Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическая политика в конце XIX- начале XX в.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже с конца XIX в. в США отмечаются сбои в рыночном механизме, усиливаются экономические диспропорции. С гигантскими монополиями не могли конкурировать мелкие промышленники. С исчерпанием резерва свободных земель рядовой американец, не нашедший своего места в городе, потерял возможность реализовать себя и в фермерстве. На этом фоне усиливалась социальная напряженность. Антитрестовское движение охватывало широкие круги населения — фермеров, городскую мелкую и среднюю буржуазию, рабочих, интеллигенцию. Публицисты и писатели в произведениях начала XX в. вскрывали самые неприглядные стороны американской действительности: коррупцию[15], злоупотребления властей и трестов, положение иммигрантов, эксплуатацию детского труда. Л. Стеффенс издал книгу «Позор городов», опубликовал серию публицистических статей под общим названием «Враги республики». И. Тарбел написала историю преступного пути нефтяной монополии «Стандард ойл». Э. Синклер в романе «Джунгли» показал жизнь иммигранта, рабочего чикагских скотобоен, как «адна этой земле, джунгли диких зверей». Участники этого разоблачительного литературно-публицистического движения получили собирательное название «макрейкеры» — разгребатели грязи. Поднятый ими критический вал побуждал С. 331 администрацию к действию. Классический либерализм, отражавший реалии «свободного» капитализма, уже не отвечал новым условиям, поэтому росло число сторонников буржуазного реформизма, основным содержанием которого являлось наделение государства регулирующими функциями в экономике и социальной сфере. Государство, осознав необходимость обуздания всевластия монополий, берет на себя решение ряда хозяйственных задач, более активно вторгается в различные сферы экономической жизни, в том числе проводит антимонопольные мероприятия. Первый федеральный антитрестовский закон Шермана, принятый 2 июля 1890 г., не потерял силу до настоящего времени. Он запрещал объединения, если они монополизировали производство и торговлю, а сфера их деятельности выходила за пределы штата. В этом случае закон предусматривал разделение трестов на децентрализованно управляемые, конкурирующие между собой предприятия. Реализация этой нормы не была простым делом. Чтобы доказать монопольный характер «Стандард ойл», потребовалось провести 11 судебных процессов, и лишь в 1911 г. Верховный суд окончательно разделил корпорацию Рокфеллера на 38 самостоятельных компаний. Решениями судов были разукрупнены и многие другие монополистические объединения. Антитрестовское законодательство получило дальнейшее развитие в период «прогрессивной эры», охватывавшей 1900 —1914 гг. В годы президентства республиканца Т. Рузвельта (1901 —1909 гг.)[16] активизировалось государственное регулирование экономики: были приняты законы, контролировавшие изготовление пищевых продуктов и медицинских препаратов, условия работы на скотобойнях, ускорение судопроизводства в процессах, возбужденных на основании закона Шермана, создание в составе министерства торговли Бюро по делам корпораций, запрещение железнодорожным компаниям повышать установленные Межштатной торговой комиссией максимальные тарифы на перевозки. Президент У. Тафт (1909—1913 гг.) подписал закон о распространении действия Межштатной торговой комиссии на телефонные и телеграфные компании. На выборах 1912 г. победил демократ В. Вильсон (1913—1921 гг.). По его инициативе антитрестовское законодательство пополнил принятый в октябре 1914 г. закон Клейтона. Закон давал точные указания на возможную сферу деятельности корпорации с точки зрения ее законности или незаконности. Кроме того, запрещалась практика перекрещи- С. 332 вающегося директората. Закон также устранил антипрофсоюзную интерпретацию закона Шермана, в силу которой профессиональные союзы приравнивались к трестам, разрешил деятельность профсоюзов «в законных целях» и освободил рабочих от судебного преследования за участие в забастовках, бойкоте и других акциях, проводившихся «законным и мирным путем». Администрация