Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 эволюция субличности 34↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ЧЕЛОВЕК МНОГОЛИКИЙ
2003 г., 288 с., мягк.обл. © ООО "Мир Урании"
Содержание ОТ АВТОРА 2 Глава 1 ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ 6 Глава 2 ЭВОЛЮЦИЯ СУБЛИЧНОСТИ 34 Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП И СУБЛИЧНОСТИ 60 Глава 4 СУБЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ 103 Глава 5 СУБЛИЧНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ 140 Глава 6 СУБЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ 171 Глава 7 СОБОРНОЕ «Я» 200 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216
Книга написана по заказу Владимира Филиппова (Новосибирск) и адресована всем, кто мыслит свое «я» шире, чем положено.
ОТ АВТОРА Эта книга представляет собой попытку осмысления жизненного потока — в первую очередь, ее автором, но также и его многочисленными читателями, которые вот уже двадцать лет как поддерживают его своим интересом и целенаправленным вниманием. Наряду с безусловно положительными откликами на свои книги, автор получил и некоторое количество критики, которая в своей конструктивной части звучала чаще всего так: «Все это очень интересно, что вы пишете о типах человеческого характера и судьбы, об архетипах и психике, но как нам жить-то надо? Об этом бы вам следовало написать, по возможности конкретно. Почему вы об этом не пишете?!» Со своей стороны, автор все эти годы избегал конкретных рекомендаций такого рода, полагая, что адекватная и тщательно разработанная символическая система (попросту говоря, язык) — это сила, которая вполне достаточна для того, чтобы человек, ее освоивший, далее уже полностью самостоятельно регулировал свою жизнь. Однако постепенно автору стало ясно, что в последнем суждении он ошибался, и есть много людей, которые нуждаются не только в языке описания мира и человека, но и в конкретных рекомендациях по своему поведению как во внешнем, так и во внутреннем мире. Вопрос о том, когда и какие рекомендации уместны, остается открытым, и, конечно же, книга не может заменить практического обучения у живого учителя, но тем не менее автор решил в этой книге несколько сменить акценты своего повествования в сторону практики — в надежде, что читатель его правильно поймет и отнесется к авторским указаниям творчески, а не догматично. Поэтому в книге имеется множество упражнений, выполнив (или хотя бы попытавшись выполнить) которые, читатель составит себе гораздо более полное представление об обсуждаемых в книге вопросах, инструментах и методах, а также о своей личности и ее субличностях, и узнает, как можно подробно изучить личности своих знакомых и родственников — если таковые его интересуют. Слабость обычной философии, как восточной, так и западной — в ее общезначимости: философ традиционного направления полагает, что он описывает мир «как он есть», но неизбежно представляет его таким, каким он сам его видит, и хотя его видение в целом может быть очень поучительно для других людей, но когда дело доходит до подробностей и тонкостей (а именно они в жизни в конечном счете оказываются наиболее важными), то здесь видение самого авторитетного авторитета не может заменить видения самого человека. Где же провести эту грань, отделяющую индивидуальное от общезначимого, в частности, личные особенности мировосприятия от откровенного заблуждения? По мнению автора, эта тема решается каждым человеком отдельно и по-своему, но она является очень важной, и мимо нее пройти не удается ни одному человеку, всерьез желающему найти свое место в мире и прожить свою жизнь осознанно и творчески, а не в тупом рабстве у жестких программ подсознания — личного и общественного. Одна из особенностей науки человековедения заключается в том, что люди — очень разные, и чем глубже исследователь-человековед погружается в тему, тем шире раздвигаются его представления о том, что такое норма, так что понятие патологии становится зыбким, постепенно переходя в область социологии. Иными словами, человеческая патология — это всегда отклонение от нормы, определенной данным человеческим сообществом, а если выйти за пределы рассмотрения, которые можно было бы назвать социоцентрическими, то, постаравшись, можно обнаружить потенциально адекватное место для любой «патологии», и рассмотреть