Можно ли крестить ребенка дома. Ведь чем раньше покрестишь, тем лучше. А маме до 40 дней в храм заходить нельзя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли крестить ребенка дома. Ведь чем раньше покрестишь, тем лучше. А маме до 40 дней в храм заходить нельзя.



Родителям необязательно присутствовать при крещении ребенка, в храме их заменяют крестные. Согласен с вами, что чем раньше покрестить ребенка, тем лучше. Дома можно крестить ребенка только в том случае, если су­ществует опасность для его жизни.

Об участи нерожденного ребенка

Полтора года назад я была беременна, но ре­бенок погиб не родившись. После этого я стала унывать, постоянно жду чего-то плохого. Очень мучает то, что я не знаю, что с нашим ребен­ком сейчас. Церковь не отвечает на вопрос, что будет с некрещеными младенцами. Сейчас мы с мужем опять ждем ребенка. Я уже замучила и себя, и близких тем, что постоянно бо­юсь, что Господь заберет и этого малыша. Мне кажется, что я этого не смогу пережить. Мне муж постоянно повторяет, что без воли Божь­ей ничего не происходит, что Господь знает, что для нас лучше. Я и сама себе это говорю, но все равно не могу смириться со смертью первого ребенка и побороть страх, что могу потерять второго. Что мне делать? Я молюсь, но молитва приносит облегчение на очень крат­кое время.

По учению Церкви, некрещеные младенцы хотя и не принадлежат к Небесной Церкви, но не находятся в муках и не лишены некоторого утешения. Их участь в этом смысле лучше, чем небытие. Ради будущего ребенка не мучьте се­бя сомнениями и тоской. Состояние матери отражается на психике ребенка. Вы молитесь, но беда в том, что молитесь без надежды на милосердие и всемогущество Божие, а сомнения лишают молитву внутренней силы. Прини­майте также все меры, необходимые для ваше­го здоровья, которые рекомендует медицина. В народе есть обычай: молиться о благополуч­ном рождении ребенка великомученице Ека­терине и праведному Симеону Богоприимцу. Желаю вам милости и помощи Божией.

 

Об именах

Недавно я родила ребенка, мы с мужем назва­ли его Тимуром, но крестили его Тимофеем, поскольку первое имя неправославное. Священник, который крестил ребенка, сказал, чтобы мы также изменили имя в свидетельстве о рож­дении с Тимура на Тимофея, и называли его всегда Тимофеем. Мы этого не сделали. Я стараюсь духовно укреплять ребенка, молюсь за него, причащаю, дома он у нас просто Тима. А сейчас очень переживаю, а вдруг это отразится на ребенке? Можно, чтобы у ребенка было два имени - православное и обыденное?

Православное имя является духовной связью ребенка со святым, чье имя ребенок носит. Тимофей - ученик апостола Павла и один из 70-ти апостолов. Само имя Тимофея означает «почитающий Бога». Имя Тимур имеет монгольское происхождение. Самым известный из носителей этого имени Тамерлан, или Темур-Ленг, являлся завоевателем, который превзошел жестокостью Чингисхана. В православной традиции два имени не даются человеку. То, что вы называете обыденным именем, является сокращением православно­го имени, как, например, Дима от Димитрия. Считаю, что священник дал вам правильным совет. Помоги вам Господи.

О детях, зачатых во время постов или праздников

Есть предположения, что мы ждем ребеночка. Но... зачатие произошло либо в Великий пост либо на Пасхальной седмице. Приходилось чи­тать мнения, согласно которым дети, зачатые по невоздержанию родителей в постные или праздничные дни обречены на страдания (бо­лезни и даже смерть). С другой стороны, уповаю на милость Божию, прощение и Его попе­чение о новой душе, которая ни в чем не повин­на... Батюшка, посоветуйте, как и что можно сделать в нашем случае?

Надо исповедовать священнику этот грех (зачатие во время поста) и принять от него епитимию. Но не думайте, что ребенок фа­тально обречен на болезни или несчастья. По­каяние и молитва все исправляют. Надо по­больше молиться и чаще причащаться до рож­дения ребенка и надеяться, что по милости Божией все будет хорошо. Надо стараться ис­полнять церковные правила в своей личной жизни. Что касается мнений отдельных лиц, то в них могут проявляться недопонимание или искажение учения Церкви.

