Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6 субличности в коммуникации

Поиск

Прямое и косвенное самопредъявление. Общаясь друг с другом, люди предъявляют своим партнерам (за редкими исключениями) не свое высшее «я» и не свое соборное «я», а одну из субличностей, причем нередко при этом к Главному микрофону вылезает совсем не та субличность, которую человек имел в виду актуализировать. С другой стороны, обращаясь к партнеру, человек опять-таки редко апеллирует к высшему «я» или соборному «я» своего партнера, но чаще всего обращается к определенной его субличности — но вовсе не факт, что именно она окажется у Главного микрофона партнера.

Таким образом, для взаимопонимания партнеров в диалоге им необходимо, как минимум, согласовать субличности, ведущие диалог (то есть актуальные), а смену актуальной субличности осуществлять лишь при осознании этого факта партнером и его на то согласии.

Субличностные маркеры. Выход новой субличности к Главному микрофону, то есть ее актуализация, обычно в диалоге сопровождается ее самопредъявлением: словесным или стилистическим (обычно оно стереотипно, то есть примерно одинаково во всех ситуациях самопредъявления). Но, помимо формального самопредъявления, у каждой субличности есть определенные знаки (манеры поведения, излюбленные позы, жесты, интонации, словечки и т. п.), по которым можно догадаться, что она актуализировалась; эти знаки мы будем называть маркерами данной субличности (или, короче, субличностными маркерами). Таким образом, маркер субличности есть признак, по которому мы можем предположить, что она в данный момент актуализирована. Если наблюдается несколько маркеров, относящихся к данной субличности, то можно быть практически уверенным в том, что она стоит у Главного микрофона, даже если она себя официально не предъявляла.

Субличностные синастрические маркеры. С другой стороны, обращаясь к определенной субличности партнера, человек нередко как-то ее обозначает: или прямо, или косвенно, с помощью специальных знаков, которые мы назовем синастрическими маркерами субличности, или субличностными синастрическими маркерами.

В дальнейшем автора одиночной реплики (обращения) мы будем называть протагонистом, а субличность партнера, к которой он обращается — синастрической субличностью. Таким образом, субличностные маркеры указывают на актуальную субличность протагониста, а синастрические субличностные маркеры — на субличность партнера, к которой обращается протагонист.

Примеры прямого самопредъявления субличности:

— А сейчас я скажу, что я думаю на эту тему как градоначальник.

— Я как житель города просто обязан завтра проголосовать за нашего любимого мэра!

— А ну-ка, Денис, покажи своему отцу свой дневник!

Примеры прямого обозначения синастрической субличности партнера:

— Я хочу, чтобы в тебе заговорила совесть и услышала меня!

— Ты же у меня молодец — так потерпи немножко, доченька!

— Если уж легла под веник, так знай себе, бока подставляй, Аксинья!

Примеры косвенного обозначения актуальной субличности протагониста (маркеры найдите самостоятельно в пометках в скобках):

— (подчиненному) (сидя в начальственном кресле; слегка опустив глаза; утомленным голосом) Слушаю вас.

— (входя в дом; обращаясь к детям; игриво) А кто хорошо себя вел — тому апельсинчик!

— (угрюмо; как бы сам себе) А что я никому в этом мире не нужен — так я это с детства усвоил.

— (строго; отчужденно) Предлагаю все же восстановить справедливость.

Примеры косвенного обозначения синастрической субличности партнера (найдите синастрические субличностные маркеры):

— (входя с цветами; сияя улыбкой восторга) О, как я счастлив видеть мою ненаглядную!

— Я жду, терпеливо жду объективного разбирательства и справедливого решения от вас, Никанор Евсеич!

— (с намеком) Как хорошо знать, что среди моих друзей есть просто кладезь доброты и всепрощения!

— Если ты решительно предпочитаешь уму и благородству противоположные качества — что ж, у меня нет другого выхода! (вынимает шпагу и со зловещим видом решительно приставляет ее конец к груди партнера).

Упражнение 1. В следующих обращениях человека к партнеру найдите (там, где они есть) прямые и косвенные самопредъявления субличности протагониста и прямые и косвенные обозначения синастрической субличности партнера.

— Молчи, сын!

— (тихо, с любовью гладит партнершу по голове)

— (презрительно) Молоко на губах не обсохло, а уже в герои-любовники метишь!

