Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация как предмет отображения

Поиск

Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения прежде всего в аналитической журналистике. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий. Внешне, на поверхности ситуация выглядит как состояние, уровень удовлетворения интересов людей, участников ситуации, находящихся в определенном взаимодействии. Ситуации бывают благоприятными, неблагоприятными, бесконфликтными, конфликтными и т.д. Проанализировать ситуацию значит, как минимум: установить, что она собой представляет, зафиксировать это представление в тексте; выявить основную общественную задачу, возникшую в данной ситуации, и дополнительные задачи; выяснить главные причины возникновения данной ситуации и соответствующих задач, соотносящихся с ней; сформулировать важнейшую проблему, с которой связано решение основной задачи в данной ситуации; выявить наиболее существенные предпосылки решения главной проблемы, связанной с данной ситуацией, и наметить пути создания этих предпосылок; выяснить роль интересов основных участников ситуации в создании данных предпосылок благоприятного развития ситуации и решения проблем. Если журналист имеет дело с серьезной общественной ситуацией (например, ситуацией невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в России в 1995–1999 гг.), то он должен иметь в виду прежде всего то, что общество не гомогенно, а состоит из разных социальных классов, групп. Они имеют свои цели, задачи, конкретные способы их решения. Между ними складываются определенные связи, отношения, которые могут быть противоречивыми, непродуктивными. Поэтому первым шагом при анализе ситуации должно стать изучение интересов всех ее участников, их дифференциация, сравнение. Интересы – это заявляющие о себе, направляющие поведение людей, потребности. Потребности проявляют себя в разных противоречиях, которые преодолеваются в деятельности. Цели и задачи, которые ставят перед собой люди, объединяются в форме плана деятельности. Интересы, присущие обществу в целом как самостоятельному феномену, как известно, называются общественными. Они выражаются в общественных целях, в постановке тех или иных задач, которые закрепляются в соответствующих документах. Общественные интересы могут и должны проявляться и в действиях, целях, задачах отдельных коллективов людей, стать коллективными интересами. Коллективные интересы могут быть «атрибутом» самых разных групп людей, относящихся к различным производственным сферам (интересы представителей определенных профессий – учителей, врачей, программистов, шахтеров, пожарников и др.); политическим партиям, общественным организациям; определенным возрастным категориям или объединениям по половой принадлежности. Коллективные интересы проявляются в целях, устремлениях, задачах социальных групп (манифестируются в определенных правах, обязанностях их членов). Коллективные интересы должны так соотноситься с общественными, чтобы не мешать развитию общества как целостного феномена. В отличие от общественных, коллективных интересов личные интересы не фиксируются какими-либо документами, поэтому определить их не всегда легко.

Поскольку личность включена в социальные группы и в общество в целом, то ее интересы также могут быть включены в групповые или общественные интересы, но личные интересы не всегда идентичны групповым, общественным. Между ними могут быть и противоречия. Индикатором личных интересов, потребностей могут быть желания и намерения, мысли, мнения, суждения, которые личность выражает в связи с общественными целями, задачами. Выявленные возражения, упреки со стороны отдельных лиц являются для журналиста знаком, сигналом расхождения интересов. Они часто указывают на наличие проблемной ситуации, в которой находятся ее участники.

Следовательно, если журналист хочет познать при анализе общественной ситуации соотношение интересов, то он должен понять диалектику взаимодействия общественных, групповых и личных интересов, чтобы найти ту точку, в которой эти интересы пересекаются. Должен увидеть, в чем заключается их противоречие, чтобы найти пути его устранения. Противоречия эти могут быть самыми разными. Например, они могут быть внутри одного целого и проявляться, предположим, как расхождение между разными общественными интересами. Скажем, у России существует острая потребность в создании в настоящее время мощных профессиональных вооруженных сил. Но в то же время страна не должна «потерять» образование, культуру, сельское хозяйство и т.д. Однако в данное время финансовые ресурсы ограничены, поэтому какое-то из направлений развития общества обязательно будет ущемлено. В результате пострадает общество в целом.

Подобным образом могут возникать и противоречия между разными коллективными интересами. Предположим, что коммерческий банк имеет свободные на данный момент денежные средства и способен предоставить их кому-либо в долг. Он может, к примеру, направить их на кредитование торгового предприятия, которое через достаточно короткое время обязуется вернуть кредит и относительно невысокий процент за его использование. Однако кредит можно выдать и промышленному предприятию, но на более длительный срок и под более высокий процент. В первом случае банк выигрывает время, что несомненно важно для него, во втором – деньги, что не менее важно. То, какой интерес победит, зависит от конкретной финансовой ситуации в стране и целей самого банка.

