Раздел О значениях и тонкостях суры «Каф» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел О значениях и тонкостях суры «Каф»



Эта сура содержит в себе столько основ веры, что их вполне достаточно и нет потребности в словах философов-догматиков и расселениях сторонников умозрительных доказательств. Так, она содержит подтверждение первого сотворения и воскрешения, единобожия, пророчества и веры в ангелов, разделения людей на погибших несчастных и преуспевших счастливых, а также описания тех и других. В суре также утверждаются совершенные качества Аллаха и отсутствие у Него противоположных, то есть недостатков и изъянов. В суре упоминаются два воскрешения — малое и большое, и два мира — большой [мир вечный] и малый [мир этот]. Всевышний упоминает о сотворении человека, его смерти и его воссоздании, о его состоянии перед смертью и в День воскрешения, а также о том, что Он, Всевышний, знает о нём всё, даже то, что нашёптывает ему душа, и о том, что Он поставил над ним хранителей, которые засчитывают каждое слово, произнесённое им, и в Судный день он придёт к Нему, и с ним будет тот, кто приведёт его, и тот, кто будет свидетельствовать против него. И когда поводырь приведёт его, то скажет: «Вот то, что подготовлено у меня» (сура 50 «Каф», аят 23). То есть: вот тот, кого мне велено было привести, я привёл его. И когда его приведут, будет сказано: «Вдвоём бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего» (сура 50 «Каф», аят 24). Это подобно тому, как провинившегося приводят к султану и говорят: «Это такой-то, я привёл его», а он говорит: «Отведите его в тюрьму и подвергните наказанию, которое он заслужил!» Посмотрите, как сура ясно указывает на то, что Всевышний Аллах воссоздаст то самое тело, которое было покорно Ему или ослушивалось Его, и либо дарует ему блаженство, либо подвергнет его наказанию, как дарует Он блаженство именно той душе, которая уверовала в Него, и подвергает наказанию именно ту душу, которая не веровала в Него, а не создаст другую душу и подарит ей блаженство или подвергнет её наказанию, как говорят те, кто не знает о том воссоздании, о котором сообщали посланники. Они утверждают, что Всевышний Аллах сотворит совершенно другое тело, и именно оно будет испытывать блаженство или мучения. Они считают, что дух [душа] относится к числу случайных, преходящих явлений тела, и Он создаст другую душу и другое тело. Это противоречит тому, о чём согласно утверждали посланники и на что указывает Коран и Сунна, а также остальные Писания Всевышнего Аллаха. В действительности это отрицание воссоздания и согласие со словами тех, кто считает его ложью. Поистине, они не отрицают способность Аллаха создать новые тела и даровать им блаженство или подвергнуть их наказанию. Да и как же иначе, ведь они видят, что род человеческий постоянно пополняется новыми созданными представителями. Всевышний Аллах постоянно создаёт тела и души — новые, не те, которые уже покинули этот мир. Так что же им удивляться тому, что они видят своими глазами ежедневно? Их удивляет именно воссоздание тех же тел после того, как они истлеют и превратятся в кости, в прах. Им кажется удивительным то, что они сами будут воскрешены для воздаяния. Поэтому они сказали: «Неужели мы будем воскрешены после того, как умрём и станем прахом и костями?» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 16). Они также сказали: «Это возвращение невероятно!» (сура 50 «Каф», аят 3). Если бы воздаяние получили иные тела, то это не было бы ни воскрешением, ни возвращением, но было бы первым сотворением. Тогда и в словах Всевышнего «Мы знаем, что земля отнимает от них» (сура 50 «Каф», аят 4) не было бы большого смысла. Поистине, Аллах сделал эти слова ответом на вопрос, который не задаётся здесь, но подразумевается. Он отличает эти частицы, которые смешались с землёй и разложились на элементы так, что сделались неразличимыми. Всевышний сообщил, что Он знает, насколько уменьшает земля их плоть, кости, волосы. И как Он знает об этих частях, так Он способен добыть их и собрать после их разделения и соединить заново. Всевышний Аллах подтверждает истинность воскрешения, упоминая совершенство Его знания, совершенство Его могущества и совершенство Его мудрости, поскольку сомнения отвергающих воскрешение сводятся к трём видам.

  1. Смешивание частиц [из которых состоят тела умерших] с землёй таким образом, что они становятся неотличимыми, то есть невозможно отличить частицы одного тела от частиц другого.

 

  1. Могущество не распространяется на это.

