ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначение бухгалтерского учета.



Сущность и назначение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации о предоставляют состав информации, предоставляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает предоставление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей, по необходимости, аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация предоставляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.


Система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документам имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ПБУ),. другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень; законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

1) Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы.

2) Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время, как уже говорилось, в России разработано и утверждено 20-положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

3) Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

4) Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета:

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Задачи бухгалтерского учета.

Перед бухгалтерским учетом стоят задачи, которые являются общими для всех видов учета. Основными задачами бухгалтерского учета являются: контроль за выполнением плановых показателей предприятия (является следствием информационной функции учета и функции обратной связи); охрана собственности предприятия (контрольная функция); укрепление коммерческого расчета; соблюдение режима экономики (достигается путем использования информационной и контрольной функции бухгалтерского учета). Исходя из поставленных задач, определяются требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету: простота ведения; экономичность (при достаточной полноте и своевременности учет должен осуществляться при минимальных расходах; решение этой проблемы достигается рациональной организацией учета, систематическим усовершенствованием его форм, максимальным использованием современной вычислительной техники); точность (только достоверная информация о разных сторонах деятельности хозяйства обеспечивает практическое значение учета для оперативного руководства;

законодательством Украины предусмотрено, сто за предоставление заведомо неправильных отчетных показателей, сокрытие доходов, подлежащих налогообложению, руководитель (собственник) и главный бухгалтер привлекаются к

ответственности согласно действующему законодательству); правильность (базируется на единстве содержания и методов исчисления плановой и учетной информации); своевременность (для принятия правильного управленческого решения в динамичных рын. ситуациях необходима своевременная информация о конкурентоспособной продукции, расходах, доходах и результатах деятельности; отставание в учете часто приводит к бесхозяйственности, злоупотреблениям, нарушению государственной дисциплины).

Функции бухгалтерского учета.

Различают следующие функции учета: 1. Контрольная. Различают три вида контроля: предварительный (до совершения хозяйственных операций); текущий (во время совершения хозяйственной операции); последующий (после совершения хозяйственной операции, анализ). Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, осуществить анализ на базе этой информации и принимать соответствующие управленческие решения. 2.Информационная. Является одной из важнейших функций учета, так как на долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема экономической информации. 3. Обеспечение сохранности собственности. Тесно связана сконтрольной функцией. Реализация этой функции достигается путем проведения инвентаризаций. 4. Обратной связи. Используя ее, с помощью бухгалтерской информации осуществляется контроль за выполнением плановых показателей и т. д. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет информация, поступающая, главным образом, из первичной документации. 5. Аналитическая. Тесно связана с информационной. Реализация этой функции позволяет осуществить анализ по всем разделам бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете. Он слагается из ряда элементов, главные из которых: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность. Документация представляет собой отражение хозяйственных операций в определенных носителях информации на бумажных бланках или технических носителях. Инвентаризация – способ проверки наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств путем пересчета, взвешивания, обмера и оценки всех остатков хозяйственных средств и сопоставление с данными бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств и их источников. Двойная запись – принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах, обуславливающих равенство оборотов по дебету и кредиту счетов. Оценка – отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с цельюобобщения их в целом по предприятию. Калькуляция – подсчет расходов с целью определения себестоимости продукции и услуг как в целом, так и по отдельности. Бухгалтерский баланс – отчет о финансовом положении предприятия, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на определенную дату. Бухгалтерская отчетность – система взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период.

Классификация документов.

