Конфликт в педагогическом процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт в педагогическом процессе.



 

Педагогическую деятельность можно отнести к тем видам деятельности, для которых содержание и характер отношений между ее участниками является залогом ее успеха.

Воспитательное влияние учителя во многом определяется теми отношениями, которые сложились между учителем и учениками. А ведь благоприятные отношения между учителем и учениками в педагогическом процессе необходимы для формирования качеств личности ребенка и профессионального становления учителя. Отношения между участниками педагогического процесса следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогической деятельности.

Содержание отношений:

- отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально деловом общении.

- отношения нейтралитета (невмешательства)- свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность.

- отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями.

- отношения конфронтации – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное

- отношения сотрудничества – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

Под воспитательным воздействием понимается влияние учителя на личность ученика с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношений к самому себе и окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности.

Как писал психолог А.А.Бодалев, - ''ситуация, когда один человек воздействует на другого,- это ситуация взаимодействия, а поэтому эффект воздействия как правило, связан с характером соотношений особенностей, имеющихся и у одной, и у второй личности (учителя и ученика).

Взаимодействие с учениками учитель осуществляет через разрешение педагогических ситуаций. Ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:

· 1 фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

· 2 фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход конфликта;

· 3 фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Виды конфликтов:

-конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

-конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.

-конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Некоторые особенности педагогических конфликтов:

- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа- модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.

- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик); чем и определяется их разное поведение в конфликте.

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

-различное понимание событий и их причин участниками (''конфликт глазами учителя'' и ''глазами ученика'' видится по разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику- справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

-присутствие других учеников при конфликте делает их свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится думать учителю.

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

Причины конфликтов:

- малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать ''помехи'', недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

- свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

- учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе).

- оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенности личности, условиях жизни в семье.

- учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

- немаловажное значение имеет характер отношений, который сложился между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних является причиной постоянных конфликтов с ними;

- личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)

Дополнительными факторами являются:

· отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе;

· жизненное неблагополучие учителя;

· общий климат и организация работы в пед.коллективе.

 

Часто ситуации принимают конфликтный характер по причине неуравновешенности нервной системы детей: такие дети легко возбудимы, часто плачут, склонны к немотивированным поступкам, быстрой смене настроения.

Нужно помнить

Что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Основным звеном при разрешении педагогической ситуации мы считаем проведение ее психологического анализа.

В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт т.е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции. Однако не следует считать, что психический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.

Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически-обоснованного решения возникшей ситуаций.

Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявления в деятельности, поступках и отношениях.

Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается тот ученик, кто менее симпатичен учителю (для женщин учителей этот критерий более значим), а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех поступков, в которых он был замечен раньше, у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значение плохим, а ''трудный'' ученик всегда остается виновным.

Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках ''плохого'' ученика и ''пакость'' в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти ''точки роста'' личности даже очень ''трудного'' ученика. Чем глубже проведен анализ ситуации, тем больше возможностей у учителя ее разрешить и использовать для воспитательного воздействия. Грамотно проведенный анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный, ''бескровный'' для обоих сторон вариант выхода из ситуации.

Погасить конфликт– это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обоих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

Цель и содержание обучения разрешению ситуаций состоит в оказании помощи учителям при анализе конкретных педагогических ситуаций. Эта помощь включает своевременное использование психологических знаний, осознание собственного опыта в разрешении ситуаций и конфликтов и многое другое, о чем шла речь выше.

Результат такого обучения проявляется в повышении профессионализма, активизации собственной мыслительной деятельности учителя, увеличении возможностей выбора в процессе индивидуального роста и творчества.

Содержанием обучения выступают актуальные для данной аудитории учителей педагогические ситуации и их психологический анализ самими учителями под руководством психолога.

Для успешного обучения учителей разрешению педагогических ситуаций и конфликтов имеют значение следующие моменты:

Учителю следует понять и принять неизбежность встречи со сложными ситуациями и конфликтами в педагогической работе, осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения. К сожалению, многие учителя такие ситуации считают лишь неожиданной и досадной помехой, сразу начинают обвинять учеников, родителей, других учителей. Такой учитель не дает себе труда разобраться в ситуациях, а поскольку они неизбежны, то это может привести его к разочарованию в педагогической работе. Обучение анализу ситуации нельзя свести к усвоению алгоритмов действий учителя по четко разработанной схеме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)