Периодизация поэзии Батюшкова. Лирический герой. Эволюция жанров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация поэзии Батюшкова. Лирический герой. Эволюция жанров.



 

 

Константин Ник. Батюшков вошёл в историю литературы 19 века как один из зачинателей романтизма. В основу его лирики легла «Легкая поэзия», которая в его представлении ассоциировалась с развитием малых жанровых форм, выдвинутых романтизмом на авансцену русской поэзии.

Всё творчество Батюшкова можно разделить на 4ре периода:

1802-08 г. – ученический

1809 – 12 – оригинальное творчество

1812 – 1816г – духовный и поэтический кризис

1816-23г – попытки его преодоления, выход к новым рубежам творчества

 

Итак, поначалу общие жизненные и эстетические представления юного Батюшкова сочетаются с резко выраженными литературными вкусами. Поэт на стороне тех, кто ценить «легкую поэзию» и малые жанры. Поэтические ориентиры – французская просветительская философия и античные авторы, изучением которых Батюшков занимался в ученические годы. В 1806г в «Любителе Словесности» публикуется стихотворение Б. «Мечта». Б. трактует её как путь к духовной свободе, ведь суета жизни – удел глупцов.

Любовь, юность, веселье – вот истинные ценности подлинных мудрецов, подобных Анакреону. Эту линию поэт продолжает и в творчестве второго периода, периода, когда оформление получает его «маленькая философия», или философия «Маленького человека». Она заключала убежденность в том, что чувственные и духовные земные наслаждения доступны человеку с добродетельной душой, что личное счастье доступно одинокой личности в мечтах, в уединении от окружающей среды. Наслаждение дарами жизни (эпикурейство) и гедонизм (стремление к добру, понимаемому как наслаждение) и становятся мечтами Батюшкова. Сознание разрыва между мечтой и действительностью заставляют поэта, подобно всем романтикам, обособить личный внутренний мир, сделав его своего рода центром Вселенной. Поэт и сам чувствовал, что в жизни его воображение не может сбыться, поэтому ему был свойственен скептицизм. Сочетание эстетически возвышенного наслаждения и скептическое сознание его вымышленного характера придаёт исключительное своеобразие лирике Батюшкова.

«Маленькая философия» и «легкая поэзия» в сознании Батюшкова это не только мировосприятие, но и язык. Поэт предлагает отказаться от употребления устаревших форм в пользу ясного смысла. В изображении героя, как и Жуковский, Батюшков склонен к сосредоточению на внутреннем мире, однако его герой – более определен, передан через видимые признаки – мимику, жесты, движение, позу.

Во всей лирике 9 – 11 годов возникает образ чувственной юности («Вакханка»), бурно проявляющей страсть, но страсть не как бездумное торжество природы, а нечто изящное, грациозное, целомудренное. Наслаждению любовью трансформируется в наслаждение жизнью, её естественными радостями. Итогом этого периода можно считать стихотворение «Мои Пенаты». Поэт погружает читателя в домашнюю обстановку, вовлекает в задушевную беседу, о том, что ему близко и дорого. НЕ зря он выбирает жанр послания. В «Пенатах» Батюшков соединяет мечту о прекрасном и поэзию с обыденной обстановкой. Мечта спустилась на землю и нашла приют в шалаше. Портрет поэта, который нарисован в «Моих пенатах» и других стихотворениях, не тождественен точной биографии самого Батюшкова. Его лирический герой - необычайно страстный молодой покоритель сердец, вечно беспечный и ленивый философ, наслаждающийся обществом друзей в ожидании возлюбленной. Сам же Батюшков ничем из перечисленного не отличался. Однако, это не отнимает психологической правдивости его героя. Сотворённый Батюшковым поэтический портрет бесконечно обаятелен и жизнелюбив. Однако, вскоре всё переменяется. Наступает 1612 год, Батюшков видит разорённую Москву, варварство и вандализм Франции, идеалам которой он поклонялся. Не во что стало верить, не на чём основать мечту. Перед лицом исторической катастрофы поэт отказывается воспевать любовь и радость. Мир представился поэту хаотичным, в нём не было объёдиняющей идеи. И Батюшков кинулся искать положительные основы миросозерцания. Переосмысливая исторические реалии, он приходит к новому типу элегии – элегическая тоска получает историческую мотивировку. А отличительным мировосприятием поэта становится трагизм. Разочарование в действительности поэт объясняет ходом самой истории, независимо от социально-общественного устройства. В элегии «На развалинах замка в Швеции» Батюшков задумывается над превратностями бытия, задаётся вопросами, почему погибают лучшие, а жизнь превращается в «мертвый сон». Новаторство автора состоит в том, что разочарование получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о превратностях безжалостной судьбы. Итогом печальных размышлений об участи человека становится «К другу», обращённое к Вяземскому. Земная жизнь – это не вечные наслаждения, а вечные утраты. В поисках выхода Батюшков приходит к религии и начинает думать о земном бытии как о приготовлении в потустороннему блаженству.

