Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За счет чего реализуются указанные гарантии?

Поиск

Вот что пишет профессор Н.А. Чуракова (автор учебников по русскому языку и литературному чтению): «Начиная с 1 класса, решаются серьезные задачи, предусматривающие:

- инструментальное освоение алфавита;

- понимание разницы между буквами и звуками, а также между звуками разного качества;

- знакомство со звукобуквенным анализом слов;

- начало освоения круга орфограмм, которые могут быть объяснены из звукобуквенного анализа слов;

- формирование начальных представлений о частях речи, членах предложения и видах предложений по интонации и цели высказывания».

Для решения этих задач (соответствующих требованиями стандарта второго поколения для начальной школы), в учебнике предусмотрена организация специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения.

Обратите внимание еще на один важный момент. Практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, - это ребенок со своим набором логопедических проблем. Для их решения в учебниках разработана система упражнений, цель которых – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

Особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья ребенка:

 

 

Ответим на другой часто встречающийся при изучении русского языка вопрос: «Почему используется такой необычный слогораздел?»

Дело в том, что большинство лингвистов склоняются к мнению о том, что слог в русском слове строится по принципу восходящей звучности и при этом стремится быть открытым (ша-пка, ве-сна, во-лна).

Уважаемые родители, попробуйте «по кусочкам» прокричать слово, оно у Вас будет делиться само собой: те-традь (а не тет-радь), ули-тка (а не улит-ка), ша-шки (а не шаш-ки) и т.д.

Именно такое, естественное деление на слоги используется в «Азбуке» и «Русском языке» «Перспективной начальной школы».

Научные данные доказывают, что так делит слова на слоги подавляющее число детей, еще не умеющих читать. А затем в школе их обычно переучивают, «забивая» естественное чувство носителей языка. Разумеется, этого следует избегать, что мы и делаем.

Кстати, все чаще учителя и начальной, и основной школы используют именно такой (правильный) слогораздел, сейчас он используется при подготовке учителей начальных классов и повышении квалификации.

Цифры и факты

Исследования показывают, что навязанное неверное деление на слоги (кус-ты взамен ку-сты, уз-кий взамен у-зкий, рас-ту взамен ра-сту и т.п.) так же, как и неверное вычленение звуков, отучает детей доверять слуху в работе со звучащим словом.

Обращаем внимание родителей, что полного соответствия между правилами переноса слов и слогоделением нет. Так, слово люстра можно перенести тремя способами: лю-стра, люс-тра, люст-ра, а слогораздел в этом слове только один: люстра –[лю|стра].

 

«Почему используется именно такая техника написания букв в прописях?» - спрашивают нас родители.

Отвечаем. Вы наверняка обратили внимание, то автор курса по обучению грамоте - профессор Н.Г. Агаркова, лауреат Главной премии РАН за лучшую работу в области науки, технологий и образования.

Этот ученый, широко известный в науке и школьной практике, использует психологические и физиологические особенности младших школьников для развития у них техники письма.

 

 

Дети последовательно овладевают алгоритмами начертания двигательных элементов, затем - букв и их соединений. Это позволяет формировать основы полноценного графического навыка (кстати, одного из ключевых требований школьного стандарта второго поколения).

Да и в целом комплект предлагает понятные и эффективные алгоритмы деятельности младшего школьника:

 

 

 

Учебник «Русский язык», 1 класс

 

Следующий вопрос: Почему авторы пишут какие-то длинные определения, а не «глагол, подлежащее, сказуемое»?

Дело вот в чем: нельзя младшему школьнику сразу давать формулировки таких сложных определений. Действительно, что для него значит «глагол» или «сказуемое»? В этом возрасте - абсолютно абстрактные понятия.

Мы предлагаем осваивать понятия постепенно.

Сначала: «слова - названия действия предмета (это глагол)»; «слова – названия признаков (определение)» и т.д., таким образом, закладывая для ребенка суть понятия. Постепенно в 3-4 классах в учебниках останутся просто «глагол» и «определение», но ребенок будет прочно знать, какая суть за этим скрывается.

