Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10: социальная и культурно – историческая

Поиск

ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОТЕХНИКА.

Вопросы лекции:

Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

Э. Дюркгейм: коллективные представления.

В. Дильтей: концепция ценностей.

Психотехника.

Социальный эволюционизм Г.Спенсера. Английский философ и социолог Герберт Спенсер являлся одним из основателей философии позитивизма. Основой позитивистской науки он хотел сделать эволюционизм.

Рассматривая роль психики в эволюции человека, Спенсер утверждал, что психика является механизмом адаптации человека к среде.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь. Он считал, что человек приспосабливается не только к природному, но и к социальному окружению. Поэтому вместе с развитием человеческого общества развивается психика человека.

Одним из первых Спенсер попытался сравнить психологию дикаря и современного человека. В своих сочинениях он делает подробный обзор религиозных представлений, обрядов, нравов и обычаев народов, стоящих на более низких ступнях развития. По результатам этих исследований Спенсер делает вывод о том, что у современного человека более развито мышление, в то время как у дикаря сильнее развито восприятие. В то время эти выводы были достаточно нетрадиционны.

Хотя эволюционно-биологический подход вскоре обнаружил свою несостоятельность, он оказал большое влияние на этнопсихологию, социологию и социальную психологию.

Э. Дюркгейм: коллективные представления. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) задался целью изучить, как социальные факторы представлены в сознании человека.

Основная его посылка состояла в том, что идеологические факты – это своего рода “вещи”, которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде “коллективных представлений”, которые принудительно навязываются индивидуальному уму обществом.

Дюркгейм попытался “очистить” социологию (и психологию) от психологизма – тенденции сведения всех социальных фактов к феноменам психики. Он разработал свою программу социологических исследований, ориентированную на изучение идеологических явлений и продуктов в различных общественно-исторических условиях.

Таким образом, Дюркгейм противопоставляет индивидуальную психику социальной жизни, отрывает их друг от друга. Это явилось слабой стороной концепции Дюркгейма. С другой стороны, его концепция способствовала внедрению идеи первичности социального по отношению к индивидуальному. Эта позиция Дюркгейма, основанная на анализе конкретно-исторических явлений, ярко противостояла другим социально-психологическим концепциям конца XIX – начала XX вв. – концепции ценностей В. Дильтея и теории инстинктов У. МакДугалла.

В. Дильтей: концепция ценностей. Немецкий философ Вильгельм Дильтей выступил с проектом создания новой психологии, ориентированной на науки о природе. Она должна была стать “описательной” и “расчленяющей” наукой.

Дильтей противопоставил свою “описательную психологию” нарождающейся экспериментальной “объяснительной психологии”. Он требовал отказаться от построения гипотез о механизмах “внутренней жизни”, т.к. они, по мнению Дильтея, являются источником неверных толкований и споров между психологами. Вместо объяснения Дильтей предлагает описание; расчленение предлагается вместо конструирования схем.

Специфика душевных проявлений, согласно Дильтею, заключается в наличии нераздельно внутренне связанных структур и целесообразности развития. Эти черты связываются Дильтеем с исторической жизнью человека и общества, которую отличает воплощение переживаний в произведениях культуры.

В центр истории Дильтей ставит переживание. Оно выступает не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, соединяющей сознание и духовные продукты. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей. Поэтому переживание, по мнению Дильтея, невозможно объяснить, его возможно лишь “понять, постигнуть”. Поэтому психология Дильтея – это понимающая психология.

Понимающая психология соединяла структуру отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, формами культуры. Опираясь на эту идею, ученик Дильтея Э.Шпрангер попытался объяснить поведение человека в соответствии с основными областями культуры: человека теоретический, экономический, эстетический, социальный, религиозный и т.д.

Психотехника. Психотехника – это использование психологии в экономике и промышленности. В 80-е гг. XIX в. американский инженер Ф. Тейлор разработал систему интенсификации труда для различной организации производства. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале работников и возможностях его эффективного использования.

