Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и религия, история их взаимоотношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
За все время своего существования религия и наука пытались раскрыть тайные законы, стоящие за кажущимися такими проти-воречивыми и хаотичными событиями, будь то смерть ребенка или извержение вулкана. Вместе они удовлетворяли основные потреб-ности человека и подтверждали его интуитивное представление о том, что Вселенная имеет смысл, упорядочена, разумна и управля-ется какой-то формой законов, даже если эти законы не проявляют себя. Их подход был интуитивным и рациональным. И оба направ-ления развивались вместе. Жрецы были первыми астрономами, а врачи были проповедниками. Хотя уже существовало разделение труда и разнообразие методов, но все еще господствовало един-ство метода и цели.
Первое разногласие между религиозным и научным позна-нием мира можно отнести к VI веку до н.э., когда возникло про-тиворечие между греческой философией и религией, которая пре-вратилась в бессмысленный обрядовый культ. Однако в Европе в средние века именно монастыри оказались островками познания в языческой пустыне невежества. Именно здесь хранились и пере-давались другим знания древних, пока они не стали основой по-явления эпохи Возрождения.
На протяжении всей истории существования человечества христианские богословы пытались примирить христианство с передовыми философскими и научными открытиями и метода-ми. Первые христианские мыслители в своих трудах опирались на древнегреческую философию. Св. Августин, например, развил христианскую теологию, основанную на философии Платона, в то время как Фома Аквинский использовал труды Аристотеля. Таким образом, в средние века католическая церковь взяла себе в союзни-ки Аристотеля, одного из основоположников научного метода. К сожалению, церковь приняла его выводы за твердо установленные факты, но отвергла его метод, и тогда его гипотезы стали догмой. Схоласты слишком ревниво относились к древним авторитетам, но не проверяли их выводы. Тем не менее, в эпоху Возрождения и золотого века гуманизма ученые, наряду с передовыми художни-ками, находили вдохновение и поддержку в учениях церкви. Бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и иезуиты (религиозные ордена католической церкви), в свою очередь, были пионерами в ис-следовании природного мира.
Не случайно, что современная наука развивалась, в основном, в христианских странах. Христианство предоставило основу мышления для развития науки (эта основа разделяется Иудаизмом и Исла-мом. Первая была представлена учеными в XX веке, а Ислам совершил
известные научные открытия, когда Европа была в средних веках). Эта основа включает такие понятия, как:
а) мир создан совершенным и поэтому стоит исследования «Увидел Господь свои труды и остался довольным» (книга Бытия
1:27);
б) Бог создал мир рациональным и упорядоченным путем, и его можно понять математическим, систематическим и научным способами;
в) природа не требует поклонения, поэтому люди свободны ее исследовать;
г) технология – это действенное средство «…подчинения зем-ли» (книга Бытия 1:28), и человек имеет моральное право экспери-ментировать и творить.
Основоположник современной астрономии, польский свя-щенник Николай Коперник (1473-1543), с целью лучшего объяс-нения движения небесных тел развил гипотезу о том, что Солнце является центром Вселенной, а Земля и другие планеты вращают-ся вокруг него. Его теория не была противоречивой, а сам он ду-мал, что она не противоречит его вере. Напротив, ее одобрил папа Климентий VII (1478-1534), и она была широко принята учеными его эпохи.
Следующий великий немецкий астроном Иоган Кеплер (1571-1630) пытался раскрыть тайны Вселенной всеохватываю-щим синтезом геометрии, музыки, астрологии, астрономии и эпистемологии. Частью этого подхода стало его открытие закона движения планет, основанного на гипотезе, что орбиты планет, об-ращающихся вокруг Солнца, обладают формой эллипса. Им двига-ло убеждение, что мир – это разумное, упорядоченное и гармонич-ное творение. Все, что стоит ниже этого уровня, не достойно Бога. Он совершил это открытие, используя мистическую доктрину гармонии мира, понятие, что те же геометрические пропорции можно обнаружить в математике, музыке, астрологии и астрономии. Хотя он был лютеранином, иезуиты, среди которых были выдающиеся астрономы, заинтересовались его трудами и защитили его в войне между католиками и протестантами.
