Глава. Проповедь на текст и объяснительная проповедь 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава. Проповедь на текст и объяснительная проповедь



Петр и Павел в Иерусалиме - Ораторские проповеди

Вот совет молодым людям, готовящимся быть благовестниками: постарайтесь быть проповедниками не на стих, а проповедниками-истолкователями. Больше старайтесь объяснять связный отдел Писания, чем искусственно говорить об одном стихе.

Я убежден, что страна нуждается в Слове Божием. Никакая книга не привлекает так народа, как Библия. Один из профессоров чикагского университета прочел лекцию о книге Иова, и не было достаточно большого помещения, которое смогло бы вместить всю публику. Если вы дадите самой Библии возможность говорить, она заинтересует слушателей. Мне надоели эти нравственные наставления, я пресытился ими; их нужно большое количество, чтобы обратить хотя бы пятилетнего ребенка. Некто, говоря об одной церкви, сказал, что он любит ее за то, что проповедник никогда не касается ни политики, ни религии - только читает маленькие приятные речи. Что за польза в этом? Дайте людям Слово Божие!

Некоторые употребляют Библию, как справочную книгу для текстов; найдя стих, они оставляют ее. Они словно улетают на воздушном шаре и говорят об астрономии, а потом спускаются и преподносят немного геологии. В следующее воскресенье они делают то же самое. а потом удивляются, что люди не читают Библии.

Я всегда думал, что Чарльз X. Сперджен был лучшим проповедником, какого я когда-либо знал, но мне было гораздо приятнее слушать его, когда он изъяснял Писание, нежели слушать все его проповеди.

Как это случилось, что д-р Холл так долго пленял своих слушателей? Он объяснял Библию. Чем Андрей Боннар в Глазгове увлекал своих слушателей? У него был слабый голос, и с трудом можно было слышать его, тем не менее масса народа наполняла его церковь два раза каждое воскресенье, и многие из них записывали его проповеди и рассылали по всему свету. У д-ра Боннара была привычка вести своих слушателей последовательно через всю Библию, объяснять книгу за книгой. Не было такой части Библии, в которой он не находил бы чего-нибудь о Христе. Я проповедывал в Глазгове 5 месяцев, и не было квартала или части города, где бы я не находил влияния проповедей этого служителя.

В Лондоне я встретил юриста, приехавшего из Эдинбурга. Он сказал, что проездом был в Глазгове, и там ему посчастливилось в воскресенье слышать А. Боннара, который дошел как раз до той части послания к Галатам, где говорится о том, как ап. Павел отправился в Иерусалим, чтобы повидаться там с ап. Петром: "Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать".

Д-р Боннар дал ход своему воображению и говорил, как он представляет себе эту встречу: "Однажды апостолы, много поработавши сильно устали, и вот Петр сказал: Павел, не хочешь ли немного прогуляться? Тот согласился, и они под руку пошли улицами Иерусалима к потоку Кедрону.

"Вдруг Петр остановился и сказал: Смотри, Павел, вот то место, где Его схватили, а тут Он страдал и Его пот падал, как капли крови, на землю. Я помню Его последние слова, когда Он молился: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Вот то место, где заснули Иоанн и Иаков, а вот здесь я заснул. Я думаю, что не отрекся бы тогда от Него, если бы не заснул, но я не мог себя превозмочь. Когда я проснулся, ангел стоял на том месте, где ты теперь стоишь, и беседовал с Ним, и я снова видел, как капли крови выступили на Его лице и текли по щекам. Какая мука была на Его лице! Это было незадолго до того, как Иуда предал Его. Я слышал, как ласково Он сказал Иуде: Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого? И потом связали Его и увели. В ту ночь, когда Его допрашивали, я отрекся от Него". - Так др. Боннар описал всю эту сцену.

На следующий день Петр опять обратился к Павлу и сказал: Не хочешь ли и сегодня пройтись? Павел согласился.

