На которые должен обращать внимание хатыйб



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На которые должен обращать внимание хатыйб



Речь, включающая в себя восхваления Аллаха и произнесения салаватов Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), состоящая из двух частей и произносимая перед пятничным и после праздничного намаза называется «хутбой» или проповедью. Человек, произносящий проповедь называется «хатыйб». Хутба, будучи неотъемлемой и обязательной частью пятничного намаза, представляет собой поминание, поклонение и наставление.

Со времен Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) до нашего времени там, где совершается пятничный намаз, непременно произносится и пятничная хутба, и так будет продолжаться до конца времен. Поэтому хутба, освещающая религиозную и повседневную жизнь мусульман, является одновременно и весьма важной обязанностью каждого из них, в то время как на хатыйбов возлагается наиболее серьезная ответственность. Хатыйб, на которого возлагается донесение до людей общих и других истин Ислама, должен быть очень внимателен в своем выборе тем проповедей, также как и формы их изложения. Так как хатыйб должен быть не просто хорошим оратором, а, в первую очередь, жить в соответствии с тем, к чему призывает.

Обязанность хатыйба – доводить до людей то, к чему призывает их Аллах, – настолько ответственна, что, для того чтобы достойно справляться с ней, ему необходимо уделять внимание и многому другому, а именно:

1 - Хатыйб должен быть совершенной духовной личностью. Хатыйб, на которого возлагается ответственность доводить до сердец и душ свет веры, прежде всего прочего должен сам быть человеком непоколебимой, живой и глубокой веры. Именно поэтому для того, чтобы слова были эффективными, а хутбы благословенными, хатыйб должен позаботиться о чистоте своей собственной веры.

2 - Хатыйб должен быть образованным человеком. Хатыйб, не обладающий развитым интеллектом, не может быть успешным в своих проповедях. О чем может поведать другим тот, кто не знает смысла того, о чем говорит и к чему призывает? Именно поэтому хатыйб должен обладать не только глубокими академическими знаниями, но знать как ораторское искусство, так и культуру народа, с которым работает.

3 - Хатыйб должен быть искренним и тактичным человеком. Под искренностью имеется ввиду желание заслужить своими действиями лишь довольство Всевышнего Аллаха. Понимающий и чувствующий это сердцем хатыйб будет осторожен в своих публичных высказываниях, избегая обидных и отталкивающих слов и движений, будет стараться довести до людей божественное слово и религию, заставить их задуматься, не разжигая смуты и раздора среди прихожан и мусульман вообще.

4 - Хатыйб должен сам действовать в соответствии с тем, что он проповедует. Хатыйб, который не живет в соответствии с тем, что проповедует, и действия которого расходятся со словами, не может быть серьезно воспринимаем джамаатом. Такой имам находится в величайшем испытании, а слова его – тщетны.

5 - Хатыйб должен любить свое дело и выходить к людям с радостью. Хатыйб, который выполняет свою обязанность так, будто несет тяжелую ношу, не может ничего дать и своим прихожанам.

6 - Хатыйб должен уделять особое внимание чистоте и гигиене. Как речь хатыйба, так и его одежда, и весь внешний вид производят на людей неизгладимое впечатление. Можно даже сказать, что одежда и внешний вид хатыйба – это его самое внушительное наставление. Поэтому задумывающийся о значимости и важности своей обязанности хатыйб будет уделять особое внимание чистоте и аккуратности своего внешнего вида. Хатыйб, который является к своим прихожанам неопрятным и неухоженным, с самого начала обрекает себя и свои проповеди на провал.

7 - Хатыйб должен говорить об актуальных проблемах. Так как актуальность поднимаемых вопросов производит на слушающих больший эффект.

8 - Хатыйб должен подготавливать свои проповеди сам. Хатыйб, заимствующий текст проповедей у других, должен уметь пересказать его своими словами. Делая это, он должен помнить об интеллектуальном, духовном и культурном уровне слушающих его, иначе его проповедь не принесет ожидаемых результатов.

