Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы достичь высшего объекта устремлений, необходимы возвышенные стремления и правильное намерение

Поиск

Для достижения наивысшей цели [занятия Всевышним вместо того, чтобы отвлекаться на что-то иное] необходимы возвышенные устремления и правильное намерение, и у кого нет этого, тот не сможет достичь цели. Когда устремления возвышенны, они связаны только с Ним, и если намерение правильное, то человек будет следовать путём, ведущим к Нему. Намерение оставляет ему единственный путь, тогда как устремление оставляет ему единственный объект устремлений. И если у человека единственный путь и единственный объект устремлений, то его целью будет проделать этот путь, ведущий к Нему. Если же устремления человека низки, они связаны с низкими вещами и не связаны с наивысшей целью [то есть с Всевышним Аллахом], и если намерение неправильно, то дорога, по которой идёт человек, не приведёт его к Нему. Таким образом, главное — устремления раба Аллаха и его намерение, ибо они — объект его устремлений и его путь, и чтобы достичь желаемого, ему необходимо отказаться от трёх вещей. Первая: обычаи, уставы и положения, созданные людьми.

Вторая: требуется устранить препятствия, которые мешают человеку иметь единственный объект устремлений и единственный путь и следовать этим путём. Третья: требуется разорвать сердечные привязанности, мешающие ему быть привязанным исключительно к Всевышнему. Различия [между вторым и третьим пунктами] заключается в том, что под препятствиями подразумеваются внешние обстоятельства, тогда как под привязанностями подразумеваются привязанности сердца — например, к дозволенному и так далее. Основой всего этого является отказ от излишества, отвлекающего человека от его цели. Подразумевается излишество в еде, питье, сне и общении с людьми. Человек должен брать из всего этого то, что помогает ему в достижении его цели, и отвергать то, что мешает ему достичь этой цели или ослабляет его стремление к её достижению. А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

 


81 Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда

Один человек сказал в его присутствии: «Я не желаю быть одним из приверженцев правой стороны, а хочу быть одним из приближённых!80»

 

80 Имеется в виду разделение, упоминаемое, например, в словах Всевышнего: «Вы разделитесь на три группы. Те, которые на правой стороне... Кто же те, которые на правой стороне? Те, которые на левой стороне... Кто же те, которые на левой стороне? А опередившие остальных в совершении благодеянии опередят остальных в Раю. Они будут приближёнными в Садах блаженства. Многие из них — из первых поколений, и немногие — из последних. Они буду г лежать на расшитых ложах друг против друга, прислонившись. Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком [вином], от которого не болит голова и не теряют рассудок, с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают. Их жёнами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам. Таково воздаяние за то, что они совершали. Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: "Мир! Мир!" А те, которые на правой стороне... Кто же те, которые на правой стороне? Они пребудут среди лотосов, лишённых шипов, под бананами [или акациями камеденосными] с висящими рядами плодами, в распростёртой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны. Они будут лежать на приподнятых ложах. Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. Это — для тех, кто на правой стороне, Многие из них — из первых поколений, и многие — из последних» (56:7-40).

 

 

'Абдуллах сказал: «А здесь присутствует человек, который желал бы умереть и не воскреснуть»81. Он имел в виду себя.

Однажды он вышел по своим делам и люди последовали за ним. Он спросил: «Вам что-нибудь нужно?» Они ответили: «Нет, мы просто хотим идти вместе с тобой». Он же сказал: «Возвращайтесь, ибо это унижение для следующего и искушение для того, за кем следуют».

Он также говорил: «Если бы вы знали обо мне то, что я сам знаю о себе, вы посыпали бы мне голову землёй!»

Он также говорил: «Прекрасны ненавистные — смерть и бедность! Клянусь Аллахом, богатство и бедность — для меня не важно, одним или другим я буду испытан. Я надеюсь на [милость] Аллаха в обоих случаях. Богатство помогает сочувствовать [нуждающимся и помогать им], а бедность воспитывает в человеке терпение».

'Абдуллах сказал: «Поистине, вы стоите на проходе ночей и дней, с уменьшающимся жизненным сроком и деяниями сохранёнными [записанными], а смерть приходит внезапно. И кто посеял благое, тот близок к пожинанию желаемого, а кто посеял зло, тот близок к пожинанию сожаления.

