Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность



Необходимость ускорения адаптации розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом отношении особую актуальность приобретают прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров-непосредственные договорные взаимоотношения между изготовителями и покупателями товаров без участия других коммерческих посредников. Современное российское законодательство определяет, что изготовитель — предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящий товары для реализации, а покупатель — торговое предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующий товары оптом или в розницу. Становление рыночных отношений привело к существенному росту поступления товаров в розничные торговые предприятия непосредственно от производственных предприятий за счет сокращения поставок от оптовых предприятий и других коммерческих посредников. Это связано с тем, что розничная торговля при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено, за счет закупки товаров по более низким ценам, сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, и уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Организация прямых договорных связей розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров простого ассортимента (хлебобулочных изделий, муки, крупы, и др.) представляет собой наиболее рациональную и экономически целесообразную форму организации хозяйственных связей. Организация таких связей по поставкам товаров сложного ассортимента (тканей, швейных товаров, обуви и др.) чрезвычайно затруднена в силу действия многих организационно-экономических, торговых, транспортных и других факторов. Поэтому роль оптовых звеньев в снабжении товарами сложного ассортимента розничных торговых предприятий остается и в рыночной экономике достаточно большой. По товарам сложного ассортимента важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями-изготовителями, поскольку в отличие от розничных предприятий оптовые предприятия могут получать товары от поставщиков и изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой частотой для комплектования широкого торгового ассортимента и регулярного снабжения товарами розничной торговой сети. Чтобы установить с необходимым числом изготовителей той или иной продукции для комплектования торгового ассортимента прямые договорные связи, оптовые предприятия (базы) должны иметь минимальный оптово-складской товарооборот, позволяющий получать продукцию в размерах транзитных норм отгрузки с необходимой частотой для подсортировки товаров и накопления оптимальных товарных запасов.
24.Сущность расчетов в коммерческой деятельности

В сфере обращения деньги выступают в двух формах: наличной или безналичной, в связи с чем денежные расчеты осуществляются предприятиями и физическими лицами либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ. Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита. При отсутствии этих обстоятельств предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Наличные и безналичные расчеты между гражданами и юридическими лицами между собой регулируются ст. 861— 865 ГК РФ. Гражданским кодексом РФ предусмотрены расчеты платежными поручениями, аккредитивами, инкассо и чеками, т. е. с применением всех тех форм, которые широко распространены в зарубежных странах и в международных расчетах. В России с 1 января 1998 г. все расчеты между гражданами и организациями в иностранной валюте запрещены.

Наличная форма расчетов

Поступление денег в кассу предприятия и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятий, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами или шариковыми ручками либо выписаны на пишущей машине или компьютере. Подчистки, помарки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного кассового ордена после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по доверенности, то перед распиской в получении денег кассир указывает: “По доверенности”. Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости. Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу учитываются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистка и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации. При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается. В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц. В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки.

Безналичная форма расчетов

Важнейшей задачей организации денежного оборота страны является широкое развитие безналичных расчетов и ограничение сферы применения наличных денег. Замещение налично-денежных платежей безналичными перечислениями сокращает потребность хозяйства в наличных деньгах, что имеет большое значение для укрепления денежного обращения, для экономии издержек обращения. Безналичные расчеты, способствуя концентрации денежных средств предприятий, организаций в банке, обеспечивают их рациональное использование. Применение безналичных расчетов создает условия для контроля со стороны банков за выполнением участниками расчетов кассовых планов и денежных смет.
Безналичные расчеты осуществляют по товарным (куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т. п.) и нетоварным операциям (расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т. п.). Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, в порядке плановых платежей, с использованием векселей, основанных на зачете взаимных требований. В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на:1) иногородние - расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах. Основные формы: расчеты платежными поручениями-требованиями, аккредитивами, особыми счетами, денежными переводами; 2)одногородние (местные)— расчеты между организациями, обслуживаемыми одними или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте. Основные формы одногородних: расчеты в порядке плановых платежей, платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями и расчетными чеками.