9 - Хатыйб должен подкреплять свою проповедь надежными доводами. Для этого ему необходимо знать различные интерпретации толкований приводимых им аятов и хадисов. Он также должен уметь связать свою хутбу с повседневной жизнью и привести примеры из реальной жизни.

10 - Хатыйб не должен примешивать к своей проповеди чуждые Исламу мысли и суждения. Каждым своим словом хатыйб должен уметь раскрыть живые, всеобъемлющие и спасающие принципы Ислама.

11 - Хатыйб должен уметь сделать свою хутбу интересной и краткой. Об этом в одном из хадисов говорится так:

«Продолжительность совершаемого намаза и краткость хутбы указывают на глубокое понимание человека. Поэтому старайтесь продлять свои намазы и укорачивать хутбы»[33].

12 - Хатыйб должен уделять особое внимание своей интонации и дикции. Хатыйб, знающий о том, что звуки и слова оказывают на человека особое воздействие, должен избегать режущих слух звуков и слишком громкого голоса, используя подобающий тон речи и внятно произнося слова, при необходимости интонационно воодушевляя свою речь.

13 - Хатыйб должен уделять внимание своим жестам и мимике. Произнося проповедь, хатыйб не должен стоять неподвижно. Когда нужно, он должен уметь жестикулировать, оживляя свою речь. Но при этом он не должен особо предаваться эмоциям, грозя находящимся на улице кулаком. Не менее важна и мимика хатыйба: там, где нужно вызвать страх, он должен уметь сделать вид лица грозным, а там, где обрадовать, – сделать лицо доброжелательным.

Говоря иначе, хатыйбы, на которых возлагается доведение до людей истин Исламского вероучения, в вере своей, знаниях, поклонениях, нравственности, образе жизни, речи и внешнем виде должны быть совершенной личностью. Хатыйбы, на которых возлагается доведение до верующих этих истин с пророческой кафедры, должны выполнять эту обязанность достойно. Хатыйб, произносящий хутбу и следующий в этом всем предписаниям, суннам и адабам, а также оставаясь при этом совершенно серьезным и искренним, удостаивается благоволенья не только Аллаха и Пророка пророков (саллаллаху алейхи ва саллям), но и всех верующих. Поэтому, для того чтобы быть успешным хатыйбом и уметь производить на слушающих благоприятное впечатление, необходимо уделять всему вышеперечисленному особое внимание.

И, если старание и усердие – от нас, помощь, наставление и решение всех вопросов – в руках лишь Одного Аллаха.

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай[о, Мухаммад]на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути»[34].

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ

«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете!»[35].

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты[Мухаммад]простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения[у Аллаха]и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих»[36].

Хвала Аллаху Господу миров!

 

Две части хутбы

 

После того как совершаются первые четыре ракаата пятничного намаза, муаззин вслух читает 56 аят суры аль-Ахзаб:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا

صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

В это время хатыйб встает со своего места и направляется к минбару. Поднявшись на минбар, хатыйб поворачивается к джамаату лицом и, сев, слушает второй азан. После этого он встает и вслух для все собравшихся произносит первую часть хутбы на арабском языке:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللّهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلاَ هَادِىَ لَهُ، نَشْهَدُ أَنْ لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كَلِّ شَىْءٍ قَدِير، وَنَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدِنَا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَحَبِيبُهُ وَرَسُولُهُ أَكْرَمُ رَسُولٍ وَخَيْرُ بَشِيرٍ وَنَذِيرٍ، الَّلهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ وَبَارِكْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ. أَمَّا بَعْدُ: إِنَّ أَصْدَقَ الْحَدِيثِ كِتَابُ اللّهِ، وَأَحْسَنَ الْهَدْىِ هَدْىُ مُحَمَّدٍ، وَشَرَّ الأُمُور مُحْدَثَاتُهَا، وَكُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةُ ، وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِى النَّارِ. اِتَّقُوا اللّهَ يَا عِبَادَ اللّه أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللّهِ وَطَاعَتِهِ، إِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوُا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ. قَالَ اللّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ الْكَرِيم، أَعُوذُ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمٍ – بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Прочитав первую часть хутбы на арабском языке, хатыйб зачитывает аяты и хадисы, о которых намеревается говорить в своей хутбе. После этого он произносит свою хутбу и завершает ее так:

أَلاَ إِنَّ أَحْسَنَ الْكَلاَمِ وَأَبْلَغَ النِّظَامِ كَلاَمُ اللّهِ الْمَلِكِ الْعَزِيزِ الْعَلاَّمِ كَمَا قَالَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى فِى الْكَلاَمِ، وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاِسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُون. أَعُوذُ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيم – بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

После этого хатыйб читает аят, который читается в конце каждой хутбы, а про себя совершает следующую ду’а:

بَارَكَ اللّهُ لَنَا وَلَكُمْ وَلِسَائِرِ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ اَلأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ بِفَضْلِهِ وَرَحْمَتِهِ إِنَّهُ قَرِيبٌ مُجِيبُ الدَّعَوَاتِ

Прочитав эту ду’а, хатыйб встает и вслух для всех собравшихся произносит вторую часть хутбы на арабском языке:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ حَمْدَ الْكَامِلِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَأَصْحَابِهِ أَجْمَعِينَ، تَعْظِيمًا لِنَبِيَّهِ وَتَكْرِيمًا لِفَخَامَةِ شَأْنِ شَرَفِ صَفِيِّهِ فَقَالَ عَزَّ وَجَلَّ مَنْ قَائِلٌ مُخْبِرًا وَآمِرًا،إِنَّ اللّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِىِّ يَاَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْليمًا، اَلَّلهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ. اَللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعَالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجَيدٌ

После этого хатыйб, подняв руки ладонями вверх и понизив голос, произносит следующую ду’а:

اَلَّلهُمَّ ارْضَ عَنِ الأَرْبَعَةِ الْخُلَفَاءِ سَيِّدِنَا أَبِى بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ ذَوِى الصِّدْقِ وَالْوَفَاءِ وَبَقِيَّةِ الْعَشَرَةِ الْمُبَشَّرَةِ وَآلِ بَيْتِ الْمُصْطَفَى وَعَنِ الأَنْصَارِ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالتَّابِعِينَ إِلَى يَوْمِ الْجَزَاءِ، اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ ،اَللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَالسَّلاَمُ عَلَى الْمُرْسَلِينَ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

После этого хатыйб читает про себя «агузу-бисмилляхи», произносит вслух следующий аят, сходит с минбара и возглавляет пятничный намаз[37].

اِنَّ اللّهَ يَاْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالاِحْسَانِ وَاِيتَاءِ ذِى الْقُرْبَى وَيَنْهَى

عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْىِ يَعِيظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرونَ[38]

 

Хутба первая

 

Всевышний Аллах видит все

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ

وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيد[39]ِ

وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): اِحْفَظِ اللّهَ يَحْفَظْكَ اِحْفَظِ اللّهَ تَجِدْهُ

تُجَاهَكَ إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلِ اللّهَ وَإِذَا اِسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللّهِ[40]

Уважаемые братья мусульмане,

мы знаем, что человек, созданный наивысшим творением, является странником на пути к вечности. В зависимости от того, с какими деяниями человек идет по жизни, непростой жизненный путь заканчивается для него либо вечным раем, либо вечным адом. Нафс, шайтан, куфр и тагут, строя свои козни, поджидают его на каждом пути.

Несмотря на это, в этом нелегком странствии, которое не в силах остановить никто, человек не оставлен один. Каждый его вздох, каждый шаг, каждое слово, каждый поступок, замысел, прожитый день видит Всевидящий и находящийся к нему ближе, чем шейная артерия, Аллах. Аллах видит его постоянно в истинном его виде. От Его контроля и наблюдения невозможно ни скрыться, ни убежать, ни избавиться,

Поэтому вкусивший сладость веры мусульманин, и когда ложится, и когда встает, и когда идет, и когда сидит, и когда ест, и когда пьет, разговаривает, работает и поклоняется, находясь на работе, у себя дома или на улице, обязан помнить о повсеместном и постоянном контроле Аллаха. Он должен помнить о том, что Аллах не только знает все, что он делает и думает, но и записывает это в книгу деяний. Не осознав этой истины, постичь счастья этой и следующей жизни невозможно.