Вильсона предприняла попытку преодоления протекционизма путем отмены тарифных ставок более чем на 900 наименований товара. Проведенная банковская реформа предусмотрела создание 12 региональных федеральных резервных банков, подчиненных Федеральному резервному управлению в Вашингтоне. Они образовали Федеральную резервную систему, выполнявшую функции центрального банка и обеспечивавшую регулирование финансовой деятельности в стране. Общая оценка «прогрессизма» в США сводится к тому, что этот курс имел целью преодолеть системный кризис свободно-предпринимательского капитализма, основанного на принципах классического либерализма. Выход из него усматривался в переходе к эффективному государственному регулированию экономики и социальной сферы при сохранении рыночных механизмов. Ввиду этого антитрестовское законодательство, прежде всего закон Шермана, нельзя рассматривать как направленное против монополий вообще. Оно не исключало появления более зрелых, чем тресты, организационно-хозяйственных структур — концернов, — которые позволяли существенно повысить эффективность производства за счет развития внутрикорпорационного разделения труда и кооперации. Закон Шермана не устранял монополии, но побуждал их менять формы деятельности на более эффективные. Активно проводивший антитрестовскую политику Т. Рузвельт, считая чрезмерную концентрацию и централизацию капитала препятствием конкуренции и угрозой для немонополистической буржуазии, ставил задачу не уничтожить монополии, а регулировать их деятельность федеральным правительством. В. Вильсон, объявивший себя врагом трестов, но сторонником большого бизнеса, также предлагал не ликвидацию и даже не контроль над трестами, а регулирование конкуренции, что должно было ограничить рост крупных корпораций. Вмешательство правительства в экономическую жизнь свидетельствовало об укреплении исполнительной власти в стране. В целом реформы «прогрессивной эры» снимали значительную часть противоречий между средними и нижними слоями американского общества, с одной стороны, и промышленно-финансовой олигархией — с другой. В стране устанавливался национальный консенсус на основе учета требований нижних классов при сохранении экономических и политических позиций властвующей элиты.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА «Доктрина Монро» Впервые 15—20 лет после окончания Гражданской войны и Реконструкции основное внимание правительства было поглощено освоением западных земель, строительством железных дорог и промышленных предприятий. С ростом экономического потенциала встали новые актуальные задачи — освоение рынков и сфер приложения капитала за пределами страны. Стратегические цели правительства состояли в том, чтобы воспрепятствовать дальнейшим захватам европейских держав, ослабить экономические и политические позиции своих конкурентов и укрепить собственные. Тихоокеанский бассейн и Восточная Азия стали одним из направлений экспансии США. Своим предназначением США считали упрочение присутствия в Латинской Америке, создание плацдарма на островах Карибского моря. Видный политический деятель периода Войны за независимость и образования США А. Гамильтон призывал к созданию «огромной американской системы, которая будет неподвластна контролю и влиянию всех заатлантических сил и сможет диктовать условия отношений между Старым и Новым светом»[17]. Государственный секретарь США Г. Клей в 1820 г. сформулировал идею, согласно которой географическое положение предопределяет общность экономических и политических интересов стран Северной, Центральной и Южной Америки при гегемонии Соединенных Штатов. В 1823 г. президент Дж. Монро в послании к Конгрессу изложил основы внешней политики США. «Доктрина Монро» констатировала факт раздела мира на европейскую и американскую системы. Отсюда вытекало, что политикой США в отношении Европы является невмешательство во внутренние дела любой державы этого континента. Европейским же государствам отказывалось в праве устанавливать свой контроль в странах Америки. Здесь США претендовали на особые роль и преимущества. В этих целях США создали политический союз