 

  1. Это бесполезно: мол, мудрость предполагает постоянство существования рода человеческого, так чтобы поколения сменяли друг друга. А умертвить весь род человеческий, а потом оживить — в этом якобы нет никакого смысла.
  2. Доказательства истинности воскрешения в Коране связаны с тремя основами.

1. Подтверждение совершенства знания Господа. Как сказал Всевышний, отвечая тем, кто сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»: «Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"» (сура 36 «Йа Син», аяты 78-79). Всевышний Аллах сказал: «Час непременно настанет. Посему прощай их красиво. Поистине, твой Господь — Творец, Знающий» (сура 15 «Хиджр», аяты 85-86). Он также сказал: «Мы знаем, что земля отнимает от них» (сура 50 «Каф», аят 4). 2. Подтверждение совершенства Его могущества. Как сказал Всевышний: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса И землю, не способен создать подобные им?» (сура 36 «ЙаСин», аят 81). Он также сказал: «Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев» (сура 75 «Воскресение», аят 4). Всевышний также сказал: «Это происходит, потому что Аллах — Истина, оживляет мёртвых и способен на всякую вещь» (сура 22 «Хадж», аят 6). Иногда Всевышний упоминает о том и другом сразу, как, например, в Его словах: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобные им? Конечно, ведь Он — Творец, Знающий» (сура 36 «Йа Син», аят 81). 3. Совершенство Его мудрости. Как в Его словах: «Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь» (сура 44 «Дым», аят 38). Всевышний также сказал: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (сура 75 «Воскресение», аят 36). Он также сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин!» (сура 21 «Верующие», аяты 115-116). Всевышний также сказал: «Неужели те, которые вершили зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (сура 45 «Коленопреклонённая», аят 21). Поэтому правильно будет сказать, что о воскрешении известно из Шариата, но также подтверждается разумом, и что совершенство знания Господа и совершенство Его имён и качеств предполагает, что воскрешение должно быть, и что Он превыше того, что говорят отрицающие воскрешение, подобно тому, как Его совершенство исключает любые недостатки и изъяны. Всевышний сообщил о том, что отрицающие воскрешение отказались признавать истину, и потому всё у них смешалось и запуталось: «Но они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, и теперь они находятся в замешательстве» (сура 50 «Каф», аят 5). То есть всё для них смешалось, и они не могут извлечь из этой путаницы пользу для себя. Затем Всевышний призвал их посмотреть на высший мир — на его устройство, возвышенность, основательность, красоту и гармоничность. А потом Он велит им посмотреть на низший мир, то есть землю — как Он распростёр её и подготовил к тому, для чего она создана, укрепив её горами, заложив в ней то, что приносит пользу, и взрастив на ней прекрасные разновидности растений разных видов, цветов, размеров, обладающих разным предназначением и качествами. Это помогает прозреть: когда раб Аллаха, покорный Ему, созерцает это, он прозревает, вспоминая о том, на что указывает всё то, что он видит — то есть о единобожии и воскрешении, о которых сообщали посланники. Таким образом, созерцающий всё это сначала прозревает, а потом вспоминает. Однако это случается только с рабом, сердце и другие члены тела которого покорны Аллаху. Далее Он призывает их задуматься о том, из чего состоит их удел, их пища, одежда, средства передвижения и сады. Это вода, которую Он низвёл с неба и сделал благодатной, вырастив посредством неё сады с разными плодами и фруктами — белыми, чёрными, красными, жёлтыми, сладкими, кислыми и средними, приносящими разную пользу и относящимися к разным видам. Посредством этой воды Он взрастил зерновые разных видов, приносящие разную пользу и имеющие разные свойства, разные видом и в разных количествах. А потом Он отдельно упомянул о пальмах, поскольку в них — назидание и указания, которые не укрываются от размышляющего. И посредством этой воды Он оживил землю после её смерти. Затем Он сказал: «Таким же будет выход [из могил)» (сура 50 «Каф», аят 11). То есть подобно этому выведению из земли фруктов, плодов и зерновых будет ваш выход из земли после того, как вы скроетесь в ней. Мы уже упоминали об этой аналогии и о других, упоминаемых в Коране в нашей книге2, разъяснив некоторые секреты и назидания. Затем Всевышний Аллах переходит к утверждению пророчества — в краткой, но не оставляющей никаких 2 Подразумевается книга «И'лям аль-муваккы'ин ан рабб аль-'алямин». сомнений форме. Он сообщил, что послал к народу Нуха, элитам и самудянам, а также к народу Люта и народу-Фараона посланников, чьи слова они сочли ложью, после чего Он погубил эти народы, послав им разные кары. Он исполнил Свою угрозу им, которую передали им Его посланники, и которая должна была исполниться в случае, если они не уверуют. Это подтверждение их пророческой миссии и пророческой миссии того, кто сообщил о них все это, не учившись этому ни у какого учителя и не читая об этом ни в какой книге, причём сообщил с подробностями, соответствующими знанию, которым обладали люди Писания. И если в связи с этим и возникают вопросы, то это всего лишь проявления высокомерного упрямства и отрицание очевидных истин: мол, ничего этого не было! Или: мол, стихийные бедствия постигли эти народы подобно тому, как постигали они других! Изрекающий подобные утверждения знает, что его слова несостоятельны и что он отрицает очевидное, сообщения о чём передавались из поколения в поколение, — отрицание этих событий равносильно отрицанию существования известных царей, учёных и отдалённых стран. Затем Всевышний Аллах возвращается к подтверждению воскрешения и говорит: «Разве Мы изнемогли после первого сотворения?» (сура 50 «Каф», аят 15). Глагол «'айийа» употребляют, когда хотят сказать, что кто-то не в силах сделать нечто. Поэт сказал, употребив это слово: Их утомило это дело так же, Как голубку утомило яйцо её... Всевышний также сказал: «…и не утомился от их сотворения» (сура 46 «Пески», аят 33).