ее как индивидуальную неповторимость — пока что плохо адаптированную к обществу и миру. Однако еще более поразительным является открытие человеком внутреннего аналога того же обстоятельства: оказывается, что все его свойства и качества, все черты и черточки характера, будучи рассмотрены в надлежащем свете и расположенными в определенном порядке, оказываются составными кусочками единой, необыкновенно яркой и оригинальной картинки, имя которой — личность человека. Однако найти этот свет и порядок и увидеть это единство, а также принять участие в формировании своей личности — вовсе непростая задача, и автор предлагает читателю свои идеи и инструменты, которые, по его мнению, могут оказаться полезными для ее решения. Автор нередко слышит от своих читателей такие вопросы: «В какой последовательности следует читать ваши книги? Какая из описанных вами символических систем является наиболее важной? И вообще, какова ваша жизненная философия?» Для самого автора самой важной книгой и символической системой является та, разработкой которой он в данный момент занят, а из уже описанных наиболее важной для мировоззрения автор считает свою книгу «Тонкие тела», и введенной там терминологией будет активно пользоваться далее. Представления о тонких телах — атманическом, буддхиальном, каузальном, ментальном, астральном, эфирном и физическом — должны, по мнению автора, войти в общую культуру XXI века и стать фундаментом человековедения будущего. Понятия программы подсознания и эгрегора, описанные соответственно в книгах «Психология подсознания» и «Общественное подсознание», также, по мнению автора, являются основополагающими для понимания индивидуальной и общественной психологии, а следом за ними идут понятия соборной личности и субличности, которые описываются в настоящей книге. Остальные книги автора читатель может читать (если его заинтересуют соответствующие идеи и понятия) в том порядке, в каком они появляются на страницах этой книги, оставив астрологические изыскания автора «на десерт». Человек и мир многолики — но если грани мира различаются (на первый взгляд) отчетливо, то грани человека — его субличности — во многих случаях гораздо более зыбки и поддаются идентификации и различению порой с большим трудом. Однако, как говорит индийская философия, высшая мудрость (буддхи) есть в первую очередь искусство различения, и именно ему и посвящены многие книги автора. Способность разобраться в себе, различить, назвать и примирить порой противоположно направленные, но весьма могущественные силы, ведущие внутреннюю и внешнюю жизнь человека — тонкое умение, приходящее лишь в результате долгой и последовательной работы человека над собой, требующей, кроме всего прочего, способности выйти за пределы своей личности и круга лично знакомых людей и обстоятельств собственной жизни. Эта книга посвящена человеческой личности и ее граням, которые автор, следуя западной традиции, называет субличностями. Как определить свои основные и вспомогательные субличности, как научиться с ними ладить и сокращать количество внутренних конфликтов, превращая антагонизм в сотрудничество, что такое самоидентификация, какой она бывает и зачем она нужна — таковы некоторые темы этой книги. Что же касается индивидуальной философии человека, то развивать ее как необходимый для жизни инструмент можно лишь при условии определенного согласия в компании субличностей, составляющих его личность (соборное «я»), а если такового согласия нет, то у каждой субличности будет своя собственная философия, и какая из них окажется правильной или действенной, выяснить невозможно, ибо истинный ответ прост: никакая. Цельная философия бывает только у цельной личности.
Глава 1 ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ — Кто там? — спросил Кролик. — Это я, — ответил Пух. — «Я» бывают разные, — заметил Кролик. А. Милн Такое понятное «я». Употребляя в своей речи местоимение «я», человек обычно не задумывается о том, в каком именно значении он его использует — вроде бы это должно быть очевидным. «Ну я — вот он, прямо перед вами и стою — чего же тут непонятного?» А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты, но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных реплик, показывающих, что с понятием «я» дело обстоит не так просто, как это кажется на поверхностный взгляд. — Я не знаю, почему