Всевышний Аллах, Знание и Могущество которого объемлет все сущее, в Священном Коране говорит:

أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَنْ يُتْرَكَ سُدًى

«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе[безо всяких обязанностей][41].

إِنَّ رَبَّكَ لَبِالْمِرْصَادِ

«Воистину, Господь твой –[поистине] в засаде»[42].

وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите»[43].

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ وَنَعْلَمُ مَا تُوَسْوِسُ بِهِ نَفْسُهُ وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ

مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена.[Помни], что два ангела сидят[у человека]справа и слева и записывают[его деяния].[Человек]не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж»[44].

Уважаемые братья мусульмане,

как мы видим, Всевышний Аллах наблюдает за рабами Своими постоянно и внимательно. Это должны понимать те, кто понял, что сутью их прихода на этот свет является испытание, и что каждый понесет за него либо соответствующее наказание, либо соответствующую награду.

Это должны понять те, кто, купаясь в нескончаемых благах Аллаха, забывают поклоняться Ему, те, кто отступил от благословенного пути Господина посланников (саллаллаху алейхи ва саллям), те, кто повернулся спиной к указанным в Священном Коране истинам.

Это должны понять те, с чьих лбов стерся след от земных поклонов, те, чьих душ и сердец не коснулась печать Ислама, те, кто, сами спеша в мечети, пребывают в беспечности о том, что их дети встали на путь потребления спиртного, разврата и азартных игр.

Это должны помнить те, кто не соблюдает и не уважает прав других, те, кто не отличает дозволенного от запретного, те, кто не видит ничего зазорного в том, что растит своих детей на нечистые и запретные деньги.

Это должны понимать те, кто вместо братских чувств стараются распространить среди мусульман ложь, разногласие, сплетни, вражду и ненависть.

Это должны понять те, кто, принимая Великий Ислам как веру, поклонение и нравственный закон, не довольны теми законами, которые он устанавливает в обществе.

Да, каждый здравомыслящий и совестливый человек должен признаться себе в том, что Аллах, Который ближе к нам, чем наша шейная артерия, Который посылал к нам пророков и разъясняющие, – где ложь и где истина, писания, Который знает все, что мы совершаем и что замышляем, непременно призовет нас к ответу. Разве возможно избежать встречи с Ним и Его расчетом? Разве спасут нас от расчета наши друзья и родные, наши деньги и положение? Или мы думаем, что наши прегрешения и зло обернуться для нас благом? Разве не наступит день правосудия?

أَلَيْسَ اللَّهُ بِأَحْكَمِ الْحَاكِمِينَ

«Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?»[45]

Таким образом, братья мусульмане,

если мы держим путь к вечности, то должны отыскать ответы на все эти вопросы заблаговременно. Пусть каждый еще раз уверует в то, что является рабом Аллаха, и, что каждому предстоит предстать перед Ним и держать ответ. Украсьте жизнь свою благими деяниями. Наилучшим образом соблюдайте права Аллаха и права Его рабов, подобных вам. Оберегайте руки и души свои от злого и запретного. Обучайте детей своих исламскому благонравию и старайтесь быть для них в этом живым примером. Не ищите чести и достоинства выше, чем быть мусульманином. Не будьте игрушками нафса и шайтана. Знайте и помните, что Аллах видит каждого из нас, и, что Он спросит всех нас о том, что мы делали, ведь к Нему Одному – Господу миров все мы будем возвращены.

Свою хутбу я хочу закончить хадисом Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Наилучшим образом соблюдай и чти то, что установлено Аллахом, тогда и Он окажет почет тебе. Помни об Аллахе, и ты найдешь Его рядом с собой. Если хочешь чего-то, проси это у Аллаха. Если ищешь помощи, проси ее лишь у Него Одного»[46].

... اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

إِنَّ رَبَّكَ لَبِالْمِرْصَادِ[47]

 

Хутба вторая

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.009 с.)