 

Насчет воздержания в пост в супружестве. Сложно с этим обстоит дело, несмотря на то, что оба воцерковлены... По этому поводу есть переживания, справедливо ли утверждение, что дети, зачатые в пост, бывают болезненны­ми и пр.?

Всякий грех родителей отражается в их ге­нетических кодах и передается ребенку, но не как фатальная неизбежность зла или прокля­тие, а как определенные предрасположения и наклонности, с которыми может бороться человек.

 

О предохранении от негативной наследственности

Я рожден в кровосмесительном браке. Моя мама очень боится, что у меня может родиться или даун, или ребенок с отклонениями. Кам найти выход в такой ситуации?

Не придавайте рождению от кровосмесительного брака фатального значения. Пусть ваша мать кается в этом грехе, и благодать Божия; очистит его. Верьте также, что крещение и таинства Церкви могут предохранить вас и ваших детей от негативной наследственности.

 

О воздержании супругов после зачатия ребенка

После того, как женщина забеременела, запрещает ли Церковь плотские отношения супругов?

Ни одно животное после зачатия не сово­купляется друг с другом. К сожалению, ис­ключением является человек, оказавшись caмым сексуальным существом. Мать своими эмоциональными состояниями влияет на душевный мир еще не рожденного ребенка. В данном случае супружеские отношения способствуют передаче плоду страстности, которая впоследствии может принять форму распущенности у ребенка.

Усыновление ребенка

Мы с мужем хотим усыновить ребенка, но без собственного жилья, мы не можем это сделать (такие законы). Как и кому лучше молиться в такой ситуации?

Усыновить ребенка в наше время - когда люди бросают своих собственных детей - это христианский подвиг. Пусть Господь поможет вам. Молитесь великомученику Евстафию Плакиде и святителю Николаю Чудотворцу. Если ребеночек окажется нездоровым, то под­виг удваивается.

 

Мы женаты с мужем почти девять лет, но, к сожалению, Бог не дает нам детей. На вопрос о том, взять ли на воспитание малыша из детского дома, разные священники имеют про­тивоположные мнения. Я и сама сомневаюсь - хочется своего, не знаю, смогу ли как надо любить его, заботиться. Сомневаюсь, возмож­но ли уберечь его в будущем от бесконечных соблазнов и как воспитать в вере. У о. Иоанна (Крестьянкина) в ответах на письма говорится, что не надо брать своевольно такой крест. Как быть?

Если у вас не назрело твердое решение, то подождите некоторое время и молитесь, чтобы Господь дал вам собственного ребенка. Разумеется, усыновить и воспитать ребенка - доброе дело и даже подвиг, но, в то же время, нелегкий крест, тем более, когда вы не знаете: о его наследственности. Поэтому надо, чтобы ваше решение окрепло и вы могли приняты возможные скорби как жертву ради Господа и уже не отступать назад.

 

Наш духовный отец примерами и увещеваниями призывает нас с супругой проявить милосерди! и усыновить приемного ребенка. Своих детей у нас нет. Поженились по благословению духов­ного отца. В браке 5,5 лет, мне 35, супруге 33, все внешнее вроде бы есть. Супруга сомневается - из-за слабого здоровья и немощи душевной. В монастырь идти ее не благословля­ют, до замужества призывали, но она не пошла по нерешительности. Я, будучи по характеру человеком замкнутым, имею большое расположение к уединенной жизни, желая подвизаться в монастыре. Такое желание присутствует давно, но, переживая за родителей и брата-ин­валида, всячески пытаюсь отогнать от себя такие мысли. Понимая, что уже нужно делать вы­бор, нахожусь в сильном смущении, боясь не понести такой крест, не имея интереса к семейной и мирской жизни.

Если вы находитесь в состоянии нереши­тельности и сомнения, то лучше воздержаться с решением ответственного вопроса об усы­новлении ребенка. Разумеется, воспитание ребенка - доброе дело, а в наше время даже подвиг, но аскетическая жизнь выше, где бы она ни проходила - в монастыре или в миру.

 

БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ ДЕТЕЙ

 

О крещении

Одним из главных принципиальных расхож­дений между православными и баптистами явля­ется вопрос о крещении младенцев. Баптисты ка­тегорически отвергают крещение детей как насильственный акт над ними, поэтому нам надо рассмотреть этот вопрос в следующих пунктах:

1. имеют ли родители власть и право решать за ребенка важные для него вопросы, если от этого зависит его благополучие и даже жизнь?

