Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в божественном разуме, в вещах, в сознании человека? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в божественном разуме, в вещах, в сознании человека?



Вариант 1.

Раздел 1. Философия как наука и как мировоззрение.

 

1. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) профессиональную деятельность;

в) любовь к мудрости;

г) компетентное мнение.

 

2. Устойчивая совокупность представлений о мире, и человека в нем - это:

а) мировоззрение;

б) мировосприятие;

в) миропонимание;

г) мироощущение.

 

3. Гносеология - это:

а) учение о развитии мира;

б) теория познания;

в) метод философствования;

г) учение о ценностях.

 

4. Как решает основной вопрос философии объективный идеализм:

а) первооснову мира составляет идея, существующая вне сознания человека;

б) первооснову мира составляет материя;

в) первооснову мира составляет сознание человека;

г) первооснову мира составляет ощущения человека.

 

Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития.

5. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении означает:

а) родовое имя;

б) победитель;

в) просветленный;

г) учитель.

 

6. Гераклит считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) воздух;

в) земля;

г) огонь.

 

Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в божественном разуме, в вещах, в сознании человека?

а) Фома Аквинский;

б) Пьер Абеляр;

в) Росцеллин;

г) Тертуллиан.

 

8. Процесс освобождения от влияния церкви всех сфер общественной жизни в эпоху Возрождения:

а) эмансипация;

б) атеизм;

в) секуляризация;

г) материализм.

9. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма;

б) формирование наук;

в) становление монархии;

г) подъем народного движения.

Кому из философов принадлежит теория «вещь в себе»?

а) Г.Гегель;

б) И.Кант;

в) Г.Лейбниц;

г) З.Фрейд.

 

К какому направлению относится философия Г.Гегеля?

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) эмпиризм;

г) материализм.

Кто ввел в научный оборот понятие общественно-экономическая формация»?

а) Г.Гегель;

б) М.Вебер;

в) К.Маркс;

г) Ф.Энгельс.

13. Назовите основной принцип герменевтики:

а) принцип единства грамматической и психологической интерпретации;

б) принцип совпадения противоположностей;

в) принцип гармонии;

г) принцип идеальности объекта исследования.

Какова основная идея философии западничества?

а) опора на православие;

б) ориентирование общественного развития по западной модели;

в) опора на крепостной труд;

г) опора на самодержавие.

 

Раздел 3. Учение о бытии.

15. Философское учение о бытии называется:

а) гносеологией;

б) аксиологией;

в) онтологией;

г) логикой.

16. Назовите основные принципы ленинского определения материи:

а) постоянная возможность ощущения;

б) объективная реальность, данная в ощущениях;

в) символ, отражающий наши ощущения;

г) все, что является веществом.

К какой форме движения относятся изменения, происходящие в обществе?

а) биологической;

б) физической;

в) химической;

г) социальной.

18. Теория самоорганизации сложных систем называется:

а) аналитикой;

б) синергетикой;

в) диалектикой;

г) коэволюцией.

19. «Пространство и время – это свойство не вещей, но лишь нашего сознания», доказывали сторонники…

а) материализма;

б) релятивизма;

в) субъективного идеализма;

г) объективного идеализма.

20. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении:

а) диалектическом материализме;

б) объективном идеализме;

в) субъективном идеализме;

г) экзистенциализме.

21. Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана:

а) аналитической философией;

б) философией Просвещения;

в) Немецкой классической философией;

г) философией Возрождения.

Раздел 4.Познание.

22. Познание в современной философии рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) обусловленный практикой процесс приобретения и развитие знаний;

г) объективная реальность.

Что из перечисленного относится к форме рационального познания?

а) интуиция;

б) ощущение;

в) понятие;

г) озарение.

24. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

Что такое истина?

а) знание, соответствующее действительности;

б) научное знание;

в) интуитивное знание;

г) априорное знание.

26. Частичное верное, неполное знание в гносеологии называется…

а) относительной истиной;

б) абсолютной истиной;

в) наукой;

г) абстракцией.

27. Технические науки направлены на:

а) исследование общесоциальных законов;

б) конструирование и изобретение нового;

в) анализ нравственных аспектов взаимоотношений человека и техники;

г) открытие новых законов природы.