Первым открытым конфликтом между церковью и наукой стал процесс Галилея (1564-1642) (основатель механики, открыл законы динамики, изучая падение тел. Он также открыл, что Юпи-тер имеет четыре луны). Однако это не было неизбежной схваткой двух непримиримых философских течений, это была стычка двух характеров. Это не был показательный процесс между «слепой верой» и «возрожденным разумом». Напротив, ведущие научные мыслители церкви приняли открытия Галилея и поддержали его. Только посредственные богословы, цеплявшиеся за теорию Птоле-мея (Клавдий Птолемей из Александрии, II в. н. э., был последним астрономом древнего мира. Его система, в которой Солнце и пла-неты вращались вокруг Земли доминировала до Коперника, хотя Аристарх (род. 310 г. до н.э.) ранее развил модель мира с Солнцем в центре), были его противниками.
Главной причиной спора было высокомерие Галилея, пола-гающего, что рабочая гипотеза Коперника о том, что Солнце на-ходится в центре Вселенной и планеты вращаются вокруг него, должна быть принята за истину без доказательств ее действитель-ности. В своем требовании он игнорировал радикальное улуч-шение работ Коперника, сделанное Кеплером, которое серьезно обсуждалось астрономами. Он также оскорбил папу Урбана VIII, который благоволил к нему, и иезуитов, которые поддерживали его взгляды, своим презрительным отношением к Библии, богословию и церковной власти. С презрением он относился к точке зрения папы, которая заключалась в том, что даже работающая гипоте-за не обязательно адекватно отражает действительность, и могут быть другие ее объяснения. Именно из-за взглядов Галилея теория Коперника была запрещена в 1616 г. через 73 года после его смер-ти. Сам Галилей был отдан под суд, и в этих обстоятельствах он был вынужден отречься от своих представлений о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Процесс Галилея был отдельным случаем, не типичным в истории отношений между наукой и религией. Однако он получил огласку и стал основой впоследствии укоренившегося мнения о том, что наука защищала свободу, а церковь притесняла научную мысль.
И все же Кеплер, Рене Декарт (1596-1650) (изобретатель гео-метрии координат), Готфрид Лейбниц (1646-1716) (философ и изобретатель математических таблиц), Роберт Бойль (1627-1691) (основоположник химии, написал ряд религиозных трактатов, где показал гармонию между новыми научными методами и христи-анской верой) и Исаак Ньютон (1642-1727) (открыл закон зем-ного притяжения, дифференциальные математические таблицы и первый исследовал правильно природу света. Он хотел, чтобы его помнили больше, как богослова, а не по научным работам), быв-шие современниками или последователями Галилея, все были глу-бокими и искренними религиозными мыслителями. Они не нахо-дили противоречия между наукой и религией. Напротив, ими часто двигало желание лучше понять творение Бога.
Единственные известные ученые, ставшие жертвой религи-озной нетерпимости в XVI-XVII вв., – это Джордано Бруно (1548-1600) (итальянский философ, искал способ примирить Католиче-ство и Протестантизм и основать объединенную Христианскую Европу. Он восхищался Коперником и был крайним пантеистом, считал, что Иисус был не Богом, а просто искусным фокусником) и Михаил Сервеций ((1511-1553) (враг и последователь Коперника, сожжен на костре за ересь, отрицание Троицы и божественности Христа), которые были сожжены на костре за свои религиозные, а не научные мнения. В общем, с учеными обращались с большой долей уважения все церковные власти, и они попадали в сложное положение, только если они занимались религиозной ересью.
Хотя Галилей и верил в Бога, он внес свой вклад в последу-ющее отчуждение науки и религии своими методологическими предположениями. Вместо того, чтобы просто использовать мате-матику как метод, он пытался низвести всю природу до категории размеров и чисел. Все, что не подходило под эти теории количе-ства, отбрасывалось и считалось просто субъективным. Качества, которые нельзя было свести к математике, считались не заслужи-вающими внимания и совершенно нереальными. Таким образом, такие субъективные понятия, как цель, цвет, вкус, чувства, этиче-ские ценности и разум не были предметом рационального научно-го исследования.
