Предприятия их виды и функции в условиях рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятия их виды и функции в условиях рынка.



Предприятие - это экономическая единица, которая:

- использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

- стремится к увеличению прибыли;

- самостоятельно принимает решения.

В хозяйственной практике понятия «предприятие» и «фирма» имеют некоторое отличие. Предприятие выражает технологические и организационные аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее понятие, включающее помимо указанных аспектов и правовой. Она выступает, как юридическое лицо, обладающее собственностью и производящее на рынок товары и услуги. В состав фирмы могут входить одно или несколько предприятий. Системообразующими факторами определения предприятия как основного звена национальной экономики и как самостоятельного хозяйствующего субъекта является кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособлении кругооборота капитала (ресурсов).

В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие (численность работников 10-15 человек); средние (численность 50-500 человек); крупные (численность 500 человек, как правило, акционерные общества).

Многообразие возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различной нацеленностью их функционирования. Это может быть желание выжить при неблагоприятной экономической конъюнктуре, минимизация убытков, завоевание нового сегмента рынка или максимизация прибыли и т. д.

Виды предприятий: Предприятия для более глубокого изучения обычно классифицируют по виду и характеру деятельности, формам собственности, правовому положению и др.

§ По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:

§ государственной собственности

§ муниципальной собственности

§ частной собственности

§ собственности общественных организаций

§ иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)

§ По масштабу:

§ малые

§ средние

§ крупные

§ По организационно-экономической форме:

§ индивидуальные (ИП [ранее ЧП; ПБОЮЛ], кооперативы)

§ партнёрства (хозяйственные товарищества и общества)

§ корпорации (акционерные общества, госкорпорации)

§ По цели деятельности:

§ коммерческие

§ некоммерческие

 

Международное разделение труда –условие развития специализации стран мира в мировой торговли.

Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке.Международное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в мировом хозяйстве:
1) обеспечивает взаимосвязь этих процессов;

2) формирует соответствующие международные отраслевые и регионально-отраслевые пропорции.

Важнейшими предпосылками развития международного разделения труда является международное разделение факторов производства, т.е.различная наделенность стран ресурсами, необходимыми для производства товаров. Страны в разной степени:

 

    • наделены природными ресурсам, которые дает земля;
    • по-разному обеспечены капиталом в производительной, товарной и денежной формах;
    • различаются по уровню развития научно-технического прогресса, располагают разной суммой научно-технической информации;
    • обладают различными по количеству и квалификации трудовыми ресурсами.

Факторы становления и развития МРТ

1. Природно-географические различия стран;

2. Научно-технический прогресс;

3. Различия в уровнях экономического и научно-технического развития стран;

4. Тип хозяйствования и характер внешнеэкономических связей страны;

5. Экономическая экспансия транснациональных корпораций;

6. Развитие процессов региональной экономической интеграции.

Виды МРТ

1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные;

2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.). Оно связано с предметной специализацией;

3. единичное МРТ — разделение труда внутри одного предприятия. При этом предприятие трактуется широко — как цикл создания законченного товара.

4. обмен информационными технологиями - обмен технологиями через современные информационные сети.

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Показатели развития МРТ.

Основные факторы, влияющие на участие в МРТ и показатели его развития.

К числу этих факторов можно отнести:

1. Объем внутреннего рынка страны. У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребительские товары. И следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый (диверсифицированный) рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.

2. Уровень экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, тем меньше экономической потенциал страны.

3. Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ.

4. Удельный вес в структуре экономики страны базовых отраслейпромышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.). Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем правило, меньше ее включение в систему МРТ.

Следует иметь ввиду, что все названные факторы не абсолютны в своем проявлении. Их влияние может быть в той или иной степени уменьшено, например, изменением международной конкурентоспособности местной продукции, ограничениями экспорта.

Главное в процессе развития МРТ – это то, что каждый его участник ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ.

Реализация преимущества МРТ в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из=за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.

Тенденции развития МРТ позволяют российским экономистам утверждать, что перспективе оно будет постепенно углубляться. А на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.

Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос – на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное расширение внутреннего рынка.

Процесс развития МРТ ставит проблему необходимости его изменения.

Российские экономисты для измерения МРТ предполагают ряд коэффициентов. Среди них:

- удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции;

- удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта;

- темпы роста отраслей экспортной специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.

В числе показателей развития МРТ на региональном уровне выделяют:

- коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общественного производства взаимодействующих стран;

- долю взаимного товарооборота в общественном производстве этих стран;

- коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общего внешнеторгового оборота.

Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную, и соответственно, внешнеторговую квоты, удельный вес страны в международной торговле по отдельным товарам, внешнеторговый оборот на душу населения и др.

Очевидно, каждый из названных показателей может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.014 с.)