Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование психологической культуры общения учителя.

Поиск

Культура общения учителя является частью его профессионально-педагогической деятельности. Это сложное интегральное качество личности педагога, включающее культуру речи, культуру поведения и культуру организации различной деятельности и взаимодействия учащихся, а также познание личности, сопереживание ей и самоутверждение ее в ходе культурного диалога. Общение в педагогической деятельности выступает как средство управления учебно-воспитательным процессом, как инструмент воздействия на развитие и становление личности школьника.
Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция Я субъектов. Следует отметить, что в организации учебно-познавательной деятельности роль общения и сотрудничества трудно переоценить. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека, лишенного познать иные, чем в его личностной структуре, отношения, мысли, переживания, идеалы. В условиях личностно ориентированного образования возникает потребность в управлении общением в ходе учебной деятельности.
Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

· социально – психологический;

· нравственно – этический;

· эстетический;

· технологический.

К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения…

В структуру нравственно – этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно- воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми1.

Какой же учитель эмоционально привлекает учащихся?

Им интересен учитель, обладающий профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-этической культурой, педагогическим мастерством, включая искусство общения.

К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

1. Потребность в общении с детьми;

2. Его положительная эмоциональная тональность;

3. Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

4. Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

5. Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

6. Конструктивное решение межличностных противоречий;

7. Гуманизм и демократизм общения;

8. Эстетика общения[2].

Коммуникативная толерантность.

Способы понимания толерантности:

· толерантность как безразличие

· толерантность как невозможностьвзаимопонимания

· толерантность как снисхождение

· терпимость как расширение собственного опытаи критический диалог


Основные принципы толерантности.

· отказ от насилия

· умение принудить себя, не принуждая других.

· толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям.

· Принятие другого, который может отличаться по разным признакам


Толерантный учитель, педагог:

· осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

· осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

· поощряет творческие подходы к решению проблем;

· содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

· учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;

· ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.


Личностные установки и принципы толерантного учителя включают:

· Открытость

· Доверие

· Поощрение

· Принятие

· Эмпатическое понимание

· Обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализацииучащихся.

· Признание

· Гибкость

· Доброжелательность

· Умение брать ответственность на себя

· Коммуникабельность

· Направленность на личность другого человека

· Принятие себя

· Уважение чужого мнения

· Эмпатийность


Личностные параметры:

· Тактичность, эмпатия, терпеливость, терпимостьв отношениях с детьми и взрослыми, готовностипринимать и поддерживать их, а если нужно, то изащищать;

· Понимание своеобразия и относительнойавтономности саморазвития личности;

· Умение обеспечивать внутригрупповое имежгрупповое общение, предотвращатьконфликты в детском и взрослом сообществах.


Педагогика толерантности предусматривает:

· создание социально-педагогических условий толерантноговзаимодействия, толерантного образовательно-воспитательногопространства;

· создание условий культуры общения;

· развитие синергетического мышления, позволяющего принимать широкийспектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявленийчеловека;

· личностно-ориентированный подход в образовательном процессе,основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе«учитель — ученик — родители».



 

Сущность и структура учебной деятельности.

Учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.01 с.)