2. Нуждаются ли дети в благодати Божией?

3. Как протекает духовная и психическая жизнь ребенка?

4. Соответствуют ли обеты крещения предназначению человека? Если соответствуют, то отказ от них является не проявлением, а злоупотребле­нием свободной воли.

5. Существуют ли аналогии крещения в Вет­хом Завете? Если да, то каково отношение Ветхого Завета к участию в них детей?

6. Может ли ребенок быть лишен плодов кре­щения без ущерба для себя?

Основой христианской сотериологии (учения о спасении) являются следующие три универсаль-ных факта:

1) грехопадение Адама как источника и потен­циального носителя всего человечества легло клеймом отвержения и проклятия на его потом­ков, которые жили, живут и будут жить на земле до конца ее существования;

2) Сын Божий, став Сыном человеческим, взял на себя проклятие и грехи всего мира. Его распятие было жертвой и священнодействием;

3) в Таинстве Крещения Голгофская Жертва усвояется каждому человеку как жертва, принесенная лично за него.

Каким образом грех распространяется на по­следующие поколения? Создание человеческой души является актом творческой силы Божества, но в то же время оно совершается при участии душ родителей. Поэтому человек - уникальное и неповторимое явление, а не копия своих родителей, и в то же время он генетически связан с ни­ми, о чем свидетельствует не только телесное, но и душевное сходство. В этом соучастии душ роди­телей происходит передача первородного греха, подобно тому, как из загрязненного источника текут мутные воды. Каким образом передается на­следственная порча? Через материальный субстрат или другими неведомыми нам путями? Мы этого не знаем - это тайна. Но для нас важен тот факт, что грех в своей безграничной универ­сальности поглотил, как воды всемирного пото­па, все человечество, и поэтому печать греха уже лежит на еще не рожденном младенце. С возрас­том в грех включается воля ребенка, и тогда он становится произвольным, личностным грехом. Поэтому непорочность ребенка - выражение весьма условное. Это, скорее, непроявление его порочности на уровне сознания и воли.

Грех - разрыв между Богом и человеком, и только благодать Божия может восстановить потерянную связь и союз. Возможно ли действие благодати на ребенка? Священное Писание утвердительно отвечает на этот вопрос. Пророк Иеремия был освящен благодатью еще до своего рождения. Пророк и Предтеча Иоанн возрадовал­ся во чреве праведной Елисаветы, когда она встретила Деву Марию. Значит, младенцы под­вержены действию благодати. Лишить ребенка крещения - значит насильственно отстранить его от воздействия благодати, то есть препятствовать цели и предназначению его жизни.

Младенца, еще не научившегося произносить, человеческое слово, ни в коем случае нельзя срав­нить с животным. Наиболее интенсивная психи­ческая жизнь проходит в раннем возрасте, когда ребенок получает и перерабатывает самый большой объем информации. С возрастом объем этой информации резко уменьшается, и усвоение его становится более поверхностным, поэтому психологи ищут корни характера, привычек и заболеваний во впечатлениях раннего детства. Ребенок эмоционально чутко реагирует на окружающую его среду, только он опирается не на слово, а на более непосредственное восприятие мира, поэто­му наши воспоминания детства, проходящие в плане рефлексий, обычно начинаются с того пе­риода, когда мы овладели связной речью.

Младенчество является важнейшим периодом для формирования психики человека. Видение мира ребенком для нас тайна, но непосредствен­ное восприятие в переживании и информация, лежащая глубже слова, дают ему возможность пе­реживать явления духовного мира, может быть, с большей, чем у взрослого человека, интенсив­ностью. С возрастом душа затемняется и грубеет от раскрывшихся в ней страстей и волевых грехов.

Священное Писание и опыт жизни говорят о реакции ребенка на святыню. Многие матери замечают особое состояние ребенка в день при­частия, как бы озарение внутренним светом и покоем. По-видимому, для ребенка больше, чем для взрослого, открыт мир светлых и темных сил.