Ибн 'Аббас сказал: «Он имел в виду: "Разве Мы обессилели?"» То же сказал Мукатиль.

Могу сказать, что это — толкование в соответствии с тем, что предполагает фраза, однако смысл её более широк. Арабы говорят: «Я бессилен узнать то-то». А также: «Это лишило меня сил» — то есть мне не удалось проникнуть в суть чего-то, познать его и обрести. Ты говоришь также: «Лишило нас сил твоё лекарство» — если ты не смог найти это лекарство и обнаружить его. Это употребление предполагает отсутствие сил для осуществления чего-либо, слабость, не позволяющая осуществить что-то. Если говорить о строках стихотворения, которые были приведены в качестве доказательства, то речь не идёт о том, что голубка не в состоянии отложить яйцо, а о том, что она выбивается из сил, ища подходящее место, в котором она может отложить своё яйцо. Она описывает круги и ищет подходящее место. A когда она отложит его, то выбивается из сил, оберегая его, чтобы никто не забрал его. Она перемещает его c места на место, не зная, куда положить его. И ей подобен тот, кто выбился из сил из-за своего дела: он не знает, с какой стороны к нему подойти и как за него взяться. Под словом, употреблённым в аяте, подразумевается не усталость, как думают те, кто не знает толкования Корана. Это значение Всевышний Аллах отрицает в отношении Себя в конце суры, говоря: «и Нас ничуть не коснулась усталость» (сура 50 «Каф», аят 38). Затем Всевышний сообщил о том, что они «сомневаются в новом сотворении [воскрешении] » (сура 50 «Каф», аят 15). То есть они испытывают сомнения в отношении нового сотворения, то есть воссоздания (воскрешения]. Затем Всевышний обращает их внимание на гораздо более значимые знамения Его могущества и свидетельства Его Господства, а также доказательства воскрешения. Это сотворение человека — одно из величайших доказательств единобожия и воскрешения. Какое доказательство яснее и убедительнее формирования человека со всеми его органами, силами, свойствами, со всей его плотью, костями, сосудами, нервами, суставами, проходами, со всеми его орудиями, знаниями, желаниями и всем, что он производит? И всё это — из презренной семенной жидкости! Если бы раб Аллаха справедливо и беспристрастно относился к своему Господу, ему достаточно было бы размышлений о самом себе, и он удовольствовался бы собственным существованием в качестве доказательства истинности всего того, что сообщали посланники об Аллахе и Его именах и качествах. Далее Всевышний сообщает о том, что Он объем-лет всё Своим знанием и знает даже то, что нашёптывает человеку его собственная душа. Затем Он сообщил о Своей близости к человеку посредством Своего знания и осведомлённости и что Он ближе к нему, чем сосуд, находящийся внутри его тела. Он ближе к нему Своим могуществом и знанием, чем этот сосуд. Наш шейх [Ибн Таймийя] сказал: «Под словами "Мы" подразумевается "Наши ангелы" как в Его словах: "Когда же Мы прочтём его, то читай его следом" (сура 75 "Воскресение" аят 18). То есть: когда его читает тебе Наш посланец Джибриль». Он сказал: «На это указывают слова Всевышнего "Два ангела сидят справа и слева и принимают [записывают деяния]" (сура 50 "Каф" аят 17). Таким образом, упомянутая близость связывается с принятием [дел] двумя ангелами. А если бы подразумевалась близость Сущности [Аллаха], она не ограничивалась бы временем принятия [дел] двумя ангелами, так что этот аят не может быть использован в качестве доказательства ни сторонником теории единства бытия, ни отрицающим качества Аллаха».

