Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа философских проблем. Функции и предмет философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия буквально означает любовь к мудрости и является систематическим критическим исследованием способа наших суждений, оценок и действий, имеющим целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя. Философия возникла около 2500 лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель – Платон. В начале развития общества философия объединяла всю совокупность знаний, накопленных человечеством на ранних стадиях его развития, и была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Затем в ходе развития общества научные знания приобретают самостоятельное существование и образуются такие науки, как математика, физика, химия, биология и т. п. В философии основными понятиями являются: «истина», «мир», «человек», «справедливость» и т. д. Сама философия также дифференцируется. Формируются ее относительно самостоятельные разделы: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; логика – учение о законах и формах мышления; эстетика – учение о прекрасном; социальная философия – учение об обществе; история философии – изучает развитие философского знания; этика – учение о нравственности, морали. В процессе развития философии менялся круг ее проблем. Для начального периода древней философии был характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается на человека, общественное устройство, философия периода античности становится антропоцентричной. В Средние века в философии на первое место выходит теоцентризм, согласно которому природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время получает развитие рациоцентризм – изучаются возможности человеческого разума познать окружающий мир. В настоящее время главенствующими являются проблемы разработки научных методов познания, форм общественного устройства, человека и его места в мире и т. п. Функции философии: мировоззренческая – призвана дать человеку целостную картину мира; методологическая – способствует разработке всеобщих, общенаучных и частных методов познания; интеграционная – обобщает выводы частных наук и на их основе создает всеобщие методы познания; аксиологическая – выражает определенные ценности той или иной философской системы, на основании которой формируется определенный общественный идеал; критическая – пересматривает ранее выдвинутые теоретические положения и практические рекомендации и приводит их в соответствие с изменяющейся действительностью. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности – природы, общества и человека – отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. ЦЕНТРАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ Центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема является основным вопросом философии, так как через отношение человека, его мышление, сознание, всю его духовную деятельность в окружающем мире осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. Основной вопрос философии имеет две стороны: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир. Решение первой стороны делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; дуалистов, которые признают независимое и равноценное сосуществование материи и сознания, и идеалистов, считающих, что дух (сознание) предшествует материи и творит ее. Следует подчеркнуть, что идеализм имеет две разновидности – объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Представителями объективного идеализма являются Платон, Г.В.Ф. Гегель и др. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества. Представителями субъективного идеализма выступают Беркли, Юм и др. Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII–XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Кроме того, существуют дуалистические философские системы, признающие материальное и духовное как два независимых начала: учения, признающие существование материального мира, но не отрицающие его Божественного творения и теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически-общественные явления. Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос. В истории философской мысли такую позицию отстаивали эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты. Часть философов (агностики) отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, а рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, Божественное откровение и т. п. Такие течения включают различные школы иррациональной философии, а некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям. Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий. Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.216 (0.007 с.) |