 

 

«Светская повесть» Одоевского. «Княжна Зизи», «Княжна Мими».

 

Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизничеловека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других. В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования. На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть, в особенности на повести Марлинского ( «Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833) ), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям. Князь Александр Иванович Одоевский – известный русский писатель и общественный деятель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит "Русским ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Среди повестей и рассказов, не вошедших в "Русские ночи", выделяются: большая повесть "Саламандра" - полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Грота о финских легендах и поверьях, - и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни, таких как "Княжна Мими", "Княжна Зизи". Обе повести являются зеркальным отражением порочных нравов, царящих в Светском обществе, а так же поднимают ряд насущных для того времени вопросов, таких, как так называемый «Женский вопрос». Суть его изобличена ещё в эпиграфе «Княжны Зизи». «Иногда в домашнем кругу нужно больше героизма, нежели на самом блистательном поприще жизни. Домашний круг — для женщины поле чести и святых подвигов.». Обе повести являются иак же зеркальным отражением друг друга, в чём-то они похожи, но в чём-то каринально различны. Вслед за озлобленной сплетницей Мими Одоевский изобразил другую старую деву — «любящую и самоотверженную натуру». По справедливому мнению Р. В. Иезуитовой, большой заслугой Одоевского-писателя была высказанная в «Княжне Зизи» мысль о том, что «внутри самого общества есть личности, внутренний мир которых не до конца подчиняется обстоятельствам; герои, способные идти наперекор светской этике». А в «Мими» автор задается вопросом - почему находятся люди, все призвание, все наслаждение которых сеять бедствие, возбуждать в душах высоких отвращение к человечеству. В обоих произведениях – жизнь молодых барышень того времени, растущих под полным контролем матерей, в соответствии с главными идеалами общества – во что бы –то не стало выйти замуж. Та, кому не удается это сделать, непринята обществом. Даже 30 летняя черствая Мими страдает от этого. Возможно, эта озлобленность и толкает её на откровенно нелицеприятные шаги, которые она предпринимает против более успешной баронессы Дауерталь. Зизи же, напротив, жертвует собой ради блага безалаберной сестры Лидии. Она ведёт хозяйство, за всем следит, не в пример Лидии, которая только и думает что о балах. И тем не менее, к княжне Зизи в обществе относятся с предубеждением. Вот и скажите после этого, какие пороки преследуют общество, если от этого погибают и виноватые, и невинные. Светская повесть Бестужева. «Испытание», «Фрегат Надежда». Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизничеловека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других. В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования. На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть, в особенности на повести Марлинского ( «Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям. Бестужев, Александр Александрович, - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; Каждая новая повесть "Пушкина в прозе", как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин. Сам же Бестужев отшучивался: "для Руси еще невозможны гении, то вот и разгадка моего успеха. Сознаюсь, что я считаю себя выше Загоскина и Булгарина, но и эта высь по плечу ребенку... Сегодня в моде Подолинский, завтра Марлинский, послезавтра какой-нибудь Небылинский, и вот почему меня мало радует ходячесть моя». С первых рассказов своих, с историческим, quasi-историческим и фантастическим содержанием, Бестужев выказал себя сентименталистом и романтиком. Они отличаются богатством фабулы, разнообразием старательно выписанных подробностей, патриотическим одушевлением и благомыслящим морализмом. Здесь он был еще далек от действительности ("Гедеон", "Изменник", "Роман и Ольга", "Ревельский турнир", "Замок Нейгаузен", "Замок Эйзен"), но значительно приблизился к ней, когда настали для него годы творческой зрелости, ускоренные обрушившейся на него катастрофой. Бестужев один из первых в русской литературе стал описывать русскую природу, русское общество, жизнь обыкновенных русских людей. Александр Бестужев был автором лирических и сатирических стихов, поэтических посланий, эпиграмм, рецензий, полемических писем, эссе на литературные темы. В 1823-1825 годах Бестужев и Рылеев издавали альманах "Полярная звезда", ставший литературным спутником декабристского движения. амечательной страницей творческой биографии Бестужева были агитационные песни, созданные им в соавторстве с Рылеевым. Написанные в духе народных сатирических песен, они предназначались для политической пропаганды, резко обличали социальную несправедливость, звали к революционным действиям. Бестужев был членом Северного тайного общества и его Верховной думы, занимал радикальные, республиканские позиции. 