Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Величайшая болезнь нашего времени

Поиск

 

قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ[341]

وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): اِصْرِفْ بَصَرَكَ[342]

Уважаемые братья мусульмане,

сегодня человек подвержен тысячам разных болезней. Эти болезни становятся причиной духовной и физической гибели не только отдельных личностей, но и целых обществ. Таким болезням как куфр и многобожие, неизменно сопутствуют алкоголизм, наркомания, азартны игры и прелюбодеяние.

Открытая одежда, обнажение и демонстрация тела, распущенность – это проявления страшной духовной болезни, умертвляющей чувство стыда и порядочности, убивающей совесть, уничтожающей семью, по причине того, что теряется святость и неприкосновенность семейных отношений, наступает моральная и нравственная деградация.

Рассматривание эротических и порнографических изданий и сайтов в Интернете, пропагандирующих безнравственность и разврат, которым нет места в жизни истинного мусульманина, также является прелюбодеянием.

Только Ислам может дать точное определение прелюбодеянию. Ведь нельзя выносить суждение об этом явлении, опираясь лишь на мнения и понятия людей, также как и пытаться установить его границы. Если бы это было так, то возникло бы множество самых разных, противоречащих друг другу мнений относительно того, что такое прелюбодение, и было бы невозможно установить в этом какие-либо границы.

Поэтому, все, что наша великая религия Ислам называет прелюбодеянием, будь оно печатной или видео- продукцией, поступками, действиями, словами, мыслями, таковым и является. Каждый верующий должен принимать это именно так.

Уважаемые братья мусульмане,

Всевышний Аллах сотворил и добро, и зло. Несмотря на это, Он повелевает сторониться пагубного и совершать благое. Поэтому все, что Аллах определяет как харам является злом, а посему пагубно. Остерегаться и сторониться всего пагубного – долг каждого верующего. Поэтому мусульманин не будет смотреть на то, что является харамом и грехом.

Первым шагом, сбивающим человека с истинного пути, первой ступенью морального падения является обращение внимания на харам. Именно поэтому наша великая религия Ислам запрещает не только выставлять напоказ те части тела, которые Всевышний Аллах сделал запретными, но также смотреть и говорить об этом или проявлять интерес к этому любым другим способом.

Об этом в Священном Коране говорится:

قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ

«Скажи [Мухаммад] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это – непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие...» [343]

Пророк пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) повелевал всегда отводить взгляд, если он случайно падал на запретное.

Один из благородных сахабов, Джабир (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Однажды я спросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что делать, если взгляд случайно упал на запретное. Он ответил: «Отведи взгляд в сторону» [344].

В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Прелюбодеянием глаз является созерцание запретного» [345].

Уважаемые братья мусульмане,

основой каждого общества является семья. Общество, состоящее из крепких семей также будет сильным. Силой, удерживающей институт семьи на должном уровне, является вера, стыд и благочестие. Семьи, где потеряна вера и утрачены совесть и стыд, не смогут сохранить себя.

Перечисляя в Священном Коране качества мусульман, которые будут спасены, Всевышний Аллах говорит:

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ

«Которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами» [346].

Поэтому каждый мусульманин будет искать спасение в вере и благочестии, возвышаясь морально и духовно, укрепляя чувство стыда и скрывая аурат от постронних.

К сожалению, противники веры и благочестия, ставящие целью растление и оболванивание молодежи, ориентируя ее на ложные ценности, прививая бесстыдство и безнравственность как образ жизни, применяют для этого все более изощренные методы. Эта духовная и физическая экспансия для многих уже стала индустрией и способом зарабатывания денег.

Оглянитесь вокруг. Прелюбодеяние, или разврат, как язва разъедающее общество под видом разных исскуств, моды, рекламы и т.д., проникает в него все дальше и глубже. Эта страшная болезнь с каждым днем становится все сильней и отвратительней, оккупируя улицы, пляжи, экраны, газеты и витрины.