Кстати, «Перспективная начальная школа» первой предложила такую логику освоения непростых для ребенка понятий, и сейчас она широко используется на федеральном уровне в большинстве учебников.

 

В комплекте все имеет свой смысл и обоснование. Например, попробуйте объяснить 6-летнему ребенку, что такое слово, предложение, текст. Сложно, согласитесь…

И что делать с этими абстрактными определениями, когда перед Вами первоклассник? Просто «зубрить»?

Мы предлагаем другой вариант. В нашей «Азбуке» «слово – это дом, в котором живут звуки». «Предложение – дом, в котором живут и дружат слова», а «текст – дом, в котором живут и дружат предложения».

Просто и понятно... А в следующих классах постепенно происходит усложнение материала.

 

Содержание «Литературного чтения» нашего комплекта гарантирует, что у каждого ребенка на достаточно высоком для его возраста уровне будут развиты предпосылки грамотного юного читателя, который может самостоятельно пользоваться библиотекой и, выбирая книги, ориентироваться на собственные предпочтения.

 

Основная группа вопросов родителей по данному учебному предмету связана с логикой отбора литературных произведений. Например: «Почему в комплекте мало стихов поэтов-классиков?»

Мы считаем, что это поспешное заявление не имеет ничего общего с отбором текстов. За четыре года Ваш ребенок на достаточно серьезном уровне ознакомится со стихами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Н.А. Некрасова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, В.В. Набокова, с баснями И.А. Крылова.

Получается не такой уж и маленький список для ребенка 6-11 лет. И это только стихи, а есть еще и проза классиков (Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, И.С. Тургенев, К.Г. Паустовский, А.П. Гайдар, К.И. Чуковский, Н.Н. Носов и многие другие).

Но вопрос, скорее, не в том, много или мало, а в том, какие произведения включать в учебники и хрестоматии (надеемся, по поводу имен, перечисленных выше, никаких сомнений нет). Например, нужно ли включать произведения современных авторов (например, Ю. Мориц, А. Усачева, М. Яснова)?

Цифры и факты

Юнна Мориц – лауреат многочисленных отечественных и зарубежных премий (им. А.Д. Сахарова, «Триумф», «Золотая роза», «Книга года» в номинации «Поэзия – 2005», им. А. Дельвига – 2006, «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем - 2008» и других.

 

Нам кажется, право принятия решения должно оставаться за профессионалами: разработчиками «Перспективной начальной школы» и экспертами их материалов из Российской академии наук и Российской Государственной детской библиотеки.

Но это только одна сторона вопроса.

Другая заключается в том, что в учебниках «Перспективной начальной школы» и стихи, и проза используются для решения дидактических и грамматических задач.

Мы же с Вами не забываем, что это учебник!

Вот что говорит профессор Н.А. Чуракова: «Шуточные детские стихи современных поэтов обладают короткой строчкой и всей совокупностью изучаемых орфограмм. Это как раз то, что нужно в конкретном случае для решения конкретной задачи (тем более, поиск орфограмм в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова считается не совсем корректным)».

 

Читаем другие письма родителей, они спрашивают: «Почему строчки «Забибикала машина: у меня спустила шина» лучше, чем строчки поэта-классика «Однажды, в студеную зимнюю пору?».

Отвечает профессор Н.А. Чуракова: «Дело в том, что в строчках про машину два раза встречается изучаемая в это время орфограмма «жи-ши пиши с буквой и», а в строчках поэта-классика эта орфограмма ни разу не встречается».

Получается, это текст, специально подобранный для решения конкретных дидактических задач.

 

Цифры и факты

При написании «Азбуки» использовалась особым образом разработанная для отборов текстов компьютерная программа «АБВ». Она позволила создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми звуками и буквами, сконцентрировать на букварной странице большое количество слов с вводимыми звуком и буквой.