14 декабря Бестужев вывел на Сенатскую площадь Московский полк - это послужило началом восстания. Заключенный после разгрома восстания в каземат Петропавловской крепости, Бестужев написал на имя Николая I записку "Об историческом ходе свободомыслия в России", в которой с исключительной смелостью и прямотой обосновывал причины возникновения дворянского революционного движения и излагал его задачи. Он был приговорен к двадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, позднее переведен в действующую Кавказскую армию. Погиб в бою с горцами. История «Испытания» повествует о дуэли, чуть не разгоревшееся между двумя рузьями – гусарами – Валерианом Стрелинским и Греминым. Дело в том, что Грёмин попросил Стрелинского проверить чувства его возлюбленной Алины, и во время этой прпроверки, сам того не подозревая, сводит свою любовь и своего друга. Решению сложной ситуации способствует сестра Валериана, Ольга, давно люблённая в Грёмина. Призвав на помощь Бога, она выходит на разговор с Грёминым и разубеждает его в необходимости дуэли. Ольга становиться женой Гремина, а Алина согласна покинть свет ради Стрелинского.Вторая история трагична. Капитану Правдину приходится выбирать между возлюбленной Верой и долгом остаться на судне. Несмотрия на протесты друга Какорина, он выбирает ночь любви. Но фрегат возвращает капитана себе, в результате чего Правин гибнет. За ним гибнет и Вера. Только вот свету нет дела до их маленькой трагедии, которая остаётся лишь поводом для судачеств. Фантастическая повесть. Бестужев «Замок Эйзен», «Страшное гадание» и Погорельский «Лафертовская маковница». По замечанию Ю.В.Манна, «русский романтизм знает многие из тех форм фантастики, которые выработали западноевропейские литературы: балладную фантастику, сказочную, фантастику «ночных повестей», «ночной стороны» человеческого существования и т.д. Писатели-романтики, для которых «особого рода источником мистических представлений является народное творчество в виде поверий и преданий», заимствуют и переосмысляют по-своему народную «фантастику», которая привлекает их колоритом таинственного, необъяснимого, невероятного. В частности, используют одну из важнейших составляющих народной картины мира - представление о двух мирах. Для каждого носителя народной культуры бесспорно и несомненно то, что кроме «мира этого», населенного обычными людьми, животными, предметами, существует «мир иной» - мир нечистой силы: домовых, леших, водяных, русалок и колдунов. Этот второй мир и его персонажи нередко враждебны человеку, однако люди не перестают идти на контакт с ними: к нечистой силе обращаются за помощью (заговоры), чтобы узнать будущее (гадание), с ней сталкиваются в обычной жизни, о чем потом и рассказывают (былички). Именно понятие двоемирия становится центральным для жанра, который вслед за балладой начинает активно использовать фольклорный материал, - жанра фантастической повести. В своем отношении к фольклорным источникам фантастическая повесть продолжает многие традиции балладного жанра. В балладном мире, открыто и принципиально связанном с миром фольклорного мышления, появление сверхъестественного оправдывалось такой общепризнанной в ту пору мотивировкой, как «сообразность с системою верования» народа, с его «господствующими мнениями». Вопрос о влиянии балладного творчества Жуковского на развитие русской романтической повести освещается многими учеными. Измайлов, например, склонен «считать началом романтического направления, и, в частности, той его ветви, которая легла в основу русской фантастической повести, балладу Жуковского «Людмила» (1808)». По его мнению, «ряд средневековых мистико-фантастических баллад Жуковского, написанных после «Людмилы», без сомнения, способствовал появлению фантастической повести, подготовив - что очень существенно - читательский интерес к этому «страшному» жанру». Троицкий замечает, что «фольклорные традиции эпических песен, воспринятые Жуковским, прежде всего в балладах, внесли в литературу (сначала в поэзию, а затем в прозу) еще одно характерное свойство, присущее эпическому мышлению, - тон объективного повествования или, как писал О.Сомов, «бесстрастие в рассказах и описаниях, потрясающих душу читателя или слушателя». Троицкий говорит о художественных открытиях Жуковского, оказавших «решающее влияние на русскую романтическую прозу»: «Это справедливо и по отношению к А.Марлинскому или А.