Далее Всевышний сообщает, что справа и слева от человека — два ангела, записывающие его деяния и слова. Он обращает наше внимание на то, что и слова учитываются и записываются вместе с делами, которые совершаются реже и имеют более серьёзные последствия, чем слова, являя собой цели слов и их завершение.

Затем Всевышний сообщает о малом воскрешении — это агония, и о том, что она является с истиной. Это встреча с Господом и прибытие к Нему, приход к Нему духа [души] и получение награды и воздаяния, которые ему суждено получить до Судного дня. Затем Он упоминает о великом воскрешении, говоря: «И подуют в Рог. Это — День угрозы!» (сура 50 «Каф», аят 20). Затем Он сообщает о положении творений в этот День, а также о том, что в этот день каждый придёт к нему с погонщиком, который будет вести его, и свидетелем, который будет свидетельствовать против него. Это будет иное свидетельство, не свидетельство органов его собственного тела и не свидетельство земли, на которой он жил, в его пользу и против него, и не свидетельство Его Посланника и верующих. Поистине, Всевышний Аллах призовёт в свидетели против Своих рабов хранителей, пророков и места, в которых они совершали благие и скверные деяния, и органы, посредством которых они ослушивались Его. И Он не будет вершить Суд над ними только в соответствии со Своим знанием, ибо Он — Справедливейший и Мудрейший. Поэтому Его Пророк сообщил о том, что он судит между людьми на основании того, что слышит от них, то есть их признаний и ясных свидетельств, а не просто своего знания3. 3 Это подтверждает, например, следующий хадис. Его версии приводят аль-Бухари, Муслим и авторы других сборников. Умм Как же может судья выносить решение на основе своего знания, без доказательств и признаний? Затем Всевышний сообщает, что человек беспечно относится к этому, хотя это дело заслуживает того, чтобы не относиться к нему с подобной беспечностью и чтобы постоянно помнить и думать о нём. Он сказал: «...беспечен к этому» (сура 50 «Каф», аят 22). И Он не сказал: пребывает в неведении об этом. Всевышний также сказал: «Поистине, они испытывают смутные сомнения относительно него [Корана] » (сура 41 «Разъяснены», аят 45). И Он не сказал: они сомневаются в нём. Употреблены предлоги, указывающие на то, что Коран является не объектом их беспечности и сомнений, а их источником, основой. Это более выразительно: то, что должно быть основой напоминания и полной убеждённости и её источником, объявлено источником и основой беспечности и сомнений. Затем Всевышний сообщает о том, что завеса беспечности и растерянности будет поднята в этот день. Завеса сна будет поднята от сердца, и оно проснётся, и от глаз, и они откроются. Эта завеса поднимется от человека так же, как поднимается от него завеса сна, когда он просыпается. Далее Всевышний сообщает о том, что его спутник, то есть приставленный к нему в этом мире ангел, записывающий

 
   

___________________________________________________ Саляма передаёт, что однажды Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я — всего лишь человек, а вы приходите ко мне со своими тяжбами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более убедителен в своих доводах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании того, что услышу. Пусть же тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, знает, что я даю ему частицу Огня, и пусть не берёт ничего из этого!» ___________________________________________________

его дела и слова, скажет, когда приведёт его: «Это тот, кого Ты поручил мне в мире этом. Я привёл его к Тебе», Это мнение Муджахида.