Уважаемые братья мусульмане,

если сегодня так просто можно играть с благочестием мусульман, значит мусульманская умма очень многое потеряла и безвозвратно утратила. Если огонь под названием прелюбодеяние добрался до наших крыш, значит, мы действительно заслуживаем такого наказания.

Поэтому следует еще раз проверить себя под светом своей религии и подвергнуть свое благочестие серьезному экзамену. Следует постараться вновь стать хозяевами своих духовных ценностей. Следует прекратить всякую поддержку тем, кто торгует честью и стыдом.

Следует знать, что, пока единственная спасительная религия Ислам не укрепится в умах и сердцах, пока люди не будут жить в соответствии с принципами Ислама, следуя его предписаниям и установленным им границам, счастье и радость человечества так и останется лишь несбыточным сном, а всевозможные духовные заболевания, подобно раковым опухолям, будут продолжать губить жизни.

Итак, единственной системой и религией, которая сможет разогнать тьму неверия и мрак куфра, свергнуть систему идолопоклонничества, освободить нас и наши умы от алкогольной и наркотической зависимости, пристрастия к азартным играм и прелюбодеянию, отдав себя под руководство Одного Аллаха, является только Ислам. Единственным способом противостояния куфру, всяким моральным и духовным заболеваниям, шайтану и его уловкам является изучение Ислама и воплощение его в собственную жизнь. Ведь невозможно преодолеть ни одну трудность и победить врага, не изучив Ислама, не сделав его стержнем своей жизни.

Хутбу свою завершаю аятом Всевышнего Аллаха:

إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولـئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً

«Слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» [347].

يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ

«Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах» [348].

... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ[349]

 

Хутба тридцатая

 

Мусульманин и исраф

 

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلاَ تُسْرِفُوا

إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ[350]

وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): كُلْ وَاشْرَبْ وَالْبَسْ وَتَصَدَّقْ

فِى غَيْرِ إِسْرِافٍ وَلاَ مَخِيلَةٍ[351]

Уважаемые братья мусульмане,

мусульманин – это тот, кто без всяких условий принимает каждое повеление и запрет Всевышнего Аллаха, покорный религии нашего Великого Господа. Мусульманин – это тот, кто чувствует перед Аллахом ответственность за те материальные и духовные блага, которые у него имеются.

Поэтому каждому мусульманину следует есть и пить, одеваться и жить так, как предписывает ему последняя религия Аллаха – Ислам. Тот, кто тратит свое имущество на алкоголь, азартные игры и другое запретное, проявляет неблагодарность Всевышнему Господу. Такой человек не может быть из числа возлюбленных рабов Аллаха. Так как использовать предоставленные Аллахом материальные и духовные средства не по назначению или попусту расточать их есть исраф, а Аллах не любит расточительствующих.

В аяте, который я прочитал в начале хутбы, говорится:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» [352].

В другом аяте говорится:

وَآتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ وَالْمِسْكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَلاَ تُبَذِّرْ تَبْذِيرًا إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُوا إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا

«И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью» [353].

Уважаемые братья мусульмане,

как мы видим, Всевышний Аллах запрещает расточительство, называя расточителей любого рода братьями шайтана. Это опасный и пагубный путь.

В предании от Абдуллаха ибн Мас’уда и Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума) говорится, что расточительство имущества, упомянутое в аяте, это – «использование имущества не по назначению» [354].

Поэтому мусульманин не может растрачивать ни свое, ни чужое имущество. Также как ему запрещено тратить свои средства на запретное, то есть алкоголь, азартные игры и т.д., также он не может тратить их на излишне комфортную жизнь, роскошествовать и гнаться за модой.

Следует с сожалением отметить, что расточительство сегодня – вполне распространенное явление. Тот прогресс, который несет современная наука и техника, заставляет людей тратить деньги в немыслимых размерах, то же самое диктует людям современный потребительский образ жизни и мода. Расточительство, подобно гигантской волне, поглотило нас. Слепо расточается все: энергия, вода, природные ресурсы, хлеб, продукты, лекарства, лес, жизнь и время.

