Понятие и типология социальных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и типология социальных групп



Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция – совокупность характеристик членов группы, как частей целого.

Структура группы – те функции, которые выполняют члены группы.

К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы;

3) способность индивидов к согласованным действиям;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником социальных установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение – просоциаль-ные, негативного – асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

 

67. Социально-психологические характеристики группы.

В процессе формирования коллектива диффузная группа учащихся проходит ряд этапов, приобретая на каждом из них особые качества.

Первичный коллектив, по утверждению Л.М. Фридмана, может развиваться в двух направлениях: в положительном - общественно цен ном и отрицательном - антиобщественном. Первичный коллектив в по ложительном направлении проходит через следующие этапы:

1. Диффузная группа. Межличностные отношения в ней не зависят от содержания совместной деятельности, целей, а в ряде случаев и сама она отсутствует.

2. Группа-ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опо средованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена этой группы. В отличие от диффуз ной группы, в ассоциациях появляется и развивается определенный поря док межличностных отношений, зависящий от вклада и степени участия каждого в совместной деятельности.

3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличност ные отношения в которой определяются содержанием, целями, ценностя ми групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.

Коллективы отличаются друг от друга: одни более сформированы, сплочены, другие - менее. Уровень сформированности коллектива оце нивается на основе теоретической концепции А.В. Петровского, согласно которой хороший коллектив отличается от плохого следующими характеристиками.

Сплоченность группы. Это важнейший показатель межличностных отношений и уровня развития группы. Показателем сплоченности счита ется ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы к объектам (це лям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всей группы объектов.

Коллективистское самоопределение. Оно проявляется в том, что член коллектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации групповому давлению. При этом индивид с коллективистским самоопре делением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.

Эмоциональная идентификация. Отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоцио нальная теплота. Высший уровень ее проявления - действенная эмоцио нальная идентификация.

Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другими как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущее напряжение, тре вожность, отчаяние и т.д.).

4. Эталонность в восприятии членов группы. Это убежденность в том, что их коллектив хороший, близкий к эталону, т.е. это удовлетворенность сво ей группой. Чем она выше, тем выше уровень развития коллектива.

Куратору необходимо знать четыре указанные характеристики кол лектива для того, чтобы он мог правильно ставить воспитательные зада чи, а затем оценивать эффективность их решения. Эти характеристики служат членам администрации показателями эффективности.

68. Проблема развития социальной группы.

 

 

Вопрос 69. Биг гр

Большие социальные группы

 

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

 

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

 

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

 

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.

 

Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:

1) элементы мотивационно-потребностной сферы:

а) общегрупповые потребности;

б) общегрупповые интересы;

в) мотивы деятельности;

г) жизненные ценности;

д) цели и социальные установки;

2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

а) групповое сознание;

б) социальное восприятие и мышление;

в) коллективные представления;

г) общественное мнение;

д) менталитет;

3) элементы аффективной сферы:

а) социальные чувства;

б) общественные настроения;

в) аффекты;

4) элементы поведенческо-волевой сферы:

а) стереотипы группового поведения;

б) групповые навыки;

в) общественные обычаи;

г) групповые умения.

71.Психические явления в больших социальных группах

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики:
• когнитивной;
• потребностно-мотивационной;
• аффективной;
• регулятивно-волевой.

Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

Так, к сфере когнитивной относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества.

Второй структурный элемент психологии больших групп — мотивационно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.

Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:
• потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
• потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором — носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина (Б.Д. Парыгин, 1966). В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальным настроением он выделяет:
• гораздо большую социальную, чем индивидуальную обусловленность;
• коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических и идеологических отношений);
• степень социальной детерминированности в них выше, чем в индивидуальных настроениях. В них фактор физического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениям на производстве, в быту и т. д.).

Кроме этих традиционно выделяемых сфер психики (когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой) можно выделить деятельностную сферу.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

Вопрос 72.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.043 с.)