— Я как врач тебе, Настасья, прямо скажу: обожди еще пару лет, а потом уж рожай себе на здоровье.

— Что же вы, господин полковник, посевы мои своими рысаками потоптали, а?

— (жалобно) И как же так со мной можно, а?

— (учитель, показывая указкой на доску) А теперь, деточки, кто хочет выйти к доске и помочь мне в поисках корня этого уравнения, а шалунишки?

— (в походе, помешивая котелок над костром) Каша готова, дорогие туристы!

Субличная комплементарность. Ответ партнера, учитывающий (прямо или косвенно) обозначенные субличность протагониста и синастрическую субличность партнера, называется сублично-комплементарным. Таким образом, если протагонист (прямо или косвенно) обозначил свою актуальную субличность как А, и при этом дал партнеру понять, что адресует свое сообщение его субличности Б, то комплементарным будет следующее ответное поведение партнера: он должен авторизовать (воспринять) обращение протагониста своей субличностью Б, выпустив ее к своему Главному микрофону, и она же должна ответить протагонисту, адресовав свое сообщение его субличности А.

Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, то есть партнер не выпустит к Главному микрофону субличность Б или адресует свой ответ любой субличности протагониста, кроме А, то его ответ будет сублично-некомплементарным.

Сублично-некомплементарный ответ портит коммуникацию — тем сильнее, чем сильнее протагонист акцентирует свою и синастрическую субличности; довольно часто некомплементарный ответ вообще делает коммуникацию невозможной, опускает ее на уровень перебранки. Впрочем, и комплементарный ответ партнера может испортить настроение протагонисту.

Примеры обращений и сублично-комплементарных ответов на них:

— (покровительственно) Слушай меня, племяш!

— (почтительно) Да, дядя.

— Исполните мое распоряжение, Дармидонт — и я буду вам благодарен.

— Это мой прямой долг, Мардарий Нифонтович!

— Ешь, сыночек!

— (капризно) Не бу-у-ду!

Примеры обращений и сублично-некомплементарных ответов на них:

— (важно) Я это вам, Пелагея, авторитетно заявляю.

— (нежно поглаживая протагониста по лысине) Ах вы мой пупсик!

— Учительница (на уроке): Дети, где находится Африка?

— Вовочка: Марьиванна, взрослому человеку не тактично указывать на его невежество.

(в интимной ситуации)

— Ах, милый...

— (серьезно) Что теперь не так, Прасковья Леонидовна?

Упражнение 2. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору:

а) сублично-комплементарно и б) сублично-некомплементарно. Определите актуальную субличность протагониста и синастрическую субличность партнера. Ситуацию в случае необходимости уточните самостоятельно.

1. — Ты мне поможешь, друг Порфирий, скуку развеять?

2. — Прости, соседушко.

3. — Ответьте мне как высокий духовный авторитет, умоляю, ваше преосвященство!

4. — (секретарша директора — сотруднику) Фрол Потапыч, на ковер!

5. — (распоясавшейся кукле) Уймись, бессовестная и безжалостная красотка!

Упражнение 3. Определите, какие субличностные маркеры свойственны вашим основным субличностям. Ответьте на тот же вопрос по отношению к вашим ближайшим коммуникативным партнерам. Какие синастрические субличностные маркеры они используют, разговаривая с вами? Какие ваши субличности чаще всего приглашают к Главному микрофону?

Актуальное самопредъявление. Обращаясь к партнеру, человек не всегда прямо обозначает свое «я» и имя актуальной субличности — иногда он даже пытается свое «я» скрыть, так что актуальная субличность выходит к Главному микрофону как бы в замаскированном виде, например, накинув на голову большой капюшон; а в некоторых случаях и вовсе создается впечатление, что у Главного микрофона стоит невидимка, или не субличность данного человека, а кто-то еще. Однако это все же именно впечатление, ловкая маскировка, за которой всегда можно обнаружить ту или иную вполне реальную собственную субличность человека.

Мы будем различать четыре модальности (вида) актуального самопредъявления человека, различающихся по силе выражения его «я», а именно, самопредъявление бывает подчеркнутым (Главный микрофон включен на полную мощность), явным (Главный микрофон включен так, что звук хорошо слышен в задних рядах), фоновым (Главный микрофон работает слабо) и теневым (Главный микрофон выключен).

