Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое положение иностранных граждан в РФСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физические лица, находящиеся за пределами своего Отечества (как иностранцы в России, так и российские граждане за рубежом), подчиняются двум правопорядкам: праву своего Отечества и праву государства пребывания. В регулировании правового положения физических лиц на иностранной территории имеют значение принцип национального режима и режим наибольшего благоприятствования, принцип взаимности, а также возможность ответных ограничений (реторсий). «Право иностранцев» - понятие, употребляемое во многих странах. В некоторых странах это понятие включает нормы права, определяющие особый режим для иностранцев в области публичного права (взаимоотношение с административными органами при поселении, поступлении на работу и т.д.). В других – право иностранцев определяется как сумма норм, ограничивающих права иностранцев в сравнении с гражданами государства пребывания (ограничение права передвижения, занятия определённой профессиональной деятельностью, приобретение недвижимости и т.д.). В большинстве стран, где эта область детально регулируется, право иностранцев составляет подотрасль административного права. Во Франции право иностранцев включается в МЧП, а по мнению ряда авторов составляет самостоятельную отрасль права. По мнению некоторых российских авторов, следует различать право иностранцев в широком и узком значении. В первом случае оно определяет статус иностранца в России, основанный на предоставлении национального режима, а также тех ограничений, которые устанавливаются законодательством и международными договорами. В узком значении право иностранцев составляют нормы права (в основном административного), устанавливающие различия в правовом статусе иностранцев и российских граждан. В российском праве «право иностранцев» не считается самостоятельной отраслью права. Нормы о правовом положении иностранцев в России относятся к различным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому и т.д. МЧП регулирует правовое положение иностранцев в России в частноправовой сфере. Именно об этих правах пойдёт речь в этой лекции. Основы правового положения иностранцев в России определяются Конституцией РФ. Статья 17 Конституции устанавливает международные стандарты прав человека и гражданина на территории России: «Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (ч.1). Статья 18 Конституции содержит принципы реализации прав человека и гражданина: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Принцип национального режима провозглашается как конституционный принцип в статье 62 Конституции (ч.3): «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации за изъятиями, установленными федеральными законами или международными договорами РФ». Этот принцип воспроизведён в отраслевом законодательстве (п.3 ст.2 и п.2 ст.1196 ГК), в ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.[13] Принцип национального режима в отношении правового положения иностранных граждан в России установлен независимо от взаимности. Однако в некоторых отношениях законодатель предусматривает предоставления прав иностранцам на началах взаимности (в отношении прав на некоторые виды результатов интеллектуальной деятельности, например). Изъятия из национального режима могут быть установлены только федеральными законами или международными договорами РФ. В частноправовой сфере они могут быть сведены к двум группам: 1. Изъятия в отношении возможности занимать определённые должности или заниматься определёнными видами деятельности. Так, иностранцы не могут находиться на государственной и муниципальной службе, на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Они не могут замещать должности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом РФ, быть командирами воздушного судна российской гражданской авиации. Они не могут быть участниками сельскохозяйственных кооперативов. Архитектурной деятельностью иностранцы могут заниматься только совместно с российскими гражданами, имеющими лицензию на право заниматься архитектурной деятельностью и т.д.. 2. Изъятия из правил, устанавливающих особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, иностранцы не могут иметь в собственности (а только на праве аренды) земли сельскохозяйственного назначения на территории России.[14] В России действует ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. Этот закон устанавливает общие принципы правового статуса иностранцев, их взаимоотношения с органами власти и местного самоуправления, правила пребывания (проживания) в РФ и осуществления ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности. По своей природе – это комплексный нормативный акт, содержащий нормы различных отраслей российского права. Закон различает три категории иностранцев: 1. Временно пребывающие в РФ по визе или без неё (безвизовый режим) – это те, кто находится в РФ в течение срока действия визы, а без визы – в течение не более 90 суток. Лица, заключившие трудовой договор, – в течение срока действия договора, но не более одного год. 2. Временно проживающие в РФ (в пределах квоты Правительства РФ, некоторые без учёта квоты). Срок проживания таких лиц – три года на основании разрешения на временное проживание. 3. Постоянно проживающие в РФ. Основание – вид на жительство. Срок проживания – 5 лет, который может быть неоднократно продлён. Правовое положение этих категорий иностранцев различно. Самый большой объём прав имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ. Предоставляя иностранным гражданам в России национальный режим, уравнивая их в правах и обязанностях с российскими гражданами (ст.4), закон в целом ряде статей устанавливает ограничения прав иностранцев в России. Так, статья 11 (Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации), признавая право на свободу передвижения в пределах РФ, исключает возможность посещения иностранцами территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение (перечень таких объектов устанавливается Правительством). Временно проживающие иностранцы не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ или избирать место жительства вне пределов субъекта. Сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств, сотрудникам международных организаций право на свободу передвижения предоставляется на основе принципа взаимности. Согласно статье 12 (Отношение иностранных граждан к избирательному праву) иностранцы не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации, участвовать в референдумах РФ и её субъектов. Постоянно проживающие иностранцы имеют право в случаях и порядке, установленных ФЗ, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местных референдумах. В соответствие со ст.13 (Участие в трудовой деятельности) иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность только на основании разрешения на работу. Однако целому ряду иностранцев не требуется такое разрешение (закон перечисляет 8 категорий таких иностранцев). Среди них: постоянно и временно проживающие на территории РФ, сотрудники дипломатических представительств и их домашние работники, работники иностранных юридических лиц, выполняющие определённые виды работ, журналисты, аккредитованные в РФ и др. Временно проживающие иностранцы не вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта, на территории которого они проживают. Статья 14 устанавливает ограничение в области занятия государственной или муниципальной службой и отдельными видами деятельности. Изменения, внесённые в ст.15 (Отношение к военной службе) разрешают иностранным гражданам нести военную службу на контрактной основе. Следует назвать целый ряд законов, имеющих нормы, так или иначе ограничивающие права иностранцев в сравнении с российскими гражданами: Земельный, Лесной и Воздушный кодексы РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ; Законы «О континентальном шельфе», «О недрах», «Об архитектурной деятельности в РФ», «Об организации страхового дела в РФ», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др. Таким образом, можно назвать основные принципы регулирования правового положения иностранных граждан в России: 1. Предоставление иностранцам национального режима; 2. Равенство иностранных граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и др. обстоятельств; 3. Возможность ответных ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, которые имеют специальные ограничения прав российских граждан на их территории; 4. Осуществление прав иностранными гражданами не должно наносить ущерб интересам российского общества, государства, правам и законным интересам Гражданам РФ и другим лицам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.009 с.) |