Ребенок, как и взрослый, носит в себе образ и подобие Божие, следовательно, он нуждается в духовной жизни, и родители должны стараться не заглушить, а пробудить эту жизнь посредством Церковных таинств и молитв, а также домашних молитв в присутствии ребенка. Если родители окружают тело ребенка заботой, кормят и одевают его, не дожидаясь того возраста, когда он скажет сам, что согласен есть и пить, то почему они не должны удовлетворить самую главную потреб­ность человеческого духа - потребность у ребен­ка общения с Богом и духовным миром через Христа в Духе Святом?

Так как укоренилось мнение, что крещение во младенчестве не только игнорирует свободное са­моопределение ребенка, но является насилием над его личностью и волей, то нам необходимо от­ветить на вопрос: что такое религиозное чувство? Является ли оно врожденным свойством челове­ческой души или приобретается впоследствии?

Христианство учит, что религиозное чувство является главным субстанциональным качеством души как образа и подобия Божиего; в нем глав­ное отличие человека от животного. У животного имеется эмоциональный мир, может быть, не ме­нее динамичный, чем эмоциональный мир человека. У животных существует в примитивных формах то, что можно назвать рассудком, то есть умение находить связь между причинами и отда­ленным следствием и делать выбор в меняющих­ся ситуациях. У животного имеются инстинкты более тонкие, чем у человека. Но у животных ни­когда не было обнаружено религиозного чувства. Здесь принципиальное различие между челове­ком и теми, кого привыкли называть его «мень­шими братьями». Но религиозные чувства, как и остальные способности человеческой души, можно развить и заглушить.

Религиозная жизнь человека является синер­гизмом двух воль - Божественной и человеческой, двух действий - благодати совершающей и ответа человека, принимающего благодать. Воля имеет не только аспект выбора; более важное свойство воли - это сосредоточение и внимание, поэтому у духовных писателей воля и внимание часто выс­тупают синонимами.

Ребенок еще во чреве матери воспринимает поступающие к нему сигналы, то есть внимает им; это уже важное действие. Однако выбор опре­деляют во многом родители и среда. Психологи отметили интересный факт - обучение до рожде­ния. Оказывается, ребенок тянется к своей мате­ри потому, что узнает ее голос. Это обучение про­исходит в плане, пока что не доступном нашему анализу. Сюда включается и состояние души ма­тери, то, что можно назвать духовной гигиеной. Духовный опыт народа предписывал матери во время беременности читать продолжительные молитвы и часто причащаться. Естественно, мать читает молитвы и причащается, не спрашивая ре­бенка, хочет ли он слушать молитвы или участво­вать через состояние матери в церковных таинствах. Можно ли рассматривать чтение матерью молитв как принудительное участие в этом мла­денца? Замечено также, что грехи и преступле­ния, совершенные матерью в период беременности, тяжелыми впечатлениями ложатся в душу ребенка и впоследствии предрасполагают его к тем же грехам. Ребенок должен быть окружен определенной духовной атмосферой, которая необходима ему, как свет растению. В духовном мире нейтральных состояний не бывает. Когда исчезает поле светлых сил, то вакуум заполняется темными сатанинскими энергиями; где нет добра, там возникает зло.

Все христианские конфессии, а также секты, отрицающие крещение младенцев, согласны, что религиозное чувство врожденно человеку как инстинкт вечности; оно может быть искажено и заглушено, но полностью уничтожить его не­возможно. Оно есть данность человека, которую необходимо развить. Дети стоят ближе к духовному миру. Наблюдая за маленькими детьми, психо­логи свидетельствуют, что они видят в физичес­ком пространстве то, чего мы не видим. Часто взор ребенка фиксирует то место, которое кажется нам пустым, он эмоционально реагирует выра­жением лица или плачем на присутствие неких духовных существ, а плач ребенка - это средство самопроявления, сигнал, который может отра­жать целую гамму его эмоций, недоступных для нашей расшифровки.

Является ли крещение младенца насилием над его свободной волей? Если свободная воля рассматривается как возможность и право выбора, то здесь происходит выбор между духовной жизнью и духовной смертью. В этом выборе родители яв­ляются не посторонними лицами, а людьми, сое­диненными с ребенком любовью и ответствен­ными за него. Что приобретает ребенок при крещении? Он становится членом Церкви, получает благодать как неистребимую печать в своем сердце. Его жизнь протекает под покровом светлого ду­ха, который называется Ангелом Хранителем; тем самым крещение - это начало жизни во Христе. Чем раньше благодать начнет действовать на душу ребенка, чем менее он будет подвержен космичес­ким импульсам зла и греха, тем правильнее сформируется его характер, тем глубже и действеннее будет его общение с Богом.