Подчеркнутое самопредъявление свойственно обращениям человека, где он акцентирует, подчеркивает свою личность — чаще всего слово «я», а иногда свое имя или тело — интонацией, жестом, эффектной паузой и т. п.:

— И кто вы думаете это был? (пауза) (громко; торжествуя) конечно, я!

— А я (показывает на себя пальцем) возражаю, причем категорически!

— И расхлебывать ваши грехи будет, разумеется (делает большие глаза и надувает щеки) Степан Гермогенович! (это имя протагониста).

— Кто, кто? Вот! (напружинивает грудь и гордо поднимает голову вверх)

Явное самопредъявление свойственно тем обращениям человека, в которых он прямо обозначает себя как автора, но при этом не делает специального акцента на своем «я», так что личность протагониста не становится основным содержанием (акцентом) его сообщения, например:

— Я прошу тебя причесаться, Манефа.

— Я поразмыслил над вашим положением, Евгений, и пришел к выводу, что оно безнадежно.

— И я сказал себе: Ромуальд, пора делать ноги.

— Я очень прошу тебя, Оскар: впредь не ковыряй в носу на людях.

Фоновое самопредъявление характерно для обращений, в которых человек косвенно дает понять, что он является их автором, или считает, что это ясно по ситуации, но прямых указаний на авторство данной реплики, в частности, отчетливого произнесения местоимения «я» избегает.

Для фонового самопредъявления характерно использование притяжательных личных местоимений («мне», «мое») и «склеивание» местоимения «я» с глаголом, так что оно как бы им маскируется, произносясь слитно, на одном дыхании и слабее по громкости. Это «склеивание» в речи мы передаем на письме соединением слов с помощью знака дефиса. Примеры фонового самопредъявления:

— Мне будет приятно, если ты повернешь свое лицо и посмотришь на своего собеседника, Марфа.

— Ну, я-пошел.

— (учитель, стоя у доски) А теперь, дети, откройте свои тетради и запишите в них сегодняшнюю дату.

— (гневно) Ты помнишь, с кем вообще разговариваешь, сын?!

Фоновое самопредъявление характерно для реплик, следующих за подчеркнутым или прямым самопредъявлением, когда по ситуации понятно, кт о стоит у Главного микрофона.

Теневое самопредъявление свойственно репликам человека, относительно которых неясно, кто именно является их автором, хотя вроде бы протагонист их сам произносит, но делает это как бы не от своего лица.

Для теневого самопредъявления характерны безличные обороты, «глотание» местоимения «я» и притяжательных личных местоимений, прямые и косвенные цитаты (то есть с указанием или без указаний источника), использование пословиц, поговорок и т. п., например:

— Вообще, воспитанные люди так себя не ведут, Авдотья.

— Что ж... как говорится, была бы честь предложена.

— Как сказано у Гоголя, редкая птица долетит до середины Днепра.

— Есть в верхах мнение, что тебе, Евлампий Пафнутич, пора на заслуженный отдых.

Упражнение 4. Определите тип самопредъявления, использованный в следующих репликах и в пяти репликах по своему выбору. Ситуацию в случае необходимости уточните самостоятельно.

1. — (называя себя по имени) Ну теперь всё — гуляй, Силантий Фомич!

2. — Я (показывая на себя рукой), Онисим Христофорович, никогда против своего царя-батюшки не пойду!

3. — Говорят, лето прохладное будет.

4. — (в бане, под паром) — (с чувством) Хорошо-то как, Господи!

5. — Я тебя что-то плохо понимаю, Довлат — а сам-то ты себя понимаешь, а?

6. — На нашей фирме есть известные правила поведения, нарушать которые не рекомендуется, Полина.

7. — Русскому народу это чуждо.

Упражнение 5. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору, используя все четыре способа самопредъявления: подчеркнутое, явное, фоновое и теневое.

1. — Подвинься, Дементий.

2. — Мардарий, у тебя правый ус не туда загнулся.

3. — (просительно) Феклуша, еще супчику, а?

4. — Что же, Терентий, вы отрицаете Бога, сотворившего Вселенную и нас вами, да?

5. — (как бы сам себе, грустно) Совсем замерз, прямо окоченел и никому нет дела...

6. — В нашей семье так не принято.

Упражнение 6. Последите за своими субличностями — какие способы самопредъявления они используют, а каких избегают. Ответьте на те же вопросы по отношению к вашим знакомым, сотрудникам, родственникам.

