лица находят отражение в его компетенции.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.011 с.)