Расхождение между разными личными интересами возникает прежде всего в силу того, что человек часто включен во многие группы – в семью, в студенческую группу, в спортивную команду и т.д. Поэтому ему часто приходится выбирать, в интересах какой группы ему в данный момент действовать, какое дело считать наиболее важным (как студент он должен посещать лекции, а как спортсмен пропускать их ради тренировок).

Интересы могут расходиться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Расхождение интересов в горизонтальной плоскости – это противоречия интересов разных коллективов, ведомств, предприятий, находящихся в относительно равном положении.

На предприятии, выпускающем электрические утюги, существует два цеха: первый цех выпускает корпуса утюгов, второй – электрическую начинку. Чтобы снизить себестоимость утюгов, необходимо во втором цехе установить новое оборудование. Работники первого цеха заинтересованы в этом, так как снижение себестоимости продукции позволит за счет увеличения ее конкурентоспособности повысить заработную плату. Работники второго цеха против обновления оборудования, поскольку это повлечет за собой резкое сокращение их количества, увольнение с работы.

В горизонтальной плоскости существуют и противоречия отдельных личностей.

При воспитании ребенка бабушки проявляют меньше принципиальности, чем папы и мамы, чтобы эмоционально сильнее привязать к себе внуков.

В вертикальной плоскости существуют противоречия между общественными, коллективными и личными интересами. Так, интересы общества требуют стопроцентного поступления налогов в бюджет. Отдельному же предприятию выгодно платить налоги поменьше. Таким образом, возникает противоречие между интересами общества и отдельного коллектива. Если один из членов трудового коллектива часто болеет, то это невыгодно коллективу в целом, так как он выпускает по этой причине меньше продукции и должен оплачивать из своих средств больничный лист своего члена. В данном случае возникают противоречия интересов коллектива и отдельной личности.

Чтобы определить состав интересов, их соотношение, журналист должен четко ограничить область, которую будет исследовать, направление, в котором будет двигаться, а также те социальные группы (классы, слои), с которыми собирается иметь дело. Наблюдая их действия как участников ситуации, он может судить о ней самой. Если общественные, коллективные, личные интересы выражаются в дифференцированных целях, задачах, намерениях, желаниях, устремлениях участников ситуаций, то сущность сложившегося соотношения интересов можно постичь посредством Детализирующих размышлений в направлениях. А именно:

· Какие силы, социальные группы, личности должны в данном случае действовать и какие задачи перед ними стоят?

· С какими условиями, предпосылками материального и идеального плана это решение связано?

· Какие предпосылки уже есть и каких пока не хватает? Что мешает решению задачи? Какие способы следует применить в данной ситуации, чтобы не просто решить задачу, а решить ее эффективно?

Журналисту, анализирующему ситуацию, важно не только увидеть противоречия интересов, определить их формы, но и найти пути их разрешения. Эти пути связаны с выяснением тех проблем, которые вырастают из этих противоречий и разрешение которых ведет к прогрессу в данной сфере.

Знание о путях решения проблем существует в форме передового опыта, распространение его повышает общую возможность решать подобные проблемы в других местах. Установить, выявить этот опыт помогают ответы на такие вопросы: какая общественная, групповая, личная задача реализуется, несмотря на отсутствие ряда предпосылок для этой реализации? Как недостающие предпосылки могут быть созданы или как они могут быть уточнены, изменены в лучшую сторону? Такие ответы можно получить, изучая мысли, высказывания причастных к делу людей по поводу решаемых проблем и сравнивая их с практическими шагами, предпринимаемыми в этом направлении.

Журналистику интересуют не столько фундаментальные закономерности происходящего в мире (это задача науки), сколько сегодняшнее состояние явлений, событий; их взаимосвязи на данный день, их влияние на сегодняшнюю жизнь людей. Реальный предмет отображения во всем богатстве его взаимосвязей остается «за кадром». Тот же «кадр», т.е. образ действительности, который мы находим в тексте, создаваемом журналистом, есть лишь то, что удалось ему познать в этом реальном предмете с помощью тех или иных методов познания. Чем точнее рассматриваются разнообразные связи отображаемого предмета, тем ближе результат этого рассмотрения, а вместе с этим и образ предмета, зафиксированный в тексте, – к реально существующему предмету.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.38 (0.006 с.)