Используя такой рационалистический подход, наука ушла да-леко вперед в открытии законов природы. И сегодня можно встре-тить много ученых, считающих, что все можно объяснить в рамках вещества, в движении. Однако данные современной физики (кван-товой механики) говорят о том, что материи в обычном понимании этого слова уже не существует – «вещество испарилось, остались только электромагнитные волны». Такое состояние дел заставило многих ведущих ученых еще в 1930 годы сделать такой вывод:
«Сегодня с большой долей уверенности, которая в физи-ческой науке принимается почти единогласно, можно сказать, что поток познания устремлен к действительности, не связан-ной с механикой; Вселенная больше напоминает мысль, чем ме-ханизм. Разум больше не рассматривается как случайный гость в области вещества; мы начинаем понимать, что мы должны скорее всего славить его, как Создателя и управляющего этой областью вещества».( Джеймс Джинс«Таинственная Вселенная»
(Кембридж,1937).
Однако религиозные философии и теологии остаются тесно связанными либо со средневековой теорией синтеза, либо с меха-нической теорией познания. Только в последнее время новая фило-софия стала входить в жизнь. Многие из великих ученых, захва-ченных чудом природного мира признали, как Кеплер и Ньютон до них, что есть другая реальность за пределами физического мира. Кроме этого, они понимают, что наука не в состоянии обеспечить моральное и этическое руководство процессом познания.
Следующее противоречие, которое заставило многих людей считать, что наука – это носитель истины, а религия является за-блуждением невежественных людей, было вызвано появлением теории эволюции Чарльза Дарвина (1809-1882) (автор книг «Про-исхождение видов» (1860) и «Происхождение человека» (1871).
Теория эволюции в ее общем виде – это идея о том, что раз-личные виды развивались постепенно от общего предка, не являлась открытием Дарвина. Эту теорию предложил греческий фило-соф Анаксимандр в VII веке до н.э. Однако эволюционный подход к объяснению явлений природы всплыл снова в XVIII веке, когда английские философы этики Дэвид Хью Хьюм (1711-1776) (шот-ландский философ и историк. Придерживался теории опыта, за-нял скептическую позицию, показав ограничения человеческого разума. Автор книги «Трактат о природе человека») и Адам Смит (основатель современной модели свободного рынка) использова-ли ее для объяснения того, как могли появиться и развиться такие категории, как культура, закон, язык, деньги, экономика, система правления. Чарльз Дарвин успешно применил в биологии поня-тие, которое он постиг из социальных наук. Его огромным вкла-дом было накопление доказательств, без сомнения, доказывающих факт биологической эволюции.
Вплоть до конца XVIII века существовало общее мнение, что Вселенной около 6000 лет, что каждый вид был создан отдельно Богом и что не один вид не мог развиться из другого. Это миро-воззрение, основанное на буквальной интерпретации библейских рассказов о сотворении мира, не противоречило научной мысли вплоть до этого времени. Великие ученые, такие, как Карл Линней (1707 – 1778), классифицировавший биологические виды, и Жорж Кювье (1769 – 1832), основатель палеонтологии, были противни-ками теории эволюции. Они полагали, что создание отдельных ви-дов Богом были наилучшим объяснением известных фактов. Все же такие утверждения опровергались новыми открытиями в об-ласти геологии и биологии.
Чарльз Дарвин изучал медицину и богословие, намереваясь стать священником английской церкви. Совершив поездку в ка-честве натуралиста с целью изучения животного мира в Южную Америку, он убедился в разнообразии видов. И это позволило ему выдвинуть гипотезу о родстве ныне живущих организмов и уже вымерших, в соответствии с которой одни виды развивались от других. Оригинальность заключалась в предложенном им меха-низме – естественном отборе. Чтобы объяснить, как происходят эти изменения, он утверждал, что некоторые из видов имеют та-кие характеристики, которые помогают им выжить лучше других.
Благодаря тому, что они выживают и размножаются, они передают эти особенности следующим поколениям, и, таким образом, по-степенно, за долгий период времени изолированные популяции из-меняются и превращаются в новые виды.