я так поступил — наверное, это был не я. — Я не нахожу себе оправданий. — Я себе это строго-настрого запрещу. — Я поймал себя с поличным. — Я еще должен на эту тему сам с собой договориться. — Я за собой, увы, не уследил. — Я плохо себя понимаю. — И тогда я сказал себе: больше мы так поступать не будем! — Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял. Последняя реплика, глазами «простого» человека, вообще довольно странно звучит: для него совершенно непонятно, чего там можно не понимать. Однако внутренние драмы, осознанные или нет — основное содержание (а не чисто внешняя канва) не только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность заключается в том, что субъекты этой драмы часто не слишком определены, и прячутся в подсознание, причем иногда довольно глубоко, и настоящее исследование ставит целью помочь читателю вывести их на свет его сознания — хотя бы частично. Субличность. Герой нашего повествования — это устойчиво существующая в психике человека ипостась (аспект) его личности, которая во многих случаях ассоциируется с той или иной ролью, программой действий или существенным качеством человека; для обозначения такой ипостаси мы используем термин субличность; его значение будет постепенно уточняться и раскрываться далее. Субличности соответствует определенное состояние сознания человека, или четко очерченная область таких состояний; у развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Субличности свойствен определенный способ видения мира и воздействия на него, а также рамки этого видения и инструменты воздействия на мир. Осознание субличности. Субличности могут осознаваться человеком в разной степени. В зависимости от уровня их осознавания мы рассматриваем два вида субличностей: явные (осознанные) и теневые (неосознанные). Явная (осознанная) субличность — это роль, программа или качество, с которым человек регулярно сознательно идентифицируется (отождествляется), что находит выражение в таких, например заявлениях: — Я теперь — отец! — Я в принципе эгоист. — Ну, я как человек терпимый и это от тебя снесу. — Ну что вы от меня хотите: я — человек маленький! — Я как специалист-медик вам авторитетно заявляю: науке такие случаи неизвестны. — Я большая фантазерка, я это знаю. Явная субличность отличается тем, что у нее есть имя, которое человек использует при ее предъявлении, и это имя в дальнейшем мы будем писать с большой буквы, например (см. самопредъявления выше): Отец, Эгоист, Терпимый Человек, Маленький Человек, Специалист-Медик, Фантазерка. Однако прямое обозначение имени явной субличности необязательно: во многих случаях она включается ситуативно и обозначается интонацией или иными стилистическими средствами, которые показывают, что человек проявляется в рамках данной роли или проявляет соответствующее качество: — (жалобно) Мама можно мне съесть еще один мандаринчик? (Ребенок) — Хорошо, разрешаю, ты же знаешь, как мне трудно отказать. (Добрая Женщина) — В таком случае мне придется проявить принципиальность и уволить вас — возможно, с месячным выходным пособием. (Справедливый Начальник) Теневая субличность — это роль, программа или качество, которые существуют лишь в подсознании человека и регулярно ведут (незаметно для него самого) его по жизни, внешней и внутренней, но он пока об этом не подозревает, или догадывается о существовании данной теневой субличности лишь по сугубо косвенным признакам. Однако когда теневая субличность им осознается, он ретроспективно может довольно точно указать спектр ситуаций, когда она им управляла. Активность теневой субличности нередко описывается в таких высказываниях человека: — Ну не знаю я, почему так поступил — что-то на меня нашло. — Чувствую, поднимается во мне что-то, и как будто злюсь, а на что и почему — непонятно. К числу теневых субличностей (у многих людей) можно отнести такие субличности, как Антиэтик, Возмутитель внутреннего спокойствия, Левая Нога, Розовые очки, Неудачник, Тупица и другие. Теневая субличность гораздо хуже контролируется человеком, чем явная, хотя порой имеет над ним большую власть — и над его жизненными выборами, и над настроениями, и даже над его самочувствием. Однако ее осознание может быть затруднено, если этическое «я» человека эту субличность не одобряет или в принципе отрицает возможность ее существования. Тем не менее, регулярное