Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5 субличность — индивидуальный портрет

Поиск

Базисные качества субличности. Каждая субличность, представленная в психике человека, совершенно уникальна и не похожа на другие его субличности, а также на субличности других людей. У нее есть свое место в психике, свои манеры, вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии, и работа человека над собой в первую очередь предполагает подробное изучение своих субличностей и их своеобразия; лишь после этого у него появляется возможность сколько-нибудь эффективной их проработки.

У одного и того же человека могут сосуществовать самые разные субличности: степенные и юркие, инертные и подвижные, великолепные и тусклые, отчетливые и невнятные, энергичные и вялые, грозные и снисходительные, злопамятные и не помнящие зла, жесткие и ласковые... это перечисление может быть продолжено на многие страницы. Но обычно эпитеты, характеризующие данную субличность, относятся к ней в целом, то есть к большинству или к наиболее типичным ее проявлениям, а в меньшинстве случаев она может проявляться и в противоположном качестве. Например, субличность Отца, обладающая качествами доброты и снисходительности, может в виде исключения, если поведение детей решительно выходит «за рамки», проявить качества строгости и требовательности.

Качества, характеризующие данную субличность, не только ее «окрашивают», сообщая ей индивидуальность — они ее поддерживают соответствующей архетипической энергией, и будучи лишена этой энергии, субличность теряет свою силу и выразительность. Иногда субличность как раз для того и формируется в психике, чтобы дать возможность проявиться энергии некоторого архетипа — но он находит свое выражение не в определенной роли или функции человека (дающих обычно имя субличности), в главном ее качестве.

Таким образом, обычно у субличности обнаруживается одно-два (реже три) самых главных качества, на которые она постоянно опирается и без которых себя в принципе не мыслит, а в отсутствие которых чувствует себя неуверенно и неуютно, стараясь отойти от микрофона; мы называем эти качества базисными для данной субличности.

Упражнение 1. Определите базисные качества следующих ваших субличностей (возможно, из вашего прошлого или будущего — так, как вы его себе представляете) и нескольких других ваших основных субличностей. То же задание по отношению к субличностям ваших ближайших родственников.

1. Сын (дочь) своих родителей.

2. Учащийся.

3. Советчик.

4. Путешественник.

5. Родитель.

6. Учитель.

7. Ученик.

8. Возлюбленный (-ая).

9. Друг.

10. Попутчик в дальнем поезде.

Однако было бы наивным считать, что базисные качества субличности логически вытекают из ее основной роли; фактически это далеко не всегда так, и порой базисное качество оказывается для субличности неудобным или даже вовсе, на первый взгляд, ей антагонистическим (например, злобность — для Воспитателя, бесхребетность — для Начальника, воинственность — для Ученика) — и тем не менее, она парадоксальным образом на это качество опирается и без него нежизнеспособна. Почему так получается — вопрос сложный, и требующий в каждом отдельном случае специального исследования. Есть люди, сравнительно гармоничные, у которых базисные качества по их прямому смыслу поддерживают субличности, а есть и противоречивые, драматические натуры, у которых базисные качества распределены по субличностям как будто в насмешку над здравым смыслом — но не следует считать такое распределение патологией. Чем более тонкая и сложная миссия возложена на человека, тем хитроумнее переплетение энергий в его психике и сложнее характер, но в конечном итоге, при должной проработке именно это переплетение оказывается необходимым и в каком-то смысле удобным для исполнения его миссии.

В качестве примера рассмотрим следующие роли человека и набор качеств, которыми он обладает.

Роли: Сын, Работник, Муж, Товарищ, Мечтатель.

Качества: надежный непостоянный, трезвый, изобретательный, жизнерадостный, добычливый.

У гармоничного человека эти присущие ему качества распределились бы по его субличностям как базисные таким образом:

1. Сын — жизнерадостный.

2. Работник — изобретательный.

3. Муж — добычливый.

4. Товарищ — надежный.

5. Мечтатель — непостоянный.

Однако если наш герой относится к категории людей у которых все наперекосяк, то распределение базисных качеств по субличностям у него может выглядеть и так:

1. Сын — изобретательный.

2. Работник — жизнерадостный.

