Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа философских проблем. Функции и предмет философии

Поиск

Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия буквально означает любовь к мудрости и является систематическим критическим исследованием способа наших суждений, оценок и действий, имеющим целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя. Философия возникла около 2500 лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель – Платон. В начале развития общества философия объединяла всю совокупность знаний, накопленных человечеством на ранних стадиях его развития, и была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Затем в ходе развития общества научные знания приобретают самостоятельное существование и образуются такие науки, как математика, физика, химия, биология и т. п. В философии основными понятиями являются: «истина», «мир», «человек», «справедливость» и т. д.

Сама философия также дифференцируется. Формируются ее относительно самостоятельные разделы: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; логика – учение о законах и формах мышления; эстетика – учение о прекрасном; социальная философия – учение об обществе; история философии – изучает развитие философского знания; этика – учение о нравственности, морали.

В процессе развития философии менялся круг ее проблем. Для начального периода древней философии был характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается на человека, общественное устройство, философия периода античности становится антропоцентричной. В Средние века в философии на первое место выходит теоцентризм, согласно которому природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время получает развитие рациоцентризм – изучаются возможности человеческого разума познать окружающий мир. В настоящее время главенствующими являются проблемы разработки научных методов познания, форм общественного устройства, человека и его места в мире и т. п.

Функции философии: мировоззренческая – призвана дать человеку целостную картину мира; методологическая – способствует разработке всеобщих, общенаучных и частных методов познания; интеграционная – обобщает выводы частных наук и на их основе создает всеобщие методы познания; аксиологическая – выражает определенные ценности той или иной философской системы, на основании которой формируется определенный общественный идеал; критическая – пересматривает ранее выдвинутые теоретические положения и практические рекомендации и приводит их в соответствие с изменяющейся действительностью.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности – природы, общества и человека – отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема является основным вопросом философии, так как через отношение человека, его мышление, сознание, всю его духовную деятельность в окружающем мире осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Основной вопрос философии имеет две стороны: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.

Решение первой стороны делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; дуалистов, которые признают независимое и равноценное сосуществование материи и сознания, и идеалистов, считающих, что дух (сознание) предшествует материи и творит ее.

Следует подчеркнуть, что идеализм имеет две разновидности – объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Представителями объективного идеализма являются Платон, Г.В.Ф. Гегель и др.

Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества. Представителями субъективного идеализма выступают Беркли, Юм и др.

Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII–XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы.

Кроме того, существуют дуалистические философские системы, признающие материальное и духовное как два независимых начала: учения, признающие существование материального мира, но не отрицающие его Божественного творения и теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически-общественные явления.

Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос. В истории философской мысли такую позицию отстаивали эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты.

Часть философов (агностики) отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, а рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, Божественное откровение и т. п.

Такие течения включают различные школы иррациональной философии, а некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой.


ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.216 (0.007 с.)