Что теряет ребенок, получив крещение? Нам ответят: его не спросили, то есть лишили возможности выбора. Но ведь главный вопрос - пра­вильно или нет сделан выбор. Если христианство истинно, то органическое включение ребенка в Церковь как в поле истины - самое большое благо, которое могут совершить для него родите­ли. Но если бы даже христианство не было исти­ной, то ребенок ничего бы не терял; крещение было бы пустым обрядом. Нам могут ответить: но человек как свободное существо имеет право и на ошибку выбора. Права на ошибку, как и на грех, не существует; имеется возможность ошибки. Но допустим и это. В таком случае человек, который предпочтет христианству другую религию, перей­дет в нее, не считаясь с крещением, так как, от­вергая христианство, он отвергает и силу креще­ния и ответственность за него; поэтому здесь христианство не является некой физической преградой или лишением человека права на ду­ховное самоопределение.

Баптисты говорят, что преждевременно полу­чивший благодать может не понять этого дара, согрешить против благодати и потерять ее. Во-первых, без благодати тот же человек согрешил бы еще сильнее; во-вторых, после крещения че­ловек, испытавший действие благодати, не стано­вится безгрешным в том смысле, что никто не удерживает в себе полноту благодати. Каждый день христианина омрачен грехом, и вся жизнь ревностного христианина является тяжелой мучительной борьбой с грехом и злом в его душе. Здесь победы чередуются с поражениями, поэто­му премудрый Соломон пишет: семь раз упадет праведник и встанет (Прем.24,16). Свет благода­ти открывает в человеке бездну его греха. Напро­тив, нередко порочные, испорченные люди счи­тают себя праведными и безгрешными.

Вопрос о крещении связан с различными взглядами православных и протестантов на след­ствие первородного греха и действие благодати на человека. Православные считают, что первород­ный грех внес глубокое расстройство в психофи­зический организм человека на всех его уровнях, однако не уничтожил образа и подобия Божия в человеке как потенциал добра и волевую самоуправляющуюся монаду*. Протестантизм склонен думать, что первородный грех уничтожил добро в человеке, и сам человек способен только ко гре­ху и злу.

В православной сотериологии** человек - ак­тивный соучастник своего спасения, соработник Богу на ниве своей души.

* Монада - неделимая единица или существо.

** Сотериология - учение о спасении.

Утверждая, что спасение совершается через действие благодати, Правосла­вие подчеркивает необходимость содействия ей самой человеческой личности. Эти взаимодей­ствия души с благодатью Божией и, с другой сто­роны, с импульсами сатанинских сил, проникаю­щих в душу извне, и со страстями, гнездящимися в самой душе, создают сложную картину духовных состояний человека. Усвоение благодати, этот внутренний путь к Богу, является непрестанной духовной борьбой, оканчивающейся только со смертью человека.

Протестантизм придерживается идеи пассив­ности человеческого начала перед действием благодати, поэтому принятие Духа Святого рассмат­ривает не как процесс, а как акт, который поддер­живается верой человека, уверенностью в своем спасении; человек, получивший спасение в кре­щении, выражает посредством добрых дел свою благодарность. В протестантизме нет глубокого анализа внутренней жизни человека. Тщательно разработанная в православной аскетике стратегия борьбы с демоническими искушениями и страс­тями, учение о молитве и так далее чужды протес­тантизму. Протестантизм развил бурную миссио­нерскую деятельность, разработал методы бесед и проповедей, дискуссий и полемик с привлече­нием обширного арсенала научных открытий и гипотез широко использовал метод психологи­ческого воздействия. Он практикует благотвори­тельность, способствовал переводу Священного Писания на языки различных народов и племен, но так и застыл на катехизаторстве. Если духовное рождение - это акт наития и благодати, и человек уже спасен, лишь бы у него была уверенность в своем спасении, то литургика и аскетика стано­вятся малоценными. Протестантизм потерял мистическую глубину и из Церкви сделал собра­ние, выражение человеческой солидарности.