Ибн Кутайба сказал: «Это означает: вот то, что я записал из его слов и дел — оно здесь, со мной». В действительности аят несёт в себе оба значения, то есть: это человек, который был поручен мне, и это — его дела, которые я записал. Тогда будет сказано: «Вдвоём бросайте в Геенну» (сура 50 «Каф», аят 24). Это обращение либо к погонщику и свидетелю, либо к ангелу, которому поручено подвергать его мучениям, хотя он и один. Это известный в языке арабов приём: усиление, подчёркивание принимает форму обращения в двойственном числе. Далее Всевышний упоминает свойства этого бросаемого в Огонь. Их шесть. Первое свойство: он не благодарит Аллаха за Его милости и не соблюдает Его права и не верует в Его религию, в Его единственность, в Его имена и качества, а также в Его посланников и ангелов, в Его Писания и во встречу с Ним. Второе свойство: он упрямо отрицает истину и противодействует ей. Третье свойство: он не делает добра. Он не делает добра самому себе, поскольку не проявляет покорности Аллаху и не старается приблизиться к Нему. В то же время он не делает добра другим людям. Таким образом, он не делает добра ни себе, ни другим. Таково положение большинства людей. Четвёртое свойство: он не только не делает добра, но и ведёт себя агрессивно по отношению к людям, поступает с ними несправедливо, притесняет их, причиняет им зло своими руками и языком. Пятое свойство: он — носитель сомнений, и в то же время сам он совершает всякое сомнительное деяние. Шестое свойство: он при этом ещё и придаёт Аллаху сотоварищей. Он взял себе наряду с Аллахом иного бога и поклоняется ему, любит его, гневается ради него, проявляет довольство ради него, клянётся его именем, даёт ему обеты и относится к другим лояльно либо враждебно ради него. И он затеет тяжбу с другим своим спутником — шайтаном и попытается переложить ответственность на него, утверждая, что это он, шайтан, сбил его с правильного пути. Тогда его спутник скажет: «У меня не было такой силы, чтобы сбить его с правильного пути — он сам впал в далёкое заблуждение. Он выбрал его и предпочёл его истине». Как скажет Иблис обитателям Огня: «У меня не было над вами никакой власти. Я лишь позвал вас, и вы вняли моему зову» (сура 14 «Ибрахим», аят 22). Таким образом, здесь под спутником подразумевается шайтан, и они начнут пререкаться пред Аллахом. Некоторые сказали, что под спутником здесь подразумевается ангел. То есть человек будет утверждать, что ангел записал больше скверных деяний, чем он совершил на самом деле, и что всего этого он на самом деле не совершал, и что ангел слишком быстро всё это записал и не оставил ему времени раскаяться. Ангел же скажет: «Я ничего не лобавил при записи к тому, что он совершил, и я не лишал его возможности раскаяться, "он сам находился в глубоком заблуждении"». И Всевышний Господь скажет: «Не препирайтесь предо Мной» (сура 50 «Каф», аят 28). Всевышний сообщил о препирательстве неверующих с шайтанами в двух сурах — «Стоящие в ряд» и «Преграды». И Он сообщил о препирательстве людей пред Ним в суре «Толпы». Кроме того, Он сообщил о препирательстве обитателей Огня в сурах «Поэты» и «Сад». Далее Всевышний сообщает о том, что Его слово неизменно. Некоторые утверждали, что подразумеваются Его слова «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми — всеми вместе» (сура 11 «Худ», аят 119). Также подразумевается Его обещание обитателям Рая. Это обещание не подлежит изменению и не будет нарушено. Ибн 'Аббас сказал: «Подразумевается: Моё обещание и тем, кто покорен Мне, и тем, кто ослушивается Меня, не подлежит нарушению». Муджахид сказал: «Подразумевается: Я постановил то, что постановил». И это самое правильное из двух объяснений. Есть и другое объяснение. Смысл этих слов: слово у Меня не может быть изменено посредством лжи и искажения, как это происходит у царей и правителей. Таким образом, под словом подразумеваются слова препирающихся. Это мнение выбрал аль-Фарра и Ибн к Кутайба. Аль-Фарра сказал: «Это значит: предо Мной не солгут, потому что Я знаю сокровенное». А Ибн Кутайба сказал: «То есть предо Мною не исказят слова и не добавят к ним ничего и не убавят от них ничего». Он сказал: «Потому что Он сказал: "слово у Меня" но не сказал: "Моё слово" Так же говорят: «При мне не лгут». Согласно первому объяснению, слова Всевышнего «И Я не поступаю несправедливо с рабами» (сура 50 «Каф», аят 29) являются смысловым завершением слов Всевышнего «Слово у Меня неизменно». То есть то, что Я сказал и обещал, непременно будет сделано, и при этом оно справедливо, и в нём нет никакой несправед-ливости и притеснения. А согласно второму объясне-нию получается, что Всевышний дал Себе два описания. Одно из них: совершенство Его знания и осведомлён-ности исключает вероятность подмены слов пред Ним и преподнесение Ему лжи. Второе: совершенство Его справедливости и Его самодостаточность исключают вероятность несправедливости с Его стороны по отношению к Его рабам. Затем Всевышний сообщил об обширности Геенны и о том, что каждый раз, когда в нее бросают кого-то, «она говорит: "Нет ли добавки?"» (сура 50 «Каф», аят 30). И ошибается тот, кто утверждает, что подразумевается отрицание, то есть Геенна утверждает, что в ней больше не осталось места, поскольку достоверный хадис опровергает это толкование4. Далее Всевышний сообщает о приближении Рая к богобоязненным и о том, что обитатели Рая обладают четырьмя следующими свойствами. Во-первых, такой человек постоянно возвращается к Аллаху, то есть возвращается от ослушания к покорности Ему, и от беспечности — к Его поминанию. 'Убайд ибн 'Умайр сказал: «Словом "авваб" обозначается тот, кто вспоминает о своих грехах, а потом просит прощения за них». А Муджахид сказал: «Подразумевается тот, кто, вспомнив о своём грехе в одиночестве, просит прощения за него». Са'ид ибн аль-Мусайяб сказал: «Подразумевается тот, кто совершает грех и раскаивается, совершает грех и раскаивается». Второе свойство: он бережно хранит то, что Аллах повелел ему хранить. Ибн 'Аббас сказал: «Он хранит то, что Аллах вверил ему, и [неуклонно соблюдает] то, что