3. Муж — непостоянный.

4. Товарищ — добычливый.

5. Мечтатель — надежный.

И эти базисные качества ни окружающим, ни самому человеку не удастся так просто поменять местами — они вполне могут оказаться «приклеенными» к соответствующим субличностям.

В связи с этим возникают два вопроса: как можно «переманить» базисное качество одной субличности, снабдив им другую, и как можно избавиться от базисного качества данной субличности, если оно ей откровенно вредит?

Перед тем, как отвечать на эти вопросы, следует рассмотреть данное качество как черту характера человека в целом: насколько оно ему присуще и с какой силой проявляется?

Случайное для человека качество, проявляющееся как базисное лишь в одной и не слишком значимой для него субличности, вполне может оказаться для нее не критическим, и при некоторой работе с ней заменено на другое. Так, например, субличность Интересного Мужчины, достаточно периферическая для благополучно семейного и счастливого в своем браке мужчины зрелого возраста, может опираться на такое базисное качество, как щеголеватость (что исторически сложилось еще в его юности), но небольшая внутренняя перестройка может безболезненно перевести эту субличность на другое базисное качество, например, солидность или надежность.

Упражнение 2. Подумайте о своих вспомогательных субличностях — на какие базисные качества они опираются? Не пора ли сменить эти качества на иные, вам также свойственные (или не свойственные — вот удачный повод для их развития)? Рассмотрите, если они у вас имеются, такие свои субличности, как Покупатель, Опоздавший, Виновник Торжества, Получатель Подарков, Объект поклонения, Обличитель Невежества, Моральный Урод, Позор Своей Семьи, или субличности, сходные с перечисленными.

Совсем другая ситуация складывается с субличностью, чье базисное качество является фундаментальным для человека в целом, проявляясь в значительной части его жизни, то есть имеющее для него буддхиальное значение. Часто это означает, что человек имеет прямую связь с соответствующим архетипом (имя этого архетипа получается, если название качества или похожее по смыслу слово написать с прописной буквы), и энергия этого архетипа поступает к человеку по его (человека) запросу неограниченно, а частенько прорывается и без специального запроса. В этом случае легче сменить опирающуюся на данное качество субличность, чем изменить это качество как базисное для нее. Более того, конкретное имя данной субличности и связанная с этим именем роль могут быть для психики не так существенны, лишь бы эта субличность успешно материализовывала данное качество, то есть служила удобным инструментом для проявления энергии соответствующего архетипа.

В качестве примера рассмотрим качество заботливости, которому соответствует архетип Заботы. Если человек напрямую подключен к этому архетипу (древние люди сказали бы: находится под покровительством богини Заботы, то есть Великой Богини-Матери), то этот архетип обязательно будет проявляться в жизни человека в виде разнообразных ситуаций, в которых он окажется рядом с тем или иным существом, нуждающимся во внимании, уходе, помощи и поддержке — то есть объектом заботы, с которым человек будет с удовольствием возиться: кормить, причесывать, купать, целить, укладывать спать и т. д. Поступающая к этому человеку энергия архетипа Заботы выразится, во-первых, в том, что к нему в изобилии пойдут «объекты», нуждающиеся в его присмотре, а во-вторых, в том, что у него при их появлении возникнет энтузиазм и придут силы ими заниматься. В детстве он будет возиться с младшими братьями и сестрами, или таскать домой мелкую живность и ее кормить и дрессировать, в отрочестве и юности у него появятся «опекаемые» им друзья, во взрослом возрасте он станет родительской фигурой не только для своих детей, но и для их друзей, и специальность он скорее всего постарается подобрать себе соответствующего профиля: врача-терапевта, механика, эксплуатационника, администратора гостиницы. И если попытаться лишить соответствующую его субличность качества заботливости, от нее ничего не останется, и к микрофону она не подойдет.

Однако фундаментальность данного качества для психики вовсе не означает, что человек сможет сделать его базисным для любой своей субличности. Например, если эта субличность существенно опирается на другое качество, по мнению человека, противоречащее данному, то базисными вместе они не станут. Например, если человек считает, хотя бы подсознательно, что заботливость несовместима с авторитарностью (хотя на этот счет могут быть разные мнения), и если судьба вынудит его выступать в роли Авторитетного Начальника, то на качество заботливости этой его субличности опереться не удастся.