Бухгалтерские документы классифицируются по ряду признаков: назначению, месту составления, содержанию, объему сведений, порядку использования.
По их назначению документы подразделяются на распорядительные, исполнительные (оправдательные), документы бухгалтерского оформления и комбинированные, в которых объединяются распорядительные, исполнительные и документы бухгалтерского оформления или первые два вида документов.
К распорядительным относятся документы, дающие право на совершение хозяйственной операции – приказы и распоряжения руководителя предприятия или вышестоящей организации, наряды на работы, требования на выдачу материалов, чеки на получение наличных денег в банке, путевые листы на право выезда и т. д. Эти документы не отражают факта совершения хозяйственных операций, они лишь дают право на их совершение. Распорядительные документы составляются не к каждой хозяйственной операции, а лишь к некоторым.
Исполнительные документы удостоверяют факт совершения хозяйственной операции. К ним относятся: счета-фактуры, отражающие факт купли-продажи товарно-материальных запасов; накладные, фиксирующие отпуск и прием материальных ценностей (запасов); документы о выполненных работах рабочими; кассовые ордера на получение и выдачу денег из кассы и многие другие.
Исполнительные документы составляются лицами, ответственными за совершение хозяйственных операций и ими подписываются. Например, документы, фиксирующие прием материалов, составляются заведующим складом или по его поручению и им же подписываются. Подписываются документы и лицами, которые принимают материальные ценности или являются материально ответственными за них.
Исполнительные документы служат основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.
Документами бухгалтерского оформления являются документы, которые составляются в самой бухгалтерии на основании распорядительных и исполнительных документов, необходимых для технической подготовки данных по счетам. К ним относятся накопительные и разработочные ведомости, расчеты, разные бухгалтерские справки и т. д. Этот вид документов способствует более рациональной организации бухгалтерского учета.
Комбинированными являются документы, которые одновременно являются и распорядительными и исполнительными. Например, расходный кассовый ордер является комбинированным документом, в нем дается распоряжение о выдаче денег и производится оформление выдачи денег и расписка получателя.
В практике бухгалтерского учета возникает необходимость использования документов исполнительного характера: справочников, ценников, нормативов, тарифных ставок, договоров, трудовых соглашений и т. д. Они регламентируют правовую основу совершаемых операций.
По месту составления документы подразделяются на внешние, поступившие со стороны в данное предприятие (счета-фактуры поставщиков, выписки банков из расчетного счета и др.) и внутренние, составляемые непосредственно на самих предприятиях. Большая часть документов являются внутренними.
По объему документы подразделяются на первичные и сводные.
Первичными документами являются такие, которые оформляют хозяйственные операции в момент их совершения и составляют основу для всех последующих учетных записей. К ним относятся все документы, оформляющие хозяйственные операции, а именно: приходные и расходные кассовые ордера по движении наличности в кассе, приходные и расходные накладные по движению ценностей на местах их нахождения, счета-фактуры на поступившие товары и материалы и проданную готовую продукцию и многое другое.
Если первичные документы выписываются на каждую хозяйственную операцию, они называются разовыми. При большом количестве разовых документов пользуются способом их накапливания по однородным группам. Документы объединяющие за определенный период (обычно месяц) разовые документы, называются накопительными. Наиболее типичным видом накопительных документов являются накопительные ведомости, заборные листы отпуска материалов, сырья со склада и т. д.
Сводными документами являются такие, которые составляются на основании ранее составленных первичных документов. Группировка первичных документов в сводные осуществляется по однородным группам. К сводным документам в первую очередь относятся все виды отчетов, составляемых материально-ответственными лицами, например, кассовые, материальные, товарные, авансовые и др. При получении сводных документов осуществляется систематизация первичных документов, совершенствование документооборота.
Сводные документы являются действительными только тогда, когда к ним приложены первичные документы и записи соответствующие им.
По своему экономическому содержанию документы подразделяются на группы: кассовые (кассовые отчеты), банковские, расчетные, материальные (отчеты материально ответственных лиц), по учету труда и заработной платы.
В рационализации документации большое значение имеет ее унификация и стандартизация. Под унификацией документов понимается создание единых форм, используемых на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Унификация документов облегчает их составление, проверку и приводит к значительной экономии материальных средств и труда. Она сопровождается стандартизацией размеров бланков документов.

Сущность и назначение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации о предоставляют состав информации, предоставляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает предоставление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей, по необходимости, аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация предоставляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.






Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.009 с.)