 
   

___________________________________________ 4 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Анас передаёт от Пророка «Геенна не перестанет говорить: "Есть ли добавка?" пока Господь величия, Преблагодатный и Всевышний, не поместит в неё Свою Стопу. Тогда она скажет: "Достаточно. Достаточно!"» Похожий хадис приводит аль-Бухари со слов Абу Хурайры.

________________________________________________

Он возложил на него». Катала сказал: «Он хранит то, что Аллах велел ему хранить, из Его прав и Его милостей». У души есть две силы: сила стремления и сила удерживания, и возвращающийся использует силу стремления в возвращении к Аллаху, Его довольству и Его покорности. А силу удерживания он использует для воздержания от ослушания Его и от того, что Он запретил. «Хафиз» — тот, кто удерживает себя от того, что ему запрещено. А «авваб» — тот, кто устремляется к Аллаху с покорностью Ему. Третье свойство: слова Всевышнего «который боялся Милостивого втайне5» (сура 50 «Каф», аят 33) подразумевают признание Его существования, Его Господства, Его могущества, Его знания и того, что Ему известны мельчайшие подробности жизни Его раба. Они также подразумевают признание Его Писаний, Его посланников, Его велений и запретов. Подразумевают они и признание Его благих обещаний и Его угроз и встречи с Ним. Невозможно бояться Милостивого без признания всего перечисленного. Четвёртое свойство: это Его слова «и явился с обращающимся сердцем» (сура 50 «Каф», аят 33). Ибн 'Аббас сказал: «То есть возвращающимся от ослушания Аллаха к покорности Ему». Подразумевается такое состояние, когда сердце постоянно покорно Аллаху, любит Его и обращено к Нему. Затем Всевышний упоминает о награде, которая ожидает обладателей этих свойств. Он сказал: «"Входите сюда с миром. Это — День вечности!" Там для них уготовано всё, что они пожелают, а у Нас будет добавка [возможность созерцать Лик Аллаха]» (сура 50 «Каф», аяты 34-35). 5 То есть 'не видя Его воочию' или 'оставаясь наедине с самим собой.' Затем Он пригрозил им гибелью, которая постигла живших до них, и упомянул о том, что они были более могущественными, однако это не спасло их от гибели, а также о том, что, почувствовав приближающийся конец, они в панике побежали кто куда в надежде спастись от кары Аллаха. Катада сказал: «Враги Аллаха побежали, но Его наказание настигло их». Аз-Заджжадж сказал: «Они бегали и искали убежища, но поняли, что от смерти не убежать». То есть они пытались убежать от смерти, но им это не удалось. Далее Всевышний сообщает о том, что это является напоминанием «для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура 50 «Каф», аят 37). Затем Он сообщил о том, что Он сотворил небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней и при этом Его не коснулась усталость. Так Он опроверг утверждения Своих врагов из числа иудеев, утверждавших, что в седьмой день Он отдыхал. Затем Он повелел Своему Пророку брать с Него, Все-вышнего, пример, терпя то, что говорят о нём Его враги, подобно тому, как Он стерпел слова иудеев «Он отдыхал». Никто не воспринимает обидные и оскорбительные утверждения с таким терпением, как Он. Затем Всевышний повелел ему делать то, что поможет ему сохранять терпение, а именно — восхвалять Господа хвалою перед восходом солнца и перед его заходом, а также ночью и после земных поклонов. Некоторые утверждали, что под восхвалением после земных поклонов подразумевается молитва-витр. Другие считали, что подразумевается совершение молитвы в два рак'ата после закатной (магриб) молитвы. Первое мнение принадлежит Ибн 'Аббасу, а второе — 'Умару, 'Али, Абу Хурайре и аль-Хасану ибн 'Али, Кроме того, это одно из двух мнений, передаваемых от Ибн 'Аббаса. От Ибн 'Аббаса передаётся и третье мнение, согласно которому подразумевается словесное восхваление Аллаха в конце обязательных молитв. Всевышний завершил суру упоминанием о воскрешении и о том, как глашатай провозгласит возвращение душ в тела для сбора. Он сообщил, что призыв этот раздастся из близкого места и его услышит каждый: «В тот день они услышат звук истинно» (сура 50 «Каф», аят 42). Он возвестит о воскрешении и встрече с Аллахом «в День, когда земля разверзнется над ними», подобно тому, как разверзается она для растений, и они выйдут «спешащими», то есть без промедлений и задержек. И в осуществлении этого сбора нет ничего трудного для Всевышнего. Далее Всевышний сообщил о том, что Он знает, что говорят Его враги, и это свидетельствует о том, что Он воздаст им за их слова, поскольку они не укрываются от Него. Всевышний упоминает о Своём знании и могуществе для того, чтобы показать, что воздаяние грядёт. Затем Всевышний сообщил ему [Пророку ]о том, что ему не дана власть над ними и ему не позволено подавлять их, и он послан не для того, чтобы силой принуждать их к принятию ислама. Он повелел ему напоминать о Его словах тем, кто боится Его угрозы, потому что именно такому человеку приносит пользу поминание. Что же касается того, кто не верит во встречу с Ним, не боится Его угрозы и не надеется на Его награду, то ему напоминание не приносит пользы.