Упражнение 3. Подумайте, какие психологические черты (качества) вы считаете фундаментальными для своего характера? Назовите соответствующие архетипы и оцените свою связь с ними: текущую и в течение уже прожитой жизни. Для каких ваших субличностей эти качества являются базисными? Подумайте, насколько существенную роль в вашей жизни играют эти субличности и их программы?

А теперь вернемся к двум актуальным вопросам, поставленным выше: как можно «пересаживать» качества с одной субличности на другую и как избавляться от базисных, но неудобных для данной субличности качеств? В принципе, психика является тем более гибкой и послушной воле человека, чем лучше она им осознана, в частности, чем лучше и точнее поток внешних и внутренних событий авторизуется явными (осознанными и именованными) субличностями. Если некоторое качество является настолько значимым для человека, что оно не только является базисным для одной субличности, но и желательно для другой, то можно попытаться выделить (создать) отдельную соответствующую этому качеству субличность, оформить ее в психике (см. гл. 2) и официально пригласить эту субличность сотрудничать (у дополнительного микрофона) с той субличностью, которая нуждается в данном качестве. Это — прямой, хотя и трудоемкий метод. Другой вариант — попытаться пригласить к сотрудничеству непосредственно субличность, обладающую данным качеством, с тем, чтобы она в нужных случаях активизировала соответствующий архетип. Однако организовать такое сотрудничество обычно нелегко, так как интересы субличностей как правило разнонаправлены. Впрочем, нелегко не значит невозможно, а души читателей психологической литературы обычно не ищут легких путей во внешней и внутренней жизни.

Что же касается базисных, но «неудобных» для данной субличности качеств, то здесь нужно в первую очередь обратить внимание на т о, насколько данная субличность существенная для человека. Если она является вспомогательной, то чаще всего вполне возможна замена ее базисного качества; при этом сама субличность может существенно измениться, но кардинальной перестройки психики это скорее всего не повлечет. Если же наша субличность является основной, то следует внимательно изучить ее роль в психике в целом и соотношение «проблемного» базисного качества с этой ролью. Чаще всего между ними обнаруживается прямая связь, так что просто-напросто «отрезать» проблемное качество от субличности не удается и приходится его очищать, окультуривать и поднимать до более высокой октавы соответствующего архетипа.

В качестве примера рассмотрим человека с основной субличностью Ювелира, работающего по соответствующей специальности, но обладающего базисным для этой субличности качеством неорганизованности, которое (в частности) проявляется в том, что человек исполняет заказы обычно не в срок (то раньше, то позже), и сами изделия при этом далеко не всегда напоминают свои эскизы, согласованные с клиентами. В данном случае можно очистить и перестроить проблемное качество неорганизованности, превратив его в творческую оригинальность, что, возможно, потребует от человека большой и серьезной работы над базисным качеством, но не его принципиальной замены этого качества.

Эта тема очень актуальна в воспитании детей, рано обнаруживающих разнообразные отрицательные качества в своих основных субличностях, и родителям нередко хочется эти качества истребить в корне — однако при этом могут погибнуть или уйти слишком глубоко в подсознание опирающиеся на них субличности.

Упражнение 4. Подумайте, какие отчетливо положительные качества могут развиться из таких черт характера, как капризность, своеволие, рассеянность, драчливость, нетерпеливость, упрямство, равнодушие, жестокость, трусость, склонность к наркотикам, насилию, бесхребетность, эгоизм... (продолжите этот список несколькими негативными качествами по своему усмотрению).

Проследите динамику ваших собственных детских и юношеских негативных качеств. Во что они трансформировались? Можете ли вы назвать соответствующие архетипы и их октавы?