Уровень уверенности данной субличности в себе непосредственно отражается в ее способе самопредъявления, причем зависимость, как правило, обратная: чем меньше субличность в себе уверена, тем больше она подчеркивает свое «я», выходя к Главному микрофону, что совершенно понятно: чем тише ее собственный голос, тем большее усиление требуется от микрофона.

Не следует думать, что скромность правит бал в человеческих отношениях: порой это качество похвально и уместно, но в большинстве случаев партнеры ждут от человека отчетливого проявления его личности: как активного (самопроявление), так и пассивного (авторизация). Вопрос о том, какая именно субличность партнера внимает речам протагониста, имеет первостепенную важность для большинства людей. Поэтому, выслушивая партнера, очень важно обратить внимание на то, к какой вашей субличности он обращается, и отвечая, предъявить ее достаточно явно. Теневые и фоновые самопредъявления в ситуациях, когда партнер ждет от протагониста подчеркнутого проявления «я» или явного — большая коммуникативная ошибка, нередко ведущая к обрыву не только данной коммуникативной ситуации, но и отношений в целом.

Например, выражая просьбу, благодарность, симпатию и даже антипатию, важно достаточно ярко обозначить свою субличность — а иначе протагонист выступает как бы не от своего имени, что подсознательно может быть воспринято партнером как большая обида. Ниже приведены по четыре варианта обращения с различными способами самопредъявления — обратите внимание, насколько по-разному они прозвучат для партнера.

— Я (с нажимом), я тебя прошу Ефросинья. (подч)

— Я тебя прошу, Ефросинья. (явн)

— Мне-очень- нужно, пойми это, Ефросинья. (фон)

— Было бы очень хорошо, Ефросинья, если бы ты это сделала. (тен)

— Я (бьет себя кулаком в грудь), очень тебе Фрося, благодарен. (подч)

— Я тебе благодарен, дорогая Фрося. (явн)

— Очень благодарен (нежно), Фросенька. (фон)

— Очень хорошо, что ты это сделала, Фрося. (тен).

Упражнение 7. В следующих ситуациях и пяти стандартных социальных ситуациях по своему выбору придумайте обращения к партнеру во всех четырех видах самопредъявления.

1. Просьба к товарищу помочь в уборке урожая яблок.

2. Приглашение возможного брачного партнера на день рождения.

3. Выговор кукле, коснеющей в хаосе и грязи.

4. Приглашение собаки на прогулку.

5. Извинение хозяйке за опоздание на семейное торжество.

Формулы самопредъявления. Этот пункт носит в основном прикладной характер; усвоив предлагаемые ниже простые формулы, вы можете гораздо легче вписаться в социальную среду, и пожалеете своих коммуникативно-неуклюжих знакомых, которые этими формулами не владеют и, выходя на социальную сцену, сильно тушуются и не могут выдавить из себя ничего лучшего, чем, например:

— А...э....я...ну, в общем...того...вот!

Мы рассмотрим четыре удобные формулы самопредъявления субличности: синтетическую, качественную, каноническую и восходящую.

Синтетическое самопредъявление заключается в провозглашении (твердым голосом) имени субличности, или имени человека в сочетании с определяющим качеством соответствующей субличности:

— Я — писатель.

— Я — мать.

— Разрешите представиться: Сигизмунд, государственный служащий.

— Я — Арина, учусь в школе.

— А я — Марек из Николаева.

Качественное самопредъявление заключается в обозначении имени субличности и перечисления ее главных, по мнению протагониста, качеств.

— Я — собаковод со стажем, опытный, умелый, любящий и понимающий собак.

— Я — директор школы, предприимчивый, бесстрашный, физически сильный и пользующийся авторитетом.

Каноническое самопредъявление субличности состоит в том, что протагонист вначале называет ее имя, затем некоторые, актуальные на данный момент, ее качества, и после этого, убедившись, что она вышла к Главному микрофону, дает ей краткое слово, то есть эта субличность произносит фразу-другую от себя лично.

Примеры канонического самопредъявления:

— Я — твоя мать, Филидор. Добрая, но требовательная и не дающая спуску. Сегодня после школы зайди к тете Глаше и принеси домой трехлитровую банку с маринованными помидорами, которую она тебе даст.

— Я— рыболов, знающий свое дело, удачливый, услужливый. Вам к завтрашнему утру какой рыбки требуется?