повторение однотипных состояний сознания заставляет предположить наличие в психике субличности, их вызывающей и поддерживающей. Явные субличности обычно имеют у человека свое имя (например, связанное с ролью или качеством характера), теневые же имеют лишь набор проявлений в сходных состояниях сознания человека. Иногда, собрав мысленно вместе проявления своей теневой субличности, человек осознаёт ее, и тогда может дать ей имя и качественное описание как отдельно существующей программы подсознания, с ее специфическими установками, ценностями, предпочтениями и т. д. Однако этого может и не произойти, или соответствующее осознание может прийти к человеку много позже, когда данная субличность давно уже умерла. Соборная личность человека, или его соборное «я», представляет собой (довольно пестрое и эклектичное у среднего человека) собрание всех его субличностей: явных и теневых. Соборная личность обычно ассоциируется у человека с его именем (иногда в сочетании с местом рождения или проживания, если они как бы «приклеены» ко всем субличностям человека без исключения): — Здравствуйте, я — Варсонофий. — А я — Лева из Могилева. Соборную личность можно представлять себе как сцену, на которой располагаются отдельные субличности, входящие друг с другом в очень непростые отношения: интригующие, любящие, презирающие, восхищающиеся друг другом, вступающие в разные временные и постоянные коалиции и т. д. Однако эти коллизии происходят по большей части без осознания их человеком, хотя по сути и представляют основу его психического бытия. На сцене имеется также Главный микрофон (и несколько вспомогательных). Личность, выходящая в данный момент к Главному микрофону, актуализируется, то есть заявляет себя как выразительница «я» человека — но следует помнить, во-первых, что она может быть сменена любой другой субличностью, а во-вторых, что в то время, как она ведет свое выступление и осознается человеком, остальные в это время ее поддерживают или, наоборот, интригуют на сцене за ее спиной. Общая картина психики. В психике обычно существует небольшое количество (три-четыре) хорошо развитых субличностей, которые принципиально важны для человека и делят между собой (чаще конфликтно, чем мирно) жизнь человека, проявляясь, как правило, в прямой связи с внешними и внутренними обстоятельствами. Это — отчетливо видимые фигуры психики, которые можно назвать основными субличностями; они обычно явные и им, как правило, соответствуют совершенно определенные роли или фундаментальные качества характера, на которые человек в своей жизни существенно опирается, например: Отец Семейства, Работник фирмы, Водитель личного автомобиля, Проверенный друг, Закоренелый Лентяй, Интересная Девушка, Профессиональный Военный, Руководитель, Номенклатурный Работник, Раб Обстоятельств и т. д. Иногда одна из основных субличностей является для человека важнейшей и превосходит по своему значению для него любую другую его субличность — такая субличность называется доминирующей. Доминирующая субличность есть далеко не у каждого человека — она типична для людей фанатичных, всецело преданных какому-то одному делу или состоянию; в крайних случаях доминирующая субличность приводит к психической неадекватности или даже душевной болезни, например, одержимости. Доминирующая субличность рассматривает все остальные субличности человека как нижестоящие, подчиненные ей или вовсе несущественные. Помимо основных субличностей, в психике каждого человека имеется еще некоторое (большее) количество вспомогательных субличностей, появляющихся в жизни человека от случая к случаю и представляющих как бы некрупные, но все же значимые для него объекты картины его существования, например: Посетительница Универмага; Пассажир Авиалайнера; Офицер Запаса; Бывший Муж Своей Первой Жены, Читатель авантюрных романов, Любитель Пикантных Ситуаций, Источник Недоразумений, Специалист По Мелким Провокациям и т. п. Вспомогательные субличности не служат опорой для психики и жизни человека, но они все же представляют собой значимые для него ее части: они ее украшают, иногда портят, но в любом случае придают ей своеобразие: без любой из них его жизнь потеряет часть своей самобытности, а соборная личность — часть своей неповторимости и полноты. Наконец, субличность может (в настоящий момент) не иметь для человека никакого существенного