Он обратил внимание на разнообразие домашних животных и показал, что, хотя природа сделала возможным это разнообразие, человек использовал селекцию с целью выведения более полезных пород. Он мог бы также утверждать, что Бог, как селекционер, мог выбирать при создании видов. Однако Дарвин пошел по другому пути и вместо этого использовал теорию Томаса Мальтуса, что животные и растения размножаются быстрее, чем это нужно для выживания, и поэтому численность их популяции регулируется доступностью пищи и особенностями обитания. Наиболее при-способленные выживают, другие погибают.
Теория Дарвина бросала вызов традиционному христианству в двух направлениях: во-первых, утверждением, что человек и че-ловекообразные обезьяны произошли от общего предка, то есть вызов уникальности, неповторимости человека; во-вторых, в его механизме не было места цели эволюции, так как естественный отбор слеп. Поэтому многие приветствовали его теорию, так как атеизм в то время становился все более популярным. Вот почему критика и защита теории эволюции Дарвина всегда имела отте-нок идеологических предрассудков. Теория эволюции никогда не была чисто научной теорией. Многие отвергали эту теорию, дру-гие приветствовали ее. Заявления выдающегося церковного деяте-ля Чарльза Кингсли, что он «рассматривал благородный замысел Бога, что Он создал существа, способные к саморазвитию, а также направлял процесс появления новых видов», было приведено Дар-вином в предисловии ко второму изданию его книги о естествен-ном отборе. Дарвин сам продолжал верить в Бога, хотя он больше не верил дословной истине Библии и отрицал сотворение каждого вида животных Богом.
Реакция на теорию Дарвина была разной. Нельзя утверждать, что все ученые были согласны с Дарвином, а верующие нет. Его взгляды поддерживали геолог Чарльз Лиелл, гуманист Т. Хаксли и другие. Другие геологи, однако, утверждали, что история вымерших организмов не была правильной, и следовало бы найти дока-зательство постепенного изменения одних видов в другие. Вместо этого одни виды появляются и остаются неизменными в течение 5-10 миллионов лет, другие виды, родственные, но четко различ-ные и полностью развившиеся, появляются и не изменяются в те-чение миллиона лет.
Так как работы Менделя по генетике еще не были известны в это время, а мутация, как причина наследственных изменений организмов, не была открыта, Дарвина критиковали за механизм его теории, в котором не было научной базы.
Несмотря на то, что современной науке известны новые дан-ные, проливающие свет на возможный механизм эволюции, многие современные ученые отвергают элемент случайности в механизме отбора, утверждая, что эволюция должна управляться. Известны-ми защитниками этого взгляда были Генри Бергсон и Тейяр Де-шарден, которые считали, что случайная мутация не может обе-спечивать механизм внедрения благоприятных изменений.
Мутация, как источник появления редких новых признаков, была открыта в 1907 г. Но мутации, возникающие мгновенно и но-сящие случайный характер, наносят вред. Они приводят организм к разрушению. По аналогии, даже небольшая ошибка в чертежах самолета может привести к несчастью. Чертеж для жизни любого организма – это молекула ДНК, в которой передается информа-ция о том, как построить организм. Сложность организма требует большего количества информации. И маловероятно, что случай-ный ряд мутаций появится в последовательном порядке. Чтобы привести к формированию, скажем, такого сложного органа, как глаз, случайность сама по себе не может быть причиной порядка.
Хотя известно, что эволюция существует, как иначе мож-но объяснить тот факт, что более 90% генетической информации людей и шимпанзе одинаковы? Или почему крыса бегает, летучая мышь летает, черепаха плавает, а мы с вами пишем или работаем при помощи конечностей, состоящих из костей одного и того же типа, который мы все унаследовали от общего предка? Ее меха-низм остается не ясным. Здесь должен быть импульс творческой и целенаправленной энергии. Может быть, при образовании генетического материала для получения новых организмов выбор не яв-ляется случайным, а есть результатом творческого вмешательства Высшей действительности?
Как мы уже видели, наука и религия находились в гармонич-ном единстве в течение двух тысяч лет. В целом, эти отношения были взаимно обогащенными. Когда кто-то из них превращался в догму, эти отношения ухудшались. Стереотипная точка зрения, что они по сути своей противоречивы, обманчива. Они дополня-ют друг друга и нуждаются друг в друге. Как сказал великий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.109 (0.013 с.) |