Жизнь и здоровье беспощадно тратятся на алкоголизм и азартные игры, на злобу и вражду. Время глупо тратится на сплетни, гонку за харамом, пустые разговоры и занятия. Средства массовой информации, пропагандирующие бесстыдство и безнравственность, растлевают молодые мозги, портя и губя их. Жизнь наша, ни минуту и даже ни мгновение из которой мы не имеем права тратить зря, беспощадно сжигается и растрачивается, подобно карманной мелочи.

Расточительством, излишеством, или исрафом, являются и те знания, которые не прибавляют людям веры, не устремляют их к поклонению, не совершенствуют их нравственность. Расточительством являются те радости, волнения и переживания, которые отдаляют человека от Аллаха. Расточительством является и пользование тем и совершение того, что Аллах сделал запретным.

Известно, что в нашей стране ежегодно выбрасывается в мусор более трехсот тысяч тонн хлеба. Кто может быть уверенным в том, что подобное безумие и расточительство не обернется наказанием Аллаха? Разве не исрафом является одежда, которая годами скапливается у нас в кладовках и в шкафах?

Или пышные свадьбы, которые организуются сегодня лишь для того, чтобы блеснуть перед людьми, шикарные платья и костюмы, купленные в Европе, чтобы быть использованными один вечер, самые дорогие рестораны, самые шикарные лимузины, которые арендуются, чтобы люди помнили и долго говорили о свадьбе такого-то, – все это уже давно перешло все рамки разумного.

Разве есть какая-то совесть у этих людей и чего ожидают они, живущие в роскоши, перебирающие изысканные и экзотические блюда, в то время, когда на земле сотни тысяч людей голодают, не имеют жилья, топлива и из последних сил борются за выживание? Неужели они смогут осознать чудовищность совершаемого ими исрафа лишь с наступлением Конца света?

Уважаемые братья мусульмане,

следует помнить, что мусульманин должен во всем придерживаться умеренности, должен выбрать средний путь между исрафом и скупостью. Давая зарок не расточительствовать, нужно суметь не угодить в яму скупости. Нельзя забывать, что использовать имущество не по назначению – и есть исраф.

Исраф портит и растлевает человека и общество, в котором он живет. Скупость делает человека заложником его собственного имущества и разлагает изнутри. Поэтому, также как мусульманин не может быть расточительным, он не может быть и скупым.

Перечисляя качества истинных мусульман, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

وَالَّذِينَ إِذَا أَنفَقُوا لَمْ يُسْرِفُوا وَلَمْ يَقْتُرُوا وَكَانَ بَيْنَ ذَلِكَ قَوَامًا

« [Рабы Милостивого] – это те, которые не расточительствуют и не скупятся, а тратят умеренно» [355].

В другом аяте говорится:

وَلاَ تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلاَ تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ

فَتَقْعُدَ مَلُومًا مَّحْسُورًا

«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться» [356].

А Пророк пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал:

«Не будь горделивым, ешь, пей, одевайся и подавай милостыню, не расточительствуя» [357].

Поэтому

не запятнаем же жизнь и имущество свое запретным. Будем использовать блага, которыми наделил нас Всевышний Аллах, – есть, пить, одеваться и жить, не излишествуя и не расточительствуя. Не забудем, что, хотим мы того или нет, все будем держать перед Аллахом ответ за то, что совершали при жизни. А счастье и радость обретет тот, кто живет так, как велит религия Аллаха.

... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

قُلْ إِنَّ رَبِّي يَقْذِفُ بِالْحَقِّ عَلَّامُ الْغُيُوبِ[358]

 

Хутба тридцать первая

 

Значимость вакфов в Исламе

 

لَن تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُوا مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ[359]

وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): كُلُّ مَعْرُوفٍ صَدَقَةٌ[360]

Уважаемые братья мусульмане,

наша священная религия Ислам – это божественный порядок, милость и милосердие, объемлющее и охватывающее все сущее. Этот божественный порядок, милость и милосердие присутствуют во всей вселенной, являются всеобщей религией, религией добра и взаимопомощи.

