Родительской поддержки младшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительской поддержки младшего школьника



Алиса спокойно ждала, пока гусеница не соблаговолит снова обронить словечко: «Откусишь от шапочки – подрастешь, от ножки – уменьшишься».

«От шапочки чего? – подумала Алиса. – От ножки чего?»

«Гриба», – подсказала гусеница, словно услышала вопрос, и скрылась в траве.

Льюис Кэрролл. «Приключения Алисы под землей»

 

Уважаемые родители!

Учебники «Перспективной начальной школы» играют особую роль в жизни школьника. Они выступают своеобразным путеводителем в мире знаний, интересным собеседником, подсказчиком, даже другом.

Кстати, на уроках учебники не лежат на краю парты (что нередко можно наблюдать при традиционной системе обучения), а постоянно находятся «в работе», сопровождают деятельность ученика до звонка на перемену.

Вместе с тем, учебники предусматривают и родительскую поддержку. В чем заключается эта поддержка?

Вопросы, задания учебника и ответы на них, словари и справочники (а их около 20), диалоговое построение материала, ссылки на Интернет, многочисленные контрольно-проверочные материалы (часть из них дана в электронном приложении), открытая страница в Интернете для учителей и родителей позволяет Вам:

· оказывать детям помощь при подготовке домашних заданий;

· организовать индивидуальную поддержку при подготовке к проверочной или контрольной работе;

· обеспечить семейное (домашнее) чтение и поиск дополнительной увлекательной информации на научно-популярных сайтах в Интернете;

· поддерживать у ребенка интерес к учению и обеспечивать его успех в подготовке проектов всероссийских научных клубов младших школьников «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир»;

· помогать при подготовке к олимпиадам, конкурсам, при выполнении различных проектов.

Посмотрите – вариантов достаточно много. Используйте эти возможности в общении с ребенком!

 

Нам хочется, чтобы Вы, уважаемые родители, обратили внимание еще на одну важную особенность: концепция комплекта, общая логика построения учебников приводит к существенному изменению роли учителя.

В традиционной системе обучения основным действующим лицом на уроке является педагог. А вот в системе развивающего обучения он принимает на себя роль консультанта, помощника, организатора деятельности.

Кто главный на уроках «Перспективной начальной школы»? Конечно, ученик – этот статус ему гарантирует наш комплект.

 

Кстати, некоторым педагогам нелегко согласиться со сменой ролей, и тогда мы терпеливо и последовательно объясняем учителям эти особенности «Перспективной начальной школы».

И еще. Комплект построен так, чтобы избежать прямых подсказок для ребенка. Например, предлагается несколько вариантов решения одного и того же задания.

Возможно, на первых порах согласиться с этим непросто, но просим Вас – наберитесь терпения, пусть ребенок все делает сам (он же главное действующее лицо). Через непродолжительное время Вы увидите хорошие результаты, ребенок будет Вас радовать.

Цифры и факты

· Дети, обучающиеся по «Перспективной начальной школе», постоянно становятся победителями и призерами федеральных и региональных конкурсов и олимпиад младших школьников («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Интернет-олимпиады по отдельным предметам, «Всероссийская дистанционная олимпиада» и т.д.); успешно выступают в Научном обществе учащихся.

· Уровень адаптации детей, обучающихся по «Перспективной начальной школе», в 5 классе – один из самых высоких в стране.

 

Один из часто повторяющихся вопросов, которые мы получаем от родителей младших школьников, сформулирован следующим образом: «Ребенку бывает что-то не понятно. Как ему помочь, объяснить, если я сам(а) не очень понимаю, о чем в учебниках идет речь?»

Начнем ответ с того, что помощь ребенку требует родительской деликатности и тактичности.

Не нужно во что бы то ни стало стараться помочь ребенку (в том числе при выполнении домашнего задания), особенно если он не просит. Логика родителей в этом случае понятна: пусть ребенок быстрее поймет, разберется, почувствует поддержку. Но не будем торопиться.

Не забывайте, что любое развитие происходит благодаря самостоятельности, активности младшего школьника. А учебники комплекта построены так, что ребенок сам и часто довольно успешно проходит, рассматривает несколько тем подряд, с удовольствием выполняя все задания. Это как раз тот самый случай, когда дети лучше, чем родители понимают, что и как нужно сделать. Дело в том, что мы, родители, когда были детьми, учились по другим учебникам. В них всегда содержались ответы на задачи, предлагались образцы решений. Нередко материал нужно было просто заучить и воспроизвести (мы с Вами уже говорили об этом).

Современные учебники – другие, в них много творческих, развивающих заданий, многие из которых являются непривычными для родителей. Поэтому часто возникает впечатление, что предлагаемые задания, упражнения являются избыточно сложными. Но это не так.

