Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Товарный дефицит и его следствия.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или, проще, дефицитом.
На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т.к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдёт движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.
На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг — в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Также многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь — это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди. [1; с.6]
Особенностью административно-командной системы был хронический дефицит, причем он был нормой, а не отклонением от нее. Спрос, как правило, превышал возможности производства, отсюда нехватка оборудования, механизмов, стройматериалов. Спрос на квартиры обгонял предложение, что порождало дефицит жилья. Спрос на товары длительного пользования обгонял производственные мощности, что вызывало дефицит этих товаров.
Наряду с дефицитом существовал избыток ресурсов. Именно в силу постоянного дефицита и производители, и торговцы, и потребители приобретали продукцию про запас, полагая, что в случае необходимости удастся за счет этого преодолеть неизбежный дефицит.
Приспособление участников хозяйственного процесса к норме, к возобновлению равновесности происходило посредством использования заменителей, путем упрощения технологии, снижения качеств изделий, переключения производства на выпуск более дорогих и выгодных товаров. Хронический дефицит толкал к постоянному наращиванию капиталовложений, невзирая на реальные размеры инвестиционных ресурсов. Обстановка дефицита использовалась для укрепления монополии поставщика, навязывающего свои условия покупателям.
К условиям дефицита приспосабливались и покупатели. Они приобретали зачастую не то, что нужно, а замену, скажем, не двухкамерный, а однокамерный холодильник, не комплект мебели, а ее разрозненные компоненты. Покупатели интенсивно вели поиск товаров, включались в ожидание желаемой покупки (очереди), накапливали излишние запасы (бездействующий дефицит). Товарный избыток и его следствия.
В случае когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении.
Излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства. Он измеряется площадью фигуры, заключенной между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей значению рыночной цены. [3; с.182]
Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, мы переходим к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. В результате действия рыночного механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене. Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам. Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей получает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене. [2; c.117-118]
Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.
Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.
Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, что он двигается вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. да резкого возрастания спроса). Паутинообразная модель. Стабильность или нестабильность рыночного равновесия равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели. Данная модель преполагаетслудеющие допущения: величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода. где t — период времени функции спроса и предложения являются линейными, где — положительные коэффициенты; функции спроса и предложения не меняются во времени В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спросаb и угла наклона кривой предложенияd (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия. Возможны три случая: Если , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия. Если , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды; Государственное регулирование рынка Государственное воздействие может осуществляться через использование таких мер как: 1) Введение потоварного налога T. Данная мера может вызвать сдвиг кривой предложения вверх влево и установление новой более высокой цены равновесия , а также нового меньшего равновесного объема продаж 2) Государственные дотации -T. Вызывают сдвиг кривой предложения вниз вправо, установление новой более низкой цены равновесия и нового большего равновесного объема 3) Установление фиксированных цен. Последствия государственного вмешательства в рыночные цены зависит от того, фиксируются ли цены выше или ниже точки равновесия. ниже цены равновесия (на социально значимые товары, в целях не допустить их чрезмерного роста) — в результате возникает дефицит, ибо при цене величина спроса превышает величину предложения и вознимает товарный дефицит. выше цены равновесия (защита производителей какой-либо отрасли, сельского хозяйства) — избыток предложения, поскольку при цене величина спроса меньше величины предложения. Данный избыток покрывается государственными закупками, финансируемыми в конечном свете за счет налогов). Паутинообразная модель рыночного равновесия может с достаточной степенью применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (климатические условия, изменения спроса потребителей). Однако, она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительный характер. 40. Процесс производства, факторы производства. 1. Производство и факторы пр-ва
Производство образует материальную основу экономики.
Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.
Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ.
Ресурсы делятся на 4 группы:
q природные (потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества);
q материальные (все созданные человеком средства производства);
q трудовые (трудоспособное население);
q финансовые (денежные средства общества).
Факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Выделяют 3 основных фактора производства:
¨ земля (сама земля и все естественные ресурсы);
¨ капитал (материальные и финансовые ресурсы);
¨ труд.
Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – зарплату.
Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:
Q = f (F1, F2, …, Fn),
где Q - max объем пр-ва при заданных затратах;
F1 - кол-во использованного фактора f1;
F2 - кол-во использованного фактора f2;
Fn - количество использованного фактора fn. Производственная функция. Все ресурсы, используемые фирмой в процессе производства условно делят на два класса: постоянные и переменные: Ресурсы, количество которых не зависит от объема выпуска и является неизменным в течение рассматриваемого периода, называются постоянными. Сюда могут относиться: производственные площади, особые знания высококвалифицированного персонала, технологии и ноу-хау. Ресурсы, количество которых напрямую зависит от объема выпуска, называются переменными. Примером переменных ресурсов могут служить электроэнергия, большинство видов сырья и материалов, транспортные услуги, труд рабочих и инженерно-технического персонала. Краткосрочный и долгосрочный период Деление ресурсов на постоянные и переменные позволяет выделить краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы. Период, в течение которого фирма в состоянии изменить лишь часть ресурсов (переменные), а другая часть остается неизменными (постоянные), называется краткосрочным периодом. В краткосрочном периоде объем выпуска фирмы зависит исключительно от изменения переменного ресурса. Период, в течение которого фирма может изменить количество всех используемых ею ресурсов, называется долгосрочным. Продолжительность краткосрочного и долгосрочного периода может быть неодинаковой в различных сферах производства. Там, где объем постоянных ресурсов невелик, а характер производства позволяет легко менять постоянные ресурсы, краткосрочный период длится не более нескольких месяцев (швейная, пищевая промышленность, розничная торговля и т.д.). Для других отраслей краткосрочный период может составлять 1-3 года (автомобильная промышленность, авиастроение, угледобыча) или даже от 6 до 10 лет (электроэнергетика). Деятельность фирмы в краткосрочном периоде Деятельность фирмы в краткосрочном периоде может быть охарактеризована при помощи краткосрочной функции производства: , гдеK — количество постоянного ресурса, L — количество переменного ресурса. Краткосрочная функция производства показывает максимальный объем выпуска, который фирма может произвести, изменяя количество и комбинацию переменных ресурсов, при данном количестве постоянных ресурсов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.013 с.) |