Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целое и часть. Система, структура, элемент.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание целого на основе изучения частей и их последующего суммирования ведут к неудачам, так как целое не сводится к сумме частей, а выражает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Система – совокупность взаимосвязанных элементов, которая образует определенную целостность, единство. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях. Элемент – понятие, означающее перво-кирпичики системы, из которых она складывается. Причина и следствие. Причина – это действие, обусловливающее определенное изменение. Следствие – результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений (нет явлений без причины). Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности. Необходимость и случайность. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из сущности явления. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений. Возможность и действительность. Возможность – это то, чего еще нет, но оно может быть. Действительность есть ставшая, реализованная возможность. Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Закон – это внутренняя, повторяющаяся, существенная связь между явлениями. Закон единства и борьбы противоположностей указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Он гласит: развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития. Этот закон включает в себя такие исходные понятия и категории, как тождество, различие, противоположность. Тождество – это такой специфический вид отношений вещи к самой себе и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Различие – характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве. Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет отношение противоположности. Отношение между противоположностями есть противоречие. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. Из наличия ведущей противоположности в противоречии вытекает относительность единства и абсолютность борьбы противоположностей, необходимость разрешения противоречия. Все это в совокупности характеризует функцию диалектического противоречия как движущую силу развития. Среди бесконечного многообразия противоречий выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия. Внутренние противоречия – это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную систему. Внешние противоречия – это противоречия данной системы с окружающими ее системами. Основные противоречия – это противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение. Неосновные противоречия – это производные, второстепенные противоречия, выражающие изменения отдельных свойств, сторон данного объекта. Антагонистические противоречия – это противоречия между классами, общественными группами с противоположными непримиримыми интересами, разрешаемые насильственным путем. Неантагонистические противоречия – это противоречия между классами, общественными группами, которые не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Закон перехода количества в качество выражает взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Таким образом, этот закон показывает, как, каким путем возникает новое качество. Он включает в себя такие исходные категории, как «качество», «количество», «мера», «скачок». Качество – представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, характеристику его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, и социальные, которые могут быть материальными или духовными. Количество – выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства. Мера – это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превышать определенных границ. При выходе количественных параметров изменений за пределы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество другим путем? Нет. В этом и состоит суть одного из основных законов диалектики. Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства прерывности и непрерывности, который происходит скачкообразно. Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. В процессе изучения скачкообразного характера развития важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа. Эволюция в широком смысле слова – это процесс развития, включающий в себя не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции. Революция – это качественный скачок, меняющий старое в самой его основе, связанный с изменением сущности явления, процесса. Понятие реформы противоположно понятию революции, хотя эта противоположность не абсолютна, а есть грань, которую надо определить в каждом конкретном случае. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания: 1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития; 2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало; 3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию. Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу. В этом заключается сущность рассматриваемого закона. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты: • две стороны антагонизма – положительную и отрицательную; • нарастание отрицательной противоположности; • преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией; • отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни. Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде. Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА Картина мира – упорядоченная система знаний, ценностных поведенческих ориентиров, мировоззренческих установок. Противоположными по своей идейной направленности являются религиозно-идеалистическая и диалектико-материалистическая картины мира. Религиозно-идеалистическое понимание мира основано на идее сотворенности мира Богом. Природа человека рассматривается как наиболее близкая к природе Бога. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: телесному (физическому) миру природы и бестелесному миру духа. Человек имеет бренное тело и бессмертную душу. История человечества начинается с грехопадения и должна закончиться спасением. Цель земной жизни человека – спасение благими делами его бессмертной души. Однако это спасение возможно только по милости Божьей. Примерно таковой является религиозно-идеалистическая картина мира, и не только в христианстве, но и в ряде других монотеистических религий – иудаизме и исламе. Многие философы-идеалисты либо полностью разделяли то или иное религиозное мировоззрение, либо заимствовали из него отдельные черты, такие как вера в Бога, в бессмертие человеческой души, либо такое противопоставление мира духа материальному миру, когда дух (или сознание одного человека) провозглашается первичным, а материя – вторичной. Диалектико-материалистическая картина мира свое наиболее полное развитие получила в марксизме. В качестве основы бытия здесь признается материя. Бытие, Вселенная понимаются как бесконечно развивающееся многообразие единого физического мира. Этот мир существует независимо от сознания как отдельного человека, так и человечества в целом. Диалектико-материалистическая картина мира основана на трех великих научных открытиях: 1) законе сохранения энергии, который утверждает сохранение энергии и ее переход из одного качества в другое; 2) установлении клеточного строения тел, которое показало материальную структуру всего живого; 3) теории эволюции Ч. Дарвина, которая обосновывает мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.80.49 (0.008 с.) |