Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 24. Неофрейдизм Э. Фромма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы лекции: Представления о природе человека. Развитие личности. Деформации личностного развития. Толкование сновидений. Эрих Фромм (1900 - 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры. В отличие от Фрейда, Адлера и Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. И хотя позднее он продолжил свое образование в Берлинском психоаналитическом институте и даже вел частную практику, в выборе тем и методов своих исследований Фромм все же остался скорее философом и социологом, нежели психологом. Все его творчество пронизано интересом к проблеме становления личности в обществе, сложной динамике “природных”, биологических и социальных влияний в человеке. В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том, что Фромм явился одним из первых последовательных реформаторов психоанализа. Фромм предложил новый подход в изучении человеческой личности: она (личность) может быть постигнута через изучение своих отношений – к миру, природе, другим людям и самому себе. Следовательно, основная задача психологии заключается в изучении отношений человека. Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.д. во-вторых, Фромм предложил считать психоанализ не только (и не столько) методом управляемой интроспекции, но и своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем. В-третьих, Фромм пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений. Представления о природе человека. Основные положения теоретических работ Фромма можно изложить следующим образом: 1. Личность – принципиально “открытая система”.Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий. 2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне социального окружения и вне конкретных социально-исторических условий. 3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом. Сущность человека может быть представлена не через имманентную субстанцию, а как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах. Во-первых, по своей природе человек – это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру. Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Таким образом, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха. Данная уникальная ситуация определяет основные страсти и желания человека. Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти. Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть. Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям, вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности. Иллюзорного потому, что данная жизнь “отрывает” человека от других людей, от социума, и, в конце концов, от собственного “Я”. А без этого подлинная реализация себя, счастье и самодостаточность невозможны. Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Эта тенденция обретает силу в специфических условиях человеческой экзистенции. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые определяют их экзистенциальную сущность. Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада). Развитие личности. Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций, которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода. Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека. В самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Жизнь стремится к другой жизни; она стремиться расти, развивая свою структуру. У человека любовь к жизни выражается в так называемой продуктивной ориентации. Продуктивно ориентированному человеку приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться. Основной этический принцип биофилии: добро есть все, что служит жизни, зло есть все, что служит смерти. Любовь к жизни развивается, если в обществе существуют для этого основные предпосылки: безопасность, справедливость и свобода. Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от “слепой” любви к самому себе. Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек (вспомним определение свободы К. Маркса). Она представляет собой осознание: 1. того, что хорошо, а что – плохо; 2. того, какое средство ведет к достижению цели; 3. того, что стоит за осознанными желаниями; 4. того, какие реальные возможности выбора существуют; 5. того, какие последствия ведет за собой каждое решение; 6. осознание необходимости объединения с другими людьми и желание действовать. Деформации личностного развития. Деформации личностного развития связывались Фроммом с наличием у человека следующих патологических тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности. Некрофилия, согласно классическому пониманию этого термина, представляет собой любовь к мертвому, часто выражающуюся в стремлении сексуально обладать мертвым телом. Фромм понимал этот термин в более общем плане, как влечение ко всему неживому (трупы, смерть, болезнь, распад). Некрофилы испытывают удовольствие, разрушая, а не созидая. Для некрофилов характерна ориентация на прошлое (в нем они видят свои цели, желания и т.д.), а не на будущее. Для них характерна ориентация на грубую силу при разрешении формальных и личных проблем. Некрофил любит все, что не является живым, неорганическое (техника, машины и механизмы). Он вступает в отношения с объектом или человеком, только тогда, когда обладает им. Некрофилов привлекают ночь и темнота. Вообще, все, что направлено против жизни, против роста притягивает некрофила. Некрофилия, считал Фромм, характерна для современной западной цивилизации; она, считает Фромм, создала нового человека – Homo mechanicus, который любит машины и полон отвращения ко всему живому. Нарциссизм в классическом психоанализе рассматривается как направленность либидо на самого субъекта. У Фромма под этим термином понимается сконцентрированность человека на самом себе, любовь к самому себе, ведущая к неспособности отделить себя от другого, представить себя на его месте. Характерная черта нарциссического человека – отсутствие интереса к внешнему миру. Объектами нарциссической склонности становятся личность человека, ее отдельные черты, а также его знания, дом, “его” люди и т.п. Биологическая функция нарциссизма – самосохранение, поэтому нельзя сказать, что нарциссизм – это всегда деформация личности. Фромм полагал, что существует оптимальный (биологически необходимый) уровень оптимизма, который позволяет человеку сотрудничать с окружающими и одновременно заботиться о себе. Патологический нарциссизм ведет к самоизоляции индивида. В зависимости от объекта, на который направлен нарциссизм, Фромм выделял доброкачественный, злокачественный и общественный его виды. Доброкачественный нарциссизм направлен на результат собственных усилий (свои знания, умения, достижения и т.п.). Злокачественный нарциссизм направлен на то, что человек имеет, не затрачивая особых трудов со своей стороны. Общественный нарциссизм направлен на результат общественного труда, общественного развития (государство, национальная культура) и может быть полезен обществу, сплачивая его. Инцестуозные привязанности в детстве характерны для большинства людей. Они выражаются в привязанности к матери, ее заботе и опеке. Впоследствии многие люди перерастают эти детские привязанности и строят собственную жизнь сами. Однако те люди, которые по какой-либо причине не смогли “освободиться” от инцестуозной привязанности к матери, строят свою жизнь под сильным влиянием с ее стороны. Доброкачественная форма инцестуозных привязанностей ведет к тому, что человек (здесь – мужчина) будет искать жену, напоминающую свою мать. Злокачественная форма инцестуозной привязанности ведет к т. наз. “инцестуальному симбиозу”, стремлению слиться, стать частью матери. Это приводит к потере собственной индивидуальности и несовместимо, по Фромму, с настоящим желанием жить. Лекция 25. БИХЕВИОРИЗМ. Вопросы лекции:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.011 с.) |