Вера баптиста - это уверенность в своем спа­сении, то есть субъективный процесс. Поэтому баптисты вошли в союз с евангелистами и пятиде­сятниками, отрицающими необходимость крещения, а также с меннонитами, которые, подобно кальвинистам, учат о божественном предопреде­лении, разделившем мир на две части: спасенных и погибших, вне жизни и воли самих людей. Сек­танты игнорируют длительную борьбу благодати и греха в сердце человека, а считают спасение мгновенным актом преображения души благо­датью. Они низводят веру со степени духовных интуиции и проникновений в мир вечных сущ­ностей до субъективного переживания радости о своем избранничестве. Для них вера - это убеж­денность в своем спасении. Баптисты не понима­ют, почему надо крестить младенца, в каких внут­ренних муках рождается душа для Христа, пока, по слову апостола Павла, «не изобразится в душе Христос» (Гал.4,19).

Семейная жизнь и воспитание ребенка - сложный процесс. В семье осуществляются многогранные взаимоотношения между супругами и детьми, но главная идея христианской семьи - это союз во Христе, как говорит апостол Павел, «домашняя церковь» (Рим.16,4). Для христианина религиозный аспект семьи имеет первенству­ющее значение. Основа семьи - это треуголь­ник: муж, жена и ребенок. Сюда могут быть включены другие члены, но главный треугольник остается. Дети до крещения являются членами семьи в биологическом, психологическом и юри­дическом значениях, а в религиозном аспекте они выпадают из понятия членов домашней церкви; следовательно, духовное единство семьи еще не осуществлено и главная идея единства в мистической благодатной жизни только пред­полагается, но реально отсутствует. Семья без де­тей всегда расценивалась как ущербная; было только одно исключение: когда супруги добро­вольно отказывались от брачной жизни и посвя­щали себя Богу, но тогда образовывалась другая форма и структура взаимоотношений, не совпа­дающая с понятием семьи.

При ограничении прав родителей крестить своего ребенка религиозный аспект семьи разрушается, ребенок низводится на степень оглашен­ного, который является только учеником, но не пленом Церкви. Мы говорим о праве крестить детей, потому что, по слову древнего апологета, «ду­ша - по природе христианка». Если бы был выбор между религиями как выбор между мистическими путями и дорогами к Богу, тогда было бы понятно, что человек может выбрать путь, соответствующий его призванию и индивидуальности. Но христиан­ство не имеет альтернативы, которая могла бы за­менить его. Перед человеком два пути: к жизни и к смерти, к Богу и к диаволу. Вне крещения человек находится под печатью первородного греха, во власти вечной смерти. Родители не знают, спасутся ли их дети, но они надеются. Вера, надежд; и любовь родителей, желание ребенку блага, как себе, и соучастие его в семейном даре благодати вот нравственные основы крещения. Ребенок может не оправдать крещения, но и получивший крещение в старости также может не оправдать его. Противостоит вере гордыня, а заповедям - развращенная воля. Рождая физически ребенка, мать тоже не знает, что выйдет из него и оправдает ли он в своей жизни имя человека, однако она надеется что ее ребенок будет ее утешением и счастьем, поэтому даже плотское рождение соединено с верой, надеждой и любовью.

Господь после крещения от Иоанна удалился в пустыню, где был искушаем от демонов. Христианину предстоят искушения и борьба. После крещения покой бывает только кратким утешением, как бы отдыхом, а истинный покой в благодати, в состоянии будущей жизни, в тайн вечности, - покой, который завоевывается в жес­токой борьбе.

Ветхий Завет содержит в себе не только пророчество о Мессии, но и прообразы Нового 3авета. Таинство Крещения является воссоединнием человека с полнотой Церкви через жертву Христа в Духе Святом. Первый плод крещения - прощение первородного греха, через который осуществилась власть демона над человеком. Прообразом этого таинства в Ветхом Завете слу­жил обряд обрезания, который стал обязатель­ным со времен Авраама, но существовал еще до Авраама у многих народов мира. Первым плодом этого обряда являлось включение ребенка в ветхозаветную Церковь. Он становился членом ре­лигиозной общины. Обряд совершался в восьмой день. Восемь - знак вечности. Обряд указы­вал на предназначение человека к вечной жизни. Во время обряда младенцу давалось имя - знак спасения. Метафора «имя, записанное в книге жизни», часто встречается в Библии. Имя - при­надлежность личности. Ангелы и люди имеют имена. У животных нет имени, а есть кличка как звуковой сигнал. Имя - достоинство человека, имя носит в себе идею возможности принадле­жать к небесной Церкви. Обрезание крайней плоти имело два значения: первое - нравствен­ное, борьба со страстями. Здесь берется половая страсть как концентрат всех страстей, которые надо обуздывать силой ума и воли. Это указыва­ет на будущее очищение души от первородного греха, который человек получает в крещении, второе - мистический аспект, посвящение по­томства Богу, так как Потомок Адама должен, по божественному обетованию, «стереть голову змея»; другими словами, обряд поддерживал веру в рождение Мессии.