— Я — Савватий, журналист. Ловкий, шустрый, бойкое перо. Почитайте в последнем журнале «Здоровье» мой очерк о пиявках — обхохочетесь!

Упражнение 8. Собираясь познакомиться с новыми для себя людьми, продумайте, как вы будете им представляться, какие субличности и их качества предъявите. Порепетируйте перед зеркалом формулу канонического самопредъявления, придумайте адекватные предметные окончания, выпукло представляющие ваши субличности.

Упражнение 9. Собравшись с друзьями после летних отпусков, расскажите по очереди о себе, используя формулу канонического самопредъявления, по очереди предъявляя самую активную во время отпуска субличность, ее качества и самый яркий эпизод, с ней связанный.

Упражнение 10. Придумайте обращение по формуле канонического самопредъявления в следующих ситуациях и пяти сложных межличностных ситуациях по своему выбору.

1. Упрек молодой жены к мужу, неправильно использующему свободное время.

2. Искреннее огорчение девочки, наблюдающей за легкомысленным поведением своей куклы.

3. Предложение женщины помириться со старой подругой после продолжительной размолвки.

4. Просьба подростка к дедушке простить внука за плохое поведение на юбилее деда.

5. Отказ барышни своему новому знакомому, предложившему пойти вместе с ним штурмовать крымские скалы.

Восходящее самопредъявление. В некоторых случаях бывает уместна формула, обратная к канонической, когда вначале отдельная субличность что-то от себя говорит, затем называет свои актуальные на данный момент качества, и затем — свое имя. Такое самопредъявление мы называем восходящим, и оно бывает полезным и адекватным в ситуации, когда идет интенсивное взаимодействие партнеров со сменой актуальных субличностей, без их прямого обозначения, и человек вдруг чувствует необходимость назвать свою актуальную субличность.

Примеры восходящего самопредъявления субличности:

— (обращаясь к мужу) А я, пока тебя не было, всю квартиру убрала, и пол вымыла, и в магазин сходила, и борщ сварила, украинский. Вот такая я у тебя старательная, работящая, преданная. Я, твоя жена...

— (обращаясь к своему кактусу) Я сегодня с утра только, Кока, вокруг тебя и прыгаю. Изобретательная, терпеливая, чистюля — одним словом, Элегантная Дама.

— (попугай — своей хозяйке) Я за тобой с утра наблюдаю — все хлопочешь, как наседка, Аграфена, и нет в тебе толка. А я — старый, опытный, наблюдательный. Я — Мудрый Попугай Клавдий!

Упражнение 11. В следующих ситуациях и пяти социальных ситуациях по своему выбору придумайте обращение протагониста к партнеру по канонической формуле самопредъявления, и ответ партнера — по восходящей.

1. Юноша Варсонофий упрекает свою подружку-десятиклассницу Манефу в недостаточной сексуальности. Та частично соглашается, но находит в себе иные достоинства.

2. Светская дама Виолетта поливает своего любимца — роскошный кактус по имени Кока, и заигрывает с ним. Кока капризничает и держит марку.

3. Мальчик Евстафий гуляет на улице со своим псом Шустриком и призывает его гуманнее относиться к кошкам. Шустрик убежден, что его главное предназначение — не давать нахалкам спуску.

4. Весеннее пастбище. Пастух Игнатий предлагает корове Томе меньше мечтать и лучше питаться, так как за зиму она отощала. Тома же не хочет ни о чем думать, кроме как о знаменитом быке Гелиосе, в которого она заочно влюблена.

5. Незамужняя женщина средних лет Аграфена — хозяйка столетнего попугая Клавдия — просит у него совета, стоит ли ей еще пытаться выйти замуж. Клавдий предпочитает уйти от щекотливой темы, предлагая Аграфене свою мудрость и понимание жизни.

Наложение субличностей. Интроективные субличности. Самопредъявление — важная, но не единственная форма работы с субличностями в коммуникативных ситуациях. Весьма распространенным приемом является прямое или косвенное наложение субличности на партнера, когда протагонист ставит к Главному микрофону партнера субличность не из его (партнера) внутреннего мира, а образ, взятый из внутреннего мира протагониста. Как это возможно? Очень просто, прямыми словами, и эффект тем сильнее, чем ярче и энергичнее соответствующий образ. Вот, например, женщина обращается к своему сыну-младшекласснику:

— (задумчиво) Денисочка, солнышко, ты у меня такой сладкий, послушный, великодушный, любящий свою мамочку сын. Сбегай быстренько во двор, собери белье — вот-вот дождь начнется.