28. Элементом научной теории является:

а) эксперимент;

б) единичные факты;

в) описание материальных объектов;

г) фундаментальные понятия и принципы.

Раздел 5. Учение об обществе.

 

29. Что означает термин «социальная стратификация»:

а) разделение общества на классы;

б) неустойчивая структура в обществе;

в) деление людей на профессиональные группы;

г) разделение людей на социальные слои в зависимости от уровня доходов, престижности социальной роли и т.д.

30. Главный признак государства:

а) публичная власть;

б) армия;

в) чиновничий аппарат;

г) налоговые службы.

31. Сущность человека современной философией видится в его…

а) привычках;

б) соответствии божественному идеалу;

в) религиозных предпочтениях;

г) духовном мире.

32. Как называется процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит:

а) образование;

б) адаптация;

в) социализация;

г) воспитание.

33. Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют:

а) трудом;

б) энергией;

в) работой;

г) энтропией.

34. Религия – это:

а) привязанность человека к чему-то постоянному и неизменному;

б) взаимоотношения между Богом и человеком;

в) вера в сверхъестественное;

г) все перечисленное выше.

35. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность:

а) этика;

б) эстетика;

в) логика;

г) идеология.

Раздел 6. Философия истории.

Что не является концепцией общественного развития?

а) цивилизационная;

б) формационная;

в) эволюционная;

г) культурологическая.

Кто из ниже названных философов является приверженцем формационной концепции развития?

а) К.Маркс;

б) Д.Локк;

в) А.Тойнби;

г) Вольтер.

38. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:

а) состояние морали;

б) способ производства;

в) уровень демократизма в государстве;

г) научно-технический прогресс.

39. Различные исследования будущих состояний общества называется:

а) футурологией;

б) футурошоком;

в) эсхатологией;

г) футуризмом.

Какой метод не является методом социального прогнозирования?

а) сценарий будущего;

б) компьютерное моделирование;

в) экспертной оценки;

г) измерения.

 

 


Вариант 2.

Раздел 1. Философия как наука и как мировоззрение.

 

Какие функции присущи философии?

а) мировоззренческая и познавательная;

б) методологическая и прогностическая;

в) аксиологическая;

г) все эти функции вместе взятые.

 

2. Определите основные черты философского мировоззрения:

а) эмоциональность, символизм;

б) опора на разум, сомнение, универсализм;

в) догматизм, опора на авторитет;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

 

Что такое онтология?

а) учение о мышлении;

б) учение о человеке;

в) учение о бытии;

г) учение о первооснове.

 

4. Философское учение, утверждавшее одновременно наличие двух субстанций:

а) плюрализм;

б) монизм;

в) дуализм;

г) деизм.

 

Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития.

Какая школа не является школой Древней Индии?

а) миманса;

б) веданта;

в) даосизм;

г) вайшешика.

 

6. Платон первичным считал:

а) мир идей;

б) земной мир;

в) огонь;

г) воду.

 

Как называется учение «отцов церкви» во II – VI в.в.?

а) схоластика;

б) патристика;

в) символизм;

г) мистицизм.

 

8. Характерная черта философского мировоззрения эпохи Возрождения:

а) космоцентризм;

б) гуманизм;

в) теоцентризм;

г) пантеизм.

Что, по мнению Ф. Бэкона, является источником знания?

а) опыт;

б) чувства;

в) разум;

г) интуиция.

Вариант 3.

Раздел 1. Философия как наука и как мировоззрение.

 

Что такое развитие?

а) качественное изменение;

б) прогрессивное движение;

в) регрессивное движение;

г) количественные изменения.

19. Пространство как форма бытия материи не характеризует:

а) протяженности объектов;

б) последовательность изменений материальных объектов в процессе развития;

в) взаимодействие материальных объектов между собой;

г) рядорасположенность или удаленность материальных объектов.

20. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

а) ощущения;

б) объективный мир;

в) Бог;

г) бессознательное.

21. Выделите один из законов диалектики:

а) закон всемирного тяготения;

б) закон отрицания отрицания;

в) закон инерции;

г) закон цикличности.

Раздел 4. Познание.

22. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

23. Структурным элементом абстрактного мышления является…

а) осязание;

б) суждение;

в) ощущения;

г) чувство.