Пожалуйста, не помогайте ребенку, если не можете понять логику изложения материала в учебнике, и ориентируетесь лишь на то, что«когда мы учились в школе, то решали это так…». Не сбивайте ребенка. В конце концов, если он не сделает домашнее задание, ничего страшного не произойдет. Наоборот, ситуация послужит сигналом для учителя.

И все же, что делать, если помощь нужна?

Ответ прост: вместе с ребенком просмотрите материал параграфа с самого начала, в общей логике изложения темы. Это не займет много времени. Разберетесь сами (или с помощью страницы «Помощь родителям» в Интернете), и окажите помощь ребенку.

Аналогична ситуация с поддержкой в том случае, когда ребенок пропустил один или несколько уроков. Вместе разберите тему последовательно, если младший школьник просит поддержки.

Вот что говорит педагог с большим стажем работы (из которых опыт использования «Перспективной начальной школы» - 7 лет):

 

Мнения педагогов

«Особым образом построенные учебники (с интригой, главными героями), кроме развития мотивации, имеют другое достоинство: если, заболев, ребенок пропускает занятия, то это не трагедия для родителей: прочитали, разобрали, выполнили вместе и не отстали от программы».

 

Обращаем Ваше внимание, что неэффективна и другая крайность – никогда не помогать, «пусть помучается, и в следующий раз все будет получаться», «будет самостоятельным, стойким, волевым».

Тем не менее, в «Перспективной начальной школе» действует правило: чем меньше родительского вмешательства при подготовке ребенком домашнего задания, тем лучше. Тем более, что подавляющее большинство детей успешно справляется с домашними заданиями, если попросить внимательно прочитать задание еще раз.

 

Итак, попытайтесь поддержать ребенка, когда это необходимо и возможно. Например, ребенок испытывает трудности при чтении. Второй класс, а ребенок все еще читает по слогам. Он не может решить задачу или выполнить упражнение по русскому языку не потому, что не знает материала. Он все понял на уроке. Но при выполнении домашнего задания вся его энергия уходит на то, чтобы прочитать правильно по слогам. Трудность, которую он испытывает при чтении, мешает ему понять условие задачи или вопросы к заданию по русскому языку. Проблема не в математике или в правилах по русскому языку, а в технике чтения.

Помните, в этом случае Вы должны помочь ему решить задачу (выполнить упражнение по русскому языку), а не обучить чтению. Прочитайте несколько раз вместе с ребенком задачу (систему заданий к упражнению по русскому языку). И он решит задачу, выполнит упражнение. Если Ваша помощь будет регулярной (речь идет о совместном чтении), то и в технике чтения ребенок преуспеет.

 

Комментарии родителей

«У меня дочь учится по этой программе. И вот, в кои-то веки решила ребенку помочь, так ни правил, ни образцов к упражнениям в учебнике не нашла! Как помочь?»

 

«Для детей, по-моему, программа легкая. Всем подружкам дочери родители помогают уроки делать (они учатся по другим программам), только моя сама учится (а может, просто дочь у меня такая толковая…)».

И последнее в этом разделе: одно дело – помогать выполнять домашнее задание, а другое – настаивать на систематическом выполнении домашнего задания в полном объеме. Если Вы считаете (а Вам, безусловно, виднее) что Ваш ребенок нуждается в этой помощи, обратите внимание на то, что и в этом случае помощь должна быть регулярной, но «деликатной». Например, «Ты уверен(а), что выполнил все домашние задания?» «После обеда мы обычно делаем уроки – это правило сегодня тоже работает?» и т.д.

Контроль правильности выполнения задания тоже возможен. Он должен быть обязательным при условии, если ребенок просит проверить или посмотреть его домашнее задание (например, «Папа, проверь это задание»). В этом случае контроль воспринимается как поддержка, здесь нет никакого давления или вмешательства.

При оказании помощи, в ходе контроля постарайтесь «войти в контекст» учебников (в мир, который они создают, в образы, которые возникают у ребенка). Хотя бы потому, что учебники «Перспективной начальной школы» написаны для детей.

Цифры и факты

Психологи утверждают, что родителям вместе с ребенком полезно составить памятку «Садимся за уроки». Для младшего школьника через некоторое время все пункты памятки станут привычными.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-то другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже, но не откладывать на вечер.

Если Ваш ребенок включается в работу сразу, то предлагайте ему делать сначала наиболее трудные уроки и потом переходить к более легким. Если он втягивается медленно, то следует начинать с более легких и постепенно переходить к трудным.

После 25 минут работы следует делать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. Затраты времени на выполнение домашнего задания не должны превышать (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4 классе – 2 ч. В 1 классе обучение проводится без домашних заданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.014 с.)