 

_______________________________________________

81 Эти слова свидетельствуют о скромности 'Абдуллаха и о том, как сильно он боялся предстать перед Аллахом в Судный день, несмотря на то, что он был одним из ближайших сподвижников Пророка, то есть относился к числу лучших людей после пророков и был известен своей праведностью и усердным поклонением Всевышнему и совершал множество благих дел.

_______________________________________________

Каждый сеющий получит подобное тому, что посеял. И медлительный не упустит предопределённое ему из-за своей медлительности, и стремящийся не обретёт объект своих устремлений благодаря своему стремлению, если это не предопределено ему. Кому даровано благо, тому даровал его Аллах, и кто уберёгся от зла, того уберёг от него Аллах... Богобоязненные — господа, факыхи — предводители, а их собрания — добавление [блага]».

 

«Вот две вещи — руководство и слова: наилучшие слова — слова Аллаха, а наилучшее руководство — руководство Мухаммада. А самые скверные из дел — новшества [вносимые в религию]. Каждое новшество является нововведением. [Не отдаляйтесь же от Корана], а иначе со временем ваши сердца станут чёрствыми [как это произошло с сердцами людей Писания], и пусть не отвлекает вас надежда [от главного], ибо поистине, всё, что должно прийти — близко, а далёкое — это то, что вообще не придёт. И поистине, несчастен тот, кто был несчастным ещё в утробе матери, и поистине, счастлив тот, для кого стало назиданием то, что случилось с другими. И поистине, сражение с мусульманином — неверие, а поношение его — нечестие, и не дозволено мусульманину покидать брата своего больше чем на три дня — [по прошествии трёх дней он должен] поприветствовать его при встрече. И он должен принимать приглашение [своего брата по вере] и навещать его, если он заболеет. И поистине, ложь недопустима, ни когда человек говорит серьёзно, ни когда он говорит в шутку, ни когда человек обещает своему ребёнку что-нибудь, а потом не исполняет своё обещание. Поистине, ложь ведёт к нечестию, а нечестие ведёт в Огонь. А правдивость ведёт к благочестию, а благочестие ведёт в Рай. И поистине, о правдивом будет сказано: "Он был правдивым и благочестивым". А о лжеце будет сказано: "Он был лживым и нечестивым" Поистине, Мухаммад рассказывал нам о том, что если человек придерживается правдивости, то в конце концов он будет записан у Аллаха как правдивейший. И если человек лжёт и лжёт, в конце концов он будет записан у Аллаха как отъявленный лжец». «Поистине, самое правдивое повествование — Книга Аллаха, и самый крепкий узел — слово богобоязненности [свидетельство], и лучшая из вер — вера Ибрахима, а лучшая из сунн — Сунна Мухаммеда. Лучшее руководство — руководство пророков, а самая почётная речь — поминание Аллаха. Лучшая из историй — Коран, а лучшее в делах — исход их. Наихудшие из дел — новшества [вносимые в религию], и лучше то, чего мало, но достаточно, чем то, чего много и при этом оно отвлекает [от главного]. И спасение души лучше предводительства, с которым ты не справишься. Наихудшие оправдания — произносимые перед смертью, а наихудшее сожаление — сожаление в Судный день. Наихудшее заблуждение — заблуждение, в которое впадает человек после того, как следовал прямым путём. Лучшее богатство — богатство души, а лучший запас — богобоязненность. Лучшее, что внушается сердцу, — твёрдая убеждённость, тогда как сомнения — от неверия. Наихудшая слепота — слепота сердца, вино — средоточие греха, женщины — силки шайтана, юность — одно из ответвлений безумства, а громкое оплакивание покойных относится к деяниям времён невежества. Среди людей есть такие, которые приходят на пятничную молитву не иначе как с опозданием и поминают Аллаха без искренности. Величайший из грехов — ложь. И Аллах снисходителен к тому, кто снисходителен к другим, и Аллах вознаграждает того, кто сдерживает гнев. И Аллах прощает того, кто прощает других. А тому, кто терпеливо переносит постигшее его бедствие, Аллах пошлёт благой исход. Наихудший способ добывать хлеб насущный — ростовщичество, а наихудшее пропитание — проедание имущества сироты. И поистине, достаточно любому из вас того, чего довольно для души его. Ведь человек [непременно] попадёт в [могилу длиной всего в] четыре локтя, и главное — как всё закончится. Самое важное в деле — его завершение и самая почётная смерть — мученичество. Аллах непременно унизит высокомерного, а тот, кто ослушивается Аллаха, подчиняется шайтану. «Носителя Корана должны узнавать по его ночи [посвящаемой Корану], когда люди спят, и дню [проводимому в посте], когда люди не постятся. Он должен делать это посредством печали своей82, когда люди радуются, и плача83, когда люди смеются, храня молчание, когда люди ведут бесполезные разговоры, и оставаться смиренным, когда люди гордятся и бахвалятся. Носитель Корана должен быть плачущим, печальным, мудрым, кротким и спокойным, и не следует носителю Корана быть чёрствым, небрежным, шумным, кричащим и гневливым». «Кто превозносится над людьми, возвеличивая самого себя, того Аллах унизит, а кто проявляет скромность из смирения перед Аллахом, того Аллах возвысит».