Крещение - это исполнение обетования и воспоминание о смерти и воскресении Спасителя. Обряд обрезания соединен с пролитием крови младенца, которое указывает на искупительную жертву. В Библии содержится категорическое повеление Аврааму об обрезании его семьи, домочадцев и рабов. Эта заповедь повторно дается Мо­исею, она распространяется на пришельцев, жи­вущих среди израильтян и составляющих вместе с ними одну религиозную общину. Прообраз не может содержать ложную идею; обрезание мла­денцев в Ветхом Завете свидетельствует о необхо­димости присоединения младенца к Церкви (вет­хозаветной) что в новозаветное время совершается через Таинство Крещения. Все возражения! баптистов против крещения младенцев с таким же основанием можно отнести к обряду обреза­ния младенцев. Божественное повеление подтверждало необходимость этого обряда; значит, еще более необходимо раскрытие и исполнение его символов к пророчеств в Новом Завете, то есть Таинство Крещения. Если баптисты говорят, что время Ветхого Завета прошло, то и мы согласны с этим, но именно потому, что Ветхий Завет рас­крылся, исполнился, осуществился в Новом Завете, как зерно, умирая в земле, продолжает жить и раскрывается в колосе пшеницы.

В Послании апостола Павла к Колоссянам яв­но указывается связь между обрядом обрезания и крещением как прообразом и его исполнением «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Хрис­товым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол.2,11-12). Вне крещения не может быть спа­сения, потому что только в Таинстве Крещения Голгофская Жертва становится жертвой в отно­шении к крещаемому, как бы принесенной лично за него.

До пришествия Христа на землю души умер­ших сходили в ад, в том числе души младенцев. Если бы младенцы могли быть спасены одной своей личной невинностью, несовершением сознательных грехов на уровне рефлексивной одиночности своих действий, то тогда и во времена Ветхого Завета души младенцев не сходили бы в ад, дожидаясь времени искупления и спасения. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов:14,4).

В Посланиях, а особенно в Деяниях святых апостолов рассказывается о крещении целых семейств. После проповеди апостолов в Самарии принимали крещение села, то есть все их жители. В Деяниях апостолов указано, что крестился Дом темничного стража и дом начальника сина­гоги Криспа (Деян.16,33; 18,8), дом Стефана (1 Кор.1,16). Под домом подразумеваются все члены семьи, родственники, а также слуги и ра­бы, если они дают согласие в юбилейные годы пребывать с хозяином до самой смерти. Возра­жение, что в этих семьях не было детей, малоубедительно, оно не выдерживает критики. Крисп, Который со своим домом принял крещение, был начальником синагоги. По законам Талмуда, ни раввином, ни начальником синагоги не имеет права быть человек, не имеющий детей, так как это воспринималось как знак наказания и отвер­жения. Многочисленность детей и потомков считалась наградой за праведность, поэтому бесчадие иудея или его взрослых детей преграждало ему путь к каким-либо должностям в синагоге.

В Книге Бытия (17,11) обрезание названо «знамением завета», знаком союза (крещение - это вхождение в Новый Завет, осуществление со­юза). Этот обряд в новозаветной Церкви исчез не потому, что он был признан ошибочным, а пото­му, что он осуществился с приходом Мессии. «Необрезанный... мужеского пола... в восьмой день истребится... ибо он нарушил завет» (Быт.17,14). Эта казнь нарушителей завета - прообраз вечной смерти тех, кто остался без крещения.