Что такое (в мамином понимании) «сладкий» и «великодушный», Денис понимает плохо, и субличность сына у него имеет атрибуты, сильно расходящиеся с предъявленными мамой, но тем не менее он (если сработает прямое внушение) на минуту становится соответствующим маминому описанию и тут же выполняет ее просьбу.

Искусство наложения на партнеров нужных субличностей некоторыми людьми постигается на таком высоком уровне, что хочется без лишних разговоров объявить их гипнотизерами — настолько образы, «надеваемые» ими на партнеров, вроде бы не соответствуют их (партнеров) личности — но почему-то гипноз, хотя бы на короткое время, срабатывает, и партнер (с несколько замутившимися глазами) делает то, что от него требуется.

Субличность человека, созданная в нем искусственно, путем прямого или косвенного наведения со стороны, и не интегрированная после этого в психику, то есть не признанная за «свою» остальными субличностями, называется интроективной субличностью.

Все четыре формулы самопредъявления, описанные выше, могут использоваться для наложения субличности на партнера, так что можно говорить о синтетическом, качественном, каноническом и восходящем наложении субличностей, и все эти формулы с успехом используются стихийными гипнотизерами в жизни, хотя нередко без должного осознания того, что же в самом деле они (гипнотизеры) делают со своими партнерами.

Примеры прямого наложения субличностей:

— Евтихий, ты — мой муж. (синтетическое наложение)

— Евтихий, ты — мой муж: честный, порядочный, трудолюбивый. (качественное наложение)

— Евтихий, ты — мой муж: честный, порядочный, трудолюбивый. И сегодня ты придешь домой сразу после работы и отциклюешь пол в прихожей, а может быть, и в столовой. (каноническое наложение)

— Ты, Евтихий, должен сегодня прийти с работы пораньше и отциклевать пол в прихожей. Ведь ты у меня честный, порядочный, трудолюбивый, — одним словом, мой муж! (восходящее наложение)

Косвенное наложение субличности заключается в передаче соответствующего образа без его прямого обозначения, то есть без использования имени наводимой субличности; при этом к Главному микрофону партнера встает теневая интроективная субличность. Подробности такого наложения относятся уже к области гипноза и выходят за рамки этой книги.

Упражнение 12. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по вашему выбору придумайте обращение к партнеру по формуле а) канонического и б) восходящего наложения подходящей субличности.

1. Предложение у подчиненному побыстрее завершить порученную ему работу — дрессировку циркового крокодила.

2. Предложение сыну-студенту охладить свой пыл к прекрасному полу и заняться учебой.

3. Совет собаке жить спокойно и не гавкать на улицу.

4. Просьба к кукле простить ее хозяйку, забывшую вовремя уложить спать свою подопечную.

5. Попытка успокоить бабушку, переживающую по пустякам.

Наложение субличностей: хорошо или плохо? Чем определяется (от чего зависит) сила наложения? Наложение субличности — сильное психологическое воздействие, и поэтому пользоваться им следует аккуратно, не злоупотребляя, так как иначе, даже получив от партнера внешнее подчинение, протагонист рискует настроить его против себя в целом, если наложенная субличность не приживется в психике партнера. С другой стороны, вообще без наложения субличностей выстроить некоторые виды коммуникации, например, воспитание детей или любое серьезное обучение, не удается, ибо такое обучение обязательно требует прямой передачи образов и субличностей от мастера к ученику.

Таким образом, без наложения субличностей не обойтись — но можно говорить о корректном или некорректном наложении субличностей, а также о правильной работе с наложенными извне, то есть интроецированными субличностями.

Сила и эффективность наложения субличности определяется (в частности) следующими факторами. Во-первых, это сила образа, созданного протагонистом, то есть энергия налагаемой им субличности.