Нормальные и невротические субличности. В области психики понятие «нормы» довольно расплывчато — здесь сфера «индивидуальных особенностей» весьма широка, так что о «патологии» можно говорить лишь применительно к тем или иным официально оформленным и обычно довольно произвольно установленным границам. Тем не менее субличности в пределах соборного «я» довольно резко различаются. Некоторые из них воспринимают себя как нормальные: они нашли свое место в психике и чувствуют в ней себя как дома; другие же, наоборот, как будто нервничают, мечутся, ведут себя неадекватно, нарушая общие правила поведения на сцене соборного «я», и в целом заслуживают названия невротических. Мы рассмотрим эти две категории подробнее, сразу обратив внимание читателя на то, что невротические субличности не «обречены» на свой статус и в принципе могут стать нормальными, существенно улучшив свое поведение на сцене соборного «я», хотя это может потребовать от человека существенных усилий. Однако оно часто того стоит.

Невротичность не является полностью отрицательным качеством: оно придает субличности оригинальные черты, своего рода квазиоригинальность, иногда даже своеобразное обаяние, но обычно это происходит за чужой счет, то есть с сильными негативными последствиями для психики в целом.

Как же отличить нормальную субличность от невротической? Вероятно, основным признаком нормальной субличности является предсказуемость ее появления у микрофона и устойчивость используемого ею стиля поведения. Она заранее знает, в каких ситуациях ей следует выходить к микрофону (и к какому именно), или же актуализируется по прямому указанию субличности, стоящей в данный момент у Главного микрофона. Находясь у Главного микрофона, нормальная субличность ведет ситуацию до тех пор, пока та не сменится, и обычно прямо или косвенно обозначает следующую субличность, которая должна выйти к Главному микрофону. Стоя у дополнительного микрофона, то есть находясь в роли актуализированной служебной субличности, нормальная субличность помогает своей управляющей субличности (стоящей у Главного микрофона) и не стремится занять ее место, касается ли это самопроявления или авторизации.

Невротическая же субличность склонна нарушать описанные выше правила «хорошего тона», и по этому признаку (а также по дисгармонии вносимой ею в психику) ее обычно легко отличить.

Невротическая субличность склонна:

— появляться у Главного или дополнительного микрофона, когда ее никто не звал и она неуместна по ситуации;

— не выходить к микрофону, когда ее зовут туда другие субличности или ситуация;

— отталкивать от микрофона стоящую там субличность или не уступать места у микрофона, когда она становится неадекватной ситуации;

— убегать от микрофона (Главного или дополнительного), не дождавшись завершения своей ситуации и не вызвав никого себе на смену;

— находясь у дополнительного микрофона, мешать другим актуальным субличностям, особенно управляющей;

— будучи у Главного микрофона, взывать к дополнительным не адекватным по ситуации помощникам и плохо (или никак) ими руководить;

— высказывать всевозможные неадекватные претензии другим субличностям.

Упражнение 5. Подумайте, какие ваши субличности являются нормальными, а какие — невротическими. Какие именно нарушения правил поведения на сцене соборного «я» для них характерны?

Следует заметить, что актуализация (выход к микрофону) невротической субличности далеко не всегда означает невротичное или истеричное поведение человека — однако он смотрится со стороны как несколько неадекватный, странноватый, в чем-то неуловимо непоследовательный и непредсказуемый. Все это вместе нередко вызывает у окружающих неопределенные подозрения, ощущение психологической неадекватности человека или скрываемых намерений.

Упражнение 6. Представьте себе и опишите человека, у которого есть одна из следующих субличностей: а) в нормальном и б) в невротическом ее варианте. Встречали ли вы таких людей в своей жизни?

1. Воспитатель.

2. Начальник.

3. Судья.

4. Волокита.

5. Мать.

6. Любящая Женщина.

7. Юморист.

8. Свидетель.

9. Скептик.

10. Адвокат.

Причины невротичности могут быть самыми разными. Например, нередко невротическая субличность при ближайшем рассмотрении она оказывается замаскированной или участвующей в постоянном антагонистическом противостоянии с другими субличностями. Однако, в принципе, следует удивляться не невротичности своих (и чужих) субличностей, а скорее наличию нормальных. Психика подобна саду: если за ним ходит опытный, умелый и любящий свое дело садовник, то сад процветает; а если садовник неумел, склонен к халтуре или вовсе отсутствует, то сад быстро зарастает, дичает и превращается в дикие непроходимые джунгли, по которым случайно быстро пройти и то опасно.