Погорельскому»Антоний Погорельский, то есть писавший под этим псевдонимом Алексей Алексеевич Перовский, не принадлежит к писателям первого ряда. Самое известное его произведение - сказка для детей «Черная курица». На втором месте, пожалуй, стоит «Лафертовская маковница», неизменно входящая в антологии русской романтической прозы; сборник же, в который ее включил сам автор, - «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) переиздавался значительно реже, а уж роман Погорельского «Монастырка» (1833) и вовсе забыт читателем. Что касается оценки его места в истории литературы, то ещё Чернышевский заметил, что Погорельский не относится к кругу значимых писателей.Родился в 1787 году, был одним из десяти внебрачных детей графа Алексея Кирилловича Разумовского от Марьи Михайловны Соболевской (всем детям отец впоследствии выхлопотал дворянство), в 1807 году окончил МУ доктором философии и словесных наук, участвовал в войне 1812 года, в 1817 году переселился в Малороссию. Надо сказать, что все братья Перовские, получив хорошее образование, сделали карьеру и занимали высокие посты в разных областях. Сам Алексей Алексеевич неоднократно пользовался положением своего отца, правда, обычно для розыгрышей и проказ. Вообще он, судя по всему, был человеком с чувством юмора, которое наследовали и его племянники - будущие создатели Козьмы Пруткова - А.К.Толстой и братья Жемчужниковы. В 1825 году Перовский публикует в «Новостях литературы» повесть «Лафертовская маковница» и подписывает ее псевдонимом Антоний Погорельский (по названию свого малороссийского имения Погорельцы). «Лафертовская маковница» считается одним из наиболее ярких образцов жанра русской фантастической повести, ее часто называют «первой русской фантастической повестью». В исследовательской литературе, посвященной ей, сложилась своеобразная традиция: каждый, кто берется писать о повести, непременно приводит восторженный отзыв Пушкина о «бабушкином коте»(правда, этот образ - единственное, что отмечает поэт в повести).Краткое содержание этой истории, произошедшей «лет за пятнадцать перед сожжением Москвы», таково: у почтальона Онуфрича была престарелая тетка, известная под именем Лафертовской Маковницы: днем торговала она маковниками у Проломной заставы, а ночью занималась сомнительным промыслом - гадала и ворожила. Набожный Онуфрич не хотел знаться с теткой-колдуньей, но у него подрастала дочь Маша, а старуха могла бы дать ей приданое. Жена Онуфрича Ивановна отправилась вместе с Машей задабривать бабушку. Та обещала устроить судьбу Маши, но девушка должна прийти к ней ночью одна. Во время страшного и таинственного обряда Маша получает ключ от богатств старухи, но сами сокровища откроются ей после замужества. В ту же ночь старуха умерла, а вскоре к Маше посватался титулярный советник Мурлыкин, удивительно напоминавший бабушкиного черного кота. Маша чувствует что-то неладное, к тому же ей понравился молодой и пригожий Улиян. Старуха несколько раз является Маше и ее матери, но Маша не хочет поддаваться дьявольским козням и выбрасывает ключ в колодец. Сразу же следует и вознаграждение: Улиян оказывается сыном разбогатевшего друга Онуфрича, ко всеобщей радости играют свадьбу, и «в самое то время, когда венчали Машу, потолок в лафертовском доме провалился и весь дом разрушился».. Таков сюжет повести, впервые опубликованной в «Новостях литературы» в марте 1825 года, а позднее вошедшей в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) и единодушно признанной лучшим творением Антония Погорельского.Маркович предлагает рассматривать «Лафертовскую маковницу» как результат влияния на Погорельского двух писателей. Подобно Гофману, автор «Лафертовской маковницы» «вводит бытовую историю в контекст грандиозной борьбы сверхъестественных вселенских сил, но эта борьба не составляет у него глубинную основу бытовых отношений и происшествий». Счастливый конец даже не сказочный: «В финале «Лафертовской маковницы» зло не просто побеждено: оно вдруг исчезает, как наваждение или сон. Возникающее ощущение доброго чуда и породившей его игры воображения не могло не вызвать ассоциаций с хорошо известным читателю 1820-х годов финалом «Светланы» (1808-1812)». По мнению Марковича, «влияние Жуковского, по-видимому, предшествовало интересу Погорельского к Гофману» Бестужев, Александр Александрович, - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; Каждая новая повесть "Пушкина в прозе", как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин. Сам же Бестужев отшучивался: "для Руси еще невозможны гении, то вот и разгадка моего успеха. Сознаюсь, что я считаю себя выше Загоскина и Булгарина, но и эта высь по плечу ребенку... Сегодня в моде Подолинский, завтра Марлинский, послезавтра какой-нибудь Небылинский, и вот почему меня мало радует ходячесть моя». С первых рассказов своих, с историческим, quasi-историческим и фантастическим содержанием,

