Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая теория переходных процессов в синхронных машинах?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процессы, возникающие в синхронных машинах при переходных режимах, например при внезапном коротком за мыкании или резком изменении нагрузки, весьма сложны, что вызывает значительные трудности при их точном количественном расчете. Однако поведение синхронной машины при указанных режимах имеет очень большое практическое значение, так как переходные процессы могут вызвать повреждение машины, а следовательно, и значительные убытки, связанные с перерывом энергоснабжения объектов, получающих питание от генератора, или прекращением работы электроприводов с синхронными двигателями.
Поэтому необходимо иметь общее представление о физических процессах, возникающих при переходных режимах, и установить хотя бы приближенно значение аварийных токов, возникающих при коротком замыкании. Внезапное короткое замыкание генератора. Рассмотрим трехфазное короткое замыкание явнополюсного синхронного генератора, работавшего предварительно в режиме холостого хода. Осциллограммы тока якоря i к в одной из фаз генератора, тока возбуждения i в и тока i д в демпферной обмотке показаны на рис. 8.43. Ток якоря i к при переходном процессе имеет периодическую и апериодическую составляющие: (8.49) Можно предположить, что закон изменения тока якоря подобен изменению тока трансформатора при коротком замыкании. Однако более подробный анализ показывает, что
процесс короткого замыкания в синхронном генераторе значительно сложнее, чем в трансформаторе. При коротком замыкании генератора с течением времени постепенно уменьшается амплитуда периодической составляющей тока генератора (рис. 8.44); в итоге она становится равной амплитуде установившегося тока короткого замыкания: (8.50) В первом полупериоде амплитуда периодической составляющей в 5... 8 раз превышает величину 1кт. Это обусловлено тем, что в начальный момент процесса короткого замыкания ЭДС синхронного генератора близка к ЭДС холостого хода Ео и только через 0,6... 1,5 с становится равной . . . . E=E0+Ea=E0-jIкXd· Быстрому уменьшению ЭДС Ε и потока Фрез препятствует появление переходного тока в обмотке возбуждения (рис. 8.43,5) вследствие того, что в ней индуцируется ЭДС eB=-wBdФpез/dt. Переходный ток в обмотке возбуждения имеет максимум в начальный период короткого замыкания и постепенно затухает, уменьшаясь до установившегося значения тока, предшествующего короткому замыканию. В соответствии с этим снижаются поток Фрез и аплитуда периодической составляющей тока. короткого замыкания. Наибольшее значение этой амплитуды (8.51) где X'd — продольное переходное индуктивное сопротивление обмотки якоря; обычно значение его в относительных единицах X'd* = 0,2...0,5. Поскольку амплитуда периодической составляющей тока короткого замыкания постепенно затухает, приближаясь к установившемуся значению I кт, и индуктивное сопротивление синхронной машины значительно больше активного, т. е. угол φ K = arctg (XK/RK) π/2, то периодическая составляющая (8.52) Переходная постоянная времени T d = 0,4... 3,0 с, определяющая затухание тока i к.п, зависит не только от параметров обмотки якоря, но и главным образом от параметров обмотки возбуждения. Если машина имеет демпферную обмотку, то в ней также возникает переходный ток (см. рис. 8.43, в), замедляющий уменьшение результирующего потока. При этом амплитуда тока к. з. больше, чем при отсутствии демпферной обмотки (8.53)
где Χ"d — сверхпереходное индуктивное сопротивление по продольной оси; обычно Χ"d* = 0,12...0,35. Затухание тока якоря определяется сверхпереходной постоянной времени Τ"d = 0,03...0,15 с, которая зависит в основном от параметров демпферной обмотки. С учетом этого периодическая составляющая тока к. з. (8.54) Поскольку ЭДС в фазах обмотки якоря сдвинуты по времени, начальный угол α0 для них различен, а следовательно, различны и токи фаз в переходном периоде. Апериодические составляющие токов в фазах якоря создают неподвижное в пространстве магнитное поле, которое пересекает вращающийся ротор. Вследствие этого в обмотках ротора возникают периодические ЭДС и токи. Так как по продольной и поперечной осям ротор несимметричен (из-за разных величин воздушного зазора в явнополюсных машинах и из-за того, что по продольной оси имеется обмотка возбуждения), то в апериодическом токе якоря появляется переменная составляющая