Далее диапазон применения психотехники только расширялся. Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени; исследуется процесс утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности.

Приобретает популярность профориентация. Здесь пионеров выступил Парсон, организовавший в Бостоне первое профбюро. В задачи бюро входили ознакомление человека со своими индивидуально-психическими свойствами, ознакомление с требованиями, предъявляемыми со стороны различных видов деятельности и выдача грамотных рекомендаций.

Широкий план применения психотехники был разработан Г. Мюнстербергом. Он рассматривал вопросы научного руководства предприятием, профотбора и профориентации, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих. Мюнстерберг установил связи с американскими промышленными корпорациями и проводил серии лабораторных исследований кандидатов на ту или иную должность. С другой стороны, в своей лаборатории Мюнстерберг попытался определить требования, предъявляемые к психологическим качествам работника со стороны деятельности. Например, для изучения деятельности вагоновожатого он создал модель (карту), изображавшую в виде символов поле восприятия и действия вагоновожатого.

Во всех этих работа можно заметить одну общую характерную черту: в качестве исходной бралась задача, выдвинутая практикой; затем моделировалась жизненная ситуация, которую следовало оптимизировать. Здесь видно, что, находясь в зависимости от теоретических и экспериментальных ресурсов общей психологии, психотехника изменяет характер теории и эксперимента “материнской” науки, т.е. происходит переход от искусственных условий обычной лаборатории к моделированию естественных условий деятельности. Таким образом, психотехника способствовала изменению старых объяснительных схем и методов науки.

Лекция 11: “НОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ”.

Вопросы лекции:

Структурализм.

Вюрцбургская школа.

Структурализм. Структурализм явился прямым наследником направления, разработанного В.Вундтом. Его представители считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структур сознания, а также способов/принципов его конструирования. Это является отражением идей Вундта относительно способов исследования сознания. Наиболее ярким представителем структурализма был английский (впоследствии – американский) психолог Эдуард Брадфорд Титченер.

Согласно Титченеру, предмет психологии – сознательный опыт субъекта, т.е. не то, что существует в действительности, а то, что воспринимает и осознает субъект. Поэтому он утверждал, что психологи должны тщательно планировать свои эксперименты и не допускать “ошибки стимула” – смещения внимания исследователя с процессов осознания объекта на процессы его описания.

Титченер определял сознание как сумму переживаний, существующих в данный момент времени, а разум – как сумму переживаний, накопленных в течение жизни. Поэтому в его теории сознание и разум во многом схожи.

Структурализм представляет собой “чистую науку”, не имеющую прикладного значения. Ее единственной верной целью являлось открытие структуры психики. Титченер считал, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований и возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений науки, не включавших в себя самоанализ и не углублявшихся в процессы сознания.

В методическом плане Титченер опирался на интроспекцию специально обученных наблюдателей, которые должны были описывать состояния своего сознания, а не воспринимаемые стимулы. Титченер выступал против такой организации интроспекции, какую реализовывал в своих исследованиях его учитель Вундт. Титченер считал, что фокусирование внимания на объективных количественных показателях не позволяет выявить элементарную структуру сознания. Титченер стремился исследовать отдельные составляющие осознанного опыта, элементарные ощущения и образы. Испытуемые в лаборатории Титченера занимались наблюдением своих переживаний в различных условиях, иногда достаточно необычных.

Согласно Титченеру, основными задачами психологии являются следующие:

1. разбиение сознательных элементов на простейшие составляющие;

2. определение законов, по которым происходит соединение этих простейших составляющих в сознании;

3. определение закономерности, выражающей связь между элементами сознания и физиологическими составляющими.

Титченер предполагал, что основными элементами сознания являются ощущения, образы и эмоциональные состояния. Являясь базовыми элементами, они могут объединяться в отдельные группы. Психические элементы имеют характеристики, позволяющие отличать их друг от друга: длительность, отчетливость, качество и интенсивность.