Во-вторых, это интенсивность передачи и качество и эффективность используемых при этом средств (артистические способности протагониста, умелое использование ситуации). И в третьих, это готовность партнера «принять» налагаемую на него субличность и пустить ее к своему микрофону или интегрировать в психику в целом. При этом судьба интроецированной субличности в психике партнера может быть разной. В частности, она может один раз выйти к Главному микрофону, сказать свое слово и испариться из психики навсегда; она может «подклеиться» к похожей на нее субличности партнера и постепенно с ней слиться; она может интегрироваться в психику и, несколько видоизменившись, стать собственной субличностью партнера; и она может, оставаясь «чужой», стать теневой интроецированной субличностью, ведущей глубоко в подсознании жизнь подводного монстра, лишь изредка приближая к микрофону свое (иногда довольно далекое от человеческого) лицо.

Ниже автор скажет несколько слов о том, что делать с наложенными субличностями, а пока нужно заметить, что описанное выше прямое наложение на партнера специально для этого подготовленной протагонистом субличности — скорее исключение, чем правило, и проявляется лишь у людей с высокой культурой общения или у профессиональных психологов, магов-манипуляторов и т. п. В общении же обычных людей, и особенно родственников, гораздо чаще можно заметить прямое наложение уже имеющегося в психике протагониста образа партнера.

Этот образ мог складываться в течение многих лет и в настоящий момент может совершенно не соответствовать фактическому виду партнера, но протагониста это чаще всего мало смущает:

— (мать — сорокалетнему сыну) Ах, как я рада тебя видеть, мой любимый Лелик!

Стареющая мать по-прежнему «видит» своего сына как румяного пятилетнего карапуза, Лелика, веселого, щекастого, озорного и ужасно забавного, и именно этот, очень яркий и сильный образ, она накладывает на грузного, озабоченного, толстеющего и довольно унылого прораба средних лет, обремененного большой семьей и сложной ситуацией на работе. Общественное мнение нисколько не осудит такое поведение матери — как говорится, дети для своих родителей всегда остаются детьми. Но психологически прямое или косвенное наложение такого рода образа или субличности, не находящих себе места в психике партнера, ощущается им как серьезный удар, влекущий за собой не только порчу настроения, но и нередко более серьезные последствия.

В принципе, коммуникативно корректным следовало бы признать наложение на партнера его образа (субличности), которые он сам заранее для этого санкционировал протагонисту. На уровне соборного «я» это обычно символизируется разрешаемыми партнером формами обращения к нему (по должности, званию, имени-отчеству, имени, уменьшительному имени и т. д.), а на уровне субличностей грубое нарушение вышеупомянутого правила вызывает иногда такие реакции партнера:

— Только не надо делать из меня маленького — я уже вырос, мама!

— Не смейте смотреть на меня с жалостью — это меня унижает!

Упражнение 13. Подумайте, насколько корректны следующие обращения, в зависимости от ситуации, которую уточните самостоятельно. Вообразите ситуацию, в которой данное обращение вызовет у партнера ярость.

1. — Исидор, помни: ты — мой любимый муж.

2. — Ах моя сладкая неженка!

3. — Философ ты мой доморощенный!

4. — Да ты колготки-то свои спрячь, кошечка моя пушистенька, лучше помурлычь калачиком у меня на коленях свернувшись.

5. — Ну только перед зеркалом и вертишься да причесываешься, Мерилин Монро украинского разлива!

Работа с интроектами. Однако волков бояться — в лес не ходить. Коммуникация есть не что иное, как постоянные попытки партнеров перегипнотизировать друг друга, и наложение субличностей и других образов, которые, став интроектами, практически отторгаются психикой человека — самое обычное дело.

Но обычное — не значит, что с ним следует смиряться и оставлять на самотек. Один из законов психической деятельности может быть сформулирован так: т о, за чем человек совсем не следит, течет: а) не туда, куда он предполагает и б) не туда, куда нужно.

Поэтому чистка, трансформация и интеграция интроектов (то есть образов, переданных партнером) и, в частности, интроективных субличностей — важная часть процесса работы человека над собой, которую можно сравнить с работой пищеварительной системы. Полученные от партнеров интроекты сами по себе для психики чужеродны, подобно тому, как продукты питания представляют собой «чужие» для внутренней среды организма вещества: их следует очистить, расщепить и затем синтезировать «свои» клетки и органы.

Итак, человек получил у себя в психике интроективную субличность — что же с ней следует делать? Эта тема становится особенно острой, если данная субличность имеет дикий вид и даже отдаленно не похожа на те, которые имеются у человека в сознании. Первое, что ему хочется сделать — это «отмахнуться»; то есть сказать самому себе: «Это неправда, я не такой и ничего общего со мной это чудище не имеет». Однако сказать так — значит просто-напросто вытеснить «чудище» в подсознание, где оно без присмотра еще больше одичает и займет неизвестное место, после чего начнет неконтролируемым образом влиять на все остальные субличности человека.

