Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературные общества 19 века.

Поиск

Романтизм.

После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими рев.-ции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны.
Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная. " Вникни в самого себя, отврати свой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя", - говорил Фихте, субъективный идеалист, на чью философию опиралась вся романтическая традиция немецкой школы. В целом же, теоретическая концепция оформилась в среде немецких эстетиков и писателей, недовольных исходом революции во Франции и, одновременно, осознающих невозможность повтора её у себя на родине, в разрозненной на множество княжеств полуфеодальной Германии. Август и Фридрих Шлегели заложили основы лит. науки. Братья изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, Тик и иные представители йенского университета. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики:
- природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического;
- поэзия - часть природы, её высшее творение;
- поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического";
- предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное;
- иерархия искусств:
1. музыка
2. поэзия (синтез 1 и 3)
3. живопись
- жанры: сказка (" канон поэзии"), роман (" история в свободной форме")
- образец: "Годы учения Вильгельма Мейстера" ("жизнь, принявшая форму жизни")

Итак, основными постулатами можно считать:

- самоценность личности, её обособление от враждебного ей мира. Герой – одинок.

- каждая личность – микрокосмос. В природе она находит созвучные ей свободу, красоту.

- эмоции, лиризм, экспрессия, экзальтация (Субъект. Восприятие)

- порыв в бесконечность, томление по ней. Стремление к познанию.

- романтическое «Двоемирие»

- романтическая «Ирония»

 

Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии, как Возрождение, как Просвещение. Идеи романтизма проникли во все страны и охватили все области духовной деятельности человека. Не мог обойти он и Россию. Разница заключалась лишь в том, что у нас гораздо сильнее. Чем в иных странах сильны были патриархально-сословные отношения, целое сословие крестьян были в плену крепостничества. Поэтому чувства мировой скорби, впрочем, как и ирония были не так сильны в нашем романтизме.

Традиционно принято выделять четыре этапа:

- 1810г. - возникновение и формирование. Жуковский, Батюшков

- 1820 – возн. и форм. Гражданского, или социального, течения в поэзии Глинки, Катенина, Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева. Зрелость психолог. Романтизма (Пушкин, Баратынский, Вяземский, Языков)

- 1830г – возн. Философского течения в поэзии Баратынского,, Тютчева, в прозе Одоевского, Расцвет у Лермонтова, и признаки кризиса в виде подражательной поэзии

- 1840г. – Закат романтизма, перенос в объект анализа и изображения.

Выделялось так же три течения:

- Психологический. Идеи самовоспитания и самосовершенствования как путь улучшения действительности.

- Гражданский. Человек – существо социальное и предназначен гражданской деятельности.

- Философский. Судьба предопределена свыше, человек зависит от общих законов мироздания.

 

Между этими течениями нет непроницаемых граней, напротив, они взаимодействуют друг с другом.

 

Романтизм.

После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими рев.-ции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны.
Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная. " Вникни в самого себя, отврати свой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя", - говорил Фихте, субъективный идеалист, на чью философию опиралась вся романтическая традиция немецкой школы. В целом же, теоретическая концепция оформилась в среде немецких эстетиков и писателей, недовольных исходом революции во Франции и, одновременно, осознающих невозможность повтора её у себя на родине, в разрозненной на множество княжеств полуфеодальной Германии. Август и Фридрих Шлегели заложили основы лит. науки. Братья изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, Тик и иные представители йенского университета. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики:
- природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического;
- поэзия - часть природы, её высшее творение;
- поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического";
- предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное;
- иерархия искусств:
1. музыка
2. поэзия (синтез 1 и 3)
3. живопись
- жанры: сказка (" канон поэзии"), роман (" история в свободной форме")
- образец: "Годы учения Вильгельма Мейстера" ("жизнь, принявшая форму жизни")

Итак, основными постулатами можно считать:

- самоценность личности, её обособление от враждебного ей мира. Герой – одинок.

- каждая личность – микрокосмос. В природе она находит созвучные ей свободу, красоту.

- эмоции, лиризм, экспрессия, экзальтация (Субъект. Восприятие)

- порыв в бесконечность, томление по ней. Стремление к познанию.

- романтическое «Двоемирие»

- романтическая «Ирония»

 

Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии, как Возрождение, как Просвещение. Идеи романтизма проникли во все страны и охватили все области духовной деятельности человека. Не мог обойти он и Россию. Разница заключалась лишь в том, что у нас гораздо сильнее. Чем в иных странах сильны были патриархально-сословные отношения, целое сословие крестьян были в плену крепостничества. Поэтому чувства мировой скорби, впрочем, как и ирония были не так сильны в нашем романтизме.