Все сознательные процессы могут быть сведены к одному из базовых элементов сознания. Поэтому мышление не рассматривалось Титченером как самостоятельный процесс в сознании. Представления об объектах строятся из совокупности чувственных элементов; впоследствии значительная часть этих элементов может покинуть сознание, в котором остается лишь сенсорная “сердцевина” (= понятие). Если в процессе мышления человек не сознает чувственно-образного состава понятия, то это происходит из-за его нетренированности.

К концу жизни Титченер кардинально меняет свою систему взглядов. Он исключает из лекций тему “Психические элементы”, подвергает сомнению правомерность термина “структурализм”, называет свою систему взглядов “экзистенциальной психологией”, отказывается от интроспекции в пользу феноменологического подхода, изучающего переживания как таковые без анализа их составляющих.

Вюрцбургская школа. Другим направлением, оказавшим на психологическую науку не меньшее влияние, чем эксперименты Титченера, была Вюрцбургская школа. Эта группа молодых экспериментаторов, возглавляемых профессором Освальдом Кюльпе из Вюрцбургского университета (Бавария).

Кюльпе был учеником В.Вундта; он выступил против ограничений, накладываемых на экспериментальную психологию учителем. Все работы Кюльпе были посвящены изучению вопросов, которые не рассматривала классическая психология В.Вундта.

Через несколько лет после образования Вюрцбургской лаборатории, Кюльпе утвердился в мысли, что мыслительные процессы могут быть исследованы при помощи эксперимента. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполненные в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Теперь, после экспериментов Кюльпе становилось очевидным, что мышление имеет свои свойства и закономерности. Вюрцбургская школа вводила в психологию мышления новые переменные: установку (мотивационную переменную), задачу (цель), процесс мышления как смена поисковых операций, иногда приобретающий аффективную напряженность, несенсорные компоненты в структуре сознания (умственные, а не чувственные образы). Сравним с классической ассоцианистской схемой: согласно ассоцианистам, мышление включало в себя внешний раздражитель как детерминанту мыслительного процесса и сам процесс “плетения” ассоциаций из чувственных образов.

Вюрцбургцы утверждали, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основании этих утверждений сложилась теория безобразной (или ненаглядной) мысли: ощущения и образы выполняют в мышлении вспомогательную, побочную роль. Эта теория была направлена против учения о сознании Э. Титченера и разрушала картину сознания, созданную структуралистами.

Вюрцбургцы изменили метод исследования сознания. Кюльпе разрабатывает метод систематической экспериментальной интроспекции. Метод предполагал ретроспективные наблюдения испытуемого за своими мыслительными процессами. Наблюдению подлежали не объективные внешние явления, а психические процессы, происходившие во время решения поставленной задачи. Таким образом, Кюльпе хотел расширить вундтовскую концепцию предмета психологии, включив в него сложные психические функции и усовершенствовать метод интроспекции.

Другой участник Вюрцбургской школы – Нарцисс Ах изучал “преднастроенность” испытуемого на выполнение задачи (установку сознания). Карл Бюлер работал в Вюрцбурской лаборатории в течение нескольких лет, он занимался уточнением метода систематической экспериментальной интроспекции. Отто Зельц изучал зависимость процесса мышления от структуры задачи. Он ввел в психологию понятие “антиципаторной схемы”. Карл Марбе показал в своих экспериментах, что ощущения субъекта могут не влиять на принятие решений.

Таким образом, исследователи Вюрцбургской школы существенно расширяют предмет экспериментальной психологии, разрабатывают первую научную концепцию психологии мышления. Их традиции способствовали дальнейшему развитию экспериментальной психологии и были продолжены другими исследователями.

 

Лекция 12: ФУНКЦИОНАЛИЗМ.

Вопросы лекции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.008 с.)