_______________________________________________

82 Ведь он читает Коран и знает, какая участь постигла народ Нуха и народ Люта, адитов и самудян, а также многие другие народы.

83 Он плачет из страха перед Аллахом.

_______________________________________________

 

«Бывает внушение ангела, а бывает внушение шайтана. Внушение ангела заключается в том, что он сулит человеку благо и побуждает его принять истину, и если увидите это, то восхваляйте Аллаха. А внушение шайтана заключается в том, что он сулит зло и побуждает считать истину ложью, и если увидите это, то просите защиты у Аллаха».

 

«Поистине, люди хорошо говорят, но счастливым будет лишь тот, чьи дела совпадают с его словами, а тот, чьи дела расходятся с его словами, пусть ругает самого себя».

 

«Поистине, я не люблю видеть праздного человека, не занятого ничем из дел мира этого или мира вечного».

 

«Поистине, тот, кого молитва не побуждает к одобряемому и не удерживает от порицаемого, только отдаляется от Аллаха посредством неё».

 

«К твёрдой убеждённости относится то, что ты не пытаешься снискать довольство людей за счёт недовольства Аллаха, не хвалишь никого [из творений] за удел, который посылает тебе Аллах, и не упрекаешь никого за то, чего Аллах не даровал тебе, ибо поистине удел от Аллаха — не принесёт тебе его стремление стремящегося и не лишит тебя его чьё-то нежелание [видеть тебя получившим этот удел]. И поистине, Аллах по Своей беспристрастности, кротости и справедливости сделал так, что твёрдая убеждённость и довольство несут в себе отдохновение и радость, тогда как сомнения и недовольство несут в себе тревоги и печали».

 

«Пока ты пребываешь в молитве, ты стучишься в двери Властелина. А стучащемуся в двери Властелина непременно откроют».

«Поистине, я считаю, что человек забывает знание, которое было у него, из-за совершаемых им грехов».

«Будьте источниками знания, светочами прямого пути, старайтесь не покидать дома свои и будьте звёздами в ночи. С новыми сердцами и в ветхой одежде — пусть знают вас в небесах, и пусть вы будете незаметными среди обитателей земли».

«Поистине, у сердца бывает периоды возбуждённости и успокоения, так используйте же их в период возбуждённости, когда они устремляются вперёд, и оставляйте их в покое, когда они расслабляются и отступают».

«Знание — это не множество переданного. Знание — это страх перед Аллахом».

«Поистине, вы видите, что неверующий относится к числу людей, у которых самые здоровые тела и самые больные сердца, тогда как верующий относится к числу людей с самыми здоровыми сердцами и с самыми больными телами. Клянусь Аллахом, если бы ваши сердца были больными, а тела здоровыми, то вы были бы ничтожнее пред Аллахом, чем жуки!»

«Раб Аллаха не постигнет суть веры до тех пор, пока не доберётся до её вершины, а он не доберётся до её вершины до тех пор, пока бедность не будет для человека желаннее богатства, скромность — желаннее почёта и пока он не начнёт относиться к хвалящему его и порицающему его одинаково».

«Поистине, бывает так, что человек выходит из дома своего вместе со своей религией, а возвращается без всего. Он приходит к человеку, не способному принести пользу ни ему, ни самому себе, и клянётся ему Аллахом: мол, ты такой-то и такой-то( Хваля его). И он возвращается, не добившись желаемого, и вдобавок навлекает на себя недовольство Аллаха».

«Если бы я посмеялся над собакой, я опасался бы, что сам буду превращен в собаку».

«Грех — то, что внушает сердцу беспокойство».

«Шайтан связывает надежды [сбить человека с истинного пути] с любым взглядом».

«С каждой радостью — огорчение, и наполняясь радостью, любой дом вскоре наполняется слезами».