24. Практика – это:

а) целенаправленная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте;

б) целенаправленная человеческая деятельность преобразования действительности по заранее разрабатываемой идеальной модели, составляющей содержание цели;

в) специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры;

г) все перечисленное.

25. Опровергаемые представления называются:

а) заблуждением;

б) научным поиском;

в) сменой теорий;

г) истиной.

26. Относительная истина в отличие от абсолютной, является знанием:

а) неполным;

б) не получившим научной разработки;

в) разделяемым лишь отдельными учеными;

г) имеющим бесконечную повторяемость при повторяемости условий.

27. Отличительным признаком псевдонауки является:

а) полное соблюдение этических норм;

б) полное соответствие наблюдаемым фактам;

в) некритический подход к исходным данным;

г) системный характер.

28. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть:

а) факт;

б) теория;

в) гипотеза;

г) мифологема.

Раздел 5. Учение об обществе.

29. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

а) взаимодействие общества и природы;

б) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существа;

в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально меняющее статус человека;

г) развитие духовной сферы по направлению к идеалу.

30. По мнению Гоббса, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:

а) войны всех против всех;

б) мира всех со всеми;

в) борьбы за существования;

г) борьбы за выживание.

31. Человек – это…

а) индивид с присущей ему генетической программой

б) субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления

в) животное, способное изготавливать орудия труда

г) биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться

32. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

а) семья;

б) государство;

в) собственность;

г) власть.

33. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

а) человек – это марионетка в руках общества;

б) сущность человека социальна, а не биологична;

в) оригинальность личности не более чем иллюзия;

г) изменение общественных отношений меняет личность.

34. Какой ответ на вопрос о том, каково соотношение понятий „человек“, и «личность» будет правильным:

а) человек и личность - это тождественные понятия;

б) человек - это антропологическое понятие, а личность - социальное;

в) личность - это социальное качество индивида;

г) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

35. Выделите уровни общественного сознания:

а) обыденное и теоретическое;

б) осознание политического строя государства;

в) осознание собственных прав и обязанностей;

г) осознание места и роли личности в обществе.

Раздел 6. Философия истории.

Вариант 4.

Раздел 1. Философия как наука и как мировоззрение.

 

1. Предмет философии:

а) изучение природы;

б) изучение космоса;

в) изучение наиболее общих законов развития природы;

г) изучение мышления человека.

 

Что изучает антропология?

а) сущность и природу человека, специфику его бытия, смысл его жизни;

б) познание, источники и формы знания;

в) первооснову и сущность мира;

г) природу ценностей.

 

4. Материализм – это:

а) принцип научного познания;

б) философское направление, утверждающее первичность материи;

в) философское признание приоритета материальных ценностей;

г) принцип философского исследования.

 

Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития.

5. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии - это:

а) карма;

б) сансара;

в) дхарма;

г) мокша.

 

Что характеризует время?

а) структурность;

б) длительность и поступательность;

в) способ восприятия вещей;

г) наши ощущения.

Вариант 1.

Раздел 1. Философия как наука и как мировоззрение.

 

1. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) профессиональную деятельность;

в) любовь к мудрости;

г) компетентное мнение.

 

2. Устойчивая совокупность представлений о мире, и человека в нем - это:

а) мировоззрение;

б) мировосприятие;

в) миропонимание;

г) мироощущение.

 

3. Гносеология - это:

а) учение о развитии мира;

б) теория познания;

в) метод философствования;

г) учение о ценностях.

 

4. Как решает основной вопрос философии объективный идеализм:

а) первооснову мира составляет идея, существующая вне сознания человека;

б) первооснову мира составляет материя;

в) первооснову мира составляет сознание человека;

г) первооснову мира составляет ощущения человека.

 

Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития.

5. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении означает:

а) родовое имя;

б) победитель;

в) просветленный;

г) учитель.

 

6. Гераклит считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) воздух;

в) земля;

г) огонь.

 

Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в божественном разуме, в вещах, в сознании человека?

а) Фома Аквинский;

б) Пьер Абеляр;

в) Росцеллин;

г) Тертуллиан.

 

8. Процесс освобождения от влияния церкви всех сфер общественной жизни в эпоху Возрождения:

а) эмансипация;

б) атеизм;

в) секуляризация;

г) материализм.

9. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма;

б) формирование наук;

в) становление монархии;

г) подъем народного движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.133 с.)