Во многих аятах Священного Корана и хадисах Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) содержится призыв совершать благое, подавать милостыню и делать жертвоприношения. В некоторых из этих аятов говорится:

وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ أَيْنَ مَا تَكُونُوا يَأْتِ

بِكُمُ اللّهُ جَمِيعًا إِنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Для каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях. И где бы вы ни были, Аллах всех вас соберет [в Судный день]. Воистину, властен Аллах над всем сущим» [361].

وَأَقِيمُوا الصَّلاَةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَمَا تُقَدِّمُوا لأَنفُسِكُم مِّنْ خَيْرٍ

تَجِدُوهُ عِنْدَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Совершайте салят, раздавайте закат – и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния» [362].

الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ

عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

«Тем, кто тратит свое имущество и днем и ночью, тайно и явно, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и они не будут опечалены» [363].

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُوا عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللّهَ إِنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. И страшитесь Аллаха. Воистину, Аллах суров в наказании!» [364]

لَن تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُوا مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيم

« [О последователи ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования из того, что [больше всего] вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом» [365].

Пророк пророков, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своих хадисах сказал:

«Каждое благодеяние – это милостыня» [366].

«После смерти прекращается запись всех деяний раба. Кроме трех: садака джария, то есть вечно живая милостыня, оставленные им полезные знания и благое дитя, совершающее дуа за него!» [367]

Уважаемые братья мусульмане,

как мы видим из аятов и хадисов, наша великая религия Ислам побуждает совершать благое и призывает мусульман к взаимопомощи и взаимопониманию, придавая этому очень большое значение. Именно это сподвигло мусульман прежних поколений на основание и учреждение вакфов, которые очень скоро нашли распространение во всех мусульманских странах, образовав систему международной Исламской взаимопомощи.

Вакф – это посвящение мусульманином своего личного имущества Всевышнему Аллаху. Имущество вакфа не может ни продаваться, ни переходить в чье-либо владение.

Первым вакфом в Исламе был финиковый сад, отданный ради Аллаха Умаром ибн Аль-Хаттабом (радыйаллаху анху)[368].

После этого вакфы, в основу которых было положено достижение довольства Аллаха, пожертвования и взаимопомощь, получив среди мусульман большое распространение, стали быстро умножаться. Известно, что во времена правления Омеядов, Аббасидов и Сельджуков было учреждено огромное количество вакфов. А те шедевры архитектуры, которые оставили после себя Османы, и которые, кстати, являлись и до сих пор являются вакфами, восхищают своей красотой и великолепием и живущих сегодня. Это мечети, школы, медресе, библиотеки, больницы, караван-сараи, гостиницы, источники, колодцы, мосты, дороги и т.д.

Уважаемые братья мусульмане,

многим из нас известно, что наши предки, обладая проницательностью, чуткостью и сострадательностью, были очень заботливы и внимательны в отношении не только материальных и физических нужд людей, но и в отношении их личных чувств, учреждая в обществе вакфы, которые не только служили их нуждам, но и оставляли свою помощь анонимной, что способствовало сохранению морального здоровья общества и защищенности социально слабых и попавших в беду людей.

Вакфы, осуществляющие попечение над сиротами и вдовами, выхаживание грудных детей, содержащие ясли для детей и организующие для них праздники, выделяющие месячные пособия сиротам, помогающие бедным девушкам с приданным и оплатой расходов на свадьбу, обучающие Корану и хадисам, выделяющие бедным ученикам материальную помощь, издающие и распространяющие литературу, помогающие беднякам дровами и топливом, направляющие средства на содержание армии, обеспечивающие лечением и лекарствами больных, подкармливающие в зимнее время беспризорных животных и оказывающие им необходимую помощь, – это лишь некоторые из тех, которые были учреждены нашими предками, и действующие по сей день.

