Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8 США на пути к гегемонии в западном полушарии (1877-1914 гг. )

Поиск

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ США

Эволюция государственного Конституция 1787 г. оказалась на редкость строя стабильной: первые 15 поправок вступили в силу в 1791 — 1870 гг., в 1913г. — еще две. Одна из них предоставила Конгрессу право вводить и взимать налоги с доходов. Федеральный подоходный налог стал основным источником фи­нансирования социальных программ государства. Вторая поправка уста­новила, что члены Сената избираются не законодательными собраниями, как это было раньше, а непосредственно избирателями каждого штата.

Политическая система США по-прежнему базировалась на принци­пе федерализма, согласно которому государственная власть осуществля­лась на федеральном и местном уровнях. Центральная и местная власть реализовывали каждая свои не пересекающиеся полномочия. Прерога­тивы федеральных органов определены конституцией, штаты, не вмеши­ваясь в них, обеспечивали государственное управление в своей сфере: охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, строи­тельство дорог, семейные отношения и т. п. При этом обеспечивалось верховенство федеральных законов.

Устойчиво функционировала законодательная ветвь власти, которая концентрировалась в Конгрессе, разделенном на равноправные Палату представителей и Сенат. Функции Конгресса заключались в издании за­конов, надзоре за администрацией, работе депутатов с избирателями в округах. Возглавлял Конгресс вице-президент США как председатель Сената и спикер Палаты представителей — третье лицо в должностной иерархии страны.

Обширными полномочиями как глава государства наделяется прези­дент, он возглавляет исполнительную власть, назначает высших чинов­ников, является главнокомандующим вооруженными силами. Одновре­менно с президентом избирается вице-президент. Этот пост не считался влиятельным. Первый вице-президент США Дж. Адамс оценивал ви­це-президентство как «наиболее незначительную должность, какая ко­гда-либо создавалась». Вице-президент замещает президента, если тот до истечения срока полномочий лишается возможности исполнять обя­занности. Так было в 1881 и 1901 гг., когда после убийства Дж.-А. Гар-фильда и У. Маккинли президентами стали вице-президенты: в первом случае Ч. Артур, во втором — Т. Рузвельт.

с. 319 Эффективно действовала система «сдержек и противовесов». Пре­зидент имеет право вносить законопроекты на рассмотрение Конгресса и налагать вето[8] на принятые Конгрессом законы. Конгресс может преодо­леть президентское вето 2/3 голосов, отстранить президента от власти. Полномочия президента лимитируются Сенатом, согласие которого тре­буется при назначении государственных служащих. С другой стороны, власть Палаты представителей уравновешивается Сенатом, в котором все штаты представлены поровну. В свою очередь Сенат лишался бюд­жетной инициативы. Верховный суд обладает полномочиями объявить неконституционными и тем самым аннулировать президентские акты и принятые Конгрессом законы, если они были оспорены в нижестоящих судах. В конечном счете механизм взаимодействия высших органов вла­сти не позволяли одному из них возвыситься за счет ущемления полно­мочий другого. Это было не только теоретической моделью, но и полити­ческой практикой. В 1868 г. президента Э.Джонсона подвергли процеду­ре отстранения от власти — импичменту[9], но для его осуждения и от­странения от должности в Сенате не хватило одного голоса. В 1895 г. Сенат рассматривал вопрос о возможности импичмента в отношении президента Г. Кливленда. Тем не менее сам президент свыше 100 раз на­лагал вето на принятые Конгрессом законы и лишь один раз его вето было преодолено.

Федеральная исполнительная власть осуществлялась департамента­ми (министерствами). Их главы, именуемые секретарями, составляют Кабинет — совещательный орган при президенте. Длительное время США обходились небольшим аппаратом управления. В стране не было обязательной воинской повинности, разветвленного полицейского аппа­рата. Государство не вмешивалось в предпринимательскую деятель­ность, в отношения между трудом и капиталом. В силу этих обстоятель­ств исполнительная власть первоначально состояла из 3 департаментов: государственного (иностранных дел), военного, финансового, образо­ванных в 1789 г. Боясь усиления правительственных органов и их вмешательства в экономику, Конгресс неохотно соглашался на расширение го­сударственных структур. Только через 60 лет, в 1849 г., появляется де­партамент внутренних дел. Однако со второй половины XIX в. роль госу­дарства заметно возрастает. В 1862 г. создается департамент сельского хозяйства, в 1870 г. — юстиции (при нем в 1908 г. формируется Бюро

с. 320 расследований — будущее ФБР), в 1913 г. — департамент торговли и труда. После принятия в 1883 г. закона о гражданской службе изменился порядок комплектования государственных учреждений: применительно к ряду категорий чиновников запрещалась раздача должностей за полити­ческие услуги и вводились конкурсные экзамены для их занятия. Однако тесты для испытуемых были просты и требовали начального уровня об­разования[10].

Двухпартийная система

С конца 70-х годов XIX в. укрепилась двухпартийная система с участием Демократиче­ской и Республиканской партий. Обе они стабилизировались организационно. На местном и штатном уровнях сложились так называемые ринги, неофициальные объединения руководи­телей, направлявшие деятельность партий. Партийные организации и демократов и республиканцев не имели освобожденных функционеров. Стимулом для партийной деятельности являлась перспектива в случае победы на выборах своей партии занять ту или иную должность, посколь­ку их заполнение продолжало оставаться прерогативой партийных лиде­ров. Его не поколебал даже закон 1883 г. о гражданской службе. Партии, имея возможность формировать списки претендентов на должности, отнюдь не являлись абсолютно независимыми институтами политической системы, поскольку финансирование избирательных кам­паний всех уровней все больше переходило в руки крупного капитала. Президентская избирательная кампания 1896 г. привела к власти рес­публиканца Маккинли и вылилась в рекордную для XIX в. сумму — бо­лее чем 3,5 млн долл. Организатором выборов был мультимиллионер из Огайо сенатор М. Ханна, первый «национальный босс» республиканцев. Партии во все большей степени становились промежуточным связую­щим звеном между корпорациями и государством. Лишь в 1907 г. был принят федеральный закон о запрещении национальным банкам и корпо­рациям финансировать избирательные кампании.

Демократов и республиканцев отличали тактические разногласия по конкретным проблемам политики. Это было неизбежно в связи с неодно­родностью их социальной базы. Но в целом двухпартийная система в США своим назначением имела формирование и осуществление полити­ческой линии, обеспечивавшей буржуазный миропорядок; мобилизацию избирателей на поддержку программ и кандидатов своих партий; уста­новление связи между правящим классом и аппаратом различных ветвей

С. 321 государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на федеральном, штатном и местном уровнях.

Свою нишу в политической системе США партии занимали на основе исходного согласия о направлении развития общества и одновременно на базе выдвижения каждой из них определенной альтернативы, отражав­шей различия в методах достижения единой цели. Общий подход Демо­кратической и Республиканской партий к основополагающим принципам устройства общества способствовал тому, что переход власти от одной из них к другой не создавал угрозы ни буржуазным устоям, ни политическим интересам проигравшей стороны, позволяя ей определенно влиять на по­литику партии, находившейся у власти. Альтернативность же, в той или иной степени постоянно присутствовавшая в идеологии и политике как демократов, так и республиканцев, давала возможность избирателю сде­лать выбор в надежде изменить ситуацию к лучшему, не прибегая к кар­динальной ломке социально-экономических и политических институтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.131.112 (0.006 с.)