Народная (популистская) партия





Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная (популистская) партия



Политический успех побудил созвать в мае 1891 г. конференцию в Цинцинатти, на кото- рой представители Северного альянса и ме­стных профсоюзных организаций приняли решение о создании Народной (популистской) партии. В партию входили фермеры, ремесленники и городские рабочие, мелкие торговцы и предприниматели. Против участия в Народной партии выступило офи­циальное руководство профессиональных союзов, отказались находиться в ней рядом с афро-американцами многие фермеры Юга, остававшиеся верными демократам. Тем не менее Народная партия вышла на общена­циональную арену. Ее кандидат в президенты на выборах 1892 г. ветеран Гражданской войны и участник гринбекерского движения генерал Дж. Уокер получил почти 9% голосов избирателей. Популистов в Кон­грессе представляли 5 сенаторов и 10 депутатов Палаты представителей. Народная партия стала значительным фактором общественно-политиче­ской жизни.

Популисты требовали передачи железных дорог, телефонной и теле­графной сети в собственность правительства, принятия билля о выделе­нии государством ссуд поселенцам при получении гомстедов, учреждения в интересах жителей засушливых штатов федеральных фондов на строи­тельство ирригационных систем, настаивали на отмене привилегии кон­грессменов и членов Верховного суда бесплатно пользоваться телегра­фом и проездом по железным дорогам, выступали против милитаризации страны и за демократизацию политической системы путем предоставле­ния женщинам избирательных прав и прямых выборов сенаторов непо­средственно избирателями. Однако усилия популистов блокировались, малоэффективными были их действия в местных законодательных орга­нах. Это подводило к идее установления союза с рабочими.

Сближение фермерских и рабочих организаций отчетливо намети­лось в первой половине 90-х годов, когда фермерские альянсы поддержа­ли морально и продовольствием участников стачки в Гомстеде, Пульма­новской забастовки и другие выступления рабочих. В ряде штатов созда­вались рабоче-фермерские блоки на платформе Народной партии. Одна­ко внутри популистского движения назрел конфликт. Беднейшие слои фермерства требовали радикальных мер против монополий, поддержи­вали стачки, походы безработных на Вашингтон, осуждали применение войск и судебных предписаний относительно забастовок. Крупные фер­меры не были с ними солидарны. В сложившейся ситуации рабочие нача­ли отходить от Народной партии. В 1896 г. ее съезд в Сент-Луисе поддер-

С. 326жал выдвижение кандидатом в президенты США демократа У. Брайана, что означало крах Народной партии.

Аграрное движение конца XIX в. потерпело политическое пораже­ние. Народной партии не удалось разрушить монополию двухпартийной системы. Несмотря на это движение явилось частью широкой демократи­ческой оппозиции монополистическому капиталу, вынудившей правящие круги перейти к политике реформизма.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Предпосылки экономического подъема

Последние десятилетия XIX — начало XX столетия в США были периодом формирова­ния, а затем и укрепления монополистиче­ского капитализма. Его утверждение позволило обеспечить чрезвычай­ную интенсивность и беспримерный размах промышленного производст­ва. С 1870 по 1913 г. добыча угля увеличилась в 17,2 раза, выплавка чу­гуна возросла в 18,2 раза. Доля США в мировом промышленном производстве с 23% увеличилась до 36 %, по этому показателю страна вышла на первое место в мире.

Географическое положение и природная среда благоприятствовали развитию американской экономики. США с выгодой использовали уда­ленность от главных европейских конкурентов и соседство с экономиче­ски и политически слабыми государствами Латинской Америки. Почвы страны отличались плодородием, а климат способствовал развитию сель­ского хозяйства. Недра содержали разнообразнейшие естественные бо­гатства. Лесные ресурсы казались беспредельными, реки и озера явля­лись объектом хозяйственной деятельности и служили транспортными магистралями.

Гражданская война ликвидировала рабовладение на Юге и восстано­вила единство страны. Южные штаты стали использовать в качестве ис­точника сырья, трудовых ресурсов и рынка для промышленности Севера. Объединение страны в конечном счете привело к полному утверждению капиталистических отношений на юге США.