значения — это случайная субличность. Однако в жизни ничего случайного не бывает, поэтому случайная субличность однажды может оказаться зачем-то нужной и превратиться во вспомогательную, а то и основную. И, наконец, остается фон картины жизни — пространство существования человека, не занятое основными, вспомогательными и случайными субличностями — оно частично управляется теневыми субличностями, а частично подчинено силам, внешним по отношению к человеку — например, другим людям или коллективам. Жизнь человека идет под управлением свойственных ему субличностей, причем они далеко не всегда находят между собой общий язык и согласуют свои типы видения мира и воздействия на него, создавая человеку массу сложностей, природа которых ему чаще всего непонятна. Кроме того, у разных субличностей часто разнятся цели и оценки реальности — как внешней, так и внутренней, и это ведет к большому хаосу в жизни человека и требует от него огромных энергетических затрат. Основные субличности в совокупности образуют базис психики человека. По идее они должны уважать друг друга и действовать согласованно, но практически так бывает далеко не всегда, и взаимонепонимание и конфликты между ними являются крупным источником внешних и внутренних неприятностей человека. Каждая из них воспринимается человеком как незаменимая, но не главная — они подобны начальникам крупных подразделений большой фирмы. Вспомогательные субличности могут украшать жизнь человека, могут ее осложнять, могут быть более или менее управляемы, но они не бывают незаменимыми, а главное — они не приковывают к себе постоянного внимания человека, появляясь как бы от случая к случаю — но достаточно регулярно. Он не опирается на них в своих основных жизненных программах всерьез — но они могут существенно помогать (или мешать) ему вести эти программы. Случайные субличности не играют в жизни человека существенной роли — но эта ситуация может измениться. Это сырой материал, из которого можно пытаться что-то выращивать (или который следует выпалывать), но обычно неизвестно, что из этого в результате получится. Упражнение 1. Имеется ли у вас доминирующая субличность? Подумайте, какие ваши субличности являются для вас основными, вспомогательными, случайными. Составьте соответствующую таблицу (слева — имя субличности, справа — ее значимость для вас). Упражнение 2. Попытайтесь определить по следующим высказываниям, какую роль в сознании человека играет его актуальная субличность (то есть та, от имени которой он произносит реплику): является ли она для него доминирующей, основной, вспомогательной, случайной или теневой. 1. — Я — артист, и больше в моей жизни ничего стоящего нет. 2. — Я — твоя мать, Филидор, и мне некуда от этого деваться. 3. — Я — начальник, хоть и не очень большой и не знаю, надолго ли. 4. — Я иногда огорчаюсь — но ненадолго и не всерьез. 5. — Я человек в принципе с юмором, но не в ущерб делу. 6. — Не знаю, почему я так сказал — под настроение, видно. 7. — Ну что ж, что я твой сын — но ведь вырос уже под потолок! 8. — Тошненько мне — ну да не привыкать. 9. — Ой, что это со мной? 10. — Зачем я так унижался — самому непонятно. Упражнение 3. Модифицируйте следующие высказывания и пять высказываний по своему выбору так, чтобы было ясно, что они идут от лица: а) доминирующей субличности, б) основной субличности, в) вспомогательной субличности, г) случайной субличности и д) теневой субличности. 1. — Я — красивая женщина. 2. — Мне нужен новый автомобиль 3. — Ты меня обижаешь. 4. — У меня сегодня плохое настроение. 5. — Выслушай меня, мама. Пример. 1а). — Я — красивая женщина, всегда и во всем. 1б). — Я с юности всегда была красивой в глазах окружающих. 1в). — Когда мне это нужно, я всегда с успехом вспоминаю, что я — красивая женщина. 1г). — Ну иногда бывает, конечно, что кто-то мной увлечется и ему ненадолго покажется, что я красива — я ему тогда не мешаю. 