Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая значимость: работа заключается в получении новых фактов, которые можно будет использовать в целях разработки методов коррекции тревожности и агрессии в общении↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение.
Актуальность исследования заключается в уменьшении уровня тревожности и агрессии в общении учеников школы старшего звена. Проблема агрессивности и тревожности одни из самых значительных проблем современной психологии. Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность. С этой точки зрения, проблема понимания агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в общественных местах и даже дома, в кругу семьи. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Таком образом, происходят изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Изучением проблемы тревожности занимались многие отечественные ученые (Н. Е Аракелов, В.М. Астапов, А.М.Прихожан, Н.Г. Путимцева и д.р.). Проблема подростковой тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства.[15] Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.[22] Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности человека к тем или иным социальным ситуациям. Кроме того, данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера и В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений юношей и девушей со сверстниками и взрослыми в семье и школе. Исходя из выше сказанного, данное исследование является актуальным.
Цель исследования: Выявить взаимосвязь уровеня тревожности и агрессии в общении учеников старшего звена. Задачи: Провести теоритический анализ научной литературы по теме «Взаимосвязь уровня тревожности и агрессии в общении юношей и девушек» 1.Анализ теоретических подходов к рассмотрению проблемы влияния тревожности на агрессии в общении учеников школы старшего звена. 2.Провести эмперическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессии в общении учеников школы старшего звена. Объект исследования: ученики школы старшего звена. Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и агрессии в общении учеников школы старшего звена. Гипотеза: Существует взаимосвязь уровня тревожности и агрессивности в общении учеников школы старшего звена: тревожность создает конфликт в общение, а так же усиливает уровень агрессии. Методология: за основу данной работы, рассмотрения уровня тревожности и агрессии были взяты: теоретический анализ, наблюдение, беседа и методики: 1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса 2. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
3. Методика "Агрессивность" (Модификация теста Розенцвейга). 4. Методы математической статистики. База исследования: МОУ СОШ №33 Выборка: ученики 11-го класса (10 человек 17-19 лет), юношей-10 Практическая значимость: работа заключается в получении новых фактов, которые можно будет использовать в целях разработки методов коррекции тревожности и агрессии в общении Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессии. Выводы по I главе В этой главе мы рассмотрели теоретические направления в исследованиях тревожности, агрессии и психологические особенности юношей и девушек. Можно сделать вывод, что они взаимосвязаны, так как они взависимости от «силы» проявления одного, зависит и «сила» другого фактора. Если тревожность повышенная, то и уровень агрессии повышается. Мы дали понятия тревожности и агрессии, и изучили психологов которые работали над этими проблемами.
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессии в общении юношей. Данная глава посвящена исследовательской работе по определению взаимосвязи уровня тревожности и академической успеваемости школьников среднего звена. Организация и методы исследования. Цель исследования: Выявить взаимосвязь уровеня тревожности и агрессии в общении учеников старшего звена. Задачи: Провести теоритический анализ научной литературы по теме «Взаимосвязь уровня тревожности и агрессии в общении юношей и девушек» 1.Анализ теоретических подходов к рассмотрению проблемы влияния тревожности на агрессии в общении учеников школы старшего звена. 2.Провести эмперическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессии в общении учеников школы старшего звена. Объект исследования: ученики школы старшего звена. Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и агрессии в общении учеников школы старшего звена. Гипотеза: Существует взаимосвязь уровня тревожности и агрессивности в общении учеников школы старшего звена: тревожность создает конфликт в общение, а так же усиливает уровень агрессии. Методология: за основу данной работы, рассмотрения уровня тревожности и агрессии были взяты: теоретический анализ, наблюдение, беседа и методики: 1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса 2. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
3. Методика "Агрессивность" (Модификация теста Розенцвейга). 4. Методы математической статистики. База исследования: МОУ СОШ №33 Выборка: ученики 11-го класса (10 человек 17-19 лет), юношей-10 Практическая значимость: работа заключается в получении новых фактов, которые можно будет использовать в целях разработки методов коррекции тревожности и агрессии в общении
Описание теста Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Инструкция к тесту Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”. Тестовый материал Текст опросника. 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? Ключ к тесту КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
Результаты 1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента. 2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм. 3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%. 4) Представление этих данных в виде диаграммы. 5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов). 6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах. 7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора). 1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Обработка результатов Проведя методику, мы получили вот такие сырые баллы:
Теперь воспользуюсь ключом переведем их в шкальные оценки:
Мы видим,что по первому субтесту у 40% исследуемых показатель превысил 75%, а у остальных >50%, что говорит на об очень высоком показатели уровня тревожности связанной с жизнью в школе.
Во втором субтесте можно увидеть что только у одного человека(10% от общего числа) уровень эмоционального состояния, на фоне которого развиваются их социальные контакты не превысил 50%, ещё у одного уровень превысил 50%, но не достиг 75%.
В третьем субтесте у 10% исследуемых порог 50% не превышен, у 50% испытуемых достиг 50%, а у ещё 40 превысил 75%. Это говорит нам отом что у юношей неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижения высоких результатов.
В четвертом субтесте у 20% исследуемых результаты не превысили порог 50%. У остальных он перешёл за 75%. Это говорит нам, что у них есть негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
В пятом субтесте у половины испытуемыхпорог не перешёл за 50%, у 20 перешёл 50%, ещё у 30% все 75%. Вполне хороший результат, говорит нам о том что половина исследумых не боится публично показывать свои знания.
В шестом субтесте все перешли порог 75%. Плохой показатель, говорящий, что ориентированны на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
В седьмом субтесте такая же ситуация, все исследуемые перешли порог 75%. Это значит, что они мало приспособлены к стрессовым ситуациям и могут действовать неадекватно.
В восьмом субтесте 40% исследуемых не переступили через 50%, 20% переступили 50%, и ещё 30% перешли 75%. Показывает нам то, что у юношей плохое отношение со взрослыми в школе, что сказываетсяна их успеваемости. Посчитаем σ каждого субтеста: σ 1= =4,53 σ 2= =2.99 σ 3= =1.87 σ 4= =1.49 σ 5= =1.37 σ 6= =1.39 σ 7= =0.78 σ 8= =1.37
На этой диаграмме показано процентное соотношения порогов и процентов испытуемых перешедших эти пороги.
18,1±4,53 8,1±2,99 8,8±1,87 4,7±1,49 4,1±1,37 3,2±1,39 4,2±0,78 4,9±1,37
Назначение теста Определенный уровень тревожности– естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Шкалы: реактивная тревожность, личностная тревожность.
Тестовый материал Суждения
Суждения
Обработка результатов Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых. При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.014 с.) |