Промышленность была защищена от иностранной конкуренции са­мим государством, которое неоднократно устанавливало высокие тамо­женные барьеры. Введенные в 1828 г. ввозные пошлины были столь ве­лики, что дали основание назвать их «тарифом абсурда», но и в дальней­шем они повышались. В итоге после 1881 г. ежегодное наполнение госу­дарственной казны превышало расходы на 100 млн долл. Огромную роль сыграла протекционистская политика, призванная защищать внутрен­ний рынок от наплыва зарубежных товаров.

С. 327 Сравнительно небольшая численность населения США (9,6 млн в 1820 г.) возросла до 96,5 млн в 1913 г. Этот скачок в своей основе имел два параллельно протекавших процесса. США в XIX в. отличал высокий естественный прирост населения, составлявший в среднем 2,8% в год. Сохранявшуюся несмотря на это нехватку рабочих рук компенсировали за счет иммиграции. Администрация практически не препятствовала сво­бодному доступу в страну, а принятый в 1864 г. закон даже поощрял при­влечение зарубежных эмигрантов. Такая политика принесла ощутимые результаты: на протяжении 1820—1914 гг. США приняли более 32 млн новых граждан.

Промышленный рост был вызван и концентрацией городского насе­ления. В 1820 г. его доля составляла 7%, а в 1910 г. — уже 46%. На фоне притока иммигрантов с 1860 по 1900 г. 20 млн американцев пересе­лились из сельской местности в города. Заводы и другие предприятия по­лучили необходимые рабочие руки. В 1900 г. в стране насчитывалось 10,4 млн промышленных рабочих — в 3 раза больше, чем в 1870 г., тем не менее рабочая сила оставалась дефицитной. Необходима была ком­пенсация, и она была найдена путем внедрения новых машин, технологий и рационализации производства.

Индустриализация США

На основе промышленного переворота в северо-восточных штатах процесс последую­щей индустриализации разворачивался не только в этой части страны, но также на Юге после окончания Граждан­ской войны и на Западе в ходе его освоения. В отличие от предшествовав­шего периода в процессе индустриализации последней трети XIX — на­чала XX в. были задействованы внутренние возможности США. Амери­канское промышленное производство, по-прежнему не отказываясь от использования мирового опыта, акцентировало внимание на внедрении собственных технических идей. С именем Т. Эдисона связано появление промышленных лабораторий. Созданная им в 1876 г. первая в США промышленно-исследовательская лаборатория, несмотря на небольшой штат сотрудников (60—80 человек), стала центром индустриализован­ного изобретательства, производства технических новшеств с ритмично­стью конвейера. Количество запатентованных Эдисоном изобретений доходило до 40 в год, т. е. по одному каждые 9 дней. Вслед за эдисоновской лабораторией были открыты и другие, концентрировавшие усилия толь­ко на прикладных разработках и полностью исключавшие теоретические исследования. Изобретательство приобрело широчайшие масштабы. Если до 1860 г. было выдано 36 тыс. патентов, а в последующие 30 лет — 440 тыс., то за первую четверть XX в. — почти 1 млн.

С. 328Научно-технический прогресс в США отличался относительно ко­ротким сроком между изобретением и внедрением его в промышленное производство. Исследования в области техники становились источником и средством капиталистического предпринимательства. Эдисон уже в 1880 г. основал коммерческую электротехническую корпорацию, кото­рая разрослась, распространила деятельность на Канаду и Европу, а за­тем путем слияния с себе подобной трансформировалась в мощное моно­полистическое объединение «Дженерал электрик», вошедшее в финан­совую группу Дж. Моргана. А.Г. Белл в 1876 г. запатентовал изобретен­ный им телефон и в 1879 г. основал компанию, монополизировавшую производство и эксплуатацию средств связи не только в США, но и в ряде других стран, особенно Западного полушария. На базе использования изобретений Дж. Вестингауза в области электротехники и железнодо­рожной автоматики в 1882 г. возникла и после поглощения ряда более мелких фирм оформилась корпорация «Вестингауз электрик», превра­тившаяся в одну из крупнейших в мире.