Уважаемые братья мусульмане,

мы видим, что мусульмане прежних поколений в свое время хорошо поняли те истины и принципы милосердия, сострадания и социальной помощи, с которыми пришел Ислам, и смогли учредить такие вакфы, которые были полезными для людей практически во всех сферах жизни.

Подумайте, в обществе, где так быстро решаются социальные проблемы и залечиваются душевные раны, где мусульмане так доверяют и надеются друг на друга, могло ли оставаться место для бед и несчастий?

Религия Ислам воспитала эту проницательность, чуткость, милосердие и ответственность в мусульманах. И только, когда Ислам, со всеми его повелениями и запретами встанет во главе нашей жизни, наши беды и несчастья также покинут нас.

Поэтому следует хорошо изучить Ислам и принять его за основу своей жизни. Следует помнить, что Ислам представляет собой целостную систему. Давайте будем помогать тем вакфам, которые искренне работают ради снискания довольства Аллаха. Давайте оказывать в этом свою материальную и моральную поддержку. Следует помнить, что каким бы ни было совершенное благодеяние, будь оно даже не больше пылинки, совершивший его получит водаяние за него.

... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ[369]

 

Хутба тридцать вторая

 

Уважение к родителям

 

وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُوا إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاَهُمَا فَلاَ تَقُل لَّهُمَآ أُفٍّ وَلاَ تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيمًا[370]

وَ قَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): الْكَبَائِرُ الإِشْرَاكُ بِاللّهِ

وَعُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ وَقَتْلُ النَّفْسِ وَالْيَمِينُ الْغَمُوسُ[371]

Уважаемые братья мусульмане,

Наша великая религия Ислам, посланная, чтобы привести человечество к счастью жизни земной и жизни вечной, после поклонения Аллаху и служения Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), в числе деяний, превосходящих все остальные деяния, называет уважение к родителям.

В аяте, который я привел в начале хутбы, говорится:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно» [372].

Как мы видим, уважение к родителям, милосердие и благосклонность к ним, обходительность и терпимость – это обязанность каждого мусульманина.

Ни один ребенок, у которого есть хоть капля веры и совести, не сможет быть неуважительным и жестоким к своим родителям, которые прошли через столько трудностей, родив, вырастив и воспитав свое чадо, проводя бессонные ночи рядом с ним, отказывая себе в куске хлеба и одежде, перенося все трудности, которые преподносит жизнь, не давая даже мухе сесть на ребенка.

Уважаемые братья мусульмане,

значит, каждый, кто говорит «я – мусульманин», в соответствии со своей религией, должен уважать родителей, проявлять к ним милосердие и благосклонность, исполнять все их, не противоречащие Исламу, желания и просьбы. Такое уважение и повиновение родителям нужно сохранять на протяжении всей их жизни до самой их кончины, так как это – долг мусульманина.

Вспоминать таких близких людей, как родители, один раз в году является недооценкой их и неблагодарностью в отношении их. Как учит наша великая религия Ислам, мы должны помнить и чтить своих родителей каждую минуту, на каждом шагу своей жизни.

В хадисе, который передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), говорится, что однажды, к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и спросил:

– О Посланник Аллаха, кто из людей больше других достоин почета, уважения и служения?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Твоя мать.

Тогда человек опять спросил:

– Кто после нее?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) опять ответил:

Твоя мать.

Тогда человек опять спросил:

– А кто после?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) опять повторил:

– Твоя мать.

Когда человек в четвертый раз спросил:

«Кто же после матери?», Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

«Отец твой» [373].

Из этого хадиса становится очевидным, что мать достойна уважения и почета в три раза больше, чем отец.

Матери, которые носят и рожают своих детей в таких тяготах и страданиях, пользуются в нашей религии особым почетом, уважением и вниманием. Об этом в Священном Коране говорится:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا

«Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит его [во чреве] в муках и рожает в муках» [374].