двойной частоты: (8.55) где X"q — поперечное сверхпереходное индуктивное сопротивление обмотки якоря; Τ a = (Χ"d + Χ"q)/(ωΚα) — постоянная времени апериодического тока якоря. При наличии демпферной обмотки X"q обычно мало отличается от Χ"d и тогда (8.56) Полный ток к. з. (8.57) Значение тока к. з. максимально в той фазе, где α0 = 0 (примерно через полпериода после начала короткого замыкания); это значение называют ударным током. Если в формуле (8.57) пренебречь затуханием тока, то (8.58) Поскольку постоянные времени Т"d и T'd малы, некоторое затухание все же происходит. По ГОСТу значение ударного тока (8.59) где коэффициентами 1,8 и 1,05 учитываются соответственно затухание и возможность работы при повышенном напряжении. Значение ударного шока не должно превышать амплитуду номинального тока якоря более чем в 15 раз. Так как значения Χ"d и Х'd сравнительно малы, то для ограничения ударного тока в· цепь якоря иногда ставят специальный реактор. При коротком замыкании синхронного генератора возникает также знакопеременный момент на валу ротора, который образуется в результате взаимодействия неизменного по направлению магнитного поля, создаваемого апериодической составляющей тока якоря с МДС возбуждения. В наиболее неблагоприятных случаях мгновенные значения этого момента достигают 10-кратного значения по сравнению с номинальным значением, что необходимо учитывать при механических расчетах деталей машины и надежности ее крепления к фундаменту. Резкие изменения нагрузки. При резких изменениях нагрузки синхронной машины, работающей параллельно с сетью,
возникают колебания ротора около установившегося значения угла θ, называемые качаниями. Допустим, что машина работает при некоторой нагрузке и развивает электромагнитный момент М1 = Мвн1, соответствующий углу θ1 (рис. 8.45, а, б). Если резко увеличить внешний момент, приложенный к валу ротора, до значения МВН2, при котором возрастает отдаваемая машиной электрическая (в генераторе) или механическая (в двигателе) мощность, то угол θ будет постепенно увеличиваться до значения θ2,соответствующего новому значению электромагнитного момента М2 = Мвн2. Однако из-за инерции ротора угол θ, увеличиваясь, достигает значения θ3>θ2, а затем под действием синхронизирующего момента начинает уменьшаться до значения θ4<θ2. В результате возникают колебания угла θ вокруг установившегося значения θ2, которые сопровождаются колебаниями частоты вращения ротора (качаниями). Опасность таких качаний заключается в том, что из-за инерции ротора угол θ может существенно превысить 90°, и машина выпадает из синхронизма. Частота собственных колебаний синхронных машин невелика (0,5...2,0 Гц), что объясняется большим моментом инерции ротора. Так как изменения угла θсопровождаются изменениями мощности машины и тока якоря, на наличие колебаний в машине указывают колебания стрелок приборов (амперметра и вольтметра), включенных в цепь якоря. Собственные колебания в синхронных машинах наблюдаются не только при резких изменениях нагрузки, но и в стационарных режимах, так как у машин, работающих параллельно с сетью, всегда имеются небольшие возмущения. Особенно часто такие колебания возникают при холостом ходе, когда на валу нет внешнего момента. Уменьшения амплитуды качаний и ускорения их затухания достигают путем применения на роторе короткозамкнутой обмотки, называемой демпферной или успокоительной. Успокоительное действие демпферной обмотки при качаниях объясняется тем, что в ее стержнях при изменении частоты вращения ротора индуцируется ЭДС, по ним проходит ток и возникают потери энергии. Действие этой обмотки подобно действию механического демпфера, потери на трение в котором успокаивают колебания механизма (например, сельсина). Колебания ротора синхронной машины могут быть вынужденными, если на него действует периодически изменяющийся внешний момент. Такие колебания образуются в синхронных генераторах, приводимых во вращение от поршневых машин, например от двигателей внутреннего сгорания, а также в синхронных двигателях, служащих для привода поршневых компрессоров. Поэтому для уменьшения неравномерности вращающего момента двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для вращения синхронных генераторов, и поршневые компрессоры часто имеют маховик. Генераторы и электродвигатели должны в этом случае иметь достаточно мощную демпферную обмотку.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.7 (0.008 с.) |