ТОП 10:

Порядок сертификации СМК в ООО МТК «КРАСО»



 

Начало работ по внедрению стандартов ИСО и по каждому его этапу оформляется соответствующими организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями). Завершение работ фиксируется актом о внедрении. И организационно-распорядительные документы, и акты являются важным средством прослеживаемости фактических работ по внедрению стандартов ИСО в компании.

Выбор органа по сертификации определяется задачами, которые ставит перед сертификацией компания, а также такими факторами, как авторитет органа по сертификации и стоимость его услуг. Основными задачами компании при сертификации являются подтверждение соответствия своих систем качества международному стандарту ИСО 9001 и повышение за счет этого конкурентоспособности продукции при ее поставках в определенные сегменты рынка, а также получение лицензий. Исходя из этого, выбирается тот орган сертификации, чей сертификат может пользоваться признанием у потенциальных потребителей продукции. В настоящее время наиболее популярным в мире органом по сертификации является ассоциация по сертификации Русский Регистр.

Разъяснительная работа по сертификации систем качества проводится службой качества и руководителями подразделений на деловых совещаниях, собраниях коллективов. Смысл сертификации доводится до каждого работника предприятия. Особое внимание при этом уделяется разъяснению цели и задач сертификации, экономических выгод, которые должна получить компания при положительном результате сертификации, речь идет и об ответственности персонала перед внешними аудиторами систем качества. Необходимо довести до сведения каждого работника предприятия, что при сертификации определяется содержательная, а не формальная сторона систем качества. Важно отметить, что общепринятая методология сертификации и компетентность внешних аудиторов и экспертов по сертификации выступают гарантом того, что любые попытки изобразить систему качества предприятия чем-то вроде «потемкинской деревни» не могут иметь успеха при сертификации. Существенно и то, что при сертификации систем качества не принципиально, изготавливается ли продукция обязательно по прогрессивной технологии и на передовом или новом оборудовании. Главным критерием успешной сертификации служит реальная способность компании обеспечивать стабильное оказание услуг требуемого или ожидаемого потребителем качества.

Перед началом проведения сертификации в организации назначаются его представители для работы с внешними аудиторами. Представители проходят соответствующий инструктаж, касающийся технологии и психологии общения с внешними аудиторами. Представитель (как и внешний аудитор) является главным действующим лицом проводимого в организации аудита систем качества. От его поведения во многом зависит успех или провал аудита, а, следовательно, и всей сертификации. Представитель должен быть хорошо знаком с функционированием процессов и процедурами систем качества в закрепленных за ним подразделениях, а также понимать их взаимосвязь с соответствующими требованиями стандарта ИСО. Оценив свою готовность к сертификации систем качества, компания направляет в выбранный орган по сертификации соответствующую заявку. С этой операции и начинается процесс сертификации систем качества. Получив от компании заявку на сертификацию систем качества, орган по сертификации официально сообщает ему свое решение и условия, включающие сведения о порядке, продолжительности и стоимости работ по сертификации. По желанию компании орган по сертификации проводит консультацию, в ходе которой разъясняет характер мероприятий по сертификации и другие специальные вопросы. Чтобы оценить возможности сертификации системы качества в компании, представитель органа по сертификации знакомится с его деятельностью. Иногда визуальное знакомство заменяется заполнением специально составленной анкеты. И то и другое позволяет получить представление о структуре компании, организации управления, объемах производства и видах оказываемых услуг, и ее основных потребителях, хронологии работ по обеспечению качества и внедрению стандартов семейства ИСО 9000. При положительной оценке эксперты органа по сертификации знакомятся с документами системы качества. Как правило, в состав документов, предназначенных для экспертизы, включаются Руководство по качеству и, в случае необходимости, другие документы, например, относящиеся к внедрению систем качества; сведения о внутренних аудитах систем качества; краткая характеристика испытательной и контрольно-измерительной базы, сведения о предприятиях, привлекаемых к оказанию услуг и др.

Анализ документов позволяет экспертам продиагностировать, то есть предварительно оценить системы качества и разработать программу ее детального аудита, а также календарный график его проведения. В ходе дальнейшего взаимодействия с органом по сертификации компания обеспечивает:

- доступ к системам качества (документации, рабочим кабинетам и др.) и оказание содействия в ее аудите;

- четкое определение ответственности перед органом по сертификации, в частности, путем назначения представителей организации;

- координатора аудита.