В тот день они отправились на Голгофу, и когда они взошли на гору, Петр сказал: "Вот то место, где Он умер за тебя и за меня. Посмотри на эту яму, в ней стоял Его крест. Там вот висел уверовавший разбойник, а неверующий по другую сторону. Мария Магдалина и Мария, Его мать, стояли на этом месте, а я стоял далеко за толпой. В ту ночь, когда я отрекся от Него, Он с такой любовью посмотрел на меня, что взглядом Своим разбил мое сердце, и я не смел пробраться ближе ко кресту, чтобы видеть Его. Это был самый мрачный час в моей жизни. Я надеялся тогда, что Бог заступится и снимет Его с креста. Я все прислушивался и жаждал услышать Его голос".

Далее проповедник описывал, как возложили Христу венец на голову, как пронзили бок Его копьем, и продолжал: "На следующий день Петр опять обратился к Павлу и спросил его, не захочет ли он еще пройтись с ним. Павел согласился. И опять они пошли по улицам Иерусалима через поток Кедрон, через Елеонскую гору в Виффагию, через холм близ этого места. Вдруг Петр остановился и сказал: Вот место, где я видел Его в последний раз. Он никогда не говорил так трогательно, как в тот день. Здесь Он дал нам Свое последнее наставление, и в продолжение Его речи я вдруг заметил, что ноги Его не касаются земли. Он отделился от нее и стал возноситься к небу. Мы смотрели за Ним, но облако осенило Его и скрыло от наших взоров. Я стоял как раз на том месте, глядя на небо, надеясь еще раз увидеть и услышать Его. И вдруг появились два мужа в белых одеждах и сказали: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

Друзья мои, хочу спросить вас, думаете ли вы, что это описание преувеличено, что Петр не водил Павла, когда Он гостил у него, в Гефсиманию, на Голгофу и на Елеонскую гору? Я сам провел 8 дней в Иерусалиме, и каждое утро я пробирался в сад, где Господь наш молился, и где пот Его был, как капли крови. Каждый день я взбирался на Елеонскую гору и глядел в синее небо, куда Он отошел к Отцу Своему. Я не сомневаюсь, что Петр водил Павла на эти места. Разве вы думаете, что я не попросил бы свести меня на то место, где Господь мой в страдании обливался кровавым потом? Если бы я знал человека, который мог бы указать мне место, где ноги Христовы в последний раз перед вознесением касались этой грешной земли, разве я не попросил бы его показать мне это место?

Я знаю таких слушателей, которые думают, что проповеди такого рода не годятся. "Люди желают слышать что-нибудь более красноречивое". Нет сомнения, что есть желающие слышать ораторские проповеди, но они и забывают их очень скоро.

Хорошо, если можно сказать о проповеднике, что он насыщает своих слушателей духовной пищей. Однажды некто сделал искусственную пчелу, и она настолько была похожа на настоящую, что он, положивши их рядом, попросил своего знакомого определить, которая из них живая. Искусственная пчела так же жужжала, как и живая. Тот сказал: "Положите на пол рядом живую пчелу и искусственную, и я скоро укажу на различие между ними". Он брызнул меду на пол, и живая пчела сейчас же поползла к нему. Есть масса христиан, которые считают себя верующими, но они искусственные христиане, ибо они даже не знают, когда им дают меду и не тянутся к Слову Божию. Мед всегда привлекает живых пчел. Люди могут обойтись без ваших теорий и мнений. То, что говорит Господь, нужнее для них, и оно для них "слаще меда и капель сота".

Глава. Чтение и изучение

Семейная молитва - Слово во время - Вспомогательные вопросы

Господь вовсе не желает, чтобы мы только читали Библию. Писание постоянно напоминает, чтобы мы изучали, исследовали ее.

"Здешние были благомысленнее фессалоникских; они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деян.17:11).

"И читали из книги, из закона Божия, внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное" (Неем.8:8).

Слова Господа Иисуса Христа: "Исследуйте Писания" (Иоан.5:39).

Мы должны изучать основательно всю Библию и проследить ее всю как бы в поисках великой истины. Если бы кто-нибудь из моих друзей увидел меня усердно что-то ищущим и спросил: "Ты что-то ищешь, потерял что-нибудь?" Если бы я ответил, что ничего не потерял и ничего не ищу, а просто заглядываю повсюду, он счел бы меня за глупца; если бы я сказал, что потерял золотую монету, он тут же стал бы искать вместе со мною. Читайте Библию, друзья мои, так, как будто ищите в ней нечто драгоценное. Гораздо лучше взять одну книгу или даже одну главу Библии и изучать ее в продолжение целого месяца, чем читать в течение месяца Библию здесь и там, где откроется.