В результате высоких темпов развития удельный вес американской тяжелой промышленности на рубеже веков превысил половину общего объема промышленного производства — этого уровня другие страны достигли только к 40-м годам XX в. Тяжелая индустрия преобладала не только за счет роста старых отраслей, но и вследствие появления новых, вызванных техническим прогрессом. Среди последних особую роль сыг­рала автомобильная промышленность. Ее становление и развитие связа­но с деятельностью Г. Форда. Внедрение технологии сборки автомобилей с бензиновым двигателем из стандартных деталей на движущемся кон­вейере и организация работы на базе научной организации труда позво­лило Форду более чем в 3 раза снизить цену на автомобили, создать этим массовый автомобильный рынок и увеличить выпуск легковых машин со 195штукв 1903 г. до более 250тыс. в 1913 г., что составляло почти поло­вину годового производства автомобилей в стране. Наряду с Фордом на автомобильном рынке США заметное место заняла компания «Джене­рал моторе», объединившая известные фирмы «Бьюик», «Олдсмобил», «Кадиллак», «Понтиак», а затем (с 1918 г.) и «Шевроле». Накануне Первой мировой войны численность автомобильного парка в США дос­тигла 1,19 млн. Массовое автомобилестроение существенно влияло на экономическую конъюнктуру, поскольку создание автомобиля — это синтез многих отраслей производства.

Железнодорожное строительство пользовалось щедрой правитель­ственной поддержкой. При сооружении Тихоокеанской железной дороги компании «Сентрал пасифик» и «Юнион пасифик» получили в дар

С. 3298,5 млн га государственных земель, заем сроком на 32 года в правитель­ственных облигациях и оплату от 16 до 18 тыс. долл. в зависимости от ха­рактера местности за милю проложенного железнодорожного пути. На льготных условиях строились и другие дороги. Поэтому сеть их быстро росла, увеличившись за 1870— 1913 гг. в 5 раз (с 85 до 413 тыс. км). Же­лезнодорожные линии, в том числе 4 трансконтинентальные, т. е. от Ат­лантического до Тихого океана, связали все штаты страны, способство­вали завершению формирования внутреннего рынка. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали рост многих отраслей производства, быстрое освоение всего географического пространства

Страны.

Монополии

В 1870 г. Дж. Рокфеллер создал «Стандард ойл компании оф Огайо»[14], считающуюся пер-

вым по времени возникновения трестом. В 80-е годы позиции монополистических объединений окрепли, а с конца XIX и особенно в начале XX в. они становятся основой всей хозяйствен­ной деятельности. В 1899 г. Рокфеллер реорганизовал свою компанию в корпорацию «Стандард ойл оф Нью-Джерси», которая, сохранив имев­шиеся предприятия, поглотила ряд других нефтяных компаний. И если в начале деятельности в руках Рокфеллера находилось 4% нефтяной про­мышленности США, то в 1904 г. он контролировал 84% внутренней тор­говли нефтью и 90% ее экспорта. Интересы Рокфеллера не ограничива­лись нефтяной промышленностью. Он контролировал медный, табачный и сотни менее крупных трестов, коммунальные службы Нью-Йорка и других крупнейших городов. Группе Гульда — Рокфеллера принадлежа­ли 12 железных дорог. Рокфеллер завоевал прочные позиции в банков­ском деле. Его банк «Нэшнл сити бэнк» («Национальный городской банк») владел основным капиталом в 25 млн долл. и распоряжался день­гами своих вкладчиков на сумму 474 млн долл. В 1913 г. капитализация промышленно-финансовой империи Рокфеллера превышала доходы фе­дерального бюджета США.

Крупнейший монополист в металлургии «Стальной трест» был осно­ван в 1901 г. Дж. Морганом. Банковские операции позволили ему соз­дать мощную финансовую империю и Морган распространил сферу сво­их интересов на промышленность. 10 прежде самостоятельных трестов Морган объединил в корпорацию и овладел большей частью сталелитей­ного производства США. Его банкирскому дому подчинялись также

С. 330«Международное общество жатвенных машин», «Американская теле­фонная и телеграфная компания», корпорация «Дженерал электрик», предприятия по строительству кораблей, паровозов, вагонов, множество других компаний, в том числе крупнейшая в стране железнодорожная группа в составе 225 корпораций с акционерным капиталом около 2,3 млрд долл.

Монополистические группировки Рокфеллера и Моргана составили стержень производственной и коммерческой жизни государства. Финан­сово-промышленные монополии приобрели огромную экономическую и политическую силу. В 1914 г. входившие в корпорации фирмы составля­ли 28,3% от общего числа всех предприятий в США, но они выпускали в стоимостном выражении 83,2% всей продукции. США превратились в экономически мощную державу. Накануне Первой мировой войны обра­батывающая промышленность США производила столько же, сколько Англия, Франция и Германия вместе взятые.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.008 с.)