Со своей стороны орган по сертификации осуществляет управление процессом аудита. Лицом, ответственным за управление аудитом, является назначенный этим органом главный аудитор. При подборе членов аудиторской группы для выполнения отдельных заданий учитываются следующие факторы:

- тип нормативного документа, на соответствие которому предстоит провести аудит (например, ИСО 9001 и т.д.);

- виды продукции и связанные с ними особенности (например, электронная техника, продовольствие, ядерные устройства, контрольно-измерительная аппаратура);

- необходимость в профессиональной квалификации или технической экспертизе по отдельным дисциплинам (например, по судостроению, производству лекарственных препаратов, металлургии, деревообработке);

- численность и состав группы аудиторов;

- должная степень владения членами группы согласованным языком аудита;

- наличие или отсутствие реального или предполагаемого конфликта интересов.

Назначенные, органом по сертификации, аудиторы могут быть отклонены компанией, если оно в доказательство своей правоты приведет убедительные аргументы. В этом случае орган по сертификации обязан предложить другие кандидатуры.

Сертификационный аудит включает проведение вводного совещания, аудит процессов обеспечения качества по элементам систем качества, заключительное совещание. На вводном совещании, после официального представления аудиторов и руководящего персонала предприятия, аудиторы знакомят участников совещания с целями, областями и объемами предстоящего аудита; кратко излагают программу, методы и процедуры, которые будут использованы в ходе аудита. После согласования календарного графика аудита аудиторы приступают к системному аудиту. При этом ими проверяется соответствие деятельности предприятия всем требованиям выбранного для применения стандарта ИСО. Проверка проводится путем ознакомления с документацией, состоянием производства, испытательной базы и путем бесед с непосредственными руководителями и исполнителями работ по обеспечению качества. Проверке подвергаются практически все подразделения предприятия, причем проверка ведется в реальных, типичных условиях, то есть при работающем производстве. По результатам каждого дня аудиторская группа проводит свои рабочие совещания. На заключительном совещании, в котором участвуют представители предприятия, аудиторская группа излагает результаты своей работы, дает предварительное заключение, знакомит с условиями выдачи и сроками действия сертификата, порядком надзора за сертифицированными системами качества, отвечает на вопросы.

По итогам аудита составляются отчет и окончательное заключение, которые направляются в орган по сертификации. По этим материалам принимается один из следующих вариантов решений:

1) Системы качества полностью соответствует требованиям стандарта.

2) Системы качества в целом соответствует требованиям стандарта, но содержит незначительные несоответствия.

3) Системы качества не соответствует требованиям стандарта.

Если в ходе аудита выявляются значительные несоответствия, то они устраняются до выдачи сертификата, для чего в некоторых случаях (при длительных сроках реализации корректирующих действий) проводится дополнительный аудит.

При решении по варианту I предприятию выдается сертификат. Срок его действия, как правило, три года, по истечении которых проводится новый аудит. Орган по сертификации в течение срока действия сертификата осуществляет инспекционный контроль (не реже одного раза в год) сертифицированных систем качества, в процессе которого анализируются все изменения, появившиеся в документации, оборудовании и персонале. В случае возникновения несоответствий контролируется ход выполнения корректирующих мероприятий. Орган по сертификации может временно или полностью прекратить срок действия сертификата, если при инспекционном контроле выявлены несоответствия требованиям стандарта на системы качества или если имеются обоснованные претензии потребителей к качеству продукции. В этом случае орган по сертификации уведомляет предприятие о временном или полном прекращении срока действия сертификата с указанием причин и публикует в соответствующем бюллетене информацию о факте прекращения действия сертификата.

В случае принятия решения по варианту II предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока (не более шести месяцев) устранить обнаруженные несоответствия, после этого проводится дополнительный аудит (для чего заключается новый контракт), как правило, по сокращенной программе. При положительном результате предприятию выдают сертификат соответствия.

В случае принятия решения по варианту III предприятие после доработки обращается в орган по сертификации с повторной заявкой. При этом все работы по сертификации проводятся по полной программе.

Продолжительность сертификации зависит от вида продукции и сложности производства. Процесс сертификации (без времени, затраченного на инспекционный контроль) может занимать от одной до нескольких недель.

Значимость результатов сертификации систем качества определяется национальным или международным признанием органа, выдавшего сертификат. Следует, однако, иметь в виду, что главным показателем достижений предприятия в обеспечении качества продукции является не получение каких-либо свидетельств (сертификатов), пусть даже и от самых авторитетных организаций, а постоянная, никогда не прекращающаяся работа в этом направлении. Сертификация систем качества не решает всех проблем, а закладывает прочную основу для хорошей практики и дальнейшего совершенствования работ по обеспечению качества продукции.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.59.154 (0.007 с.)