Двор, лес и зоопарк. Психику человека с имеющимися в ней субличностями можно уподобить усадебному хозяйству, расположенному неподалеку от леса. В усадьбе имеются свои (домашние) животные, обладающие именами (кличками) и определенными функциями: собаки охраняют жилище и помогают охотиться, коровы дают молоко, лошади служат транспортом, кошки ловят мышей и т. д. — таковы явные собственные субличности человека, воспринимаемые им как «свои» и составляющие основу его самосознания. Кроме них, в нее периодически наведываются и вокруг усадьбы ходят и дикие животные из леса, от которых возможно польза, но пока они основательно не изучены и не приручены, часто бывает вред — это теневые субличности. Однако они тоже в некотором роде «свои» — человек с ними неоднократно сталкивается, работая и гуляя вокруг поместья и забираясь в лес, и знает, что они составляют часть биоценоза — круговорота биологической энергии, и могут быть при желании приручены и одомашнены.

Интроективные же субличности можно уподобить животным, привозимым гостями «в подарок» хозяину, и в какой мере они могут быть одомашнены — это большой вопрос. Если такое привезенное из неведомых стран животное обнаруживает дурной нрав, кусает домашних животных и не поддается дрессировке, у хозяина возникает естественное желание выгнать его из дома в лес, где оно погибнет (возможно) или приспособится к лесной жизни, но что тогда из него получится, неизвестно, а регулярно или эпизодическим входить к усадьбе (прорываться к микрофону) оно сможет, причем бесконтрольно.

Как же можно поступить в этой ситуации? Рачительный и предусмотрительный хозяин, убедившись в неизбежности поступления в его хозяйство диковинных животных (а порой и откровенных хищных монстров), устроит для них специальный зоопарк (он же — кунсткамера), где будет их содержать, подкармливать, а иногда и выпускать погулять (к микрофону) — разумеется, на поводке. И через некоторое время выясняется, что такой зоопарк может быть очень полезен: он, обезвредив непонятных животных, дает хозяину возможность изучить их повадки, после чего он может принять решение об их принципиальной прирученности и полезности для хозяйства, а в случае отрицательного решения оставить в клетке, обеспечивая должный уход, для того, чтобы при случае демонстрировать как диковинный экспонат.

Для чего нужно столь сложное мероприятие? Начнем с того, что психика человека синтетична, и ничего в его внешнем и внутреннем мирах не происходит случайно и немотивированно — но в то же время ничего не преподносится на тарелочке, а напротив, непременно требует (иногда очень существенной) переработки. Ни у одного разумного человека не возникнет протеста против того обстоятельства, что пищу для организма надо сначала приготовить, затем тщательно переживать, переварить и лишь потом усвоить. И значительная часть человечества (увы) знает, какие неприятные побочные эффекты возникают при нарушениях этого сложного процесса — от гастритов и колитов до излишнего веса, целлюлита, кровоточивости десен и больных суставов. Аналогично, попытка «приравнять» полученные от окружающих интроективные субличности к собственным (неважно, оставляя их в доме или отправляя в лес) подобна заглатыванию, не жуя, больших кусков неизвестной и непроверенной пищи — понятно, что без неприятностей это не получится, даже если эти куски предлагает большой авторитет.

Таким образом, интроективные субличности, которые человек получает, никогда не случайны, то есть как-то соотносятся с его внутренним миром, но, с другой стороны, нуждаются в специальном изучении, обращении, и дрессировке, и ни в коем случае нельзя приравнивать к «своим» (как бы это не было иногда соблазнительным).

Ниже мы рассмотрим некоторые методы работы с интроективными субличностями, в зависимости от их типа и уровня соответствия психике человека. Общая позиция, на которой стоит автор, заключается в том, что любые интроекты — ценная пища психики, но она должна быть правильно очищена, пережевана и усвоена.

1. Авторизация (поглощение) интроекта собственной явной субличностью. Этот прием успешно работает «по горячим следам» и в случае, когда интроективная субличность сходна с одной из собственных субличностей человека, или аспектом (атрибутом) соб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.013 с.)