Традиционно принято выделять четыре этапа:

- 1810г. - возникновение и формирование. Жуковский, Батюшков

- 1820 – возн. и форм. Гражданского, или социального, течения в поэзии Глинки, Катенина, Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева. Зрелость психолог. Романтизма (Пушкин, Баратынский, Вяземский, Языков)

- 1830г – возн. Философского течения в поэзии Баратынского,, Тютчева, в прозе Одоевского, Расцвет у Лермонтова, и признаки кризиса в виде подражательной поэзии

- 1840г. – Закат романтизма, перенос в объект анализа и изображения.

Выделялось так же три течения:

- Психологический. Идеи самовоспитания и самосовершенствования как путь улучшения действительности.

- Гражданский. Человек – существо социальное и предназначен гражданской деятельности.

- Философский. Судьба предопределена свыше, человек зависит от общих законов мироздания.

 

Между этими течениями нет непроницаемых граней, напротив, они взаимодействуют друг с другом.

 

Литературные общества 19 века.

 

Историческая обстановочка примерно следующая. Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Традиции гражданской лирики в духе Классицизма были продолжены и поэтами «Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств». Их неофиц. Называют «Поэтами - радищевцами», потому что они разделяли идеи А.Н. Радищева, в обществе так же состояли его сыновья. Поэты В.О. (первонач. - «Дружеское общество любителей изящного») (из писателей Попугаев, Измайлов, Каменев, Востоков и др.) представляли собой неоднородную группу людей, «Стремящихся к взаимному себя усовершенствованию во имя общей пользы».Большинство из них – незнатного происхождения, а программными произведениями явл. Работы Монтеське, Беккария, Филанджиери и др. Целью мол. людей было избавление людей от невежества, стремление растолковать принципы, на основании которых можно построить гармоническое общество. Не будучи революционерами, они критически относились к крепостничеству и деспотизму. Они руководствовались идеей воздействия на монарха, посвятив этому ряд произведений. Официальное признание общество получило в 1803 году. Основные идеи сторонников неоклассицизма (большинство в обществе), заключились в искл. Роли человека, его разума, его деяний. Так, в оде Пнина «Человек», спет гимн человеку, который на земле, как бог на небесах. В этом виден решительный поворот русской лирики к личности, вопреки прежним «Классицистическим» идеалам доблести. Поэты вольного общества проявили интерес к русскому фольклору, к экспериментам в области стихосложения. Вместо силлабо-тоники они пробовали тоническую систему, безрифменный стих. Переводили античных авторов, пытаясь сохранить метрику оригинала. Проблема эта была весьма актуальна, так как русская литература в это время активно приобщалась к достижениям культуры Зап. Европы.

Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Идеи высокой гражданственности и народности разделяли и члены «Дружеского литературного общества», открытое в янв. 1802года, а в ноябре уже распалось. В него входили воспитанники МУ и Университетского Благородного пансиона Андрей и Александр Тургеневы, Жуковский, Воейков. Если половина из них принимали литературные принципы Карамзина, то лидер кружка, Андрей Тургенев, считал, что Карамзин увлёкся «мелочными родами» и что он уводит русскую словесность на путь отвлечённых чувств от проблем современности. Время Карамзина, по его мнению, прошло. Андрей надеялся обновить гражданскую лирику и написал несколько стихотворений в высоком стиле. Эти взгляды во многом способствовали подготовке программы декабристов. Но само общество Тургенева не поддерживало его взгляды и оставались сторонниками Карамзина и сентименталистами.

Впоследствии, вокруг Карамзина собирается литературная молодёжь, но это уже история полемики двух других лит. Обществ 19 века «Арзамас» и «Беседа любителей русского слова».

 

 

«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Реформа Карамзина.

 

Необходимость возникновения единого русского литературного языка была очевидна. Решение этой проблемы в России приняло полемическо-пародийный характер двух литературных объединений – «БЛРС» (1811-16) и «Арзамасским обществом безвестных людей» (1815-18).

В начале 1800х Карамзин написал несколько статей («Отчего в России мало авторских талантов»), в которых утверждал, что русские не умеют излагать психологические и философские моменты на родном языке, зато свободно делают это на французском. В русском просто не находилось аналогов словам-переживаниям, традиционно выражавшимися на французском. Двуязычие – стандартно для дворян.