Субличности и их модальности. В этом пункте мы рассмотрим конкретные особенности, которыми обладает практически любая субличность, и предложим читателю нечто вроде анкеты, которую он сможет предложить всем своим субличностям. Заполнив эти анкеты, он получит для каждой субличности ее в большой мере индивидуализированное описание, и сможет составить себе представление о ее слабых и сильных местах и путях развития.

В принципе, у каждой субличности есть свои предпочтения в рамках любой универсальной (полной) семьи модальностей. Невротическая субличность нередко доводит эти предпочтения до крайности, выбирая себе одну из модальностей данной семьи и начисто отрицая все остальные (родственные) модальности (и это тоже один из важных признаков невротичности субличности). Нормальная субличность, особенно узко специализированная, тоже довольно определенна в своих вкусах, то есть предпочитает одну из модальностей данной семьи, воспринимая ее как самую удобную, «свою», — но все же при необходимости использует и другие модальности данной семьи. В связи с этим можно отметить одно из важных направлений работы человека над собой — это приучение своих субличностей к нелюбимыми и неудобным для них модальностям; это — довольно трудная работа, но она весьма важна и приносит весьма ощутимые плоды — субличности почти в буквальном смысле «встают на ноги», начиная чувствовать себя в мире гораздо устойчивее и увереннее и существенно лучше понимая друг друга.

Ниже мы рассмотрим несколько универсальных модальных семей, соответствующих универсальным архетипам, описанных автором в книгах «Покрывало майи, или Сказки для невротиков», «Архетипы психики», «Высшие архетипы: опыт психологического исследования», а именно, триадическую семью, состоящую из синтетической, качественной и предметной модальностей; диадическую семью, состоящую из янской и иньской модальностей; психологическую семью, состоящую из внешней, демонстративной, внутренней и наблюдательной модальностей; холистическую семью состоящую из локальной и глобальной модальностей; и диалектическую семью состоящую из творительной, осуществительной и растворительной модальностей. В принципе, изучение любой субличности должно включать в себя выяснение ее предпочтений и «узких мест» в рамках каждой из вышеперечисленных семей, а также в рамках логистической, каббалистической и эволюционной семей, но подробное их рассмотрение выходит за рамки этой главы. Читатель в качестве полезного упражнения может сделать это самостоятельно, обратившись за необходимой информацией к вышеупомянутым книгам автора, а также книгам серии «Коммуникатика».

Следует заметить, что рассмотрения, предлагаемые ниже читателю, весьма схематичны и носят скорее иллюстративный, чем исчерпывающий характер; тем не менее, следуя им, читатель может обнаружить в своем внутреннем мире и внешних обстоятельствах много для себя интересного и полезного — а также, возможно, откровенно скучного и вредного.

Субличности и триадические модальности. Есть субличности, отчетливо тяготеющие к Синтетическому архетипу; психологически они не предполагают дифференциации соответствующих им состояний сознания человека или каких-либо его действий, и обычно идентифицируются человеком по своему названию:

— Я — дворянин.

— Я — мать!

— Я — бездельник.

— Я влюблена.

Есть субличности, проявление которых связано для человека с активизацией того или иного качества, свойственного данной субличности, например:

— Я — мать, но иногда — хорошая, а иногда — безрассудная.

— Я — преподаватель! По специальности языкознание, со стажем, умелый.

И есть субличности, проявление которых для человека непременно связано с его конкретными действиями (поступками).

— Я сейчас как отец дам тебе подзатыльник!

— Если я не покомандую своими подчиненными — какой же я тогда начальник?

Рассмотрим в качестве примера субличность, соответствующую такому качеству характера, как великодушие. Есть люди, считающими себя великодушными на том основании, что их часто посещает чувство «широкой души», когда они снисходительно смотрят на мир и людей в целом и как бы оптом отпускают им их грехи и разрешают существовать такими, какие они есть. При этом у них нет желания как-то специфицировать это чувство и нет никакого стремления или потребности сделать что-либо конкретное для мира или отдельных его представителей, им достаточно фиксировать у себя вышеописанное состояние сознания. Мы скажем, что такой человек обладает Великодушной субличностью в синтетическом ее варианте. Много это или мало — вопрос непростой; для некоторых людей, вырабатывавших это чувство с большим трудом, выстраивание такой субличности может быть трудным и долгим предприятием, а ее создание — большим достижением.