1д). — Ты представляешь, Никифор мне вчера сказал, что я — красивая женщина, и я — идиотка! — подумала, что, может быть, в этом что-то есть. Субличность: программа и ее проявления. Субличность, с точки зрения психики, представляет собой программу подсознания, поддерживающую определенную самоидентификацию (в случае явной субличности) и состояние сознания, в частности, способы мировосприятия и воздействия на мир. Это описание соответствует представлению о субличности как таковой, которое выражается самим человеком, например, такими словами: — Я в принципе — красивая женщина. — Я — инженер-кораблестроитель с университетским образованием. Однако кроме того, что человек (иногда) как-то определяет словами свою субличность, он еще склонен ее проявлять в различных обстоятельствах, то есть воспринимать некоторые свои поступки, слова и эмоции как относящиеся к ней и, более того, служащие ее манифестацией: — Я как отец тебе скажу: не торопись снимать штаны! — Ну, тут я его и прибил — исключительно из глубоко свойственного мне сострадания, уверяю вас! — Как человек с независимым складом ума, я не буду вас дальше даже слушать, Тихон! Таким образом, в каждый момент времени активной в психике является одна субличность (реже — две, но в этом случае одна из них является главной), и ее мы будем называть актуальной субличностью. К сожалению для исследователей, люди в речи далеко не всегда открыто и отчетливо называют актуальную субличность (иногда они осознают этот факт много позже). Однако с психологической точки зрения вопрос о том, какая субличность в данный момент актуальна, то есть стоит у Главного микрофона, имеет первостепенную важность, и смена актуальной субличности ведет иногда к драматическому преображению поведения и состояния человека. Поэтому оформление (своих и чужих) субличностей в сознании и быстрое и точное осознание актуальных субличностей — важное умение, отработка которого знаменует большой этап в эволюции человека, и труды, на это потраченные, вознаграждаются сторицей. Упражнение 4. Последите за собой — всегда ли вы можете легко определить, какая субличность у вас в данный момент является актуальной? Замечаете ли вы перемены в себе при смене актуальной субличности? В какой мере вы свободны в этой смене? В частности, проследите насколько легко у вас происходят следующие смены актуальных субличностей: Строгий Судья — Скромный Ученик Жизни; Мальчик (Девочка) Для Битья — Ответственный Эволюционный Работник; Насмешник — Любящий Друг; Ответственный Родитель — Веселый Товарищ; Утешающая Жилетка — Трезвый Наблюдатель Жизни. Подумайте, какие смены актуальных субличностей для вас распространены и идут гладко, какие — с трудом, а какие являются стрессовыми. Тот же вопрос применительно к вашим знакомым. Упражнение 5. Подумайте, как следующие обращения к партнеру прозвучали бы из уст нижеперечисленных субличностей, а также пяти субличностей (необязательно ваших) по вашему выбору. Представьте себе не только тексты, но и интонации и жесты. 1. — Хочу прогуляться по свежему воздуху. 2. — Прошу, дай мне время! 3. — Этот вопрос требует серьезных размышлений. 4. — Я все сделаю, но не сразу. 5. — Неправда! Субличности: а) Послушный Ребенок, б) Строптивая Жена, в) Строгий Начальник, г) Крупная Фигура, д) Хронический Бездельник. Самопредъявление субличности. Актуализация субличности, то есть, говоря метафорически, выход ее к Главному микрофону сцены соборного «я»,— очень важное для психики событие. Однако, актуализируясь, субличность может назвать (предъявить) себя по-разному: прямо (именем), может обозначить себя контекстно или стилистически, а может и вовсе замаскироваться, то есть выйти как бы в непроницаемом плаще с капюшоном, закрывающим и лицо. Таким образом, человек в большей или меньшей степени идентифицируется не только с субличностью как таковой — еще он идентифицируется с ней в момент ее проявления, то есть актуально, и при этом он может ее обозначить (маркировать) для себя и партнера, может ее подразумевать, опираясь на общий или конкретный контекст или употребляя стиль, свойственный данной его субличности, или же попытаться замаскировать ее управляющую роль в данный момент, вовсе уйдя от «авторства» данной субличности, а то и вовсе своей личности в целом в данном действии или событии. Таким образом мы различаем четыре стиля самопредъявления субличности: прямое, косвенное и скрытое. Прямое самопредъявление актуальной субличности заметно в репликах, где эта субличность называется по имени или роли: — Я тебе это говорю как отец — нельзя тебе сейчас жениться! — Вы меня не уважаете, Никифор — а ведь я ваш директор! — Я вижу вас насквозь, Кондратий — ведь я психотерапевт со стажем! — Я как руководитель советую вам еще как следует подумать, Никодим. — Ну что же — я как мать тебя