стран Америки. В октябре 1889 — апреле 1890 г. состоявшаяся по их инициативе конференция учредила Международный союз американских республик. В 1910 г. он был преобразован в Панамериканский союз. Развитие морской мощи США До 80-х годов Соединенные Штаты не строили боевых судов, довольствуясь устаревши-ми кораблями времен Гражданской войны. Но гегемонистские устремления США и активизация внешней экспансии требовали создания сильного военно-морского флота. В 1883 г. Конгресс принял закон о строительстве С. 334 трех легких крейсеров и посыльного судна — это были первые корабли нового флота США. К 1885—1889 гг. относится появление первенцев американского линейного флота: броненосцев «Мэн», «Техас» и броненосного крейсера «Нью-Йорк». В 1903 г. возникла Морская лига США, требовавшая увеличения флота. Продемонстрировать зарубежным странам боевую готовность и склонить американское общественное мнение в пользу дальнейшего усиления морской мощи была призвана кругосветная экспедиция эскадры из 16 крупных кораблей, продолжавшаяся 14 месяцев — с 16 декабря 1907 г. по 22 февраля 1909 г. К моменту вступления в Первую мировую войну военно-морской флот США насчитывал 106 вспомогательных и 197 боевых судов, в числе которых были построенные после 1906 г. сверхдредноуты. В 1913—1914 гг. расходы США на развитие флота составили 145 млн долл., уступив только английским (230 млн долл.) и превзойдя российские (120 млн долл.), германские (115 млн долл.) и французские (95 млн долл.). Венесуэльский конфликт В 1895 г. Соединенные Штаты под предлогом защиты Американского континента от английских притязаний вмешались в конфликт между Венесуэлой и Британской Гвианой, взаимно претендовавших на пограничную территорию в устье р. Ориноко. Госсекретарь США Р. Олни в ноте Великобритании не только провозгласил претензии США на гегемонию в Западном полушарии, но и объявил «абсурдным и нелепым» любой европейский контроль над территорией Америки. Под давлением Вашингтона Великобритания вынуждена была пойти на уступки и согласиться на арбитражное разбирательство. В 1899 г. международная комиссия определила приемлемую для обеих сторон венесуэльско-гвианскую границу. Испано-американская война 1898 г. К концу XIX в. американские монополии почти полностью контролировали главные отрасли хозяйства принадлежавшей Испании Кубы и были заинтересованы в дальнейшем усилении здесь своих политических и экономических позиций. Учитывалось также, что Куба могла стать важным опорным пунктом для американского флота. Наконец, нестабильность положения на Кубе могла вызвать вмешательство европейских держав, что представляло угрозу интересам США и противоречило их внешнеполитическим концепциям. 24 февраля 1895 г. кубинцы во главе сХ. Марти, а после его гибели возглавляемые М. Гомесом и А. Масео восстали против колониального ига Испании. Командовавший испанскими войсками генерал В. Вейлер не остановился перед уничтожением трети населения острова. Страдания кубинского народа вызывали сочувствие в широких слоях американского общества, формировали общественное мнение, благоприятное для вой- С. 335 ны с Испанией. Избрание в ноябре 1896 г. президентом республиканца Маккинли, сторонника решительной политики в кубинском вопросе, активизировало вмешательство США в кубино-испанский конфликт. Для интервенции был найден повод. В январе 1898 г. в Гавану прибыл броненосец «Мэн», формально — в знак расположения к испанцам. Но 15 февраля броненосец по невыясненным обстоятельствам взорвался и пошел ко дну со всей командой[18]. После того как Испания отвергла требование отказаться от власти над Кубой, война стала неизбежной. 