Когда-то я читал ежедневно определенное число глав Библии, и если я не успел прочесть положенного количества, я считал это грехом и охлаждением веры. Но заметьте, если бы меня часа два спустя спросили, о чем я читал, я не смог бы ответить, потому что почти все позабыл. В молодые годы я однажды работал киркой на ферме и исполнял эту работу так плохо, копал так поверхностно, что вечером мне надо было втыкать в землю палку, чтобы узнать на следующее утро, где я кончил. Так бывает и с тем, кто читает Библию поверхностно. Муж, собираясь читать Библию, спрашивает жену: "Читали мы эту главу?" - "Я не помню", отвечает она. Может быть, они по несколько раз прочитывают одну и ту же главу или место и называют это "изучением" Библии! Кажется, на всем свете нет книги, которая изучалась бы так небрежно, как Библия. Как нам при этом ожидать благословений?

Семейная молитва, когда родители вместе с детьми читают Слово Божие, а затем вместе молятся - один из благословеннейших способов духовного обогащения семьи. Выбирайте подходящие места из Библии для чтения, когда присутствуют дети. Что бы вы подумали о проповеднике, который взошел бы в воскресенье на кафедру, открыл Библию наугад и стал читать? А ведь большинство отцов так поступают на семейной молитве. С таким же успехом можно было бы пойти в аптеку и купить любое лекарство, "какое с краю". Дети заинтересовались бы больше семейным чтением Библии, если бы отцы занялись больше приисканием подходящих для них мест в св. Писании и читали с большим благословением. Например, если кто из семьи уезжает, хорошо прочесть Псалом 120 и т. п.

Подходящее место вообще действует сильнее. Когда мы раз переезжали Атлантический океан, то случилась такая страшная буря, что никто из нас не надеялся дожить до следующего дня. В такое время было устроено молитвенное собрание, на котором я прочитал из Псалма 106: "Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине. Он речет, и восстает буйный ветер и высоко поднимает волны его. Восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии. Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих". После этого одна дама подошла ко мне и сказала, что я сам придумал и прочитал такие слова, что слишком уж хорошо они подходят к переживаемому моменту. В Библии есть указания на все случаи жизни.

Я видел вопросы, которые помогают получить пользу от любого места св. Писания. Ими можно пользоваться при чтении Библии в семье, при обучении в воскресной школе или при личном чтении. Хорошо было бы вложить такие вопросы в Библию, чтобы они всегда были под рукой при чтении ее.

1) О ком я читал, и что я узнал о нем?

2) О каких городах и др. местах я читал и что узнал о них? Если место не обозначено на библейской карте, могу ли узнать, где оно расположено?

3) Относится ли прочитанное к какому-нибудь особенному времени в истории Израиля или к какому-нибудь выдающемуся царю или лицу?

4) Могу ли я пересказать своими словами прочитанное?

5) Нет ли параллельных или сходных мест в Библии, которые освещали бы прочитанное?

6) Говорится здесь о Боге Отце, Сыне или Духе Святом?

7) Как прочитанное относится ко мне лично? Что в нем сказано о греховной природе человека? О новой духовной природе?

8) Нет ли в прочитанном чего-либо такого, что я должен исполнить? Быть может, есть пример, достойный подражания, или какое-нибудь обещание, которое и меня касается? Нет ли увещания, чтобы исправить меня? Или какой-нибудь молитвы, которая может помочь мне молиться лучше?

9) Насколько прочитанное полезно для поучения? Для обличения? Для исправления? Для наставления в праведности?

10) Содержит ли прочитанное в себе Евангелие аллегорически (в иносказании) или прямо?

11) Который стих можно считать главным в этой главе или в прочитанном отрывке? Хорошо заучить его наизусть, от этого будет большая польза и в этот день и на всю жизнь.

Глава. Как изучать Библию





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.009 с.)