должна простить — я и прощаю, Филофей. — Хорошо, Тертий, но давайте будем исходить из того, что я — разумный руководитель. — (задумчиво) И все-таки я, в основе своей — добрый, снисходительный, многое способный понять человек. Косвенное обозначение актуальной субличности характерно для ситуаций, где роли уже распределены и хорошо известны партнерам: — (начальник — подчиненному) Вы свободны, Тимолай. (Начальник) — (поклонник — знаменитости) (вручая букет хризантем после концерта) Это — вам, несравненной! (Преданный Поклонник) Другой пример косвенного обозначения актуальной субличности — это использование человеком стилистических приемов, ясно указывающих на эту субличность: — (в гневе) Уходи прочь, мерзавец! (Недотрога) — (снизу вверх, унижаясь) А можно мне попросить вас, Онуфрий Селиверстович, о небольшом одолжении? (Преданный Подчиненный) Скрытое самопредъявление актуальной субличности бывает различным по форме, но в любом случае человек избегает обозначения своей роли или качества, от имени которых выступает — при том, что они неясны из контекста и, как говорится, возможны варианты, например: — (в ответ на просьбу) Вероятно, я мог бы вам помочь на известных условиях. — Боюсь, вы плохо себе представляете, с кем разговариваете. — Вряд ли кто-то способен решиться на этот шаг. — На самом деле дело ты не прав, Акинфий — на мой нынешний взгляд, который сильно изменился за последние десять лет. — Богу не угодно такое твое поведение, Жорж — так говорит мне один из моих ангелов. Распространенным приемом сокрытия актуальной субличности является ее маскировка другой субличностью, более уместной по ситуации, которая внешне выглядит управляющей поведением человека, но по сути является служебной: — (подходя к молодой женщине на улице с целью познакомиться) Вас интересуют по-настоящему хорошие фотографии? Могу предложить свои услуги фотографа со стажем. — (стараясь произвести на партнершу сильное впечатление как мужчина) (гордо) Я в таких случаях бываю силен до жестокости! В двух последних репликах социально (формально) предъявляются, соответственно, субличности Фотографа и Жестокого Атлета, которые маскируют собой субличность Ловеласа. Упражнение 6. Подумайте, какие ваши субличности вы обычно склонны подчеркивать, предъявлять прямо или косвенно и скрывать. В каких случаях это ваше привычное поведение неправильно? Упражнение 7. Определите тип самопредъявления субличности, в следующих репликах и пяти репликах по своему выбору, то есть определите, является ли предъявление им актуальной субличности: прямым, косвенным или скрытым. Назовите соответствующую субличность. 1. — Я в вашем распоряжении, босс. 2. — Как руководитель, я считаю ваши претензии противоречащими интересам фирмы. Повторяю — как руководитель нашей корпорации. 3. — (кокетливо улыбаясь) Меня интересуют подшипники для грузовиков марки А-796. 4. — Ну, пусть идет восвояси, если на то воля Божья. 5. — Мама, тебе уже не надо таскать такие тяжести! 6. — Что ж, будем ждать у моря погоды. 7. — Я художник — вот и пишу пейзажи, ведь дарить людям прекрасное — это моя задача как художника! 8. — Да, я твоя мать — и уже двадцать лет как тебе всякие сопли вытираю! 9. — Мне не ясна моя роль в текущих обстоятельствах. 10. — (гневно) А что ты сейчас и вообще от меня хочешь и в какую позицию меня ставишь, Феофилакт? Упражнение 8. Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору: подчеркнуто, прямо, косвенно и скрыто. 1. Влюбленный. 2. Требовательный Начальник. 3. Снисходительный Начальник. 4. Меланхолик. 5. Неврастеник. 6. Странник. 7. Любитель Посмеяться над Товарищем. 8. Смиренный Труженик. 9. Спортсмен-Любитель. 10. Проектировщик Светлого Будущего. Если смена актуальной субличности происходит без прямого словесного самопредъявления выходящей к микрофону субличности, то ее появление может пройти малозаметно — как для самого человека, так и для его коммуникативных партнеров (если таковые в данный момент имеются), но стилистика человека — его осанка, жесты, телодвижения, интонации, темп речи т. д. — непременно отражает смену актуальной субличности, и опытный наблюдатель всегда может эту смену заметить. Нередко именно смена субличности стоит за «необъяснимой» сменой настроения, желаний, помыслов и стиля поведения человека, и умение увидеть это — важный момент понимания своего партнера (да и самого