Второй прообраз Таинства Крещения в Вет­хом Завете - это Ноев ковчег (1 Пет.3,18-21). Вместе с тем это образ Церкви, в которую человек входит через крещение. В волнах всемирного потопа погибло все человечество, кроме тех, кто вошел в ковчег, в том числе погибли дети и младенцы. Грех был уничтожен вместе с грешниками, так как в то время еще не было Церкви Христовой и возрождающего действия ее, которое могло бы исцелить душу человека, положить разделение между человеком и грехом, дать силы человеку противостоять тому потоку греха, зла и разврата, который покрыл землю до водного потопа.

Еще один ветхозаветный прообраз крещения - прохождение израильтян через Чермное (Красное) море. «Все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор.10,1-2). Обла­ко - символ благодати, море - купели крещения. Сам Моисей - прообраз Христа в смысле проро­ческого служения. Через Моисея дан Ветхий Завет, через Христа - Новый Завет.

Израильтяне вышли из Египта вместе со свои­ми семьями, они прошли по дну расступившегося моря, держа на руках своих детей и младенцев, следовательно, в событиях, имеющих прообразовательный смысл, участвовали младенцы.

Если младенцы не способны к осознанной ве­ре на уровне суждений, то они не лишены друго­го аспекта - веры на уровне интуиции и мисти­ческих переживаний. Господа окружали дети; уче­ники Христа, видимо, считая, что дети неспособ­ны к пониманию Евангелия, не допускали их ко Христу, но Господь сказал: «Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Вряд ли эти слова можно понять только в буквальном смысле. Душа прихо­дит ко Христу через действие благодати. Дети ощущали благодать, потому спешили ко Христу, встречали и окружали Его, между тем как их отцы, обученные букве закона, проявили большую холодность. Особенно это было видно во время торжественного входа Господа в Иерусалим, называемого Вербным Воскресением. «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф.21,16, Пс.8,3). Сердце детей оказалось более восприимчивым к свету Евангелия, чем изощренные умы иудейских книжников. В Еван­гелии от Марка написано, что Господь благословил детей и возложил на них руки. Благословение - это священнодействие, значит, дети были способ­ны и готовы принять благодать Божию.

Одной из важных причин крещения младен­цев в самом раннем возрасте служит неизвестность срока человеческой жизни. Апостол Павел говорит о том, что день спасения - сегодня, а завтрашний день для нас неизвестен. Смерть посещает не только глубоких старцев, стоящих на краю могилы, но умерщвляет детей, как серп зем­ледельца срезает вместе с пожелтевшей травой еще не распустившиеся цветы. Она вырывает младенцев из рук матерей. Надписи на могильных плитах говорят о том, сколько детских душ ушло в неведомый мир еще до того, как они начали произносить первые слова.

Будущее неведомо и непроницаемо для чело­века, как темная бездна. Смерть - это разлучение души и тела. После смерти крещение души невоз­можно. Душа идет в вечность с клеймом первородного греха не как волевой участник преступле­ния, а как потенциальный носитель зла, уходит, не возрожденная благодатью, не получив креще­ния водой и духом, без которого, по слову Спасителя, никто не может получить Царствия Небес­ного (беседа Христа с Никодимом). Нужно как можно раньше ввести ребенка в поле действие благодати. До крещения благодать Божия действует извне, после крещения она обитает в сердце человека.

О том, что ребенка надо воспитывать с самого рождения, знали уже древние мудрецы. Однажды мать принесла ребенка к Сократу с просьбой на­учить, как воспитывать его. Сократ спросил: «Сколько ему лет?» Мать ответила: «Два года». Сократ сказал: «Поздно, теперь надо перевоспиты­вать». При крещении ребенка мы стремимся к то­му, чтобы благодать с самого раннего возраста, действуя в нем, невидимо воспитывала и учила его.

Отвечают ли дети за грехи родителей?

Родители передают детям свои телесные, ду­шевные и духовные качества. Можно ли их из­менить, если они не очень хороши?

Родители передают детям душевные пред­расположения - добрые и худые, которые могут быть развиты или подавлены. Предрас­положения не уничтожают свободную волю человека и возможность выбора между доб­ром и злом. Христос поставил человеческую личность выше таких факторов, как наслед­ственные предрасположения и общественно-национальная принадлежность. Поэтому че­ловек как личность несет ответственность за свои поступки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.196.236 (0.056 с.)