 

Откроем хрестоматию по литературному чтению за первый класс и посмотрим ответ Н.А. Чураковой еще на один вопрос по обсуждаемой проблеме: «Почему в начало хрестоматии первого класса помещены тексты Дональда Биссета?»

Дело в том, что обучение ребенка в первом классе связано с необходимостью решения важных задач: формирования фонетической чуткости (т.е. слышать и различать звуки) и универсального умения ориентироваться на страничке «Содержание».

Для решения первой задачи требуется особый подбор текстов, которые позволяют детям обнаружить звукопись и в стихотворных, и в прозаических текстах. Именно звукопись является ведущим художественным приемом и в сказке Биссета «Шшшшш», и в тех стихах русских поэтов, которые следуют (согласно интриге учебника) за текстами Биссета (Андрея Усачева, Марины Бородицкой, Елены Благининой).

Для решения второй задачи в хрестоматии создана система «маленьких» импровизированных страниц под названием «Содержание». Это специальные крошечные странички, где каждому реальному названию текста соответствует цифра - номер страницы, на которой этот текст находится в придуманной книжке. Ребенка учат сопоставлять название каждого текста с номером страницы, который ему соответствует. Но для того чтобы обеспечить ребенку успешность в решении этой задачи, надо снять другую задачу – чтения длинного заголовка текста. Ребенок не должен отвлекаться на чтение названий, они должны быть короткими и содержать минимум информации. Названия сказок Д. Биссета оптимально подходят для решения этой задачи, поскольку его тексты называются: «Шшшш», «Бац!», «Вниз!», «Под ковром».

 

Учебники гарантируют формирование у ребенка качеств грамотного читателя, который может:

- самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и поставленную учебную задачу;

- может использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

 

Подведем некоторый итог. В нашем комплекте подбор литературных произведений определяется:

- логикой решения дидактических задач;

- особенностями младших школьников (предпочтение отдается стихотворной форме: короткая строка дает ребенку уверенность в своих силах; рифма помогает «угадывать» слово; ритм действует жизнеутверждающе);

- необходимостью развития мотива к чтению (тексты должны нравиться и запоминаться, вызывать желание читать дальше, доставлять удовольствие);

- актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей (тексты носят игровой характер, развивают чувство юмора, они лишены прямой назидательности и содержат только те нравственные проблемы, которые актуальны для младшего школьника).

 

Как видите, дорогие родители, мы погружаем Вас в сложный мир создания учебников, связей, контекстов содержания и форм изучения материала.

Всего не рассказать и не объяснить, это довольно сложно (да и, наверно, не имеет особого смысла), но конкретные примеры еще и еще раз предлагают принять авторскую логику: во-первых, она существует; во-вторых, эффективна и обеспечивает высокие результаты обучения.

Что говорят о результатах педагоги? Вот одно из мнений, размещенных в сети Интернет.

Мнения педагогов

«Работаю по «Перспективной начальной школе» шестой год, стаж 24 года. Комплект учит учиться, думать, по итогам независимого тестирования в 4 классе мои ученики показали лучшие результаты и наиболее успешно адаптировались в 5 классе».

 

Ну что же, двигаемся дальше и поговорим о… математике.

 

13. Математическое образование

Младшего школьника

- А сами Вы знаете арифметику? - спросила Алиса, внезапно поворачиваясь к Белой Королеве?

- Прибавлять я еще могу, - ответила Королева, - если мне дадут подумать. Но отнять - ни под каким видом!

Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Изучение курса математики в нашем комплекте соответствует стандартам, подчиняется общей логике построения системы обучения «Перспективная начальная школа», и при этом имеет определенные особенности.

Однако целесообразно сначала сказать о потенциальной трудности этого предмета независимо от концептуальных особенностей современных комплектов для начальной школы.

Цифры и факты

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям (утверждены постановлением Главного государственного санитар­ного врача РФ от 29.12.2010 № 189), ранг трудности предметов в 1-4 классах располагается следующим образом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.203 (0.012 с.)