Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.
Двенадцатая сказка. Домашнее задание
После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи. - Ничего не понимаю! - крикнул он в отчаянии и закрыл книгу. - Что случилось? - поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения "Лесной газеты". - Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется! - продолжал возмущаться Волчонок. - Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? - заинтересовался папа Волк. - Вот, смотри! - ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания. - Так, так, так... - поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки. - Ух, ты! - воскликнул сынишка. - Ты, папочка, так быстро решаешь?! Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты. Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан. - Ох, что же мне делать? - мучился ученик. - Пойду опять к папе. - Что, опять не получается? - спросил отец, посмотрев на грустного сынишку. - Угу, - пробурчал Волчонок. - Ну, хорошо, давай посмотрю. - И задача вновь была им решена. - Папочка, спасибо, ты так меня выручил! - прыгал счастливый Волчонок вокруг отца. - Можно я пойду играть? - Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти. - Хорошо! Я соберу мигом! - И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома. На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу. Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность. Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно. - А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, - сказал Учитель, пригласив Волчонка к доске. Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение. - Я не знаю, как решать... - прошептал Волчонок. - Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас, - приободрял ученика Еж. - Мне папа помогал, он мне все решил, - признался Волчонок. - Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? - удивился Учитель. - Да... - почти беззвучно прозвучал ответ. - Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математике. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребята, кому задают домашнее задание? - Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания, - уверенно произнес Медвежонок. - Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку, - продолжал Учитель. - Я хотел, чтобы меня похвалили, - грустно объяснял Волчонок. - А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа. - Да мне было немного стыдно, - вспоминал свои чувства Волчонок. - А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно. - Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно. - А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с невыученными уроками? - поинтересовалась Белочка. - Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно сказать об этом мне, - предложил Учитель. - И мы вместе постараемся понять и во всем разобраться. - А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с невыученными уроками? - волновался Волчонок. - Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все понял. Когда ученик старается, ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет. Волчонок опустил глаза и твердо сказал: - Я буду стараться! - Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать задачу. Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках на следующем уроке. Тринадцатая сказка. Школьные оценки.
Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по математике. Все ученики с удивлением ее рассматривали. - Цифра как цифра, что в ней такого? - не понимал Лисенок. - Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! - любовался Медвежонок. - Это потому, что тебе эту оценку за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! - рассуждал Зайчонок. А Белочка добавила: - Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела получить пятерку. - Обязательно получишь! - с уверенностью произнес Учитель-Еж. - А сейчас поиграем в игру "Хорошо и плохо". - Это опять о поведении, что ли, говорить будем? - поинтересовался Волчонок. - Нет, не о поведении, вернее, не только о поведении, - продолжал учитель. - В игре каждый из вас покажет свое отношение к тому, что я скажу. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови. - А если мне все равно и я никак не отношусь? - спросил Лисенок. - Тогда твое лицо будет без выражения, равнодушное, - пояснил Учитель. - Приготовились? Еж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики мимикой выражали свое отношение. - Ребята, вы заметили, какие мы все разные, и у нас бывают разные оценки одного и того же предмета, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас думал и анализировал. Вы оценивали все, что я называл, используя свой личный опыт. - Да, я очень люблю есть морковку и яблочки, поэтому я мимикой показал свое положительное отношение к этому, - улыбаясь, вспоминал Зайчонок. - А я хотел сначала показать свое хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал, - поделился своими мыслями Волчонок. - А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо, - сделал вывод Зайчонок. - Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по ее лицу, правильно я делаю или нет, - сказал Медвежонок. - А я, когда был маленький, - вспомнил Лисенок, - иногда баловался и папа мне жестами показывал, что бы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами. - Ой, а моя мама, - продолжила разговор Белочка, - свое отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовет меня по имени, и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется. - Это действительно так. Вы сами, ваши родители отражают свое отношение мимикой, жестами, интонацией и словами, - подтвердил Учитель. - Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путем, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки? - Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и... на своего соседа, Волчонка, - призналась Белочка. - Если все правильно, то они утвердительно качают головой. - Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, - посоветовал Медвежонок. - А я как услышу такие слова, как "хорошо", "молодец" от учителя, так понимаю, что хорошо справился с заданием, - рассказал о себе Волчонок. - За весь урок учителю необходимо показать свое отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний и умений, - объяснял Еж. - Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы. - Как у моряков или военных? - заинтересовался Зайчонок. - Наверное, что-то общее есть, - согласился Учитель. - Если пятерка - все прекрасно, так держать. Если четверка - хорошо, но можешь еще лучше. Тройка - пора срочно браться за дело, изучать, стараться понять. А двойка - это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью. - А единица? - поинтересовалась Белочка. - Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! - пошутил Лисенок. Ученики дружно рассмеялись. А Учитель, улыбаясь, продолжал: - Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать четверки и пятерки! - А при неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам? - спросил Зайчонок. - Конечно, и еще при неудачах помнить о том, что мы учимся, что главное - старание, и все обязательно получится!
Четырнадцатая сказка. Ленивец.