Для другого человека великодушие как черта характера, претендующая на название субличности, означает наличие у него как бы качественной расцветки этой черты, когда он различает у себя некоторые аспекты или оттенки своего великодушия, и на этом основании он ощущает себя реально великодушным; он может выразить это обстоятельство следующим образом:

— Я великодушен: с посторонними незлобив, с животными ласков, с родственниками терпим.

Однако для третьего, более практичного человека, великодушие как устойчивая черта характера, претендующая на имя субличности, означает в первую очередь регулярное практическое приложение и проявление этого чувства на конкретном материале, например, чистосердечное прощение реально провинившихся перед ним людей; такова, говоря на нашем языке, предметная Великодушная субличность. Самоидентификация предметно-великодушной субличности может звучать так:

— Я сегодня была великодушна: простила дочери неубранный кухонный стол.

Другой пример — заботливость как устойчивая черта характера. Заботливая субличность у человека может проявляться двумя разными способами: в виде его особого психического состояния, когда у человека на попечении имеется тот или иной объект заботы (синтетически или качественно акцентированная Заботящаяся субличность), или в виде конкретных действий, направленных на объект заботы (предметная Заботящаяся субличность).

Синтетически акцентированная Заботящаяся субличность должна в принципе иметь объект попечения — но ей совсем не обязательно что-то для этого объекта делать или как-то специфицировать качество своей заботы: если с ним все в порядке, то она время от времени бросает на него рассеянный взор и этим полностью удовлетворяется. Если вдруг этот объект потребует от нее конкретного действия — например, его нужно будет накормить, — то она его накормит, но не придаст этому своему действию существенного значения; для нее главное — это статус себя как опекающей, а объекта — как опекаемого, а конкретные акты и качества заботы имеют несущественное значение, как и нередко сам по себе объект заботы.

Качественно акцентированная Заботящаяся субличность должна специфицировать для себя аспект (качество) своей заботы, а конкретные акты заботы и сам по себе объект заботы для нее психологически не так важны (последнее, кстати, не означает, что она заботится плохо — мы обсуждаем самосознание, а не внешнюю эффективность субличности). Типичные для качественной Заботящейся субличности высказывания таковы:

— Я буду о тебе заботиться денно и нощно!

— Я занимаюсь, и всерьез, твоим воспитанием в целом, и хочу, чтобы ты чувствовала мое неусыпное внимание, заботу и поддержку.

В противоположность этому, предметно акцентированная Заботящаяся субличность заинтересована как раз в конкретных актах заботы о конкретных объектах, и именно в эти моменты происходит ее актуализация — а сам по себе официальный статус «заботы» для нее неважен, точнее — не дает ей чувства актуализации. Типичные для предметной Заботящейся субличности высказывания такие:

— (озабоченно) У тебя есть платок для носа?

— Ах, я забыла проверить, выключен ли газ!

Упражнение 7. Подумайте, какие свойственны вам и вашим знакомым синтетически, качественно и предметно акцентированные субличности. Есть ли у вас потребность в предметном выражении синтетически и качественно акцентированных субличностей? Если да, то что этому мешает?

Упражнение 8. Попытайтесь определить, на какой тип акцентуации субличности — синтетический, качественный или предметный — указывают следующие фразы, и назовите эту субличность. То же задание для пяти фраз по вашему выбору.

1. — Я не люблю людей в принципе.

2. — Как ни увижу кошку — обязательно ее поглажу и постараюсь подкормить.

3. — Я, если у меня в течение недели не появилось новой женщины, чувствую себя ну просто не мужчиной, а непонятно, чем.

4. — Я — любитель отдохнуть — в смысле, ничего не делать некоторое время.

5. — Я всегда должен быть чем-то занят — неважно, чем, а иначе не нахожу себе места.

6. — Я — дворянин.

7. — Я — послушный сын, если от меня ничего особенно не хотеть, или если хорошо со мной обращаться.