Действие псевдоисторического рассказа Александра Бестужева (Марлинского) «Кровь за кровь» (другое название – «Замок Эйзен» (1825) происходит под Нарвой вблизи останков замка Эйзен, с которым у местного населения связано много воспоминаний. Властвовал в этом крепком замке жестокий барон Бруно фон Эйзен. Много черного сделал он в своем лифляндском краю, иногда набегал и на русские земли. Для него убить человека, что ковырнуть косточку в зубе. И вот решил он как-то раз жениться, и приглянулась ему девушка Луиза, с которой собирался обвенчаться племянник барона Регинальд. Барон женился на Луизе, а племянник угодил в подвал. Когда же Бруно отправлялся на очередной набег, древняя ворожея нарекла ему скорую смерть. Когда же рыцарь воротился назад целый и невредимый, он застал свою жену в объятиях отпущенного на свободу Регинальда. И сошлись они в рубище, но не Брунов день выдался в тот момент, осилил его племянник и зарубил на речном берегу. А когда через время Регинальд с Луизой решили бракосочетаться, во время церемонии ввалился в церковь воин в вороненых латах и на вороном коне. Это был призрак ненавистного Бруно, который здесь же умертвил несчастного Регинальда, а Луизу отвез на то самое место, где когда-то он сам был убит. Вырыл там могилу и схоронил свою жену заживу, положил ее рядом с собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.029 с.)