«Каждый из вас — гость в этом мире, а имущество его — нечто, взятое во временное пользование, и гость обязательно уедет, а имущество придётся вернуть».

«В конце времён появятся люди, наилучшим деянием которых будут взаимные упрёки, и называться они будут скверными».

«Если человек желает поступать справедливо по отношению к самому себе, пусть же он поступает с людьми так же, как он желает, чтобы поступали с ним».

«Истина тяжела, но легко усваивается, а ложь — легка, но несёт болезнь. И бывает, что удовольствие оставляет после себя долгую печаль».

«Нет на земле ничего такого, что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык».

«Когда в селении появляется прелюбодеяние и ростовщичество, это признаки его скорой гибели».

«Кто из вас сможет поместить сокровища свои на небеса, чтобы его не уничтожали черви и не могли достать воры, пусть так и сделает, ибо поистине, сердце человека — всегда с его сокровищами».

«Пусть никто из вас не связывает религию с каким-то человеком, так что если тот уверует, то и он уверует, а если тот будет неверующим, то и он будет неверующим. И если уж вам так необходимо брать с кого-то пример, то берите пример с умерших85, ибо поистине, живой подвержен искушениям».

'Абдуллах сказал: «Никто из вас не должен быть приспособленцем!» Люди спросили: «А кто такой приспособленец?» Он ответил: «Это человек, который говорит: мол, я — с людьми, и если они будут следовать прямым путём, я тоже буду следовать прямым путём, а если они впадут в заблуждение, то и я впаду в заблуждение... Пусть же любой из вас приучает себя не становиться неверующим, когда становятся неверующими другие люди!»

_______________________________________________

85 Иначе говоря, с тех, кто умер богобоязненным и праведным, поскольку живой человек изменчив и, будучи праведным и богобоязненным сегодня, завтра он может уже не быть таковым.

_______________________________________________

Один человек попросил его: «Научи меня кратким, но содержательным и полезным словам». Тот сказал в ответ: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей, иди за Кораном туда, куда он ведёт тебя, и принимай от того, кто пришёл к тебе с истиной, даже если он для тебя — чужой и ненавистный, и отвергай того, кто пришёл к тебе с ложным, даже если он для тебя — любимый и близкий».

 

«Приведут в Судный день раба Аллаха, и ему будет сказано: "Исполни же возложенное на тебя!" А он скажет: "Господи! Как же? Ведь мира этого больше нет!" Тогда возложенное на него представится ему на дне Геенны, и он спустится, возьмёт его, взвалит на своё плечо и начнёт подниматься вместе с ним наверх, и когда он уже решит, что сейчас выберется наружу, оно упадёт вниз, и он полетит за ним и будет лететь так вечно».

«Добивайся присутствия [сосредоточенности] сердца своего в трёх случаях: когда внимаешь Корану, на собраниях, на которых поминают Аллаха, и в часы уединения. И если не обнаружишь сердце [там, где оно должно быть в этих случаях], то проси Аллаха облагодетельствовать тебя, даровав тебе сердце, ибо сердца у тебя нет».

Аль-Джунайд сказал: «Я зашёл к одному молодому человеку, и он спросил меня о покаянии. Я ответил ему. Тогда он спросил о его истинной сути. Я сказал: "Она заключается в том, что грехи твои должны стоять у тебя перед глазами до самой твоей смерти" Он сказал мне: "Тише... Не в этом заключается суть покаяния" Я спросил: "В чём же тогда, по-твоему, заключается суть покаяния, о юноша?" Тот ответил: "В том, чтобы ты забыл грех свой" И он оставил меня и ушёл. Один человек спросил: "О Абу-ль-Касим, что ты о нём думаешь?" Я ответил: "Всё так, как сказал этот молодой человек" Он спросил: "Как же это?" Я ответил: "Если я был в одном состоянии, а потом Он заставил меня перейти из состояния чёрствости86 в состояние верности87, то моё вспоминание о чёрствости в состоянии верности будет чёрствостью88"».

_______________________________________________

86 Подразумевается состояние человека, совершившего грех: ослушиваясь Аллаха, он отдаляется от Него, создавая своим поступком некую отчуждённость, чёрствость в своих отношениях с Аллахом.

87 Подразумевается состояние покорности Аллаху.

88 То есть не следует вспоминать о грехе после искреннего покаяния, ведь когда согрешивший искренне раскаивается, Всевышний прощает его грех, стирая его.

_______________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.01 с.)