Хвосты (межгрупповые конфликты). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хвосты (межгрупповые конфликты).



В классе по разным причинам могут возникать "враждующие лагеря" (национальные группы, фанаты и болельщики и другие). Педагогам стоит большого труда организовывать специальные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети сдерживаются от шумных конфликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, но в дружный коллектив не объединяются. Трансформировать такие убеждения традиционными педагогическими методами практически невозможно. Так как дети твердо верят в свои групповые принципы и следуют девизу "Один за всех и все за одного!", ситуация далеко не безнадежна. Повлиять на нее можно при помощи сказки.

 

В Лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Заяц случайно наступил Белке на хвостик. Раздался громкий крик. Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом:

- Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

- Нет, не прощу! - с обидой ответила Белка.

- Но почему? - испугался Заяц.

- Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты...завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого

пушистого хвостика!

- Это неправда! - закричал Заяц. - Я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.

- Но ведь у Белки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Заяц. Признайся в этом! - вмешался Лисенок.

- Зайцу не нужен длинный хвост, - пытался убедить всех Медвежонок.

- А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, - в один голос крикнули Белка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

- Что случилось? - спросил Учитель. - Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?

- Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, - сказала Белка.

- И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, - произнес Медвежонок.

- Так вас поссорили хвосты? - удивился Еж.

- Мы не дружим с бесхвостыми! - крикнул Лисенок.

- А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся "хвостатые" и "бесхвостые"? - не спеша продолжал Еж. - Но только вы неправильно поделились.

- Почему? - возмутились звери.

- Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. - Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. - И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки.

Все зверята молчали.

Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медвежонок уже не помогал "хвостатым".

Продолжали звучать насмешки и обидные прозвища. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен!

Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. "Неужели я живой?!! - подумал Волчонок. - Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?" Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. "Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?" - с этими мыслями Волчонок заснул...

 

В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

 

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

- Иди к нам! - позвал друга Лисенок.

Опустив глаза, Волчонок сел к "бесхвостым" зверям. В классе наступила тишина. "Что с Волчонком?

Почему он так странно себя ведет? - подумали ученики. - "Неужели с ним случилась беда?"

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

- Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.

- Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? - спрашивал учеников Учитель.

- Мы хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, - ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.

- Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! - улыбнулся Учитель и торжественно произнес: -

Так тому и быть!

"Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга", - думали звери, играя друг с другом и принимая всех такими, какими они были.

 

Заканчивается сказка, заканчивается урок без обсуждений и без вопросов. Дети по-разному усваивают смысл сказки. Для кого-то должно пройти длительное время, а некоторые уже на следующей перемене в свободной игре пытаются строить новые отношения.

 

Двадцать седьмая сказка.

Драки

 

"Сколько мне пришлось пережить неприятностей, - думает Волчонок. - История с хвостом, поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только то и сделал, что отшлепал братика, чтобы не трогал мои вещи".

- Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол, - позвал друга Лисенок.

"Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды", - решил Волчонок.

Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулачками тоже крепко Волчонка разукрасил. Хорошо мимо Учитель-Еж прогуливался. Как увидел он драчунов, как крикнет:

- Это что за петухи?

Услышали голос Учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареванные и злые друг на друга. А Учитель и говорит:

- Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый по-своему рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.

Повел Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины зеленкой намазал. Вроде успокоились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.

- Есть у меня "Сердитая подушка", давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, видно, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

- Как это? - недоверчиво спросили ребята.

- Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться? - спросил Еж.

- Ну, давайте я попробую, - осторожно подошел к подушке Волчонок.

- Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулаками со всей силы подушку выколачивать да посмеиваться, с каждым ударом "ха" выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! - объяснил Учитель. - А ты, Лисенок, помогай другу, говори слова-заклинания: "Сильнее, сильнее, сильнее!" Всем задания понятны?

- Вроде бы понятны, - ответили ребята.

- Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнем. А когда пропищит два раза, значит, пора останавливаться, - продолжил свои инструкции Еж.

Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками бить, да звук "ха" выкрикивать. А Лисенок помогает, кричит "Сильнее, сильнее, сильнее" и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались все ученики, стоят, смотрят, диву даются. Что происходит, не понимают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли.

- А теперь послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают? - предложил

Учитель.

- Тихо сидят! - еле отдышавшись, ответил Волчонок.

- Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисенок, свои злинки выбивать! Начали! - скомандовал

Еж и посигналил.