8. — Я ленив в принципе.

9. — Я озабочен состоянием земной экологии в целом.

10. — Если меня кто о чем попросит — никогда не могу сразу отказать.

Упражнение 9. Предъявите в соответствующей реплике следующие субличности и пять субличностей по своему выбору как акцентированные: а) синтетически, б) качественно и в) предметно.

1. Обожатель женщин.

2. Нигилист.

3. Завистник.

4. Добрый дядюшка.

5. Филантроп.

6. Ревнитель справедливости.

7. Борец за истину.

8. Влюбленная женщина.

9. Заботливый муж.

10. Заботливая мать.

Пример.

1а). — Я женщин обожаю!

1б). — Я женщин обожаю, но по разному: иногда благоговею, порой преклоняюсь, а бывает, что просто таю на глазах.

1в). — Я всех женщин обожаю, и как какую ни увижу — обязательно комплимент придумаю, и мелкий какой подарочек вручу — непременно!

Янские и иньские субличности. Многие субличности имеют отчетливое тяготение к янскому архетипу, используя иньский с трудом или вовсе его избегая — такие субличности называются янски-окрашенными, или просто янскими. Наоборот, субличности, отчетливо тяготеющие к иньскому архетипу и с трудом использующие янский, называются иньски-окрашенными, или просто иньскими.

Янские субличности часто соответствуют ролям, предполагающим от человека активную деятельность, проявления воли, инициативы, взятия на себя ответственности и удержания ситуаций под контролем.

Иньские субличности соответствуют адаптивным ролям и разнообразным характерным для человека состояниям, которые он воспринимает как данность и не склонен с ними бороться или иным образом на них целенаправленно воздействовать.

Упражнение 10. Определите, является ли актуальная субличность следующих реплик янской или иньской. Аналогичное задание для пяти реплик по вашему выбору.

1. — Как мне хорошо, когда я лежу на своем любимом диване! И ничего уже мне не надо больше — ни от людей, ни от жизни.

2. — Мне очень плохо, когда я выхожу на улицу — страшно, неуютно, как-то тесно и жутко.

3. — Я как отец тебя воспитаю — ты у меня шелковой будешь, и музыку, и рисование, и танцы освоишь!

4. — С моими детьми всегда начеку надо быть — но в принципе они сами все делают.

5. — (при знакомстве; энергично протягивая руку; с нажимом) Я — Филимон!

6. — (подчиненному) Зачем тебе думать, если у тебя начальник имеется, который все и решит?

7. — Я от него все терплю, не знаю уж, почему — так сложилось с самого начала.

8. — Ну, чтобы какую-нибудь эдакую пакость не придумать — я без этого никак не могу, словно черт какой кусать меня начинает.

9. — Я же никогда на тебя не сержусь, ты же сама это знаешь, Аглая.

10. — Почему меня все всегда мучают?

Конечно, каждая субличность реально использует как янский архетип, так и иньский, но чаще всего одному из них отдает решительное предпочтение, то есть б о льшую часть субличностей можно отнести к иньским или янским, и предъявляя свою субличность, человек часто дает понять, какой именно она является. Хотя, с другой стороны, опыт показывает, что если хотя бы немного поучить свои янские и иньские субличности «нелюбимым» ими модальностям, то эти субличности после первичного шока начинают чувствовать себя в психике и внешнем мире куда увереннее; о способах освоения диадических модальностей см. книгу автора «Грамматика общения».

Упражнение 11. Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору, подчеркнув, что они у вас являются: а) янскими, и б) иньскими.

1. Хозяйка дома.

2. Владелец ресторана.

3. Секретарша крупного начальника.

4. Фантазер.

5. Любительница мужских ухаживаний.

6. Скептик.

7. Романтический влюбленный.

8. Конкретный ухажер.

9. Девушка на выданье.

10. Крупный начальник.

Пример.

1а). — Заходите, гости мои дорогие, я так всегда рада, когда вы приходите!

1б). — Заходите, гости дорогие, я вас сейчас кормить и развлекать буду — не соскучитесь!

Упражнение 12. Подумайте, какие из ваших субличностей являются иньскими, а какие янскими: а) по вашему ощущению и б) объективно (на взгляд ваших близких родственников или сотрудников).