 

 

3Польза О словах «Делайте, что хотите, Я уже простил вам» в хадисе-кудси6

 

Пророк сказал 'Умару: «А откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников сражения при Бадре и сказал: "Делайте, что хотите, Я уже простил вам!"?» [аль-Бухари; Муслим]. Смысл этих слов вызывает вопросы у многих мусульман. Ведь если понять их буквально, то получается, что этим людям дозволено совершать любые дела и им была предоставлена возможность выбирать любые из них. Но этого не может быть. Некоторые учёные, в числе которых и Ибн аль-Джаузи, сказали: «Под словом "делайте" подразумевается не будущее, а прошедшее. То есть: Я простил вам всё, что вы уже сделали». Он сказал: «Тому есть два подтверждения. Первое: если бы речь шла о будущем, то и фраза завершалась бы словами: "Я прощу вам" Второе: если бы речь шла о будущем, то получилось бы, что им предоставлена возможность совершать любые грехи, а это допустить невозможно. И истинный смысл этих слов: "За эту битву Я простил вам грехи, совершённые вами до неё"». _________________________ 6 Хадис-кудси — когда Посланник Аллаха выражает смысл, внушённый ему Всевышним, своими словами. _________________________

Однако это мнение слабое по двум причинам. Во-первых, слово «делайте» исключает подобное объяснение, поскольку указывает на будущее время, а не на прошедшее. И слова «Я уже простил вам» вовсе не предполагают, что слово «делайте» должно согласовываться с ними во времени. Слова «Я уже простил» могут служить указанием на то, что это про- щение обязательно будет иметь место в будущем, как в словах Всевышнего «Пришло веление Аллаха» (сура 16 «Пчёлы», аят 1) и в словах «И пришёл Господь Твой» (сура 89 «Заря», аят 22). Можно привести и другие примеры.