23 апреля 1898 г. ее объявила Испания, а через день — Соединенные Штаты. Военные действия начались 1 мая 1898 г. нападением американской эскадры на испанские военные корабли в гавани столицы Филиппин Манилы, где они и были разгромлены. Такая же участь постигла испанский флот, дислоцировавшийся в портах Кубы. Американским войскам был открыт путь на остров. Их десантную операцию поддержала кубинская освободительная армия. Это решило исход войны, и испанский гарнизон капитулировал. После захвата 14 августа американскими войсками и филиппинскими повстанцами Манилы война закончилась и на этом театре военных действий. Мир между Испанией и Соединенными Штатами подписали в Париже 10 декабря 1898 г. Испания признала независимость Кубы и ее временную оккупацию американскими войсками. К США перешли Филиппины за выкуп в 20 млндолл., острова Пуэрто-Рико в Карибском море и Гуам в Марианском архипелаге в качестве компенсации за военные расходы. По требованию Соединенных Штатов была распущена кубинская освободительная армия. При полном контроле американских вооруженных сил кубинское Учредительное собрание 14 февраля 1901 г. приняло конституцию, но уже 2 марта этого же года Конгресс США утвердил так называемую «поправку Платта» к биллю о содержании армии на Кубе. Это был уникальный документ, лишавший Кубу суверенитета. Соединенные Штаты предложили продать или сдать в аренду необходимые для создания американских морских баз участки земли. Уступая силе, 12 июня 1901 г. Учредительное собрание Кубы согласилось на включение «поправки Платта» в конституцию в виде приложения. Она легла также в основу заключенного 22 мая 1903 г. постоянного договора между Кубой и Соединенными Штатами и действовала до 1934 г., пока не была отменена Ф. Рузвельтом. Проведенные на Кубе в феврале 1902 г. президентские выборы проходили в условиях оккупации страны. Президентом стал про- С. 336 американский политик Э. Пальма. 20 мая 1902 г. состоялось официальное провозглашение Кубинской Республики. В тот же день были эвакуированы американские оккупационные войска. Но это не изменило положения Кубы как полуколонии США. В соответствии с «поправкой Платта» Куба вынуждена была в феврале 1903 г. подписать соглашение о передаче США в аренду морских баз в Гуантанамо. В 1906—1909 и в 1912 гг. американские войска высаживались на остров для подавления восстаний местного населения. Политика «большой дубинки» В очередной раз Соединенные Штаты использовали политику «большой дубинки», т.е. вооруженного вмешательства в дела латиноамериканских стран, в отношениях с Колумбией. Поводом послужила проблема межокеанского канала. Его прокладкой с 1879 г. занималась французская компания под руководством Ф. Лессепса. Спустя 10 лет она обанкротилась и прекратила работу. В 1894 г. была образована «Новая компания Панамского канала», готовая уступить свои права любой державе. Воспользовавшись этим, Конгресс в 1902 г. выделил 40 млн долл. на покупку ее акций. По запроектированному американо-колумбийскому договору Соединенным Штатам за 100 млн долл. единовременно и 100 тыс. долл. ежегодной платы предоставлялась юрисдикция над зоной канала сроком на 100 лет с правом про -длить аренду на такое же время. Правительство Колумбии согласилось, однако Сенат отказался ратифицировать невыгодный для своей страны договор. Но Соединенные Штаты не отступили. В октябре 1903 г. Т. Рузвельт писал, что был бы в восторге, если бы Панама стала независимым государством. При поддержке американского правительства панамские сепаратисты 3 ноября 1903 г. устроили «революцию» и провозгласили независимость Панамы от Колумбии. Американские морские пехотинцы высадились на побережье и воспрепятствовали переброске колумбийских войск. Рузвельт распорядился признать новую республику спустя всего час после сообщения об успехе заговора. Уже 18 ноября 1903 г. вновь возникшая Панамская республика уступила Соединенным Штатам зону Панамского канала «на вечные времена». «Дипломатия доллара» Политика «большой дубинки» сочеталась с «дипломатией доллара». В экономическую зависимость от США попали Доминиканская Республика, Гондурас, Никарагуа, В Мексике инвестиции США составляли свыше миллиарда долларов, или четверть американских капиталовложений за рубежом, США контролировали оловянную промышленность Боливии, медную — Чили и Перу, мясоконсервную — Аргентины С. 337 и Парагвая. Американские компании монополизировали прибыльную торговлю фруктами в этом регионе. Соединенные Штаты стремились установить экономический контроль над странами Латинской Америки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.204 (0.013 с.) |