Быть может, поэтому Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказавший: «Рай находится под ногами ваших матерей» [375], на вопрос человека, совершившего таваф вокруг Каабы со своей матерью на спине:

«О Посланник Аллаха, воздал ли я должное своей матери?», ответил:

«Нет, ты не воздал должного ей даже за один вздох, сделанный ею в то время, когда ты находился в ее утробе, а она носила тебя» [376], что также указывает на то, какое высокое место занимает право матери.

Уважаемые братья мусульмане,

наша великая религия Ислам считает неуважение к родителям величайшим грехом.

Об этом в одном из хадисов говорится:

«Величайшими грехами являются: придание Аллаху сотоварищей, неуважение родителей, убийство человека и ложные клятвы» [377].

В хадисе, который передает Абу Бакр Нуфай бин Харис (радыйаллаху анху), говорится:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Не сообщить ли мне вам о величайших из грехов? –, повторив это трижды.

– Да, о Посланник Аллаха, сообщи нам об этом! – попросили асхабы.

– Придание Аллаху сотоварищей и неповиновение родителям, – ответил им он»[378].

В другом хадисе передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть упадет он лицом в грязь. Пусть упадет он лицом в грязь. Пусть упадет он лицом в грязь».

Когда асхабы спросили, о ком он говорит, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

«О том, чьи родители достигли глубокой старости, а он все никак не может заслужить рай» [379].

Поэтому, уважаемые братья мусульмане,

мы должны проявлять уважение к нашим родителям не один раз в году, а всегда и везде. Следует стараться радовать их, искать их благоволенья, заслужить их благих молитв. Если вы далеко, нельзя забывать о них, следует всегда быть с ними на связи и при первой же представившейся возможностью навещать их. Если нет возможности навещать их, следует держать с ними связь по телефону или по почте. Следует с радостью исполнять всякое их желание, которое не противоречит Исламу, обеспечивать их материальные и другие нужды. Нельзя забывать, что неуважение к матери – это величайший из всех грехов. Нужно помнить, что дети тех, кто не уважал своих родителей, вряд ли сами будут уважаемы своими детьми. После смерти родителей следует молиться за них о благе. Нельзя забывать, что довольство Аллаха – это, прежде всего, благоволенье родителей.

Хутбу свою завершаю хадисом, который передает Абу Усайд Малик бин Раби’а (радыйаллаху анху):

«Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек из племени Бани Саляма и сказал:

– О Посланник Аллаха, есть ли еще какое-нибудь благодеяние, которое я могу совершить для своих умерших родителях?

На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:

– Да, молись за них о благе, проси за них прощения, исполни их завещание, уважай их родственников и будь обходителен с их друзьями» [380].

 

... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ[381]

 

Хутба тридцать третья

 

Избавление от грехов

Посредством благодеяний

 

وَأَقِمِ الصَّلاَةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ إِنَّ الْحَسَنَاتِ

يُذْهِبْنَ السَّـيِّئَاتِ ذَلِكَ ذِكْرَى لِلذَّاكِرِينَ[382]

وَ قَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): اِتَّقِ اللّهَ حَيْثُمَا كُنْتَ وَأَتْبِعِ السَّيِّئَةَ الْحَسَنَةَ

تَمْحُهَا وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ[383]

Уважаемые братья мусульмане,

нет сомнений в том, что повелевающий Могуществом Своим всей вселенной, распространяющий Свою Милость повсюду, многократно вознаграждающий совершающих добро, прощающий кающихся и просящих прощение и наказывающий грешников – это Всевышний Аллах. Аллах – нет равных и подобных Ему. Он – Единственный Владыка жизни вечной. И окончательное возвращение – к Одному лишь Аллаху.

Всевышний Аллах, Милость и Прощение Которого безграничны, никогда не спешит наказывать грешников, и, держа двери покаяния открытыми, п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.54 (0.016 с.)