Каждый человек время от времени оказывается в роли Неудачника, так что соответствующая субличность (хотя бы в случайном или теневом варианте) у него имеется — однако она может быть окрашенной янским или иньским архетипом. Вот типичные примеры ее предъявлений в янском и иньском вариантах:

— Я сглупил — и получил-таки по мозгам! (ян-Неудачник)

— Да, не повезло, как обычно... (инь-Неудачник)

Упражнение 13. Проследите, в каком из двух вариантов — янском или иньском — предъявляет себя обычно ваш Неудачник, а также Неудачники ваших знакомых и сотрудников. Тот же вопрос по отношению к следующим ролям (и пяти ролям по вашему выбору):

1. Счастливчик.

2. Эффективный Работник.

3. Отдыхающий.

4. Больной.

5. Жертва.

Психологический тип субличности. В зависимости от основной акцентуации в рамках Психологического архетипа можно различать четыре вида субличностей: внутренние, внешние, демонстративные и наблюдательные.

Внутренние субличности преимущественно реализуются во внутреннем мире человека. Примеры внутренних субличностей — Фантазер, Мечтатель, Этик, Мыслитель, Философ, Самокритик, Планировщик Далекого Будущего.

Внешние субличности активны преимущественно во время внешней жизни и деятельности человека. Часто внешним субличностям соответствуют социальные роли человека, такие как Отец, Мать, Работник, Помощник, Начальник, Хозяин.

Демонстративные субличности служат преимущественно цели внешнего выражения внутренних состояний человека, его идей, мыслей, эмоций, планов и т. д. Примеры демонстративных ролей — Музыкант, Декламатор, Артист, Душа Общества, Непосредственный Руководитель, Публицист.

Наблюдательные субличности основную роль отводят наблюдению человека за теми или иными внешними процессами и явлениями. Примеры таких субличностей: Зритель, Созерцатель, Свидетель, Фотограф, Репортер, Любопытствующий Путешественник.

Хотя мало какие субличности человека являются целиком внешними (внутренними, демонстративными, наблюдательными), но применительно к любой своей субличности человек чаще всего ставит на одной из этих модальностей сильный акцент, считая ее для данной субличности основополагающей — или выделяет отдельные грани (аспекты) данной субличности, соответствующие психологическим модальностям.

Упражнение 14. Назовите свои внутренне, внешне, демонстративно и наблюдательно акцентированные субличности. Если обнаружилась психологическая модальность, для которой у вас не нашлось ни одной существенной субличности, подумайте еще — найдите хотя бы случайную субличность соответствующей модальности.

Например, если вам кажется, что вы вообще не имеете демонстративных субличностей, вспомните хотя бы отдельные случаи, когда вас спрашивали ваше мнение о чем-либо, и вы его излагали, или ситуации, когда вы рассказывали кому-то о ваших снах или о вашем прошлом.

Упражнение 15. Разберите свои основные субличности по психологическим модальностям. Для каждой базисной субличности постройте иерархию использования для нее психологических модальностей: а) фактическую и б) идеальную (то есть такую, какой она, по вашему мнению, должна бы быть). Подумайте, что вам следует сделать, чтобы сделать (или чему научиться), чтобы перейти от фактического к идеальному варианту.

Пример: психологический анализ субличности «Жена».

Фактически у этой моей субличности наиболее представлена демонстративная модальность, на втором месте внешняя, на третьем — внутренняя, а на четвертом — наблюдательная (почти отсутствует — а чего там в нем наблюдать? — и так все ясно). В идеале же должно быть так: на первом месте — наблюдательная, на втором — внутренняя, на третьем — внешняя, а на четвертом — демонстративная.

Говоря о себе, человек часто обозначает не только свою субличность, но и ее характеристики — в частности, основную психологическую модальность. Попробуем ее определить.

Упражнение 16. Определите психологическую модальность актуальной субличности человека по его реплике. Аналогичное задание для пяти реплик по вашему выбору.

1. — Я не знаю еще, Евстратий, как я к тебе отношусь — мне надо еще многое понять, подумать наедине с самой со<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.012 с.)