В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило. - До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, - говорила она. - Я решил зря силы не тратить! - ответил ей Медвежонок. - Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! - ласково произнесла Медведица. - Не хочу больше учиться! Надоело мне! - проворчал Медвежонок. - Я думал, что это легко - быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!! - Конечно, иногда хочется быстрых результатов, - вздохнула мама. - Но ведь хорошо быстро не бывает! - Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! - воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы. - Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца. - Что это такое? - поинтересовался Медвежонок. - Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. "Лень!" - думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. "Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!" - продолжал размышлять Ленивец. Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. "Эй, Ленивец, поиграй с нами!" - кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. "Даже есть лень!" - удивлялся сам себе Ленивец. Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете. - Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? - закончила свой рассказ Медведица. - Нет, не хочу! - твердо произнес Медвежонок. - Но можно я хоть отдохну немножко? - Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу! - Хорошо, мама! Я так и сделаю! - ответил Медвежонок. Пятнадцатая сказка. Списывание.
Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым испытаниям. На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в нем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка - свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка. - Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за медом ходили, - обратился Зайчонок к своему соседу. - Ладно, списывай, - разрешил Медвежонок. - А на другом уроке я у тебя списывать буду. - Договорились! - обрадовался Зайчонок и быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку. - Прошу всех сдать тетради, - попросил Учитель. Ученики стали передавать тетрадочки дежурным. - Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, - предложил Еж. Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свои истории. Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов. - Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие - четверки и пятерки. Молодцы, ребята! - с гордостью произнес Учитель. Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки. - А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, - обратился Зайчонок к Ежу. - Да какая-то дробь получается: четыре вторых или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? - удивлялся Медвежонок. - Не совсем, - ответил Учитель. - Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих. - Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! - возмутился Зайчонок. - Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за медом, то одно бы событие описывали по-разному, мысли и чувства отличались бы в ваших историях, - объяснял Еж. - А что же нам теперь делать? - спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок. - Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку, - спокойно предложил Учитель. - Я не лодырь, - обиделся Зайчонок. - Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь. - Разве это помощь? - возмутились ученики. - Это медвежья услуга! - воскликнула Белочка. - Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать. - А мне Медвежонка жалко, - тихо произнес Лисенок. - Он старался, сочинял, а ему попало. - Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! - крикнул Волчонок. - Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам самим исправить положение вещей, - предложил Учитель. - Если Зайчонок принесет завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную четверку. - Я все понял, - согласился Зайчонок. - И я понял... - произнес Медвежонок. - Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! - подвел итог Учитель. - Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга... - прошептал Волчонок. - Ну что же теперь, так и будете меня ругать? - спросил обиженный Медвежонок. - Я ведь как лучше хотел! - Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать! - успокоила Белочка. - Но неудачную помощь мы будем называть "медвежьей услугой", ладно, без обид? - Ладно... - проворчал Медвежонок, почесывая лапой свой затылок.
Шестнадцатая сказка. Подсказка.
Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также ошибки в поведении. За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище заворожило Волчонка своим волшебством, и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать. - Мы сейчас познакомились с новым видом кустарника, который не встретишь в нашем лесу, но его часто сажают в парках как "живую изгородь", - обратился к Волчонку Учитель. - Мне бы хотелось, чтобы ты, Волчонок, еще раз произнес его название. Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные ему названия кустарников, однако "живую изгородь" он еще не встречал. В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к соседке. Белочка тихим шепотом произнесла: "Барбарис". - Борис! - громко и уверенно ответил Волчонок. Все ученики громко засмеялись. - Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! - успокоил их Еж. Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название, и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: "Барбарис". - Барбара, - уже менее уверенно сказал Волчонок. Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Некоторые ученики даже утирали слезы от смеха. У Волчонка тоже появились слезы, но не от радости. - Борис и Барбара - это имена. А название кустарника "Барбарис", - серьезно начал свою речь Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном положении и успокоить класс. - На этом кустарнике растут плоды, из которых можно варить варенье. - Какое ты любишь варенье, Волчонок? - Земляничное... - с трудом произнес Волчонок. - А я люблю вишневое варенье! - воскликнула Белочка. - Почему же ты, Волчонок, сейчас не просил подсказки у Белочки? - улыбаясь, спросил Еж. - Любимое варенье я и сам знаю, - грустно ответил Волчонок. - Если кто-то забыл, отвлекся, не услышал, пусть он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают самые смешные и неприятные для учеников истории, - обратился Учитель ко всему классу. - Расскажи, Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации? - Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь сквозь пол или раскалываюсь, как чайник от перегрева, - поделился своими переживаниями Волчонок. - О чем же ты думал, что не слышал объяснения и названия? - поинтересовался Еж. - Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял про нее сказку. Как однажды путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила что-то интересное, то созывала своих подруг.Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой. Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку. - Вот об этом я и думал, - ответил Волчонок. - А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? - продолжал спрашивать Учитель. - Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях, и что весь класс понимает и внимательно слушает меня, - сказал повеселевший Волчонок. - Ты еще раз подтвердил, что можно обойтись и без подсказки, - отметил Еж. - А сказка у тебя получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние, но все же почти две недели. - Конечно, летние каникулы целых три месяца, - подтвердила Белочка. - А есть еще зимние и весенние, но они тоже короткие, - вспомнил слова папы Лисенок. - Важна не длина каникул, а как мы их проведем, чтобы как следует отдохнуть, - высказал свое мнение Медвежонок. - На каникулах вы сможете играть, высыпаться, встречаться с друзьями и многое другое. А потом - вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям. Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников.
Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной материал по школьной адаптации, поэтому их лучше использовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содержат позитивные модели поведения для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольника и младшего школьника. После прослушивания этих сказок повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.01 с.) |