Неразвитость русского задевала Карамзина. Что же он предложил? Снова, взять за основу европейский опыт. «Французский язык весь в книгах, а русские о многих предметах должны ещё и говорить, как напишет человек с талантом». Нужно сблизить язык книжный и разговорный, стереть различия, создать новый на основе «Среднего» стиля. Перемены должны наступить естественным путём, без ломки.

Статьи Карамзина сразу же встретили решительное неодобрение адмирала Шишкова, который откликнулся на них трактатом «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». В нём он защищает русскую культуру, самобытность, отрицает, что нация, которая развязала якобинский террор, уничтожила монархию и отвергла религию – является примером для подражания. Шишков заявляет, что России надлежит не усваивать ложное евр. Просвещение, а беречь и охранять свои нац. Основы.

Таким образом, если Карамзин шёл вперёд, то Шишков всем взглядом обращался назад. С этой целью он обращается к славянскому языку церковных книг, на котором уже не говорили в обиходе. Он ратовал за книжный язык и протестовал против сближения с разговорным. «Французы не могли из духовных книг своих столько заимствовать, сколько Мы из своих можем», - писал Шишков.

Итак, Карамзин и Шишков сошлись в необходимости единого лит. Языка, но разошлись в его создании. Карамзин выбирал «Средний» слог, Шишков – «высокий» и просторечный стили.

С целью воспитания будущих молодых писателей Шишков организует лит. Общество «БЛРС», её ядро составили Державин, Крылов, Голенищев, Ширинский и др. Кроме них, в заседаниях участвовали Кюхельбейкер, Катенин, Грибоедов, Гнедич. Ещё до открытия, 21 февр. 1811года, к Шишкову присоединились некоторые литераторы. Не разделявшие принципов сентиментализма. Наиболее примечательной фигурой здесь был князь Шаховской. В 1805 году в «Новом Стерне» он обрушивается на карамзинистов, на «коцебятину» мелодраматических пьес, заполонивших сцены.

Тогда чаша терпения сторонников Карамзина переполнилась, и они решили отвечать. Сам Карамзин участия в полемике не принимал.

С критикой Шишкова выступил на страницах журнала «цветник» Дашков, не соглашавшийся в тождестве церковнославянского и русского языков. Он доказывал, что церковносл. – лишь часть, вспомогательные стил. средства. Её поддержал Пушкин, особенно сказалось это в «Опасном соседе», когда он описывал проституток, восхищавшихся «Новым Стерном» Шаховского. Оскорблённый Шаховской написал «Расхищенные шубы», в которых высмеял невыдающийся талант Пушкина, а следом и «Липецкие воды», в главной роли – князь Фиалкин, стихи которго пародировали баллады Жуковского «Ахилл» и «Светлана».

Так и завязалась весёлая и принципиальная полемика между карамзинистами и шишковцами.

В 1815 году Блудов пишет сатиру в прозе «Видение в какой-то ограде». «Общество друзей литературы, забытых Фортуною» и живущих в Арзамасе (намёк на умерших как писатели членов Беседы), которые ведут вечера в трактире за дружескими спорами. Однажды появляется незнакомец, по описанию напоминающий Шаховского, который в витиеватых выражениях описывает своё видение о том, как старец (Шишков) поручил написать ему пасквиль на соперников, чтобы восстановить свою репутацию. Сатира эта во многом наметила жанр дальнейшей полемики.

«Арзамас» возник как общество, ориентированное на полемику с «Беседой». В него вошли Жуковский, Вяземский, Дашков, Орлов, Уваров, Батюшков, Блудов, Уваров и др. В противовес официозной «Беседе» арзамасцы подчёркивали провинциализм «Общества безвестных людей», в качестве эмблемы выбрали себе гуся и шутливо принялись отражать нападки «Беседы». Язык арзамасских речей, изобиловал цитатами и реминисценциями, был рассчитан на европейски образованного собеседника, способного улавливать тонкую иронию. Язык посвящённых. Тяжёловесной величавой темноте сочинений и речей сторонников Шишкова арзамасцы противопоставили лёгкий, щегольский стиль Карамзина а так же «Арзамасскую галиматью». В качестве «Бога» арзамасцы избрали себе Вкус, который трактовался иначе как личная способность, данная от рождения. Церковная идея переноситься в бытовой план, а эстетическая сакрализуется. «Беседа» объявляется ватагой дьявола.

В 1816 году «Беседа» прекратила существование, «Арзамас» продержался до 18 года. Для формирования языка требовались все три штиля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.009 с.)