Тут и все ученики подключились, стали вместе кричать слова-заклинания, да еще и в ладоши прихлопывать. Прозвучал двойной сигнал. Лисенок прислушивается к подушке, смеется:

- А мои злинки сидят, разговаривают!

- Все злинки убежали или остались еще? - спросил Учитель.

- Все убежали!!! - радостно ответили Лисенок с Волчонком.

- А можно и нам попробовать? - робко спросил Зайчонок.

- Конечно, можно, но по очереди! - разрешил Еж.

Когда каждый ученик попробовал свои злинки и упрямки прогнать, Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:

- По разным причинам появляются злинки, накапливаются, но теперь мы знаем секрет, как прогнать их. Эта "Сердитая подушка" будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.

 

После этой сказки вместе с детьми проверьте эффективность метода "Сердитая подушка", дайте возможность максимально выразить свою накопившуюся агрессию каждому ученику. Соблюдайте инструкции Учителя-Ежа. Хорошо в классе такую подушку предлагать детям по необходимости, под руководством взрослого. Многие дети после таких игр просят родителей завести "Сердитую подушку" и дома. Особенно в семье, где детей несколько, такая эмоциональная разрядка дает возможность снизить напряжение в отношениях, добавить юмора и физической активности.

Двадцать восьмая сказка.

Грубые слова.

 

В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочило грубое слово. Конечно, от перенапряжения, да и от расстройства, что глупую ошибку сделал, кто-то не сдержался, выругался на весь класс. В ужасе ученики смотрели на Учителя и ждали его реакции. Никто не хотел признаваться, да Учитель этого и не требовал. Он спокойно попросил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку. Перемена прошла напряженно, проблему надо было решать прямо сейчас.

Когда прозвенел звонок на урок, ребята от Учителя ждали строгих слов или новой сказки, а он вдруг объявил всем, что сегодня урок "В школе клоунов".

- Началом урока будет "Ругательство овощами и фруктами". Каждый с соседом по парте начнет ругать друг друга только овощами и фруктами по моему сигналу и по сигналу закончит ругаться.

Ребята думали, что Учитель шутит, но он совершенно серьезно просигналил старт, и ученики робко, но сердито стали обзывать друг друга "капустой", "картошкой", "морковью", "яблоком" и прочими "съедобными" словами. Иногда к этому непонятному занятию подключался сам Учитель и поругивал робких учеников "свеклой", "апельсином", "репкой" и пр. В ответ его тоже старались как следует "отругать". Если кто-то использовал другие слова или касался своего соседа, то игра останавливалась, отмечалось нарушение, а затем вновь продолжали ругаться по всем правилам. После сигнала Учитель предложил похвалить друг друга с ласковой интонацией цветами: розочками, тюльпанчиками, колокольчиками и др. И вновь игра продолжилась. Но некоторым ребятам хотелось еще поругаться, и Учитель повторил парное "Ругательство овощами и фруктами", а затем вновь все перешли к "Цветочным ласкам". Некоторые ученики во второй раз обращались уже не к своему соседу, а выбирали себе другого напарника. Учитель их понимал и разрешал менять пару.

Как следует отругавшись и похвалив друг друга, ребята перешли к следующему уроку "Школы клоунов".

Выбирался по желанию клоун, который должен рассмешить весь класс. Захотел попробовать свои силы Мышонок. Ему дали три попытки, он старательно корчил рожицы, но, подсчитав рассмеявшихся, ученики отметили, что этому клоуну еще надо учиться смешить.

Следующим клоуном стал Лисенок, он рассказал историю, над которой все дружно смеялись.

А потом клоунами были Волчонок и Белочка, они разыграли пантомиму, тоже было очень весело.

- А теперь, ребята, пора из "Школы клоунов" вернуться в нашу школу, в наш класс. Когда мы устаем, то задорный смех возвращает нам силы. Меньше хочется произносить грубых слов после таких игр. Давайте иногда на переменах или на прогулке вспоминать эти игры, прогонять обиды, радовать друг друга.

 

Эта сказка, как и предыдущая, помогает ввести новый способ реагирования на агрессивное поведение, обучает эмоциональной разрядке. Эти игровые методы можно использовать в школе и в семье. Однако хочется отметить, что сказкотерапия является средством снятия старых стереотипов, а новые позитивные модели поведения необходимо систематически прививать педагогам, психологам и родителям.

 

Двадцать девятая сказка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.115 с.)