себя). Упражнение 9. Последите за собой: какие ваши субличности любят предъявлять себя прямо, а какие, актуализируясь, вовсе не стремятся оповестить об этом внешний мир (и, возможно, вас самих). Попытайтесь ответить на тот же вопрос применительно к вашим знакомым и постоянным коммуникативным партнерам. Идентификация с субличностью. Знаменитый французский писатель Густав Флобер некогда заявил: «Госпожа Бовари — это я». Похожую мысль выразил и Оскар Уайльд в своем знаменитом романе «Портрет Дориана Грея». Идентификация писателя со своим героем — вероятно, нормальное явление, если оно не переходит известные границы. Аналогично, в совершенно определенных границах должна (по идее) находиться идентификация человека со своими субличностями: употребляя местоимение «я» в репликах, подобных нижеследующим, человек не должен быть ни лицемерен, ни слишком серьезен, полагая, что его «я» исчерпывается данным им определением: — Я — твоя мать! — Я — храбрец не чета многим! — Я как твой старый товарищ заслуживаю большего твоего участия в моей жизни. — Я в этой жизни чего-то ст о ю! Однако выдержать правильный акцент, соответствующий роли данной субличности в психике человека, мало кому удается. Здесь возможны две крайности. Иногда человек слишком переоценивает свое актуальное «я», то есть активную в данный момент субличность, так что создается впечатление, что именно она является у него самой главной, то есть полномочным представителем высшего «я» — такую субличность можно назвать важной. Для важной субличности характерно уверенное поведение у микрофона: находясь там, она очень низко ценит остальные субличности и оттеснить ее от микрофона (деактуализировать) довольно сложно — исключая ситуации, когда она откровенно попадает впросак и быстро убегает от него сама. Наоборот, субличность, которая неуверенно выходит к микрофону соборного «я» и находится там, остро осознавая временность своего пребывания там, естественно назвать скромной. Для актуализированной (вышедшей к микрофону) скромной субличности характерны постоянные оглядки на другие субличности и попытки заменить себя ими. Однако вовсе не факт, что скромная субличность безвредна — например, нередки случаи, когда скромной является субличность Провокатора, которая, осуществив свое черное дело, тут же скрывается со словами: «А я что — я ничего, случайно тут оказалась», — и ее действия приходится расхлебывать уже совсем другим субличностям, вполне вероятно, важным — например, Ответственному Сотруднику, Расхлебывателю Каш, Козе Отпущения и т. д. Люди, относящиеся к категории «ярких личностей», имеют преимущественно важные субличности: они склонны всегда усиливать, подчеркивать свое актуальное «я», не слишком беспокоясь о том, что через день (или через секунду) будут говорить нечто противоположное или перпендикулярное, как герой следующего диалога: — (гордо) Я — финансист! — Вы знаете, куда надо вкладывать деньги? — О, не только это! Экономика, практическая экономика — это моя любовь с юности, это мой хлеб, моя гордость, мой жизненный авторитет! — Должно быть, у вас нет семьи? — Что вы, у меня замечательная жена и трое детей. Это такие дети — вы не представляете, какие это дети! — И у вас остается время на их воспитание? — И вы об этом спрашиваете? Да я ничего другого в своей жизни не делаю, как их воспитываю — с утра до ночи, буквально! Наоборот, люди «невыразительные», а точнее — со слабо выраженным или проявленным чувством своей личности, имеют в основном скромные субличности, с которыми не склонны сильно идентифицироваться, даже употребляя местоимение «я» или иным образом демонстрируя свою актуальную субличность, как Викентий в следующем диалоге: — Викентий, ты хочешь на мне жениться? — Да оно бы вроде и неплохо... — Нет, я не вообще, а тебя лично спрашиваю: ТЫ хочешь на мне жениться? — Я... наверное, да... наверное... Хорошо бы нам пожениться! — Слушай, Викентий, а ты на решительный поступок вообще способен? Или нет?! — (после долгой паузы; задумчиво) Ну, как-то раз пришлось своему начальнику в зубы дать... Заметим, что важная субличность совсем не обязательно утверждает свое превосходство над партнерами человека — она предъявляет себя выше всех остальных его субличностей, а это совсем не одно и то же. Аналогично, выпуская к микрофону скро
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.02 с.) |