Во-вторых, сам хадис опровергает это объяснение, поскольку поводом для произнесения Пророком этих слов послужила история Хатыба, который решил доложить язычникам о действиях Пророка. А этот грех он совершал не до битвы при Бадре, а после. Это причина появления хадиса и именно об этом идёт речь в нём. Это однозначно. Мы же считаем (а Аллах знает обо всём лучше), что это обращение к людям, о которых Всевышний Аллах знал, что они не изменят своей религии и умрут мусульманами и что они могут совершить некоторые из грехов, которые совершают и другие люди, однако Всевышний не оставит их упорствующими в совершении этих грехов, но поможет им искренне раскаяться, попросить прощения и совершать благие дела, стирающие собой грехи. То есть Он особо выделил именно их, потому что они отвечают этим требованиям и им даровано прощение. И это не исключает вероятности того, что прощение было обретено ими благодаря причинам, которые они создавали сами. И это не означает, что им было разрешено отказаться от исполнения религиозных обязанностей, положившись на прощение, обещанное им. Потому что если бы прощение было даровано им без регулярного исполнения велений Всевышнего с их стороны, это означало бы, что, получив прощение, они уже не нуждались бы в совершении молитвы, соблюдении поста, в совершении хаджа, выплате закята и участии в сражениях на пути Аллаха. А это невозможно! И к важнейшим обязанностям относится покаяние после совершения греха, и гарантия прощения не предполагает аннулирование причин этого прощения. Подобные слова содержатся в другом хадисе: «Один раб Аллаха как-то совершил грех и сказал: "Господи, я совершил грех. Прости же меня!" И Он простил его. Прожив ещё столько, сколько пожелал Аллах, он снова совершил грех и сказал: "Господи, я совершил грех. Прости же меня!" И Он простил его. Прожив ещё столько, сколько пожелал Аллах, он снова совершил грех и сказал: "Господи, я совершил грех. Прости же меня!" И Аллах сказал: "Мой раб знает, что у него есть Господь, Который прощает грех и наказывает за него... Я простил рабу Моему, пусть же он делает, что пожелает"» [аль-Бухари; Муслим]. Эти слова не означают предоставление человеку полной свободы в совершении запретных деяний и пре ступлений. Они указывают на то, что Аллах будет прощать этому человеку до тех пор, пока он будет поступать так, то есть, совершив грех, раскаиваться. Этот раб удостоился прощения, потому что Аллах знал, что он не упорствует в совершении грехов и раскаивается каждый раз, когда совершает грех. И это постановление распространяется на каждого, кто подобен ему в этом. И этому рабу прощение было гарантировано так же, как и участникам битвы при Бадре. То же можно сказать и обо всех тех, кому Посланник Аллаха сообщил благую весть об ожидающем его Рае или прощении: ни сам человек, ни сподвижники не понимали эту радостную весть как разрешение совершать любые грехи и отказываться от исполнения религиозных обязанностей. Напротив, эти люди, услышав радостную весть, становились ещё более усердными, осторожными и богобоязненными. В качестве примера можно привести тех десятерых, которые были при жизни обрадованы благой вестью о Рае. Абу Бакр ас-Сыддик был очень осторожным в поступках и богобояз-ненным человеком. Таким же был 'Умар. Они знали, что хотя эта благая весть и была передана им без каких-либо условий и ограничений, в действительности она всё кже ограничена определёнными условиями, которые они обязаны исполнять до самой своей кончины, и должны отсутствовать препятствия. И никто из них не понимал этувесть как предоставление им полной свободы и разрешение совершать любые деяния, которые они пожелают совершить.

 

 

4 Важная польза О смысле слов Всевышнего «Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной...»

Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по её возвышенностям и вкушайте из Его удела» и к Нему вы прибудете после воскрешения» (сура 67 «Власть», аят 15). Всевышний сообщает о том, что Он сделал землю покорной и смиренной для нас. Так что мы можем ходить по ней, копать ее, вспахивать, возводить на её поверхности разные строения, и Он не сделал её такой, что делать всё перечисленное было бы на ней очень трудно или даже невозможно. Всевышний сообщил, что Он сделал землю распростёртым ложем, ковром, колыбелью и местом пребывания. И Он сообщил, что Он распростёр её и вывел из неё воду и пастбища, укрепил её посредством гор и устроил на ней проходы и дороги, пустил по ней реки и ручьи и сделал её благодатной и отмерил её удел. К проявлениям её благодатности относится и то, что все живые существа и их пища выходит из неё. К её благодатности относится и то, что когда в неё бросают зерно, из неё выходит во много раз больше, чем в неё посеяли. К проявлениям её благодатности относится и то, что скверну она несёт на своей поверхности и при этом выводит из недр своих самые прекрасные и полезные вещи, скрывая мерзкое и выводя благое. К благодатности её относится и то, что она скрывает то скверное, что есть у раба Аллаха, и его отходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.027 с.)