Факторинговые операции

Факторинг нередко является операцией, сопутствующей взаимным расчетам по коммерческим сделкам. Сущность факторинговой операции состоит в том, что какая-либо кредитно-финансовая или специализированная факторинговая компания выкупает у продавцов неоплаченные счета в комплекте с документами, подтверждающими выполнение ими обязательств по поставкам товаров. Предметами выкупа являются отфактурованные (предъявленные к оплате) счета, а также еще не предъявленные счета при рассрочках платежей. Выкупная цена составляет до 90% стоимости поставленных товаров в зависимости от надежности покупателей, гарантированности платежей условиями контракта и четкости выполнения обязательств продавцом. Сумма обязательств покупателя по выплате процентов за рассрочку платежа или кредит факторинговой компанией не возмещается. Поскольку продавец получает от нее сумму выкупа немедленно, наиболее часто факторинг предусматривает выкуп платежей, осуществление которых предусмотрено банковскими переводами. Получение немедленного платежа за поставленные товары позволяет продавцам ускорить оборачиваемость капитала, что в значительной степени компенсирует предоставляемые факторинговым компаниям скидки.
Многие факторинговые компании являются членами международных ассоциаций и союзов. В России эта деятельность получит развитие по мере стабилизации экономики. Впервые факторинговые услуги были оказаны промышленной компании американским банком “Ферст Нэшнл Бэнк оф Бостон” в 1947 г.
В технике осуществления факторинга можно выделить несколько основных простейших операций, каждая из которых по отдельности давно известна банкам. Это услуги по ведению дебиторских счетов и инкассо, финансирование требований клиентов, кредитные гарантии. Факторинг-фирмы готовы информировать клиентов о платежеспособности покупателей; при желании могут брать на себя гарантию за неплатежи в зарубежных странах. Они также готовы принимать на себя соответствующие риски в случае неплатежеспособности должника. Но нельзя “ спихнуть” факторинг-фирме все, в том числе и безнадежные долги; беря на обслуживание каждого нового клиента, факторинг-фирма тщательно изучает его финансовые показатели и никогда не скупает долги, которые кажутся “плохими”.

При осуществлении факторинг-операций дебиторская задолженность трансформируется в наличные средства и может быть немедленно использована для производственных целей. Как правило, факторинг-фирма берет на себя дополнительный риск неплатежеспособности должника (делькредере), а также принимает на себя ряд обязательств в пользу клиента. Прибегая к услугам факторинг-фирм, вы имеете возможность превратить будущий долг в наличные деньги в нужный момент времени. Факторинг-фирма, предоставив около 80% суммы долга до наступления срока платежа, финансирует вас. Кассовое положение предприятия улучшается. Оно освобождается от риска возможных неплатежей, которые берет на себя факторинг-фирма. Вы сокращаете издержки по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю. И вы получаете возможность использовать услуги факторинг-фирмы п о предоставлению информации. Факторинг-фирмы хорошо информированы о финансовом положении большинства предприятий, в том числе и зарубежных. Факторинг-фирмы через компьютерную систему могут круглосуточно получать достоверную и оперативную информацию о финансовом состоянии их требований, а также о том, какие счета оплачены, какие просрочены и т. д.
Основу факторинг-финансирования составляет договор о факторинге, заключаемый, как правило, на два года. В рамках этого договора клиент предлагает факторинг-фирме купить все его требования к дебиторам. После соответствующей проверки платежеспособности отдельных дебиторов (покупателей) последним при необходимости предоставляется лимит, после чего факторинг-фирма берет на себя риск неплатежеспособности в размере предоставленного лимита.
Факторинг эффективен прежде всего на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Клиентами факторинг-фирмы в данном случае являются, как правило, мелкие и средние фирмы
Факторинг-фирма взимает с предпринимателя определенные проценты за немедленное предоставление эквивалента долговых требований, премию за риск и возмещение административно-управленческих расходов.

28.Сущность, роль и содержание закупочной работы

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как отмечалось, главная функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле Д — Т и Т ′ — Д′. Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле: предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем преобразует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров. Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следующих этапов: ‹ изучение и прогнозирование покупательского спроса; ‹ выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; ‹ организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам; организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков; ‹ организация учета и контроля за оптовыми закупками. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна базироваться на принципах современного маркетинга.
С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить. Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы по закупкам товаров.
Оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптово-торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса.
Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса: оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др.Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.013 с.)